Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ffl.msu.ru/research/avtoreferats/81-popova-avtoreferat.doc
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Feb 3 01:18:04 2013
Кодировка: koi8-r




На правах рукописи



Попова Светлана Николаевна




ЛИНГВОСТИЛИСТИКА ФАНФИКШН
(НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ САЙТОВ,
ПОСВЯЩЁННЫХ ТВОРЧЕСТВУ ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА)


Специальность 10.02.04 - германские языки




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата филологических наук





Москва -2009
Работа выполнена на кафедре английского языка для естественных факультетов
факультета иностранных языков и регионоведения Московского
государственного университета им. М.В. Ломоносова



НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: кандидат
филологических наук,

доцент Черезова Т. Л.




ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор филологических
наук,

профессор Задорнова В. Я.



кандидат
филологических наук,
доцент
Ахренова Н. А.



ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Рязанский
государственный

университет имени С.А. Есенина







Защита диссертации состоится __23 июня 2009 года в _______ часов на
заседании Диссертационного Совета Д.501.001.04 при МГУ им. М.В. Ломоносова
по адресу: 119192, Москва, Ломоносовский проспект, д. 31 корпус 1, ауд.107-
108.





С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ
им. М.В.Ломоносова







Автореферат разослан "___" _________________ 2009 г.







Ученый секретарь

диссертационного совета Е.В. Маринина




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Диссертация посвящена рассмотрению одного из видов Интернет-текстов -
фанфикшн, которые определяются следующим образом: «термин, используемый для
обозначения литературного творчества поклонников (фэнов) какого-либо
вымышленного мифологического мира. и создаваемого на основе реалий этого
мира. Фанфикшн - это возможность художественного творчества в заданной
реальности, способ поделиться мыслями и впечатлениями с единомышленниками,
средство исследования различных граней личности популярных
персонажей.».[1]
Во второй половине XX века зародилось и получило своё развитие новое
явление - Интернет. Бурное развитие Интернета началось после 1993 г., когда
число узлов и пользователей стало расти в геометрической прогрессии. Вскоре
Интернет оформился как альтернатива другим средствам общения, а также как
удобный способ передачи и хранения информации. К концу второго тысячелетия
Интернет включал в себя большие массивы литературных текстов. Со временем
возникли сайты для размещения работ писателей-любителей. Литературные
произведения, средой существования которых стал Интернет, крайне
разнообразны. Однако одно из самых заметных мест занимает особое явление,
получившее известность как фанфикшн.
Появление фанфикшн прежде всего связано с ростом популярности
произведений, относящихся к жанру фэнтези, одним из основоположников
которого можно считать Дж.Р.Р. Толкина. Во второй половине 20-го столетия
начали формироваться сообщества поклонников таких произведений. Они
возникали как клубы, где можно было обмениваться своими соображениями,
впечатлениями, мнениями. С появлением Интернета общение поклонников жанра
фэнтези перешло на новый уровень: на многих сайтах не только обсуждали
любимые книги, но и начали размещать плоды собственного творчества.
Литературу, созданную поклонниками какого-то произведения, стали называть
«фанфикшн», а сами тексты получили название - «фанфики», «фики» (fanfics,
fics).
Сегодня фанфикшн представляет собой мало изученный массив
произведений, отличающихся своим вторичным характером в силу того, что их
авторы создают свои тексты после прочтения произведений определённого
автора. Так как текст создаётся «под впечатлением», взаимосвязь между
исходным произведением и фанфикшн представляет собой отношения протослова и
вторичного текста.
В современных исследованиях вторичными называются тексты, авторы
которых намеренно воспроизводят определённые элементы лингвостилистической
и композиционной структуры произведения другого автора или целого
литературного направления. При определении того или иного вида вторичных
текстов современные учёные учитывают следующие аспекты: форму и содержание
произведения, предмет изображения, приёмы создания имитационного
произведения, авторскую идейно-эмоциональную оценку протослова[2].
Объектом данного исследования были выбраны тексты фанфикшн по Дж.Р.Р.
Толкину, так как этот автор стоит у истоков зарождения фэнтези, и фанфикшн.
Поскольку для филологического осмысления вторичных произведений необходимо
сопоставление их стиля со стилем оригинала, необходимо знать, каковы
основные особенности стиля этого писателя.
Для того чтобы понять, является ли фанфикшн отдельным, новым
литературным направлением или же такие произведения принадлежат к уже
известным видам вторичных текстов, то есть стилизации, пародии, парафразу и
т.д., описанным О.С. Ахмановой, М.В. Вербицкой и другими исследователями,
необходим тщательный лингвостилистический анализ текстов фанфикшн в
сопоставлении с текстом протослова.
Актуальность работы определяется тем, что объектом исследования
служат тексты, существующие в принципиально новой электронной среде,
возникшей в конце 20 века и охватившей весь мир. Этой средой является сеть
Интернет - средство массовой информации, имеющее наибольший охват
аудитории. К настоящему моменту Интернет-тексты представляют собой
наименее исследованный с точки зрения филологии и лингвистики массив
текстов. Одним из наиболее распространённых видов электронных текстов можно
считать произведения фанфикшн, однако, несмотря на достаточно длительное
существование этого явления, оно ещё не подвергалось научному изучению и
осмыслению. Сформулированные в ходе исследования цели и задачи также
представляются актуальными с точки зрения лингвистики как науки.
Новизна работы заключается в том, что в ней рассматривается такой
малоизученный аспект современной литературной деятельности, как фанфикшн.
Тексты, созданные под впечатлением и по мотивам трилогии Дж.Р.Р. Толкина
«Властелин колец», были подвергнуты сплошному тщательному
лингвостилистическому анализу и сопоставлены с протословом. Новым является
и то, что на основе проведённого анализа выделены такие виды вторичных
произведений, которые расширяют существующую классификацию. Предложен
подход, который может использоваться при изучении литературных текстов
Интернета. Рассмотрена структура сайтов фанфикшн, особенности оформления
данных текстов.
Цель исследования заключается в изучении текстов фанфикшн в рамках
лингвостилистики и определении их места в системе вторичных текстов, а
также в ответе на вопрос о том, является ли фанфикшн новой формой
существования традиционных текстов или представляет собой новое
филологическое явление.
Цель исследования потребовала решения следующих задач:
1. определить, как область лингвостилистики соотносится с таким
новым явлением, как фанфикшн;
2. определить область применения терминов: вторичный текст,
вертикальный контекст, фанфикшн;
3. выделить основные характеристики стиля Дж.Р.Р. Толкина;
4. провести лингвостилистический анализ репрезентативного массива
Интернет-текстов;
5. выяснить возможность применения существующей классификации
вторичных текстов к текстам фанфикшн;
6. определить и описать специфику различных видов фанфикшн.
Предметом исследования являются лингвостилистические характеристики
текстов фанфикшн в их соотношении с текстом протослова.
Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что в ней
проведён лингвостилистический анализ трилогии Дж.Р.Р. Толкина «Властелин
колец», выделены главные характеристики литературного стиля писателя, на
основании чего стало возможным провести сопоставление его произведений с
текстами фанфикшн. В ходе анализа выяснилось, что существующей
классификации вторичных текстов недостаточно для полного описания и анализа
этих произведений, в связи с чем в работе предложены новые категории
вторичных текстов («двойной перифраз», «двойная пародия», «двойная
стилизация» и «вариации»).
Практическая ценность работы заключается в рассмотрении нового явления
языка и литературы, знакомство с которым необходимо для современных
филологов. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах
лингвостилистики и культурологии.
Теоретико-методологической базой исследования послужили
фундаментальные положения, разработанные в рамках различных научных
направлений лингвистики:
- описательная стилистика (Ш. Балли, Р.О. Якобсон);
- лингвостилистика (О.С. Ахманова, А.А. Липгарт, М.В. Вербицкая, И.В.
Гюббенет, В.Я. Задорнова, Л.В. Полубиченко);
- топология текста (Л.В. Полубиченко).
Исследования в области филологической топологии оказались особенно
полезны для проведения исследования. Топологический подход к выявлению
критериев стиля использовался в данной работе для отнесения того или иного
текста фанфикшн к определённому разряду вторичных текстов.
Достоверность полученных данных обеспечивается анализом нескольких
десятков Интернет-сайтов, содержащих тексты фанфикшн. В качестве материала
исследования было использовано около 2500 компьютерных страниц текста
стандартного формата (1800 знаков с пробелами).
Апробация результатов исследования. Концепция работы, её основные
теоретические положения и выводы обсуждались на заседаниях кафедры
английского языка для естественных факультетов и были представлены в виде
докладов на XIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и
молодых учёных «Ломоносов - 2006», XIV Международной научной конференции
студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2007», V Международной
конференции «Языки в современном мире» (Москва, 2006), VI Международной
конференции «Языки в современном мире» (Москва, 2007), II Международной
научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и
лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения»
(Москва, 2006), III Международной научно-практической конференции
«Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка
делового и профессионального общения» (Москва, 2008), IV Международной
конференции РКА (Российской коммуникативной ассоциации) «Коммуникация -
2008» (Москва - 2008), Дистанционной онлайн конференции «Интерактивное
обучение иностранным языкам делового и профессионального общения»
"Interactive Teaching of Foreign Languages for Business and Professional
Communication" (Москва 2009)[3]. Основные положения диссертации отражены в
семи публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1) произведения фанфикшн лингвостилистически неоднородны, что также
отражается на их форме и содержании;
2) тексты фанфикшн должны исследоваться с точки зрения филологической
топологии и в рамках классификации вторичных произведений, разработанных
М.В. Вербицкой, однако это требует выделения новых разновидностей вторичных
текстов;
3) во всех произведениях фанфикшн присутствует связь с протословом,
выражающаяся в «коде узнаваемости» исходного произведения;
4) Интернет-тексты фанфикшн существуют в виде сайтов, которые можно
рассматривать как гипертекст, тогда как отдельные тексты, размещённые на
сайтах, являются самостоятельными как с точки зрения лингвостилистики, так
и по чисто формальным признакам (возможности полноценного существования вне
Интернет-среды);
5) протослов - трилогия «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкина - обладает
лингвостилистической целостностью, тогда как произведения фанфикшн,
созданные на его основе, отличаются значительным стилистическим
разнообразием;
6) выявленные в ходе анализа протослова основные лингвистические
характеристики: использование поэтической лексики, слова с ингерентной
коннотацией, словотворчество, языкотворчество, включение поэтических
отрывков, применение курсива, внимание к деталям, информационная
избыточность, инверсия, использование разговорной лексики и оборотов, а
также поэтических приёмов для речевых характеристик персонажей,
использование лингвистических признаков сказаний и эпоса - наблюдаются
далеко не во всех текстах фанфикшн;
7) с точки зрения лингвостилистики нельзя говорить о произведениях фанфикшн
как об особом языковом явлении.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав,
заключения, списка литературы и приложения, в котором представлена часть
материала, рассмотренного в работе.




























ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, раскрывается её
актуальность, научная новизна, теоретическое значение и практическая
ценность, определяющая цели и задачи исследования, его методологическая
направленность, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава - «Интернет-тексты фанфикшн и методы их анализа» -
состоит из двух параграфов. В первом параграфе - «Методы и принципы анализа
Интернет-текстов» - рассматривается становление методологии
лингвостилистического и филологического анализа текста в общем и вторичного
текста, как в целом, так и, в частности, вторичных текстов, к которым
принадлежат произведения фанфикшн. При рассмотрении различных методов
анализа текста, выделялись те элементы и подходы, которые оказались
наиболее эффективным для данного вида текстов: это в первую очередь
сплошной лингвостилистический анализ, сопоставление протослова и вторичного
текста, филологическая топология. На этой основе был выработан общий
алгоритм анализа стиля вторичного текста, в основе которого лежат
трёхуровневый лингвостилистический анализ, а также элементы филологической
топологии и анализа вертикального контекста.
Во втором параграфе первой главы - «Фанфикшн и Интернет как среда их
существования» - подробно рассматриваются новая сфера существования
литературных текстов - сеть Интернет - и новое специфическое явление,
фанфикшн. Отдельные тексты фанфикшн рассматриваются как элементы
гипертекста, в связи с чем описаны принципы оформления сайтов и текстов
фанфикшн, деление на категории, принятые сокращения и т.д.
Вторая глава диссертации - «Лингвостилистические характеристики
протослова («Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкина)» - посвящена анализу
стиля Дж.Р.Р. Толкина, поскольку в данной работе рассматривались
произведения, созданные поклонниками его творчества, а анализ их стилистики
требовал сопоставления со стилем протослова. В данном разделе содержится
ответ на вопрос о том, что представляет собой манера письма автора,
произведения которого послужили источником фанфикшн. Материалом
лингвостилистического анализа послужила трилогия «Властелин колец».
Выделены основные характеристики стиля писателя, которые далее используются
при анализе вторичных текстов в их соотношении со стилистикой протослова.
К наиболее ярким фонетическим, семантическим и синтаксическим приёмам
стиля Дж.Р.Р. Толкина отнесено: использование поэтической лексики, слова с
ингерентной коннотацией, словотворчество, языкотворчество, включение
поэтических отрывков, применение курсива, внимание к деталям,
информационная избыточность, инверсия, использование коннотативной и
поэтической лексики, а также введение разговорной лексики и оборотов для
речевых характеристик персонажей, наличие стилистических элементов сказаний
и эпоса.
Третья глава - «Виды текстов фанфикшн и их лингвостилистические
особенности» - состоит из четырёх параграфов, в которых рассматриваются
различные виды фанфикшн, выделенные в результате сплошного анализа Интернет-
сайтов.
Источником материала послужили несколько десятков электронных адресов,
на которых размещаются тексты фанфикшн. Произведения, которые принимаются
на эти сайты, созданы поклонниками творчества Дж.Р.Р. Толкина, в частности,
его произведения «Властелин колец».
Анализ показал, что тексты, созданные по мотивам творчества Дж.Р.Р.
Толкина, далеко не однородны. Такие тексты отличаются по объёму (от
нескольких десятков строк до формата полноценной книги, разделённой на
главы), по форме (стихи и проза) и по содержанию; значительные различия
обнаруживаются также в их лингвостилистике и степени их «литературности»:
среди работ фанфикшн встречаются как достаточно талантливые произведения,
так и откровенная графомания.
Язык некоторых произведений почти полностью соответствует стилю
Дж.Р.Р. Толкина: такие тексты вполне могли бы служить продолжением
оригинального произведения или органично войти в трилогию в качестве одной
из глав. Язык других произведений фанфикшн кардинально отличается от
манеры письма Дж.Р.Р. Толкина. Тем не менее очевидно, что они являются
вторичными произведениями, созданными по мотивам трилогии, так как в них
сохранён код узнаваемости протослова: например, сохранены системы
географических названий, оригинальные имена персонажей, реалии мира,
придуманного Дж.Р.Р. Толкином.
Чтобы максимально приблизиться к манере письма протослова и сохранить
«код узнаваемости», авторы произведений фанфикшн иногда полностью следуют
канону, не нарушая ни хронологических, ни сюжетных связей, ни основных
характеристик персонажей Дж.Р.Р. Толкина. Если они развивают
повествование протослова дальше, вводят новых героев, например, то делают
это очень осторожно. Авторы таких фанфиков снабжают свои произведения
подробными пояснениями, составляют генеалогические древа, подобно тому как
это делал Дж.Р.Р. Толкин.
Помимо текстов фанфикшн, авторы которых стараются подражать оригиналу,
тем самым, демонстрируя уважение к таланту своего кумира, существуют и
такие, которые иронизируют по поводу определённых приёмов и пародируют
манеру письма Дж.Р.Р. Толкина. Эти произведения более всего подходят под
определение пародии.
Однако не все произведения фанфикшн укладываются в уже существующую
классификацию вторичных текстов, разработанную М.В. Вербицкой. Чтобы
определить специфику каждого из видов, был проведён тщательный
лингвостилистический, топологический и филологический анализ текстов
фанфикшн, выявлены их ключевые характеристики на фонетическом,
семантическом, синтаксическом уровнях, определены наличие или отсутствие
соответствия этих характеристик основным показателям стиля Дж.Р.Р.
Толкина, а также соотношение текста фанфикшн, как вторичного, с
протословом.
В первом параграфе третьей главы - «Стилизация» - приводится анализ
таких произведений, которые, согласно определению О.С. Ахмановой[4],
ориентированы на воспроизведение «чужого стиля» как основного предмета
изображения. Это значит, что, подражая стилю протослова, автор стилизации
делает установку на максимально возможное сходство с исходным текстом и
сохранение кода узнаваемости, что и определяет вторичный характер
произведения.
Анализ показал, что в целом ряде текстов с различных сайтов
используется стилистика произведений Дж.Р.Р. Толкина. Получившиеся в
результате тексты авторы стремятся приблизить к его манере письма. Такие
произведения могут быть отнесены к стилизации.
Опираясь на проведённый анализ лингвостилистических особенностей языка
Дж.Р.Р. Толкина, в произведениях фанфикшн можно выделить некоторые
характеристики и приёмы, характерные для протослова. Подражание происходит
на нескольких уровнях. Например, на лексическом уровне можно выделить
следующие закономерности:
a) Динамика повествования в произведениях фанфикшн обеспечивается за
счёт обилия глагольных и отглагольных форм и наречий образа действия,
например: bring, move, stand, spill, carry, feed, live, show, survey,
depend, keep, close, leap away, drift, approach, shifting, awakening,
reading, tasting, enticing, burning, scavenging, wanting, signaling,
fastened, mixed, curled;[5]
б) В текстах фанфикшн содержится большое количество эмоционально
окрашенной лексики, преимущественно имеющей отрицательную коннотацию:
fumes, odor, shadow, blood, ichors, to gorge, desolation, remains, ache,
wound, slave, sorrow, to crouch, carcass, scavenging;[6] dreary, doom,
danger, mistake, grieve, tears, shadows, evil, lead, grim, oppressive, to
risk, to force[7].
в) В произведениях фанфикшн широко используется контраст, который
создаётся на уровне слов и словосочетаний. Например, тема возрождающейся
жизни (awakening, slowly their number were growing, cubs, spring, once
again) противопоставлена теме смерти, опасности и страданий (bodies of the
dead, shadows, ache of . wounds, no peace, enemy, taken captive, slaves,
carcass, sorrow, to howl, axes, Long Teeth, orcs, weapons).[8]
В тексте могут противопоставляться свет и тьма: lit the strings of
lanterns, silver shimmer, thread of light, pulling light, the sun broke
over, lit gold, silver shimmer; и, напротив: dark city below, black
with.shadows, in the dark, deep in the black night, before dawn, the night
before, dusk, dark streets, magic of the night, shadowed mountains.[9]
Противопоставления также могут относиться к движению вверх и вниз: hilly,
hills, tall rocks, to jut up, taller stones, top of the hill, lift up, up,
upwards, upon, over, raise, far above, diminish, fade, level with the
ground, bottom, fall, descend, below, down.[10]
д) для фанфикшн, как и для произведений Дж.Р.Р. Толкина, характерно
внимание к деталям, что проявляется в разнообразной, тщательно подобранной
лексике по той или иной теме, раскрывающейся в тексте. Данное явление
предлагается называть «широким тематическим полем». Например, произведение
может изобиловать фразами, описывающими глаза, взгляд и зрительный контакт,
подчёркивая важность именно визуального восприятия действительности: he had
hid his eyes, avoiding her gaze, for a moment he caught a glimpse, seem, to
have a peep, ancient eyes, her eyes filled with pity, Sam closed his eyes,
he opened his eyes and looked up at her, to gaze in glass, the sights you
saw, an exasperated look in his eyes.[11]
При рассмотрении уровня предложения были выделены следующие аспекты:
a) Авторы вторичных текстов так же как Дж.Р.Р. Толкин использовали
инверсию: "Trees, tall and ancient, turned on their side";[12] "Cubs the
pack will protect with tooth and claw.Slowly their numbers were
growing."[13]
б) Поклонники творчества Дж.Р.Р. Толкина часто прибегают к
аллитерации, которая придаёт произведению некоторую «архаичность» и вместе
с тем поэтичность, поскольку данный литературный приём восходит к
древнеанглийской и даже древнегерманской литературе и является традиционным
для англоязычной литературы. Например: "the slow, strange, singing sound of
the sand";[14] "sword-sent, blood-black, victor and vanquished";[15]
в) Писатели фанфикшн переняли у автора протослова манеру использования
пунктуационных знаков (тире) с целью создания более долгой паузы и, как
следствие, более сильного акцента, благодаря замедлению повествования: "So
Sam had climbed up on the base - real dwarf-make, he wagered - and peered
over the edge. A smiling face - Rose!"[16]
Подражание оригиналу также происходит на уровне текста в целом.
а) Для многих работ фанфикшн характерно чередование стихотворных
форм и прозаического текста:
б) Нередко авторы вторичных произведений используют цитаты из
произведений Дж.Р.Р. Толкина, чтобы максимально приблизить стиль вторичного
текста к стилю протослова. Данный приём также усиливает эффект
узнаваемости:
Good.good luck," I say. "I don't suppose you will to able to keep a
diary, Frodo my lad, but I shall expect a full account when you get back.
And don't be long! Farewell!"[17]
Не все рассмотренные тексты подпадают под определение стилизации М.В.
Вербицкой. Существует определённый процент произведений фанфикшн, которые,
сохраняя код узнавания протослова, то есть трилогии Дж.Р.Р. Толкина
«Властелин колец», на уровне географических названий, оригинальных имён
персонажей, реалий мира Средиземья, копируют стиль иного литературного
направления, например, любовных романов. У Дж.Р.Р. Толкина почти
отсутствуют описания межличностных и романтических отношений. Создавая
подобные произведения, поклонники трилогии пытаются восполнить этот пробел,
развивая тему взаимоотношений между мужчиной и женщиной (het) и даже между
мужчиной и мужчиной, женщиной и женщиной (slash).
Сочетание двух литературных направлений - фэнтези и любовного или
эротического романа рождает иной вид стилизации. В таких произведениях при
сохранении кода узнаваемости протослова не воспроизводится стиль Дж.Р.Р.
Толкина. Произведения отнесены к «двойной стилизации». В целом
произведения относящиеся к «двойной стилизации» представляют собой
самобытное явление, стилистически не связанное с трилогией «Властелин
колец».
Второй параграф третьей главы - «Перифраз» - рассматривает тексты в
которых, согласно определению М.В. Вербицкой, «предметом изображения
является объективная реальность; форма воспроизводит особенности стиля
какого-то другого широко известного произведения, к которому автор
перифраза относится вполне положительно; авторская оценка направлена на
изображаемые аспекты действительности, а использование «чужого стиля»
подчинено задаче достижения комического эффекта за счёт несоответствия
формы и содержания». [18]
В ходе исследования любительских сайтов обнаружился целый ряд
перифразов. Например, рубрика "If You Give."[19], где собраны фанфики,
имеющие форму детского рассказа, построенного по принципу замкнутого круга.
Эти тексты представляют собой вариации на различные темы при относительном
единстве формы. Работы написаны разными авторами.
В фанфиках перифраз подвергся переосмыслению: здесь объектом
изображения является уже не объективная реальность, как предусматривает
определение данного вида вторичных текстов, а мир «Властелина колец»,
который авторы данных произведений увидели «через призму» детской книги. В
данном случае мы имеем дело с особым вторичным текстом, который можно было
бы назвать двойным перифразом: объектом изображения здесь является не
объективная реальность, а мир, созданный Дж.Р.Р. Толкином.
В рубрику вошло десять произведений, имеющих сходную структуру.
Построение сюжетной линии напоминает замкнутый круг. Некоторые произведения
ограничиваются «одной окружностью», то есть имеют вполне логичное
завершение сюжета ("If you give a hobbit a ring of power." "If you forge
some Rings of Power"), другие оставляют возможность многократного прочтения
("If you give a Wargy a bowl of haggis."; "If you give a ranger a sword.";
"If you give an elf a brooch.").
В параграфе приводится подробный анализ некоторых произведений
фанфикшн данной рубрики, а также произведений с других сайтов, которые
имеют форму перифраза.
Например, Aragorn: The Owner's Guide and Maintenance Manual (автор -
Theresa Green[20]), где объектом изображения является герой мира Дж.Р.Р.
Толкина, а не реальность. Протословом в данном случае служит типичная
инструкция по применению бытовой техники. Один из героев трилогии Дж.Р.Р.
Толкина, Арагорн, представлен в тексте не как доблестный воин, спасающий
Средиземье от тёмных сил, а как модное изделие, которое можно купить и
использовать в хозяйстве. Автор сохраняет «код узнаваемости» оригинального
произведения, повторяя имена собственные и звания, принадлежащие Арагорну
(Strider, Dunadan, Estel, Elessar, Telcontar, Thorongil, Heir of Isildur),
упоминает определённые атрибуты воина (elven cloak and brooch, pipe and
tobacco, leather boots, winged crown, bow and arrows, silver pendant,
broadsword, Hasufel, Roheryn, Brego). Привычки и манеры поведения персонажа
узнаваемы, хоть и намеренно утрированы. Упоминаются также родители Арагорна
(Arathorn, Gilraen), дата рождения (March 1st Year 2931 of the Third Age),
географические названия Средиземья (Rivendel), сказочные существа и
растения, описанные Толкином (elves, white tree).
Графическое и синтаксическое оформление почти полностью соответствует
«инструкции по применению» с приведением некоторых технических
характеристик устройства. Об этом свидетельствуют: простые предложения,
чёткая подача информации, деление на разделы (technical specifications,
installation, caution, accessories), оформление текста нумерациями и
маркерами, построение строки по модели «обобщающее понятие - пояснения»
(Type: Human (male)), пассивные конструкции (the procedures detailed;
Aragorn delivered; you couldn't be bothered; covered in sweat and grease;
smothered with dirt; Aragorn comes equipped with .accessories; if he is
stopped; be warned; Aragorn is wrapped; (he) will be particularly attached
to .), повелительное наклонение (run a hot bath into which you should empty
.remove the lid . clap the chloroformed pad; under no circumstances should
you try), причастия первого (roaming, purchasing, grooming, struggling,
opening, following, scrubbing, waking, gleaming).
Произведения, которые по некоторым параметрам напоминают перифраз, но
для которых исходной литературной формой являются детские книги, инструкции
по применению бытовой электроники, сонеты и т.д., и предметом изображения
которых стал вымышленный мир Дж.Р.Р. Толкина, а не объективная реальность,
было предложено именовать «двойным перифразом».
В третьем параграфе третьей главы - «Пародия» - рассматриваются те
фанфики, которые можно отнести к ещё одному типу вторичных текстов -
пародии. Согласно определению, «пародия изображает литературное
произведение-протослов в единстве его формы и содержания, то есть то, что
было формой оригинала (композиция, приёмы создания образов, ритмическая
организация и другие особенности лингвопоэтической организации) становятся
содержанием пародии».[21] В качестве протослова может выступать не только
отдельное произведение, но и определённый функциональный стиль или регистр
речи, литературный жанр, или литературное направление в целом. Авторская
идейно-эмоциональная оценка может быть направлена на протослов, его идейно-
эстетическую ценность, творческие возможности автора, его эстетические
принципы и способность воссоздавать действительность в художественных
образах.
Пародии занимают среди фанфиков довольно скромное место, возможно,
потому что сайты в основном объединяют поклонников писателя, которые не
склонны высмеивать творчество автора, уважительно именуемого «профессор».
Тем не менее, некоторое количество вторичных произведений ближе всего
стоят именно к пародии, что наглядно продемонстрировал их
лингвостилистический анализ.
Так, например, в одном из центральных описаний текста под названием
"Small and Rare"[22] пародируется батальная сцена, каковых так много в
протослове: "Clemmy danced in the delight of avoidance - sip and flee,
duck and dive, measure the lethargic moves of the creature then defy it in
split moments" не до конца ясны значения подчёркнутых слов, так как автор
намерено никак не поясняет их, пока в конце текста не становится понятным,
что creature - это Фродо, delight of avoidance - радость от того, что
удалось укусить и не быть убитым, а главными героями являются не летающие
кровожадные монстры, населяющие волшебные миры, а обыкновенные комары.

Однако среди текстов, пародийного характера были выделены и такие, где
одновременно с особенностями манеры письма Дж.Р.Р. Толкина объектом иронии
являются также и некоторые аспекты современной литературы и жизни. Опираясь
на «код узнаваемости» авторы подобного рода текстов пародируют, например,
образы из «бульварного чтива», современных произведений фэнтези и т.д. В
данном случае мы имеем дело с произведениями, которые в рамках расширенной
классификации уместно было бы назвать «двойными пародиями».
Четвёртый параграф третьей главы - «Вариация» - содержит анализ тех
произведений, которые нельзя отнести ни к одному из вышеперечисленных видов
вторичных текстов, поскольку они связаны с протословом лишь тематически, но
не стилистически. Предметом изображения таких произведений является
реальность, созданная Дж.Р.Р. Толкином, однако их авторы не используют
стиль протослова, они пишут в свойственной лично им манере, сами выбирают
форму и строят композицию произведения, иногда весьма оригинальную. Они не
стремятся пародировать или имитировать какие-либо стилистические приёмы
Дж.Р.Р. Толкина. Идейно-эмоциональная оценка протослова в таких
произведениях положительная. Целью создания такого вида вторичных текстов
является возможность творить в заданной протословом реальности. Стиль,
манера написания, построение произведения могут быть различными. Главным
является сохранение кода протослова, то есть его узнаваемости, посредством
сохранения оригинальных имён героев, географических названий, хронологии
событий, некоторых ключевых характеристик персонажей, что даёт право
называть эти произведения работами, носящими имитационный характер.
Примером такого произведения может служить "Journal of Duindural"
(Halladoiel Lindentree)[23], где текст представляет собой дневниковые
записи, каждой из которых предшествует дата, и в которых рассказывается об
осаде Гондора. Общий тон повествования, особенно в начале и в конце,
приближен к официальному, используется прямой порядок слов, простые
предложения.
"Journal of Duindural" рассказывает о событиях, упомянутых в трилогии
Дж.Р.Р. Толкина. Нельзя сказать, что в этом произведении форма не
соответствует содержанию, следовательно, данный «фанфик» нельзя считать
перифразом. В "Journal of Duindural" также не пародируются ни творческие
приёмы автора протослова, ни его эстетические принципы. Эмоциональная
оценка протослова - положительная. Следовательно, это произведение не
является пародией.
Сопоставление текста с протословом показывает, что в рамки стилизации
он также не укладывается. В связи с этим в работе для вторичных
произведений такого рода предложено название «вариация».
К этому виду можно отнести такие тексты фанфикшн, которые приближаются
к графомании. В данном случае вопрос о стилизации или пародировании
произведений Дж.Р.Р. Толкина не возникает, так как подобным произведениям
не только не присущ какой-либо литературный стиль, но зачастую в них
содержится множество грамматических и стилистических ошибок.
Заключение содержит краткую формулировку основных выводов работы; в
нём также указываются дальнейшие перспективы работы.
Проведённое исследование демонстрирует вторичный характер
текстов фанфикшн, а также их функционирование в сети Интернет в качестве
отдельных элементов гипертекста. В то же время каждый текст в отдельности
является самостоятельным и законченным и, будучи переведён на «бумажный
носитель», способен существовать в качестве самостоятельного текста,
сохраняя свой вторичный характер.
В работе были исследованы лишь англоязычные тексты фанфикшн,
так как сопоставительный анализ с привлечением других языков вышел бы за
рамки поставленной задачи.
Основным выводом работы является то, что в настоящее время нельзя
говорить о фанфикшн как об особом литературно-стилистическом явлении или,
тем более, об особой литературе, которой некоторые исследователи
присваивают именование «сетература». На сегодняшний момент можно
утверждать, что фанфикшн как литературные произведения размещающиеся в
Интернете, являются новой формой создания и способом существования
вторичных текстов, причём их классификация должна быть значительно
расширена.
Диссертационная работа содержит библиографию, а также перечень
Интернет-сайтов, послуживших источником материала исследования. В
приложение включена выборка вторичных текстов, анализируемых в работе.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях
автора:
1. Лингвостилистика текстов в Интернете на примере фанфикшн// Вестник
Московского университета: научный журнал. Лингвистика и межкультурная
коммуникация. - М.: Изд-во Московского университета. Серия 19. ? 4,
2007 - c. 211 - 213.
2. Лингвостилистические особенности Интернет-текстов (на примере
«фанфикшн»)// Сборник тезисов XIII Международной научной конференции
студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». - М.: Факультет
иностранных языков и регионоведения МГУ, 2006. - с. 369 - 370.
3. Произведения «фанфикшн» как особый вид вторичных текстов// Языки в
современном мире. В 2 частях: материалы V Международной конференции:
[сборник] / [отв. ред. М.К. Гуманова] - М.: КДУ, 2006. - c. 585 - 589.

4. Попытка лингвостилистического анализа Интернет-текстов на примере
произведений «фанфикшн»// Языки в современном мире: материалы VI
международной конференции: [сборник] / [отв. Ред. Л.В.Полубиченко]. -
М.: КДУ, 2007 - с. 296 - 302, www.lomonosov-
msu.ru/2007/10/Popova_Svetlana.pdf
5. Анализ особенностей стиля Дж.Р.Р. Толкина// Вопросы лингвистики и
лингводидактики иностранного языка делового и профессионального
общения: Сборник материалов конференции. - М.: Изд-во РУДН, 2008. -
с. 293 - 301.
6. Произведения фанфикшн и их вторичный характер// III Международная
научно-практическая конференция. Актуальные проблемы лингвистики и
лингводидактики иностранного языка делового и профессионального
общения: Материалы конференции. - М.: РУДН, 2008. - c. 221 - 223.
7. Гипертекстовые характеристики произведений фанфикшн// Вопросы
прикладной лингвистики: Сборник научных трудов. - М.: РУДН, 2009. -
с.102 - 109

-----------------------
[1] www.bbc.co.uk

[2] М.В. Вербицкая, В.К. Тыналиева. Вторичный текст и вторичные элементы
в составе развёрнутого произведения речи. Фрунзе, 1984

[3] www.flbpc-conf.ru
[4] О принципах и методах лингвостилистического исследования / под ред.
О.С. Ахмановой, М., 1966,с 97

[5] Leader of the Pack

[6] Leader of the Pack

[7] Why Must This Be?

[8] Там же.
[9] The Still Point
[10] An Ancient Curse
[11] Sam's Gift
[12] Sam's Gift
[13] Leader of the Pack
[14] The Still Point
[15] Crows
[16] Там же.
[17] Why Must This Be?

[18] М.В. Вербицкая, В.К. Тыналиева. Вторичный текст и вторичные элементы
в составе развёрнутого произведения речи. Фрунзе,1984
[19] www.tolkientrail.com/rivendell/duindural.shtml


[20] http://www.henneth-annun.net


[21] М.В. Вербицкая, В.К. Тыналиева. Вторичный текст и вторичные элементы
в составе развёрнутого произведения речи. Фрунзе,1984
[22] Псевдоним автора - Celebsul, источник - http:/www.henneth-annun.net
[23] www.tolkientrail.com/rivendell/duindural.shtml