Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://myastronomy.ru/PAGE/Articles/Doklad040314.doc
Дата изменения: Fri Mar 14 21:37:34 2014
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:31:28 2016
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: астрономия и интернет

ЗАОЧНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ИДЕЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Хорев Сергей Александрович
РЦДОД, г. Нижний Новгород
Шатовская Наталья Евгеньевна
СОШ ? 179 МИОО, г. Москва

Идея создания заочной астрономической школы, работающей по сети
интернет, была предложена профессиональному сообществу на съезде учителей
физики, состоявшемся в МГУ в июне 2011 года. В статье мы познакомим коллег
с состоянием и перспективами этого проекта.
Актуальность идеи в нашем кругу очевидна. Уменьшение часов
естественных наук в школьной программе породило пропорциональное уменьшение
в школах специалистов-предметников, в особенности с астрономической
подготовкой. Недостаточное финансирование дополнительного образования во
многих регионах свело на нет его научно-техническое направление.
Показателем состояния дел с преподаванием астрономии школьникам может
служить статистика Всероссийской олимпиады по этому предмету. В финальном
этапе олимпиады участвуют менее половины регионов страны. Некоторые регионы
(например, Владимирская область) местные этапы олимпиады не проводят, а во
многих других они проводятся формально - с малым числом участников и крайне
низкими результатами. Во многих случаях талантливый школьник,
интересующийся космосом, не получает поддержки в системе образования.
Заочная (дистанционная) астрономическая школа могла бы поддержать
самообразование школьников, способствовать развитию астрономического
образования в регионах за счёт повышения спроса на его очные формы и
повысить число абитуриентов, выбирающих астрономические и физические
специальности.
Разрабатывая проект ЗАШ, мы опирались на уже имеющийся опыт. Заочную
форму обучения астрономии как таковую опробовали ещё в 70-е годы
специалисты из Казани и Одессы, теперь же стоит задача освоения новых
возможностей, предоставляемых сетью. Оцифрованных книг по астрономии в
интернете более чем достаточно, но библиотека сама по себе проблему не
решает, поскольку очень немногие дети способны учиться самостоятельно,
исключительно по книгам. Широко известен интерактивный курс Н.Н.Гомулиной
«Открытая астрономия», однако он не предполагает дифференциацию по возрасту
учащихся и по уровню обучения.
В смежных с астрономией областях в организационно-методическом
отношении интересен опыт ЗФТШ МФТИ, однако это опыт абитуриентской
подготовки, лишь дополняющей традиционное школьное обучение. С точки зрения
системы работы можно ориентироваться на опыт Московского Центра
непрерывного математического образования (МЦНМО): в рамках центра
организованы математические кружки для детей всех возрастов, проводятся
различные соревнования и даже есть собственное издательство. В столице уже
имеется опыт дистанционного обучения педагогов: в сентябре 2013 года начали
работать курсы повышения квалификации на базе Центра Педагогического
Мастерства, в том числе для учителей астрономии.
С другой стороны, сами астрономы активно используют сеть и для работы,
и для общения. На Астронете, Астрофоруме, Астротопе обитают десятки
специалистов, владеющих и астрономическими знаниями, и компьютерными
технологиями. Но, естественно, ни форумы, ни специализированные порталы не
могут служить адекватной учебной средой для школьника. Такая среда должна
быть создана специально.
Заочная Астрономическая Школа функционирует на базе Центра
Дистанционного Образования физического факультета МГУ с сентября 2012 года
- http://distant.phys.msu.ru. Помимо ЦДО, её соучредителями являются ГАИШ
им.П.К.Штернберга и Астрономическое Общество. Практическая реализация идеи
была начата двумя энтузиастами-астропедагогами: преподавателем Ресурсного
центра дистанционного обучения детей г.Нижнего Новгорода С.А.Хоревым и
учителем астрономии школы ? 179 г.Москвы Н.Е.Шатовской.
В течение 2012-2013 учебного года нами проводилось освоение учебной
виртуальной среды moodle посредством разработки учебных курсов для
школьников средних и старших классов («Основы астрономии в задачах»,
«Готовимся к муниципальной олимпиаде по астрономии», «С астрономией на
«ты», «Школа наблюдателя», «Звёздный марафон»), наполнение курсов
астрономическим контентом и его структуризация.
Каждый отдельный курс представляет собой виртуальную площадку, которая
разделена на несколько (от 10 до 20) тем. Каждая тема содержит web-страницу
с теоретическим материалом (текст, схемы, графики, рисунки, фотографии),
ссылки на дополнительные интернет-ресурсы (видеофильмы, астросайты,
справочные материалы, книги) и контрольные задания. Широко используются
задачи, кроссворды, тесты, практические задания, предполагающие проведение
простейших астрономических наблюдений (как невооружённым глазом, так и с
помощью бинокля). Новостной форум информирует учащихся о текущих и
предстоящих мероприятиях.
Учащиеся самостоятельно записываются на выбранный ими курс и вводят
данные в регистрационную анкету. Обработав за полтора года более четырёхсот
анкет, мы получили интересную статистику. В ЗАШ обратились ученики из 36
регионов России; несколько регистраций пришло из-за рубежа (Украина,
Латвия, Казахстан). О своих занятиях в очных кружках сообщили, в разных
параллелях, от 12 до 28% учеников. Многие ученики (до 40%) имеют приборы
для наблюдений, а каждый пятый старшеклассник сообщил о наличии у него
телескопа. Около 40% заполнивших анкету учеников 8-11 класса принимают
участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях по астрономии, но в то же
время более четверти их ровесников сообщили, что не знают, проводится ли в
их регионе олимпиада по астрономии.
После регистрации ребята получают доступ к материалам. Ученик
самостоятельно изучает тему и выполняет задания, напрямую с преподавателем
не взаимодействуя. Контакт с ним осуществляется на этапе проверки
отправленных работ. Работы учитель просматривает удалённо в удобное для
себя время. Ученик получает не только оценку, но и краткий комментарий и
рекомендации. Кроме этого, ученик имеет возможность обратиться к
преподавателю через личное сообщение.
Технические требования к дистанционному обучению весьма скромны.
Необходим компьютер с подключением к сети интернет и сканер (для печати
готовых письменных работ). Мы предполагали, что учащихся не затруднит
освоение этих технических средств. На практике выяснилось, что уровень
технического оснащения и компьютерной грамотности учеников ЗАШ весьма
различен: одни присылают задания, полностью выполненные в электронной
форме, с формулами и рисунками, сделанными средствами компьютерной графики,
другие фотографируют рукописное решение мобильным телефоном. Несколько
учеников сообщали о перебоях со связью.
Как правило, ребята активно включаются в работу. Однако от темы к теме
количество выполненных заданий уменьшается. Заочное обучение, без жёстких
сроков и постоянного контакта с учителем, требует от ученика глубокой
мотивации и трудолюбия, поэтому до конца курса добираются единицы. Опыт
показал, что активность учащихся зависит не только от содержания курса,
которое должно быть доступным и интересным, не только от методически
грамотной подачи материала, но и от качества установившегося контакта.
Краткие формальные комментарии преподавателя «усыпляют», и наоборот,
развёрнутые и неформальные - «подогревают» интерес. Было также замечено,
что чем оперативнее преподаватель реагирует на отправленные задания и
вопросы ученика, тем дольше сохраняется интерес к курсу.
По итогам прошлого учебного года 22 ученика успешно завершили курсы
ЗАШ и получили сертификаты от ЦДО физфака МГУ. Из восьми учеников 9-11
классов, окончивших курс, шестеро стали победителями и призёрами
муниципальной олимпиады, трое - региональной, а девятиклассник Кирилл
Гришин из г.Тольятти стал победителем Всероссийской и Международной
олимпиад по астрономии.
В текущем учебном году в ЗАШ устойчиво занимаются более пятидесяти
школьников, несколько учеников зарегистрировались повторно и изучают курс
следующего уровня. Главное нововведение этого года - появление общей для
всех учеников заочной школы площадки для общения - псевдокурса «Добро
пожаловать в ЗАШ». В этом курсе, открытом для гостей (т.е. не требующем
регистрации на портале ЦДО), публикуется информация, нужная всем
школьникам, увлекающимся астрономией: календарь наблюдателя, новости
астрономического образования, ссылки на учебные пособия и полезные сайты.
Через новостной форум этого курса ученики ЗАШ получают рассылки с
приглашениями на различные мероприятия, в том числе очные. Мы видим главную
задачу этого учебного года в формировании детского коллектива ЗАШ,
организации общения учеников и их совместного участия в очном мероприятии.
В настоящее время на базе ЗАШ формируется команда для участия в IX
Астротурнире, который состоится в конце февраля в г.Казани.
Итак, за прошедшие полтора года идея организации заочной
астрономической школы была проверена на практике. Доказаны востребованность
дистанционных курсов по астрономии, техническая реализуемость модели,
возможность освоения новой формы работы учителем и учениками. Разработаны
базовые курсы для учащихся различных возрастов, содержащие интерактивные
материалы разных видов. Однако это только первые шаги в создании ЗАШ. На
втором этапе должны появиться учебные курсы более высокого уровня, а
систему работы необходимо усовершенствовать.
Так, например, через курсы ЗАШ могла бы вестись подготовка команд
регионов к выступлению на Всероссийской олимпиаде (статистика олимпиады
показывает, что многие регионы не могут организовать эту подготовку
самостоятельно). Более того, на той же технической платформе возможно
функционирование курсов повышения квалификации для астропедагогов, в том
числе и для самой заочной школы.
Особый интерес представляют формы учебной работы, основанные на
использовании уже существующих возможностей сетевой астрономии: удалённые
наблюдения через интернет, мониторинг переменных звёзд и околоземных
астероидов, использование электронных баз данных и т.п. Методическая
проработка этих возможностей и создание курсов или модулей в рамках ЗАШ
позволили бы организовать научно-исследовательскую работу школьников под
руководством специалистов, даже если их разделяют тысячи километров.
Таким образом, речь идёт, в перспективе, о создании единого
образовательного пространства для юных астрономов всей страны.
Дальнейшее развитие ЗАШ зависит от того, получит ли она официальный
статус и постоянное финансирование. В настоящее время школа существует как
совокупность курсов внутри ЦДО физфака МГУ и с юридической точки зрения не
является самостоятельным проектом. ЦДО работает на самоокупаемости, однако
соучредители отказались от взимания платы с учеников, поскольку это
затруднило бы реализацию главной цели проекта - сделать астрономию
доступной для школьников из отдалённых регионов. Было решено обратиться за
финансированием в фонд «Династия», однако фонд отклонил солидную заявку,
оформленную Астрономическим обществом. Попытка ЦДО получить целевой грант
через университет тоже успеха не имела.
Эти проблемы связаны с тем, что, по сути дела, ЗАШ не вписывается в
существующие форматы образовательных проектов. Для её развития необходим
федеральный статус и поддержка на уровне Министерства образования и науки.
А для их получения требуется помощь профессионально-педагогического
сообщества. То есть ваша помощь, уважаемые коллеги.