Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://astrometric.sai.msu.ru/~shat/PAGE/Curios/Cur_Planets.html
Дата изменения: Wed Feb 1 22:28:46 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:24:27 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: спутники марса
Астрономические курьёзы - Литературные курьёзы
Вернуться к оглавлению раздела

ПЛАНЕТЫ

Знаком * отмечены фрагменты из книги В.П.Лепилова "Литература и астрономия" (Астрахань, 1991).


У Николая Гумилёва в стихотворении "CREDO" есть такие строки:

	Мне всё открыто в этом мире -
	И ночи тень, и солнца свет,
	И в торжествующем эфире
	Мерцанье ласковых планет.
Любители астрономии с первого взгляда отличают планету от звезды именно по ровному, без мерцаний, свечению.



* Меркурий сошел с орбиты

В стихотворении Михаила Светлова "В разведке" рассказывается, как двое разведчиков-красноармейцев вечером видят Меркурий и беседуют об этой планете. В полночь они попали в засаду, вступили в неравный бой и были ранены. Последняя строфа стихотворения звучит так:

	Ночь звенела стременами,
	Волочились повода,
	И Меркурий плыл над нами -
	Иностранная звезда.
Даже при самых благоприятных условиях Меркурий виден всего час-полтора вечером на западе или утром на востоке в лучах зари. Чтобы Меркурий был виден в полночь, да ещё в зените - это слишком смелая фантазия поэта.



Меркурий привлёк внимание и современного поэта Бориса Примерова:

	В небесах толпятся бури,
	Не измерить песней звёзд,
	Под уздцы седой Меркурий,
	Шаровой весенний гость,
	Подымая первый тост, 
	На простор строку выводит,
	Гулевую, голубую, 
	Ножевую - позарез!..
и дальше

	А виной всему Меркурий,
	Заполночная звезда,
	Что ворочает года,
	Как медведь в зелёной шкуре,
	С небесами балагуря,
	Разрушая холода.
Признаться, смысл авторской аллегории остался мне неясен. Зато ясно другое: Меркурия поэт никогда не видел. Диск Меркурия без телескопа не разглядишь, цвета он вовсе не зелёного, а виден бывает только на фоне зари, утром или вечером, но никак не заполночь. Кроме того, конфигурации Меркурия повторяются каждые 116 суток, и между появлением Меркурия на небе и наступлением весны нет никакой связи.



Венере тоже частенько достаётся от малосведущих авторов. Стихотворение Поля Верлена "Благословенный час" в переводе Валерия Брюсова начинается так:

	Луна ала на тёмных небесах;
	Качается туман; луг холодеет
	И спит в дыму; в зелёных тростниках
	Лягушка квакает; прохлада реет...

	Проснулись совы; то впёред, то прочь,
	На тяжких крыльях, лёт бесшумный, мерный
	Свершают; у зенита свет неверный,
	И, белая, Венера всходит: Ночь!
На самом деле восход Венеры предвещает наступление утра. Если же планета видна вечером, значит, она вскоре зайдёт.
Правда, анализируя произведения иностранных авторов, никогда нельзя быть уверенным, что ошибка содержится в оригинальном тексте, а не внесена переводчиком. Но А.Гелескул переводит эти строки с той же ошибкой:

	Луна багряная плывёт издалека,
	Заводит марево причудливые пляски
	Над сонной пустошью, кричит лягушка в ряске,
	И пробегает дрожь по тени тростника...

	Вот совы прянули и вновь уплыли прочь,
	Глухими крыльями волнуя тёмный воздух,
	Вот и зенит уже в затеплившихся звёздах,
	Венера светлая встает, и это - Ночь!


Часть действия повести Владислава Крапивина "Оранжевый портрет с крапинками" пpоисходит на Маpсе:

"Hочь пpишла звёздная и холодная. Тёмная была ночь, хотя две маленькие луны быстpо катились по чёpно-искpистому своду. Фа-Дейк постоял у откинутой занавеси, посмотpел на эти светлые бегучие шаpики, отыскал потом глазами знакомое созвездие Оpиона, вздохнул и веpнулся в теплоту шатpа..." (В.Крапивин, СС, том 6-7, Екатеpинбуpг,"91",1993, стp.325)

В небольшом отpывке допущено несколько астpономических ошибок. Фобос пеpемещается по маpсианскому небу действительно быстpо, тpижды пеpесекая его за маpсианские сутки (причём с запада на восток!), а вот Деймос пеpемещается почти так же, как Луна по земному небу. Hи тот, ни дpугой спутник не выглядит как "шаpик", поскольку оба они имеют непpавильную эллипсоидную фоpму, кpоме того, и Фобос, и тем более Деймос пpи наблюдении с Маpса имеют маленький угловой диаметp.



Таинственный Марс особенно привлекает внимание писателей, поэтов и художников. В поэме "Байконур, ХХ век" Анатолий Щербаков описывает один из космических пейзажей Алексея Леонова:

	В небе звёзды мерцают слабо.
	Ночь затмила корабль-иглу.
	Марсоход,
	Похожий на краба,
	Уползает, гудя, во мглу.

	Курс рассчитан.
	И связь в порядке.
	День обычный: одна из дат...
	Экипажа доклады кратки, 
	Позывные к Земле летят...

	Звездолётчики там душою,
	Где родимая сторона...
	Солнце светит
	Звездой большою,
	И Земля, как глобус, видна.
Поскольку Марс всего в полтора раза дальше от Солнца, чем Земля, солнечный диск при наблюдении с Марса имеет существенный угловой диаметр - примерно 20 угловых минут. А вот Земля, наоборот, в подходящей конфигурации будет выглядеть как "большая звезда", подобно Венере на земном небе.
Хочется надеяться, что в действительности пейзаж Леонова такой грубой ошибки не содержит, что поэт просто дал волю фантазии.



Современный поэт Валерий Хатюшин склонен к философии:

	Воронки,
	воронки...
	На Марсе, на Сатурне, на Луне...
	Почему мы решили,
	что это кратеры вулканов?
	А может быть, это
	воронки
	от разрывов бомб?..
Встречный вопрос автору: а почему он решил, что на газовом гиганте Сатурне вообще есть кратеры? Да и на Луне вулканических кратеров нет - только ударные.


Вернуться к оглавлению раздела