Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?work=223
Дата изменения: Fri May 5 15:25:31 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:41:19 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: величественную картину


Аннотация


Данная работа носит проблемно-исследовательский характер и посвящена
сложной и мало разработанной работе теме - изучению мировоззрения, духовной
культуры и идеологии саков. На достаточно большом фактологическом материале
с привлечением публицистической и художественной литературы автор выдвигает
гипотезу о том, что исследования иссыкских археологических раскопок
«царских» курганов являются подтверждением достаточно высокой цивилизации
сакских племен. Особое внимание уделяется изучению семантики композиции
декора иссыкского костюма, основанной, как выяснилось, на мифопоэтическом
мировоззрении.
Новизна исследования обусловлена тем, что авторы используют разные
источники и по времени создания и по содержанию: исторические
первоисточники, мифологию, материалы исследования археологических
экспедиций, научную, художественную и публицистическую литературу,и на
основе их составления и творческого анализа пытаются по-своему восстановить
целостную картину развития сакской эпохи. Кроме этого авторы показывают
значимость такого уровня знаний для себя и молодых казахстанцев, что и
определяет степень ее самостоятельности. Отсюда и методику исследования
можно определить как гносеологическую - основанную на законах
познавательной деятельности человека.
Выводы, полученные в результате работы, соответствуют целям, задачам
и выдвинутой гипотезе.
Работа рассчитана на тех, кто интересуется историческим прошлым и
истоками мировоззрения как принципов философского освоения мира.

Задача исследования - исследование всех изобразительных памятников,
обладавших в глазах саков каким-то смыслом, т.е. выступавшим в качестве
текстов - присущих сакской культуре способов представления о мире.


Цель работы заключается в создании стройного, продуманного,
гармоничного в своих проявлениях и пропорциях величественного здания
протоказахского космоса, модели мира, в котором жили наши предки. Все
народы: индусы и греки, ассирийцы и вавилоняне, персы и китайцы, ацтеки и
инки - все древние цивилизации имеют потомков, гордящихся своим прошлым.
Почему у казахов нет такой цивилизации? Она была, должна была быть! Не
может быть, чтобы ее не было!


Золотой человек, найденный в Иссыкском кургане, вызвал новую волну
гипотез и научных предположений, основанных на новой идеологическо-
философской базе о древней казахской культуре.















Оглавление


1. Переосмысление исторической памяти народа - необходимый элемент
обретения реальной независимости государства.

1. Значимость уникальных исторических открытий.

2. Восстановление целостной картины жизни сакских племен V-IV вв. до
н.э. по историческим первоисточникам и археологическим данным


2. Моделирование мира в единстве основных компонентов скифо - сакской
культуры.

1. Пространственно - топографический код знаковой модели мира в
традиции курганного погребения.

2. О семантике одеяния и оружия Золотого человека и её мифопоэтических
истоках.


3. Взаимосвязь искусства "звериного стиля" и идеологии саков в
эпиграфическом декоре.

4. К проблеме наличия письменности у саков Семиречья.


3. К вопросу о восстановлении исторической личности погребенного.

4. «Золотой человек» - свидетельство высокой цивилизации саков.






В в е д е н и е





История - это священная дорога


познания, дорога познания
самого себя.
А.Алимжанов


Можно ли считать, что те, кого

мы не слышим, не имеют

своего взгляда на мир?

Ф.Кривин.

1. Переосмысление исторической памяти народа - необходимый элемент
обретения реальной независимости государства.

В преддверии III тысячелетия мы никак не можем обойтись без
всестороннего основательного переосмысления своего прошлого. Это важно еще
и потому, что восстановление исторической памяти народа, осмысления им
своей судьбы - необходимые элементы обретения реальной независимости
государства. Мы, молодое поколение казахстанцев, обязаны знать прошлое
нашего государства хотя бы для того, чтобы ретроспективно увидеть
многотрудные поиски нашим народом своего собственного пути в историю.
«Имевшиеся высокие моменты нашей истории поднимут наш дух, ошибки и
поражения заставят призадуматься о недопущении их впредь».[2] Поэтому тема
нашей работы продиктована и интересом к прошлому, и поиском ориентиров на
будущее. Ведь только познавая интеллектуальный и духовный опыт человечества
мы становимся на дорогу познания самого себя. Мы осознаем, что
предложенные нами исследования не могут быть новыми для науки, но сама тема
была новой для нас, для молодых современников. Только ощущая свою
сопричастность к «коллективной памяти человечества» мы сможем воспитать в
себе чувство ответственности за то, что происходит вокруг нас, и понимания
того, что и от нашего личного участия в процессе прогрессивного развития
цивилизации тоже что-то зависит. Мы воспринимаем мир саков через призму
современного мироощущения, но мы им и сопереживаем, идя по следам их
поисков Гармонии. Образное мифопоэтическое мышление древнего человека может
быть понято нами, людьми XXI века, если мы будем стремиться вступить в
своеобразный диалог двух понятийных систем - того времени и нашего.

1.1. Значимость уникальных исторических открытий.

История государства, на земле которого мы живем, начинается с истории
древних тюрков. За последние сто-сто пятьдесят лет были сделаны уникальные
открытия, значимость которых для истории Великой степи начали осознавать
только в последнее время. Здесь можно было бы назвать орхоно-енисейские
письменные памятники, подтверждающие то, что уже в VI-VIII веках тюрки
имели свою письменность. Получается, что каждый мог прочитать на «вечном
камне» эти надписи, призывающие к единению и добрососедству. (Все записи
были сделаны на двух языках: тюркском и китайском).
В истории тюрков были не только надписи, но и другие памятники,
отражающие глубины тюркской культуры. Архитектурный памятник - мавзолей
Ахмеда Яссави - это непревзойденный шедевр средневекового зодчества.
Вспомните его внешний вид: ковровый орнамент двух цветов, который, кажется,
складывался ради эстетики, но на самом деле это целая эпиграфика, ключ к
прочтению которой был открыт исследованиями.[20] Как все это грандиозно по
своей значимости. Нашим современникам, пожалуй, надо задуматься об истинном
назначении и сущности многих и многих произведений, созданных нашими
предшественниками.
Но самой интересной, потрясающей сенсацией нашего века стала
археологическая находка останков «Золотого человека» - сакского вождя,
погребенного под курганом Иссык. Оказывается, он пролежал в своем
могильнике около двадцати двух веков. Какое чудо сохранило его до наших
времен, когда все курганы вокруг были разграблены? И все-таки думается,
это не было случайным, ведь говорят же, что в любой случайности есть толика
закономерности.
Таким образом, мы хотели бы выдвинуть следующую гипотезу, что
иссыкские археологические раскопки «царских» курганов являются
подтверждением достаточно высокой цивилизации саков.
Для этого мы попытались собрать тот максимум информации по
предложенной проблеме, чтобы
- исследовать исторические первоисточники;
- изучить материалы археологических исследований;
- сделать обзор научной, публицистической и художественной литературы
по данной проблеме.
И на основе их сопоставления и творческого анализа выдвинуть
собственные предположения и выводы, когда от первичной обработки материала
нужно перейти к восстановлению общей исторической картины развития
общества, оставившего нам это удивительное искусство самовыражения народом
своих представлений о картине мира, свою традицию миропонимания,
существовавшую в данной культуре.
Новизна исследований заключается в том, что мы сделали попытку
восстановить более целостную картину той эпохи по некоторым ее
составляющим.
Выбор данной темы актуален еще и потому, что «золотой человек» стал
символом нашего государства и украшает площадь Независимости в городе
Алматы. Ведь десять лет независимости дали прежде всего возможность
восстановить многое из утерянного и, самое главное, историческую
справедливость. Кроме того, эта археологическая находка будоражит умы
ученых и политиков, историков и писателей. Часто статуя «Золотого человека»
используется в качестве символа на различных государственных документах, а
также в виде заставок в разного рода СМИ РК.


Исследовательская часть

1.2. Восстановление целостной картины жизни сакских племен V-IV вв. до
н.э. по историческим первоисточникам и археологическим данным.


Началом сакской эпохи для исторической науки древности были
киммерийские (так их называли в Египте) и скифские вторжения в VIII-VII вв.
в Переднюю Азию и Причерноморье. Её продолжением стали военные походы
ахеменидских царей, Кира и Дария, против саков за Оксом и Яксартом
(соответственно, Аму-Дарья и Сыр-Дарья). На фоне этих событий появилась
первая, не везде ясная и не вполне достоверная, информация о родине сакских
племен, об их жизни на своей земле, об их обычаях и нравах, об их племенах,
об их северных и восточных соседях.
Известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках:
клинописные наскальные надписи ахеменидских царей и сочинения греко-римских
авторов, начиная с Геродота, а также сведения о центрально - азиатских
«варварах», запечатленные в китайских летописях.
Как справедливо отмечает Масанов Н.Е. [12], эти письменные источники
содержат разнообразную информацию о различных племенах, предположительно
локализуемых разными авторами на территории Казахстана и сопредельных
регионов Центральной Азии. В частности, в них упоминаются племена турков
(tura-), алахов (alaha, alanha), саков (saha, saka tigrahauda), массагатов
(massagatae), и др.
Точная локализация этих племен и их этническая атрибуция, как и сама
терминология, проблематичны, поскольку информация историков противоречива и
оставляет много места для разного рода разногласий.
На обнаруженной плите в храме богини Иштар упоминаются племена саков
Тугдамме в надписи царя Ашшурбанапала (669-631 г. до н.э.). В сочинениях
Геродота рассказывается о сказочно богатой стране саков и объясняет причины
военной успехов саков: «Среди всех известных нам народов только скифы
обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно
состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают
спастись; и ни кто не может их настичь, если только сами они ни допустят
этого».[1]
Географ II века новой эры Дионисий Периэгет пишет: «За Согдианой по
течению Яксарата (Сыр-Дарьи) обитают саки, стрелами бьющие, из всех
стрелков в самое искусные, не пускающие стрелы наудачу».[1]
В знаменитой Бехистаунской надписи Дария I (522-486 г. до н.э.)
называет эти племена Сака Парадраайа, т.е. «заморскими саками». К.А. Акишев
называет еще ахменидские источники, в которых сообщается о трех больших
группах саков: саки-тиграхауда (саки, носящие остроконечные шапки), саки-
хаомаварга (саки, варящие напиток хаома), саки-тиай-пара-дарайя (саки,
живущие у моря) («Бехистаунские надписи», высеченные в 516 г. до .н.э. на
скале в Иране). Вокруг походов Кира в античной литературе сложилось
несколько «остросюжетных», но совершенно легендарных повествований,
связанных с именем массагетской «царицы» Томирис.
Откуда же произошел сам этноним «сак»? Интерпретация этого термина
представляет собой наибольшую сложность.В индийских источниках они
именуются «шаха» (saha), в китайских «сэ» (sai, sek), что идентично термину
«сака» и «саки» древнегреческих текстов. Одни исследователи считают, что
термин «саки», имевший, возможно, общее значение «кочевники», сложился в
ахменидовом Иране для обозначения подвижных племен северной окраины
известной в ту эпоху ойкумены и противопоставлялся оседлому населению
Ближнего и Среднего Востока. Другие полагают, что термин «сака» в качестве
самоназвания (этнонима) сложился уже в VIII-VII в. до н.э. Однако
большинство исследователей считают, что происхождение этого этнонима не
является твердо установленным. Имеет место следующее предположение: казахи
говорят про своих древних предков: «iЯi-Ю?», т.е. белое дело, доброе дело.
Поскольку казахская буква «i» произносится мягко и отрывисто, то для
непривычного уха слышится «ЯЮ?». К разновидности саков казахи относят и
племена «iЯi+?ШО», т.е. «делая дело» и «iЯi+?ШКЮР», так в исторических
летописях появились слова «Я?ШО» - «скиф», «Я?ШКЮР» - «сколот».[19]
Поэтому, на наш взгляд и в имени Томирис есть скорее всего и этот элемент
р?ЛЮП + «iЯ».
То, что сакские племена осознавали свою генеалогическую и культурную
общность, выраженную единством самоназвания, подтверждает существование
местных больших и малых племенных союзов.
Множество исторических ценностей пока скрыто от нас и большинство
сведений о народностях, населявших эти земли получены древними авторами из
«вторых рук». Древнегреческий историк V в. до н.э. Геродот написал: «Я не
могу найти никого, кто бы сказал, что знает эти страны как очевидец». Но
благодаря его записям мы узнаем о том, что в степях, предгорьях Казахстана
и в соседних районах жили многочисленные племена массагетов, саков,
исседонов и других. Краткие, порой противоречивые сведения о хозяйстве и
быте этих племен, повествования о «царях» и «царицах», таких как Скунха,
Зарина, Спаретра,Томирис переплетаются с рассказами о стерегущих золото
грифах, одноглазых аримаспах, образуя невероятно пеструю смесь легенд и
картин действительности.
Поэтому особую значимость приобретает сегодня археологическая наука,
возвращающая нам забытые факты минувших времен. Это относится и к истории
Казахстана.
При обращении к археологическим данным всегда встает главный вопрос:
насколько материальная культура одного погребения или поселения
репрезентативна, т.е. типична и закономерна для широкого круга исторических
объектов? Можно ли по данным одного погребения судить о материальной
культуре целого исторического времени или региона? Можно ли, например, по
данным раскопок одного погребения Иссык судить обо всех ранних кочевниках?
К.А. Акишев, открывший этот памятник и много работавший над Иссыкским
комплексом, говорит о том, что они «параллельно с научным осмыслением вели
реставрационные работы и изготавливали точные копии золотых изделий. Эта
работа заняла три года (1971-1973г.г.). В итоге была создана уникальная
модель одежды, головного убора и обуви, украшенных копиями золотых
предметов.
Археолог П.Ю.Черносвитов задает вопрос: «Как же выглядит генетическая
теория эволюции культуры, если взглянуть на нее из археологического
раскопа?. Исследуя «культурный слой» археолог пытается собрать максимум
культурной информации для воссоздания предельно возможной по полноте
картины жизни древних людей. Как правило, в той или иной степени им это
удается» [21]. Поэтому мы и пытаемся собрать тот максимум информации, чтобы
можно было сделать выводы о том, что если мы принимаем в качестве рабочего
термина понятие «генофонд культуры», то мы должны признать его полезность в
исторической науке на том этапе археологических исследований известных
казахстанскых ученых А.Акишева, К.Акишева.

2. Моделирование мира в единстве основных компонентов скифо - сакской
культуры.

2.1. Пространственно - топографический код знаковой модели мира в
традиции курганного погребения.

Экспедиция К.А.Акишева в течение 4-х лет производила раскопки больших
курганов в урочище Бесшатыр. Он строился с размахом: насчитывает 31 курган,
некоторые из которых так велики, что воображение археологов невольно
ассоциировало их с гигантскими египетскими пирамидами. Было чему
удивляться: один курган имел диаметр 105 м. и высоту 17 м.! Интересной
особенностью этих курганов явились подземные катакомбы, выбитые в плотном
щебенистом грунте. Они составляют целый лабиринт, из которого только один
ход ведет к деревянной усыпальнице. Зачем понадобились предкам эти
подземные сооружения, каково их практическое назначение? Это не ясно до сих
пор.
Исключительно ценный в научном отношении и обильный по числу находок
материал был получен в 1970 году в результате исследования одного из
курганов близ города Иссык, неподалеку от Алматы. В этом единственном
уцелевшем «царском» захоронении было найдено погребение «человека в золотой
одежде». «Золотой человек» жил предположительно в V-IV в. до н.э. В его
погребении было найдено много предметов, содержащих очень интересную
информацию. Вообще каждый предмет иссыкского кургана был «говорящим», ведь
как мы уже выяснили, это был «царский» курган.
Как одинокие стражи древности возвышаются молчаливые курганы в
казахстанской степи. Подобные курганы обнаружены и в Хакасии.[8]
«Археологические исследования свидетельствуют о том, что курганный обряд
погребений не находит истоков в тысячелетиями складывавшихся древних
культурах VIII - I тыс. до н.э. ни в Северо-Западном Причерноморье и
Средиземноморье, ни в Передней Азии, ни в горах Иранского и Иракского
Курдистана, ни в Северной Месопотамии, ни в глубинах Центральной Азии и
Индостана. Нет истоков этого обряда в древнейших культурах неолита и
древней бронзы, ни у племен Западной Европы и Кавказа, не известен он и
племенам финно-угорской общности. Таким образом, погребальный обряд
является самым стойким этническим определителем племен древнего
Казахстана». [15]
Экспедиция ученого К.А. Акишева обнаружила целый ряд таких погребений:
на реке Талгар - Новоалексеевский могильник, в этом же направлении на
берегах реки Большой и Малой Алматинки, на берегах рек Или, Каракемер,
Тургень, Каратал, Аксу, Аягуз до озера Зайсан - Чиликтинские погребения и
Пазырыкские курганы на Алтае. Изучение показало, что все эти могильники
объединяет единство основных компонентов культуры.
Так как же понимать именно такую форму надмогильных курганов?
Неожиданный ответ на этот вопрос мы нашли у исследователя Туякбаевой Б.Т.,
которая связывает в одно целое ряд мнений о том, что голова человека
является вместилищем жизни и души и именно от нее исходит побуждающая
возрождение природы животворящая сила души. «В плане сакрального значения
головы. интерес представляет и коническая форма шапок у скифов, саков,
зороастрийских магов, манихеев и суфиев, аналогичная форма курганов -
надмогильных сооружений кочевников Средней Азии и шатровых мавзолеев,
возникших вследствие влияния Ислама. На наш взгляд, в этих параллелях
обнаруживается общность понятий головы и могилы как вместилищ человеческой
души». [15] Мы добавили бы к этому что это, возможно, восходит к теории
«Мировой горы» и к древней зороастрийской легенде о том, что арии знали
дорогу к Великой Горе - «Царству душ».
Так курганы позволили совершить еще один прорыв в исторических
знаниях
И так мы рассматриваем эти могильные сооружения как своего рода тексты,
воплощающие мифологическую концепцию мироздания

2.2. О семантике одеяния и оружия «Золотого человека» и её
мифопоэтических истоках истоках.

Изобразительное искусство скифо -сакских племен представляет одну из
наиболее привлекающих внимание исследователей сторон скифской культуры, и в
последнние годы много внимания уделяется вопросам семантики.
Исследование присущих сакской культуре, способов выражения,
представлений о мире, её содержательная сторона будет находиться в центре
нашего внимания и отвечает общим задачам нашей работы.
Коллективная память общества - это своего рода программа, которая
передается с поколения в поколение через обучение как по материальным, так
и по поведенческим образцам. («Делай, как я, делай, как мои предки»). В
связи с этим у нас невольно появляется чувство сожаления по поводу
утраченных этих традиции, когда культура воспринималась как философское
осмысление всей картины мироздания, центром которой был человек. И этот
человек, мастер-ювелир, живший в V веке, передал нам свой универсальный код
- язык символов, называемый в науке иконографией или эпиграфикой. Профессор
А.Акишев в своей работе «Искусство саков» расшифровал этот код и получил из
прошлого целое послание, позволившее нам представить мировоззрение
древнетюркских племен.
Д.С Раевский в своей книге "Модель мира скифской культуры" исследует
представления о мироздании, присущим скифским племенам, и приходит к выводу
что "структурирование окружающего мира находит выражение в модели мира,
которая может реализоваться . и в памятниках материальной культуры [17].
Мифологическая модель мира, в которой полное отсутствие каких бы то ни было
элементов хаотичности, неупорядоченности, на наш взгляд, как раз и нашло
отражение во всем одеянии "золотого человека".
Попытку сочетать изложение основных мифологических представлений
сакских( или как их представляет другой исследователь А.Д Грач - "иранская
скифо-сако-юэчжийская степная ойкумена" [17]) племен с конкретным
материальным(вещественным) памятником и на этой основе смоделировать
свойственную тому времени модель мира и её реализацию в изобразительном
искусстве одеяния иссыкского воина содержит данная глава.
Мы пытаемся представить в своей работе язык изобразительного
повествования, который может и должен рассматриваться как второй язык
культуры, служивший для передачи мифологической информации. Тексты на
таком языке представлены в системе декора различных предметов -
сосудов,оружии, всего одеяния иссыкского воина; иначе говоря, представить
метафорически закодированную модель мира.
Надо отметить, что весь специфический набор предметов от единичной
вещи утилитарного назначения до грандиозного могильного кургана - может и
должен рассматриваться как факт отражения во всех этих разнохарактерных
памятниках одних и тех же определяющих модель мира структурных
конфигураций. [17]
Поэтому вслед за этими исследованиями мы рассматриваем в этом, "вещном
тексте" только одних из этих кодов - пространственно - топографический, что
приводит к получению достаточно развернутого представления о модели мира
сакской культуры и о способах её выражения. Раевский характеризует такой
подход как своего рода "семиотическую археологию", для чего необходимо
уяснение семантики каждого из составляющих их элементов. Только таким
путем, " соединяя миф и вещь", можно получить возможность для постижения
знаковой системы модели мира, свойственной скифо-сакской культуре.
Например, оружие, найденное вместе с юным вождем жетысуйских саков,
объяснило нам многое. Возьмем, к примеру, кинжал. На его острие с обеих
сторон изображены змеи; в центральной части лезвия - иерархия зверей
(хищных и травоядных), а навершие меча венчает изображение двух грифонов.
Итак, мы явно видим, что это восходит к мифам о грифоне, сидящем на
«мировом дереве» и пожирающем змею, что символизирует борьбу, в которой
рожден мир. Через хаос, распад и смерть он приобретает меру и
упорядоченность. Поэтому композициям с мотивом растерзания издревле
приписывались магические свойства. Ножны этого кинжала были украшены
золотыми накладками в виде лошади и лося в агонии. Конь - миротворец, в
представлении древних саков выражал троичную модель космоса: перед -
восток, зад - запад, четыре ноги - четыре угла света, голова - небо, тело -
земля, хвост - нижний мир. С символом коня связаны мифы о космическом коне,
движение которого по кругу, вокруг Полярной звезды, сохраняют космический
порядок. Из всего этого можно сделать вывод, что кинжал был ритуальным. С
его помощью животных приносили в жертву богам. Теперь перейдем к «скифскому
оленю» - символу скифо-сибирского «звериного стиля». Он символизирует
«мировое дерево», его рога, подвергнуты растительной стилизации (ветви
«дерева жизни» по М.И.Артамонову [17]). К тому же, способность оленя
ежегодно сбрасывать панты вызывает ассоциацию с вегетативным циклом дерева.
Таким образом, древние саки в одном только кинжале смогли выразить строение
Вселенной [4] . В захоронении юного воина было найдено много украшений,
выполненных настолько искусно, грамотно и оригинально, что даже сейчас они
могут стать уникальным произведением ювелирного искусства. Надо учесть, что
и они несли в себе определенное содержание. На пальцах правой руки
«золотого человека» было обнаружено два перстня: один с зеркальным щитом, а
другой с изображением человеческого профиля. Есть предположения современных
историков, что это ничто иное, как профиль индейского вождя, и, что в то
время племена скифов имели какое-то отношение к индейским племенам. Но это
очень сомнительно и, практически, нереально, к тому же нет ни одного
реального подтверждения этому факту. Мы согласны с мнением А.Акишева, что -
это, скорее всего, изображение солярного божества, типа Митры. Культ Митры
сложился у восточно-иранских племен (в том числе и саков). Митра, как бог
союза, гарант договора, вероятно, особо почитался вождями племен,
поклоняющихся зороастрийской религии.[3]
Весь космос саков Семиречья заключен в объеме ритуального костюма, в
этой композиции " спрессован" избыток символов, несущих мифологическую
информацию. " Нельзя ли допустить существование у саков мифологических
сводов литературно или фольклорно обработанных сакральных . Зная эти мифы,
авторы расположили их изобразительные знаки в согласии со схемой,
выражавшей в обобщеном виде концепцию космоса." [3]
Настоящим кладезем информации стало одеяние «Золотого человека».
Именно оно не только показало какие одежды носили вожди, но позволило
определить черты культа священного царя у кочевников древности.
Одежда «Золотого человека» сшита из алой замши и украшена золотыми
пластинками. Такой подбор цвета не случаен. А.Акишев в своей работе
«Искусство и мифология саков» говорит о том, что пристрастие к красному
цвету прослеживается у разных народов Евразии с глубокой древности. Так,
например, в эпоху бронзы у срубно- андроновских племен (с ранних этапов
культур и до сакского времени включительно) существовал обычаи подсыпать в
могилу охру или реальгар. У скифо-сакских племен золоту поклонялись, к тому
же у многих народов красные одежды и головные уборы, расшитые золотом -
были неизменным атрибутом царской власти, а у индоиранцев соотносились с
сословием воинов - кшатриев - элиты кочевого общества эпохи военной
демократии. Исходя лишь из этого мы можем сделать вывод, что «Золотой
человек» - либо царь, либо прославленный воин, возможно, вождь. Это была
одежда, которую носили в дни торжественных приемов, массовых собраний и
парадных смотров. Для повседневной носки она слишком роскошна и слишком
неудобна. Она была предназначена для поражения воображения живых,
возвеличивала высшее над низшим. Существование такого специального
погребального одеяния маловероятно.


2.3. Взаимосвязь искусства "звериного стиля" и
идеологии в эпиграфическом декоре иссыкского костюма.

Толкование так называемого " звериного стиля" в эпиграф-декоре
включает в себя задачу уяснения характера присущего ему кода, уточнения его
интерпретации. В литературе по этому опросу много споров. Д.С Раевский,
подводя итоги, пишет, что основное внимание нужно уделить вопросу прямой
связи звериного стиля с мифологической картиной мира и пытается ответить на
вопрос: почему скифское искусство сформировалось именно как искусство
звериного стиля?
Поверх замшевой одежды на нем был надет камзол с узкими рукавами,
напоминающий броню, так как густо обшит золотыми бляхами в виде
трилистника. Даже в нем заложен огромный философский смысл: по краю одежды
идут пластинки с тигриными мордами, символизирующие власть, надежную
охрану, силу. Ведь не зря же у многих народов с древности и поныне
изображение тигра выполняет функцию оберега, защищает создаваемое
пространство со всех сторон. Поэтому есть основание считать, что
поверхность камзола символизирует пространство, принадлежащее сакам. Всего
в одеянии «Золотого человека» около ста двадцати шести изображений тигра и
тигро-грифона - это доказывает исключительное значение его образа. Даже
этот, казалось бы, обыкновенный пояс, выручаемый в день совершеннолетия,
был магическим, дающим силы и ограждающим от зла. На нем были изображены в
центре - голова лося и коне-олене-грифоны. Такой подбор животных очень
символичен. Вообще изображения, относящиеся к скифо - сибирскому «звериному
стилю», встречаются на предметах, которые у кочевников несли социальную
символику - это регалии (знаки верховной власти) и культовая утварь.
Единство трех звериных образов (хищник - копытное животное - птица)
осуществляла идею тройственной взаимосвязи элементов Вселенной. Это тоже
попытка моделирования космоса в целом посредством соединения в одном
персонаже элементов тех . существ, которые маркируют разные космические
зоны. Хищник - нижний мир, мир мертвых, копытные - средний мир, птица -
верхний. Повторяющиеся обычно несинкретичные изображения (в основном тигры,
головы львов и тигров) выражают идею движения по кругу и ограничения
пространства. Это придавало вещи магическое значение. Военная знать, вожди
и жрецы стали носителями звериных символов.
Так называемый «звериный стиль» в искусстве саков, особенно категория
синкретичных знаков, отражает, по мнению Туякбаевой Б.Т., представления о
разуме - душе, восходящие к культам и ритуалам скифо-сакских племен,
согласно которым происходит перевоплощение души из человека в птицу или
зверя. Эти же представления нашли отражение и в полиморфных мифических
существах: грифонах, крылатых конях, барсах, а также в животных,
воплощающих в себе объединенный образ коне-олене-грифонов и т.п. Этот мотив
можно наблюдать в изображении сфинксов или человеко-птицах, когда
человеческий лик указывает на их исток - душу, некогда поглощенную
хищником: душа человека, таким образом, участвует в цикле возрождения
природы [20]. А в конце концов, это отражает философию «единства бытия»,
нашедшую художественную форму в эпиграфическом декоре одеяния «Золотого
человека».
Но предметом, давшим огромное количество информации, стал головной
убор (кулах). Он представляет собой некую модель Вселенной, отражая в себе
теорию «Мировой горы», соединяющую мир людей с миром богов. Возможно,
Золотой человек был символом этой горы.[3] Центром горы является
миниатюрная статуэтка архара. Это не случайно, ведь архар чуть ли не по
всей Азии считался символом благополучия, здоровья, плодородия. А в кулахе
золотой архар - вершина мировой оси, элемент, как бы замыкающий мировое
пространство. Если мысленно разделить головной убор горизонтальными
плоскостями мы сможем увидеть троичную модель космоса, где низ композиции -
подземный мир - там расположены два «земных» тигра (без крыльев); середина
земли - цепь гор, которая представляет собой довольно характерный для
миротворческих представлений о Вселенной пейзаж: четыре горы, на вершине
которых мы снова можем увидеть архаров, пять деревьев, корнями уходящими
вниз, а вершинами - вверх, на вершинах находятся птицы - символы неба,
солнца, чистоты. Этим древние умельцы хотели выразить упорядоченность
(ритмичность) космоса.
Кулах имеет четыре главных элемента, олицетворяющие четыре угла мира,
они расположены, соответственно, спереди - восток, сзади - запад, справа -
север, слева - юг - это налобная эмблема; тигр с выгнутым телом и два тигро-
грифона. Налобная (центральная) эмблема является центром всей композиции,
ядром всего декора. Символичная пара синкретичных зверей; четыре золотые
стрелы, выражающие идею защиты космоса. По мнению А.Акишева они
геральдизированы, превращены в условную схему «царского знака», четыре
древка - четыре столба - четыре «Мировых дерева» соответствуют четырем
сторонам света (как и четыре протомы, четыре лотоса, четыре рога и т.д.), к
тому же они означают ограниченность пространства, ведь раньше многие народы
измеряли расстояние полетом стрелы, так же стрелы могут означать охрану и
военную силу, ведь это - оружие. Два крыла показывают принадлежность к
жрецам, возможную связь с богами. Весь Иссыкский костюм, а особенно вся
система символов на кулахе, отражает интерпретацию царственности. [3]
Таким образом, все это вместе отражало идеологические и эстетические
идеалы саков. Еще надо учесть, что это было выполнено настолько искусно,
что каждая из золотых пластинок , украшающих одеяние этого воина, может
стать уникальным произведением ювелирного искусства, прекрасно
сохранившегося до наших дней. Разве можно представить, что эти золотые
украшения могли изготавливаться в условиях кочевого образа жизни?
Следовательно, напрашивается еще один вывод, что у саков были и города с
мастерскими ремесленников высочайшего класса. И можно говорить о целой
школе мастеров ювелиров. Вполне возможно, что археологи найдут новые тому
подтверждения. И все-таки не золото вечно, а та мудрость, выраженная в этих
уникальных вещах.
Очень интересно то, что кулах иссыкского вождя имеет вполне
определенное сходство с более поздними головными уборами первых веков наших
эры у властителей Хорезма, Согда, Парфли, Кашгара, Хотана, Кушанской
империи, происходящих из среды саков, юеджей и сарматов.
Мы ещё раз убеждаемся в том, что каждый символ несет в себе
определенную информацию, а их композиция строго упорядочена, и наши
предположения, что эта, не случайная упорядоченность есть некая схема
космоса, подтверждается обзором всей научной и публицистической литературы
по этой проблеме. Ведь как мы уже поняли, у саков существовали свои
мифологические представления о строении Вселенной, согласно которым они и
отразили эту «систему» во всем одеянии «казахского Тутанхамона».
Из всего одеяния «Золотого человека» мы видим, что представление о
власти было связано с космологией. Вождь у них олицетворял «Мировое
дерево», т.е. организованный, а следовательно, и защищенный космос. Знаки
власти означали тождество структуры союза племен и космоса. Да и вся
атрибутика погребения на уровне самых общих признаков указывает на воинскую
и сакральную функцию иссыкского вождя.


2.4 К проблеме наличия письменности у саков Семиречья.

За последние десять лет в Центральной Азии были обнаружены в общем
шестнадцать древнетюркских письменных памятников: в Монголии, Казахстане и
Узбекистане. Сейчас даже в некоторых древних письменах, находящихся в
Европе, находят сходство с тюркским алфавитом. Датский ученый Вольфганг
Шарлипп, выступая на международной конференции в Астане высказал такое
мнение: «Местонахождение по всей Европе схожих букв позволяет нам сделать
вывод о наличии общения между людьми на таких больших расстояниях. Поэтому
мы говорим о том, что древние тюрки имели широкие контакты с другими
народами. Но у нас нет оснований сомневаться в том, что руны, исследованные
Томсеном, имеют тюркское происхождение». Олжас Сулейменов добавил: «Я
надеюсь что с этой конференции начнется новая глава в истории изучения
древнетюркской руники, - убежден в этом, потому что сам буду участвовать в
написании ее первых страниц».[13]
Единственным «документом», подтверждающим то, что у саков уже в V-IV
в. до н.э. существовала письменность стала маленькая серебряная чаша,
найденная в погребении, на ней было нацарапано двадцать шесть знаков
неизвестной письменности. Многие ученые - этнографы принялись
расшифровывать эти символы, но впервые перевод с серебряной чаши
опубликовал в «Казахстанской правде» казахский писатель Олжас Сулейменов.
Он пришел к выводу, что тюркские грамматисты усовершенствовали свой
алфавит, «заняв» буквы из арамейского алфавита. Затем, изучив орхоно-
енисейские письменные памятники находит их соответствие в надписи на
серебряной чаше из иссыкского кургана: «Особенная ценность серебряной чаши
в том, что это едва ли не единственный письменный памятник в Центральной
Азии, датируемый V-IV в. до н.э.».[18]
В вышедшей совсем недавно первой "Детской Энциклопедии Казахстана" мы
прочитали, что надпись прочитана известным ученым - тюркологом Алтаем
Аманжоловым! "Брат, этот очаг для тебя! Иноземец, преклони колени! Пусть
будет плодородна для народа!" Ценность этой надписи заключается в том, что
она доказывает, что язык сакских племён - древнетюркский язык. Благодаря их
языку вся мировая общественность узнала, что саки - наши древние предки.[5]

Сегодня копия этой серебряной чаши находиться в первом в Казахстане
Музее письма, открывшегося в Астане в дни прохождения международной
конференции "Древнетюркская цивилизация: истоки культур 18-21 мая 2001
года".
Такие интересные выводы позволила нам сделать эта уникальная находка -
серебряная чаша. Мы согласны с мнением Олжаса Сулейменова, что долг каждой
нации - не только приобретать новое для развития народа, но и хранить все,
что создали предки. Ведь благодаря именно этому «родословное дерево нации,
превращающееся в столб, начнет плодоносить. Появиться подлинное уважение к
своей культуре, к этносу, к языку». [13]


3. К вопросу о восстановлении исторической личности погребенного.

Исследователь Раевский Д.С. обращает внимание на то, что этот
период был ознаменован качественным сдвигом в развитии фольклора -
поворотом к "историзму". Прямым следствием социальных процессов должно было
неизбежно явиться и возникновение острой потребности в создании визуальной
знаковой системы, способной достаточно наглядно выражать представления о
строении иерархически организованного социального космоса и о месте каждого
индивида им определенной группы в этом космосе. Иными словами, новая
социальная реальность должна была осмысляться в категориях, составляющих
модель мира, и поскольку социальный космос мыслился тождественным космосу
природному, поэтому скифо - сакское искусство формировалось как искусство
звериного стиля. Ученый опровергает мнение других ученых о том, что это
искусство было заимствовано из искусства Древнего Востока и тезис о
"специфически зооморфическом" мировоззрении. Размышляя о том, почему
антропоморфные мотивы не были приняты в изобразительном искусстве, он
объясняет это тем, что "изображения животных относительно нейтральные и
выступали в роли знаков - символов, легче поддающихся переосмыслению.[17]
Мелетинский Е.М утверждает:" Набор зооморфных образов служит средством
описания универсума . во всех его аспектах и на всех уровнях". В
частности, благодаря известному "метофоризму" мифологической мысли,
способной представлять социальные категории и отношения посредством
"образов" из окружающей природной среды. И обратно "зашифровать" природные
отношения социальными" [14]
Таким образом, именно этот специфический зоологический код был
использован в качестве универсального средства описания мироздания,
отношения между элементами которой могли использоваться как определенная
модель жизни человеческого общества и природы в целом. В результате чего и
возник качественно новый культурный феномен.
Сколько нового нам открыл этот непревзойденный памятник жизни древних
тюрков. Казалось бы, все секреты почти раскрыты, мы вот-вот приблизимся к
желанному результату - полной расшифровке всех тайн иссыкского кургана. Но
самое главное остается загадкой: кто же он - «Золотой человек»?
По антропологическому определению, захороненный в кургане Иссык имеет
характерный для семиреченских саков европеоидный облик с примесью
монголоидных черт. Возраст его 16-18 лет. На данный момент именно эта
версия является официальной.
Его одеяние скорее всего было ритуальным, ведь эта «одежда» не могла
служить камуфляжем, потому что при малейшем попаданий на нее света, она
будет сверкать и сиять, что совсем не способствует скрыванию, да и сами
золотые бляхи не настолько прочные, чтобы служить броней.
Проблемой иссыкского кургана занялись многие люди, причем не только
историки, но и писатели. З.Кедрину - известного исследователя казахской
литературы спросили:
- Чем можно объяснить большой интерес казахских писателей к историческому
жанру?
- Он естественен. Литература как бы возмещает упущенное наукой. Казахские
писатели-историки всегда колоссальные исследователи. Зачастую они создают
правдивые исторические концепции раньше профессиональных историков. Это
потому, что они тратят огромный труд на поиски документов и фактов по
воссозданию каждого шага своих исторических героев. М. Ауезов как-то
сказал, что казахская история напоминает ленту, разорванную во многих
местах. Казахские писатели исторического жанра как бы восстанавливают
«разорванную ленту» истории. [9]
Таким писателем оказался и Б. Жандарбеков. Из его романов «Саки» и
«Томирис» мы узнали, что в V-IV в. до н.э. правительницей саков Жетысу была
Томирис. Скорее всего ее имя близко казахскому слову тумар - амулет. Это
была удивительная женщина - гордая и величественная, прекрасная и
бесстрашная, искусная воительница и любящая мать. Из повести А.Алимжанова
«Дорога людей» мы узнали, что во время кровопролитных боев с царем Персии -
Киром погиб ее любимый и единственный сын Сапарган. Она похоронила его с
достойными наследниками всех сакских племен почестями.[2] «Освещающая
дорогу» - так называли Томирис ее современники. Сапарган тоже носил золотые
доспехи, в них он и был похоронен. Этой версии есть подтверждение: в левом
ухе сакского воина была найдена золотая серьга с бирюзой. Этот камень у
тюркских народов в древности говорил о том, что носящий его человек -
единственный наследник в семье. Но это лишь предположения, ведь нам до сих
пор неизвестно, кем на самом деле был «Золотой человек». В Интернете есть
информация, что в иссыкском захоронении была найдена девушка, возможно,
сама Томирис. И этой версии есть реальные доказательства. Во-первых,
человек, которому принадлежали золотые доспехи был явно невысокого роста.
Юноша? Сильный воин? Сомнительно. Во-вторых, пояс фиксируется не
металлическими застежками, которых требует мощный торс, а тесемочками - это
явно «женский вариант». В-третьих, вряд ли в погребение юноши положили бы
зеркало, а оно там было, и не просто лежало с вещами домашнего обихода, а
помещено в туалетную сумочку, среди остатков которой так же были найдены
кусочки красной краски. И если этими вещами, в какой-то мере, мог
пользоваться и юноша, то золотая гривна, бесспорно, женская вещь,
доказательство того, что сумочкой владела девушка.
Такую же версию выдвигает и башкирский археолог, известный советский
скифолог Рамиль Исмагилов. Он приводит аналогичные доказательства и, кроме
того, говорит, что головной убор из Иссыка более напоминает казахский
женский головной убор «саукеле», чем скифскую шапочку и мог являться
элементом сложной прически как у «Алтайской леди» с плато Укок (Россия).
[7]
Но К.Акишев опровергает эту версию: «Все это домыслы - из-за того, что
там нашли серьгу. И полагают, что серьги носили только женщины. Но с
древнейших времен серьги носили прославленные воины, вожди. Причем, только
в левом ухе. И, прежде, чем стать украшением, серьга была своего рода
оберегом, талисманом, тумаром». [4]
Так же ошибочна версия, что «Золотой человек» вообще не принадлежал к
сакской знати, а был богатым купцом, послом, путешествующим по Шелковому
пути. В то время в группе «царских» курганов не могли похоронить случайного
человека.
Из всего этого мы можем сделать вывод, что «Золотой человек» был
действительно молодым сакским вождем, единственным наследником в семье, а
все одеяние нужно воспринимать как своеобразную знаковую картину мира,
воспроизводящую мировоззрение тюркских племен. Поэтому нам ближе версия Б.
Жандарбекова, что сакский воин - не кто иной, как Сапарган - сын царицы
Томирис.
К теме Золотого человека обратились и современные художники
А. Дюзелханов и О. Шуранов.
Перед нами множество загадок огромного послания саков, но на их
ответы нужно очень много времени, ведь то, что создавалось в течение
нескольких веков невозможно восстановить за 30 лет. Таким образом, многие
легенды и мифы о массагетских племенах, их образе жизни, культуре,
этических и эстетических идеалах обретают реальные черты действительности и
должны стать частью «генофонда культуры» Казахстана.
Иссыкские открытия имеют научные значения для разных направлений
гуманитарных наук: истории материальной и духовной культуры, истории
изобразительного искусства, истории языка и письменности.
К.Акишев говорит о том, когда его первая книга " Курган Иссык".
Искусство саков Казахстана была завершена, киргизский археолог прислал
фотографии нескольких десятков бронзовых бляшек с зооморфными
изображениями. Эта находка также из Семиречья, с южного берега озера Иссык-
Куль.
Примечательно, что среди этих изделий сохранились куски
бронзовых пластин, из которых вырезались фигурные бляшки. Эти отходы
производства доказывают, что эти изделия были изготовлены на месте, а не
привезены извне.
Таким образом, предметы "звериного" стиля не исключительный
случай и это высокое искусство было распространено по всему Семиречию.
Более того , можно предположить существование школы семиреченских мастеров,
что подтверждается преобладанием зооморфных образов представителей местной
фауны. Об этом говорит в своей книге "Кипчаки" Мурат Аджи.
Подведем итоги. Композиция убранства Золотого человека является
космограммой, в которой выделен центр Космоса - сам вождь. В синкретичных
изображениях скрывается космогонический мотив раздвоения, утроения единого
изначального целого и затем объединение частей в гармонический космос.
Отдельные иконические знаки - символы вариантов космогонии. В скифо -
сакском мире это выразилось в равенстве: космос = государство, государство
= царь. В "тексте" древних саков Золотой человек - центр мира, средоточие
общества, живое воплощение Гармонии во Вселенной.
Хотя и многие из этих особенностей мировоззрение саков, на наш
взгляд, гипотетичны, думается, что эта "модель" сакской мифологии может
быть принята в качестве рабочей. По мнению Раевского Д.С. , последовавшее
позже "Великое переселение народов" потрясло и разрушило жёсткие границы
сакских "Вселенных", мир расширился. По-видимому, именно в это время
мифологическая модель начинает уступать место эпической, зарождается
осознание истории.



Заключение


4. «Золотой человек» - свидетельство высокой цивилизации саков.

Можно ли считать, что те, кого мы не слышим, не имеют своего
взгляда на мир? (Ф.Кривин). Мы в своей работе постарались "услышать" и
увидеть взгляд на мир наших далеких предков, прочитав их знаковую модель
мира, " структурную организацию окружающего человека мира" ( по Успенскому)
[17].
Иссыкская находка убедительно доказывает, что общество, продуктом
производства которого является эти сокровища, находилось на достаточно
высоком уровне историко-культурного развития, не уступающем уровню развития
общественных устройств племен скифской и скифоидных культур, и что оно
могло автономно создать специфические формы своей материальной и духовной
культуры. Весьма веским доказательством высокой социальной развитости
общества является письменность сакских племен, ранний памятник которой был
обнаружен в кургане Иссык.
Перед нами неоспоримые свидетельства высокой цивилизации тюрков.
Сегодня мы должны изучить тот удивительный и, казалось бы, давно ушедший
мир человеческих ценностей, духовных сокровищ наших предков.
Казахстан - прямой наследник этой культуры. Однако в настоящее
время история политической, материальной и духовной культуры древних
народов Казахстана недостаточно представлено в мировой общественной мысли и
в научной среде. В этой связи существует настоятельная потребность широкого
изучения казахского исторического наследия в комплексе востоковедческих
исследований с целью реконструкции места и роли Республики Казахстан в
мировом историческом пространстве.
Высокую историко-культурную значимость приобретает сейчас изучение
историко-лингвистических связей и взаимовлияний между народами Казахстана и
Центральной Азии.
Мы надеемся, что наша работа станет частью Национальной акции
«Эстафета веков» - международного научного проекта, целью которого является
получение новых научных результатов, которые раннее в казахской
исторической культурологии не были предметом специального комплексного
исследования. [13]
Наше исследование стало путешествием в мир тюрков - не угасший, а
существующий благодаря умению предков выражать свои мысли знаками и
символами и нашему умению разбирать и озвучивать древние начертания.
Поэтому считаем возможным практическое использование результатов
нашей работы для экскурсии в Музеях этнографии, а так же в своеобразном
«заочном путешествии» на уроках казахской литературы, истории Казахстана и
занятиях факультатива и спецкурса в школах, лицеях, колледжах и ВУЗах.

































Список использованной литературы


1. Агапов П., Кадырбаев Н. «Сокровища древнего Казахстана», Алма-Ата,
Жалын, 1979г.
2. Алимжанов А. «Дорога людей», Москва, Советский писатель, 1984 г.
3. Акишев А. «Искусство и мифология саков», Алма-Ата, Наука, 1984 г.
4. Акишев А. «Курган Иссык. Искусство саков Казахстана», Москва, 1976 г.
5. Детская энциклопедия Казахстана, Алматы, Аруна, 2001 г.
6. Жандарбеков Б. «Саки», Алматы, Жазушы, 1993 г.
7. Исмагилова Р. «Золотой человек из кургана - девушка?», Уфа, 1996 г.
8. Карачакова В. «Мой дом - курган», Клуб, 1990 г. ?1
9. Кедрина З., «Проблема исторического жанра в казахской литературе»,
Простор, 1991 ?4.
10. Кляшторный С., Султанов Т. «Казахстан: летопись трех тысячелетий», Алма-
Ата, Рауан, 1992 г.
11. Краткая энциклопедия Каз.ССР, Т 3
12. Масанов Н.Е. и др. «История Казахстана. Народы и культуры», Алматы,
Дайк - Пресс, 2000 г.
13. Материалы международной научной конференции «Древнетюркская цивилизация
истоки культур», Казахстанская правда, 18-19 мая 2001г.
14. Мелетинский Ф.Н. «Поэтика мифа» Москва, Наука, 1976 г.
15. Мизиев И. «Археологические исследования курганов», Вопросы истории,
1989 г. ? 4.
16. Наука и человечество. Энциклопедия, 1982 г.
17. Раевский Д.С. «Модель мира скифской культуры» Москва, Наука, 1985 г.
18. Сулейменов О. «Письма другу», Казахстанская правда, 12.05.01 г.
19. Сулейменов М-Х. «Элементы символики образного мышления казахов»,
Алматы, 1997 г.
20. Туякбаева Б.Т. , «Эпиграфический декор архитектурного комплекса Ахмеда
Яссави», Алма-Ата, Онер, 1989 г.
21. Черносвитов П.Ю. «Генофонд культуры»: взгляд из археологического
раскопа», Человек, 1998 г. ? 1.