Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abiturcenter.ru/doc/ndk97.doc
Дата изменения: Mon Dec 22 17:13:12 2003
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:38:04 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: золотая рыба


ХОЧУ УЧИТЬСЯ!
или
ТЫСЯЧА И ОДИН СПОСОБ
ПОСТУПИТЬ В МГУ


[pic]
В рекламно-информационных материалах Московский государственный
университет называет себя «ведущим учебным, научным и культурным центром
России». И даже сегодня вряд ли кто-нибудь всерьез станет оспаривать это
утверждение. Может снизиться уровень отдельных факультетов, может быть
набран неудачный курс - но все же главному университету страны удалось в
последние тяжелые годы сохранить и престиж своей марки, и дух подлинного
научного творчества - качества, равно привлекательные для абитуриентов.
Борьбу с коммерциализацией (которой сдались без боя многие другие вузы)
уникальный профессорско-преподаватель
ский состав пока выигрывает. Обучение в МГУ остается бесплатным, в том
числе для граждан бывшего СССР, и лишь небольшое количество тех, кто
недобрал при поступлении 1 -2 балла, получает возможность учиться на
договорной основе. Но попадают ли реально в этот престижный вуз Ломоносовы
из дальних губерний? Как, опираясь только на собственные знания, победить
пять-шесть претендентов на твое место? Какие проблемы образования стоят за
слезами не прошедшей по конкурсу золотой медалистки? На эти вопросы нам
помогли ответить «лучший друг всех абитуриентов», директор Учебно-научного
центра дову-зовского образования МГУ И.В. Крив-ченков и заведующая
Издательским отделом центра Е.В. Воронцова.
- Игорь Владимирович, Вы возглавляете структуру, которая давно и успешно
готовит абитуриентов к экзаменам в университет. Вы, наверное, точно знаете,
сколько есть способов поступить в МГУ?
- По этому вопросу позиции дирекции нашего центра и руководства МГУ
совпадают. Мы считаем, что путь может быть только один: сдал вступительные
экзамены, выдержал конкурс и - учись. Никакие обходные пути не
приветствуются, и даже выпускники наших курсов поступают в университет на
общих основаниях. Предоставление кому-то привилегий резко ухудшило бы
климат приема и ударило бы по престижу МГУ. Мы ни в коем случае не хотим
допустить снижения уровня подготовки и поэтому требуем от абитуриента
только знаний.
- Но ни для кого не секрет, что существует огромная разница между тем,
чему сегодня учат в обычных школах, и тем, что спрашивают на вступительных
экзаменах. Если человек не занимается дополнительно, он фактически лишен
возможности поступить?
- Вопросов, выходящих за рамки программы средней школы, нет и не может
быть на вступительных экзаменах. Огромная проблема заключает ся в другом:
уровень школ чрезвычай но низок. Наша средняя школа сегодня находится в
тяжелейшем кризисе, который нарастает не без участия самого Министерства
образования. Уже в 63-м году было официально призна но, что школа
исключает из своих задач подготовку к поступлению в высшие учебные
заведения, а с тех пор ситуация только ухудшалась. Школь-
ных знаний недостаточно, чтобы выдержать конкурс в ведущие вузы страны. Как
готовиться по каждому предмету - проблема самого учащегося. Вся
деятельность нашего центра направлена на то, чтобы помочь сгладить этот
«разрыв», поэтому мы предлагаем абитуриентам специально для них созданную
литературу и подготовительные курсы в самых разных вариантах.
- Значит, вопрос о способах поступить в МГУ должен ставиться несколько
иначе: заниматься ли самому, с репетитором, на курсах и т.д.?
[pic]
- В принципе, да. Впрочем, для тех, кто уверен в своих возможностях, есть
еще один «способ» - досрочные пробные экзамены. Они бесплатные, так же как
и основные, но сдаются в марте-апреле практически на все естественные
факультеты, филологический и факультет журналистики. Тот, кто набирает
соответствующий балл, зачисляется. Остальные или уча-ствуют набранными
баллами в общем кон-курсе, или сдают все заново. Инфор-мацию о пробных
экзаменах можно получить по телефону 939-17-00.
- Расскажите о вашей структуре. Какие возможности для дополнительной
подготовки она предоставляет?
- Точного аналога нашей структуры в России нет. Подготовительные курсы
возникли в МГУ в 1958 году, впервые в стране, а в 1992 году они
были коренным образом переработаны. Мы практически полностью независимы от
университета (что исключает попытки решения его финансовых проблем за наш
счет и позволяет сохранять минимально возможную цену за обучение). Наши
курсы хозрасчетные, но не коммерческие, взвинчивать цены и извлекать
прибыль мы никогда не станем, и со стоимостью репетиторских услуг сравнения
быть не может. Работают на курсах только преподаватели МГУ, причем именно
те, кого интересуют проблемы средней школы, кто составляет программы для
вступительных экзаменов. Наши учащиеся имеют возможность и ликвидировать
пробелы в образовании, и получить представление о том, что такое грамотная
сдача экзамена.
Основная, самая эффективная форма занятий для тех, кто твердо решил
поступать (не обязательно в МГУ, но в сильный вуз), - вечерние
подготовительные курсы. Занятия начинаются с середины октября и
продолжаются 8 месяцев по 4 раза в неделю. При наличии способностей и
желания здесь можно подготовиться очень успешно. Почти половина выпускников
курсов сразу поступает в университет, а по естественным факультетам и того
больше: около 100%. Занимаются здесь в основном учащиеся старших классов
города Москвы и те, для кого первая попытка сдачи экзаменов оказалась
неудачной. Зачисление на курсы - конкурсное, по результатам
общеобразовательного тестирования. Для тех, кто живет далеко, работают
филиалы этих курсов вблизи узловых станций метро. Наши же преподаватели
занимаются с учащимися данного сектора. Четырехмесячные курсы начинаются с
конца января. Туда зачисляются все желающие, но эффективность, разумеется,
меньше из-за ограниченности во времени.
А в корпусе факультета Журналистики работает Лекторий, где читаются
лекции по всем предметам, которые требуется знать при поступлении. Эти
лекции (возрождающие, кстати, искусство публичных лекций XIX века) могут
посещать по субботам и воскресеньям жители Московской об-
ласти, которым не выдержать графика вечерних курсов. Можно покупать один
билет на лекцию или абонемент на цикл - это совсем дешево, мы очень
стремимся сделать наши услуги социально доступными. Лекции по каждой теме
читают специалисты именно в этом вопросе.
- Но Москва и область - еще не вся Россия. Удается ли пробиться в
университет талантам из провинции?
[pic]
- Разумеется! МГУ всегда имел значение для всей страны, и мы ни в коем
случае не хотим превращения Московского государственного в Московский
городской университет. Используются все способы привлечения иногородних
абитуриентов. Для проведения пробных вступительных экзаменов комиссия
выезжала даже на Камчатку. Этой же цели служат наши заочные курсы. Они
охватывают всю территорию бывшего СССР. Для некоторых эта форма -
единственная возможность как-то подготовиться к экзамену. Форма сложная, но
мы стремимся сделать ее максимально эффективной и приглашаем всех будущих
студен тов поработать самостоятельно под нашим руководством. Те, у кого
это получится хорошо, в июне будут приглашены на дневную подготовительную
сессию, где смогут систематизировать свои знания и составить полное
представление о требованиях на экзаменах.
Кроме того, мы работаем непосредственно со школой, с детьми невыпускных
классов.
Существует Вечерняя гимназия, система кружковых занятий по самому
широкому спектру предметов. А для детишек младшего возраста уже 2,5 года
действует Мини-лицей «Чаш-никово» - школа-интернат с пятидневным
пребыванием, где закладываются основы полноценного образования. Именно
школьникам адресованы многие наши учебники и пособия.

Из пункта А в пункт Б...

На заслугах издательского отдела центра стоит остановиться подробнее,
ибо он являет собой достаточно редкий в наши дни пример благополучного
вузовского издательства. Отдел существует всего три года, но список
выпущенного им обширен и вызывает уважение как по качеству, так и по
тиражам (10-12 тысяч для тоненького учебного пособия - неплохо по нынешним
временам). О задачах и принципах издательской деятельнос ти - Е.В.
Воронцова:
- Большая часть нашей литературы преследует ту же цель - помощь при
поступлении в ведущие вузы страны. Учебные пособия и методические
рекомендации нужны не только слушателям наших курсов. Выпуск таких книг в
последнее время резко сократился из-за маленьких тиражей и трудностей с
распространением. Наш отдел старается восполнить пробелы, причем наши
главные принципы - качество и низкая цена. Все пособия недорогие, но при
этом написаны лучшими преподавателями МГУ с учетом всех современных
требований на экзаменах. Каждая рукопись проходит внешнее и внутреннее
рецензирование, редактирование, тщательную корректуру. Обидно, что на
пособиях для абитуриентов (слепленных кое-как, типа «100 сочинений») многие
стремятся делать деньги. Мы прилага ем все усилия, чтобы доставить наши
книги в провинцию по минимальной цене.
Издательский отдел действи

тельно ведет грамотную маркетинго

вую политику, представляя свои

книжки на всех серьезных ярмарках,

рекламируя в отраслевой прессе, со

трудничая с крупными оптовыми

фирмами. Само оформление серии

для поступающих в вузы способству

ет ее продаже: единый художествен

ный принцип, легко узнаваемый силу

эт университета на обложке, логотип

издательства. В эту серию вошли по-,'

собия, тесты, задачи вступительных I

экзаменов по всем основным предме- j

там. .!
«Биология. Методическое пособие и контрольные работы»
[pic]
Н.Е. Чепурновой и Н.А. Соколовой - одно из немногих современных пособий по
биологии. В нем уделяется особое внимание тем разделам программы, которые в
школьных учебниках изложены недостаточно полно. Толь ко что переизданные
«Тесты по русскому языку» А.К. Руденко и Н.В. Соколовой помогут школь-никам
старших классов проверить свою грамотность и правильно выб-рать форму
подготовки в вуз.
Математическая серия - особая гордость издательства, которое
неравнодушно к точным наукам. Абитуриентам предлагаются «свежие» (1996-1997
гг.), новаторские пособия, основу которых составляет материал вступительных
экзаменов в МГУ. Это «Элементарная математика. Руко-водство для поступающих
в вузы» А.Б. Будака и Б.М. Щедрина; «Мате-матика. Методические указа-ния
для поступающих в вузы» О.Ю. Черка-сова и А.Г. Якушева; их же тесты с
ответами и комментариями «Проверь свои знания по математике»; «Мате-матика.
Задачи вступительных экза-менов с ответами и решениями (1993-1996гг.)».
Наконец, интерес-ные не только математикам «Старин-ные занимательные
задачи». Состави-тели этого прелестного сборника соб-рали задачи из русских
рукописей и книг XVIII века, из знаменитой «Арифметики» Л.Ф. Магницкого,
соз-данной в 1703 году с одобрения Петра I, из других учебников и книжек,
целиком посвященных занимательным задачам, загадкам и математическим играм.
Зада-чи и правда хороши, сложны и заковыристы, но сколько говорит эта книга
о русском характере, о подробностях быта их создателей! Представьте, что
вместо пресловутого «из пункта А...» вашим детям задали на дом следующее:
«Веселый человек пришел в трактир с некоторой суммой денег и занял у
содержателя трактира столько денег, сколько у себя имел. Из этой суммы
истратил 1 рубль. С остатком пришел в другой трактир, где опять занял
столько денег, сколько имел. В этом трактире также истратил 1 рубль. Потом
пришел в третий и четвертый трактиры и повторил то же самое. Наконец, когда
вышел из четвертого трактира, не имел ничего.
Сколько денег имел первоначально веселый человек?»
Подсчитаешь, сколько было у веселого человека, и сразу очень захочется
учиться!
[pic]
В прошлом году, учитывая необходимость воспитывать будущих студентов «с
младых ногтей», издательство запустило серию «МГУ-школе». По словам ректора
МГУ В.А. Садов-ничего, «эти учебники призваны помочь уже в школе выработать
правильный взгляд на основы научного знания». Только что вышедшее пособие
«Москвоведение» С.А. Ушакова, Н.Г. Комаровой и Л.В. Роминой ад-ресовано
старше-классникам и по-священо 850-ле-тию Москвы. По-хоже, нынешние дети
будут знать о своем городе гораздо больше родителей. И не только о
природных особенностях, но и о современной экологической ситуации «с
детальным анализом состояния от-дельных компонентов природной сре-ды».
Пособие написано серьезно и по-научному честно, вместо традицио-нных
розовых очков школьникам предлагается объективная картина существующих
проблем во всей ее неприглядности. А неизбежно возникаю-
ющему у читателя желанию переехать авторы противопоставляют призывы любить
Москву и чувствовать личную ответственность за состояние ее здо-ровья.
Разработки по новым методам обучения, ведущиеся преподавателями МГУ,
воплощаются и в учебники - Издательским отделом уже выпущен двухлетний курс
«Арифметика» для 5-го и 6-го классов, на подходе «Алгебра» для 7-го. У них,
что называется, «непростая судьба». Они рекомендованы Министерством
образования, но не включены в Федеральный комплект, так что издательство
вынуждено заниматься еще и их продвижением. Вместе с авторами оно
организовывает статьи, семинары в МГУ, после которых учителя математики
собирают деньги и приезжают за книгами на весь класс. Ситуация с учебниками
сегодня не благоприятствует выпускающим их издательствам - и тем выше можно
оценить просветительские усилия Учебно-научного центра.
А «в свободное время» издатели «балуются» научно-популярной литературой
своих коллег из университета. Здесь впервые вышла и несколько раз
переиздавалась скандальная серия книг академика А.Г. Фоменко по новой
хронологии и новой концепции древней истории - концепции интересной,
неоднозначной, заставляющей думать и спорить. Готовится еще несколько
научно-популярных книг для школьников и широких кругов читателей - «Вехи
физики XX века» В.И. Григорьева, «Эволюция дарвинизма» М.Н. Воронцова и
т.д. Планы обшир-ны, а девиз - рентабельность дея-тельности, но не
рентабельность каж-дой конкретной книги - идеален для вузовского, но
независимого издательства.
Атмосфера университета была и остается неповторимой. Даже на
подготовительных курсах уже ощущается этот дух знаний, творчества, свободы.
Для тех, кто по-прежнему хочет учиться в МГУ (а не только мерседес и рыбу
настоящую речную), публикуем координаты основных подразделений Учебно-
научного центра довузовского образования (см. с. 8).

Н. САМУТИНА
Учебно-научный центр
довузовского образования

Подготовительные вечерние
и заочные курсы для
абитуриен-тов МГУ и других
вузов

Москва, 119899, Ленинские
горы, МГУ, Главное здание,
сектор «Ж», комн. 105-б,
тел. 939-21-37,
939-33-10

Лекторий выходного дня -
воскресные и субботние
лекции по предметам
вступительных экзаменов

Москва, ул. Моховая, д.9
(корпус ф-та Журналистики
МГУ), комн. 302, тел. 203-
98-12

Начальные школы МГУ - Мини-
лицей «Чашниково» (полный
пансион), тел. 939-10-93

Вечерняя гимназия -
специали-
зированное обучение
школьни-ков

Москва, 119899, Ленинские
горы, МГУ, Главное здание,
сектор «Ж», комн. 106-а,
тел. 939-39-34

Предметные олимпиады
и Школы юных при факульте-
тах университета

Москва, 119899, Ленинские
горы, МГУ, Главное здание,
сектор «В», комн. 107,
тел. 939-17-00

Научно-исследовательская
часть (НИЧ) - разработка и
внедрение новых методов
обучения с использованием
компьютерной техники

Москва, 119899, Ленинские
горы, МГУ, Главное здание,
сектор «Ж», комн. 33-а
(цоколь), тел 939-10-93

Издательский отдел -
издание и реализация
учебной и учебно-
методической литературы
для абитуриентов и старших
школь-ников

Москва, 119899, Ленинские
горы, МГУ, Главное здание,
сектор «Ж», комн. 105-а,
Издательский отдел УНЦ ДО
МГУ, тел./факс 939-39-34,
939-10-93