Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.energia.ru/ru/news/news-2013/public_08-27.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 05:55:18 2016
Кодировка: Windows-1251
РКК "Энергия" - Новости

Интернет-проект

Планета Королева
English

Президент РКК "Энергия" Виталий Лопота:
Мы предлагаем развернуть после 2020 года в космосе российскую орбитальную станцию

 

Виталий Лопота. Фото: ИТАР-ТАСС

Виталий Александрович Лопота.

Как будет прирастать российский сегмент Международной космической станции? Какие перспективные разработки выполняет Ракетно-космическая корпорация "Энергия"? На эти и многие другие вопросы ответил в интервью "Интерфаксу-АВН" в ходе Международного авиационно-космического салона МАКС-2013 президент, генеральный конструктор РКК Виталий ЛОПОТА.

- Виталий Александрович, какие экспонаты демонстрирует РКК "Энергия" на МАКС-2013?

- В составе экспозиции РКК "Энергия" на салоне - полномасштабный проектно-компоновочный макет возвращаемого аппарата (ВА) пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП), отдельные фрагменты конструкции этого корабля, спускаемый аппарат побывавшего в космосе пилотируемого космического корабля "Союз ТМА", уменьшенные модели - копии Международной космической станции (МКС), стартовой платформы и сборочно-командного судна проекта "Морской старт", макет первого искусственного спутника Земли в натуральную величину.

- Известно, что РКК "Энергия" предлагает разработку проекта орбитальной базы для обслуживания и дозаправки кораблей, отправляющихся в дальний космос. Можно привести какие-то подробности по этому проекту, назвать сроки его реализации?

- В настоящее время партнеры программы МКС предполагают ее завершение в 2020 году. Однако ресурс модулей МКС, запланированных к запуску в 2014-2017 годах, в числе которых многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ), узловой модуль (УМ) и научно-энергетический модуль ?1 (НЭМ-1), к этому времени еще не будет исчерпан.

Полагая, что прекращать полет работоспособной части станции нерационально, РКК "Энергия" предлагает осуществить развертывание постоянно действующей российской орбитальной станции на основе модулей российского сегмента (РС) МКС с неизрасходованным ресурсом, в том числе новых. При этом будет реализована давняя идея использования задела по предыдущей орбитальной станции для создания следующей (что не удалось сделать при переходе от станции "Мир" к МКС).

Предлагается ввести, естественно, при соответствующих решениях на уровне государственных структур, такую станцию (орбитальную базу) в рабочий режим эксплуатации, используя модули, научное и другое оборудование РС МКС, продолжая при этом штатное целевое использование и функционирование транспортной системы на основе кораблей типа "Союз" и "Прогресс", осуществляя доставку и возвращение экипажей и обеспечивая необходимые грузопотоки в обе стороны, включая удаление отходов и отработавшего ресурс оборудования.

Основной принцип построения орбитальной базы - обеспечение возможности полной многократной замены выработавших ресурс модулей для поддержания ее безопасной непрерывной эксплуатации на протяжении сколь угодно большого времени (несколько десятилетий, до тех пор, пока не появятся задачи и технические решения, которые приведут к необходимости коренного изменения ее конструкции).

Создаваемые и проектируемые сегодня модули РС МКС (МЛМ, УМ и НЭМ-1) станут не только основой для новой российской орбитальной базы, но и прототипами для жилых модулей межпланетного экспедиционного комплекса, околопланетных орбитальных станций, планетных баз, посещаемых платформ в межпланетном пространстве при осуществлении программ освоения космического пространства за пределами низких околоземных орбит.

Стратегические цели орбитальной базы - сохранение приоритета России в области пилотируемых полетов и ее статуса как космической державы, обеспечение создания и развития новых технологий использования космических средств в интересах национальной и глобальной безопасности, генерации новых знаний, улучшения уровня жизни граждан страны, обеспечение, в перспективе, выполнения программ освоения Луны и Марса.

Перечень ее возможных задач - предоставление необходимых ресурсов для осуществления космической деятельности по различным направлениям в интересах России, отработка новых технологий для создания перспективных космических аппаратов (КА) и комплексов, выполнение фундаментальных и научно-прикладных исследований и экспериментов, участие в международных программах исследования и использования космического пространства, выполнение программ работ в интересах различных государственных структур РФ, в том числе по многоцелевому мониторингу территории России, обеспечение сборки крупногабаритных КА и комплексов (таких как межорбитальный буксир или межпланетный экспедиционный комплекс), их испытаний, летной отработки и запуска с орбиты на траектории назначения, выполнение коммерческих программ (космические эксперименты, мониторинг территории Земли, космический туризм, коммерческие программы освоения Луны и т.п.), обеспечение базирования, обслуживания и дооснащения межорбитальных буксиров, как низкоорбитальных, так и высокоорбитальных, обеспечение карантина и реабилитации экипажей межпланетных экспедиционных комплексов после их возвращения на околоземную орбиту.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что основа предлагаемой российской орбитальной базы (станция из МЛМ, УМ и НЭМ-1) может, в принципе, начать автономный полет только после завершения партнерами работ по программе МКС, когда будет совместно согласован процесс выхода партнеров из программы и действия, обеспечивающие безопасные для Земли дальнейшие операции с МКС в целом, и ее элементами - в частности.

- Сдвинулись ли сроки запуска МЛМ "Наука"? Какой будет судьба "Пирса"?

- Срок запуска МЛМ "Наука" в настоящее время запланирован на апрель 2014 года. Выработавший свой ресурс более чем двукратно стыковочный отсек - модуль "Пирс" будет эксплуатироваться на РС МКС до тех пор, когда состоится запуск МЛМ на орбиту и начнутся операции по его полету к МКС. Модуль "Пирс" в этом случае будет отстыкован от станции и в последующем сведен с ее орбиты вниз, к Земле, с использованием грузового корабля типа "Прогресс", отработавшего на РС МКС, будучи пристыкованным к причалу этого модуля.

- Завершилась ли техническая экспертиза проекта пилотируемого космического корабля нового поколения? Какие основные особенности и характеристики этого корабля?

- В настоящее время экспертиза технического проекта ПТК НП завершена. По ее результатам проект в целом оценен положительно. Замечания к нему устранимы и не препятствуют продолжению работ по созданию корабля. РКК "Энергия" разработала и представила заказчику план-график реализации мероприятий, предусматривающий устранению замечаний в самое ближайшее время.

В последней декаде июля 2013 года состоялось заседание научно-технического совета Роскосмоса, на котором технический проект корабля был одобрен. В соответствии с решением совета планируется заключение государственного контракта с РКК "Энергия" на следующую стадию разработки пилотируемого корабля - выпуск рабочей документации.

Основной задачей ПТК НП является выполнение полетов к Луне. Также он сможет выполнять транспортно-техническое обслуживание орбитальных станций на околоземной орбите и совершать автономные полеты с целью проведения космических экспериментов и исследований.

Характеристики ПТК НП при полетах к Луне: стартовая масса - до 20 тонн, численность экипажа - четыре человека, продолжительность автономного пилотируемого полета - до 10 суток, в составе окололунной орбитальной станции - до 180 суток.

Кратность использования ВА корабля: при кратковременных полетах к Луне - до 10 раз, при длительных полетах ПТК НП со стыковкой к окололунной орбитальной станции - не менее 3 раз.

При создании ПТК НП применено много инновационных решений, в том числе: выведение его на околоземную опорную орбиту обеспечивается с нового российского космодрома Восточный, посадка совершается также на территории РФ (таким образом, создание корабля обеспечивает России независимый доступ в космос в части программы пилотируемых полетов); обеспечение многократности использования ВА (за счет вертикальной "мягкой" посадки на посадочные опоры, а также замены теплозащиты при межполетном обслуживании), обеспечение безопасности полета экипажа на всем участке выведения (за счет использования двухступенчатого ракетного блока аварийного спасения при аварии РН); применение конструкционных и теплозащитных материалов с улучшенными характеристиками (сплавы с повышенной в 1,2-1,5 раза прочностью, теплозащитные материалы с меньшей в 3 раза удельной плотностью по сравнению с применяющимися на кораблях "Союз ТМА", углепластиковые материалы и трехслойные конструкции); обеспечение связи, навигации и пеленгации в режиме реального времени через спутниковый контур.

- На какой стадии идет работа по космическому аппарату "ОКА-Т", определены ли сроки его запуска, какая предполагается для него ракета-носитель?

- Автоматический космический аппарат "ОКА-Т" предназначен для проведения экспериментов и исследований в автономном полете с периодическими стыковками к МКС для технического обслуживания научной аппаратуры и бортовых систем. Эксперименты и исследования будут осуществляться в различных областях науки и техники (материаловедение, биотехнологии, космическая медицина, геофизические исследования и др.).

Выведение КА "ОКА-Т" на околоземную орбиту предусматривается на РН "Союз-2" этапа модернизации 1б. Длительность эксплуатации КА на орбите до 7 лет. Продолжительность автономного полета при проведении экспериментов - до 180 суток. При проведении экспериментов КА обеспечивает специальные условия, включающие уникальные значения величин микрогравитации (до 10-6g) и космического вакуума за специально установленным на нем защитным экраном (до 10-12 Торр).

В настоящее время работы по эскизному проекту КА вышли на стадию их завершения. Сроки запуска аппарата будут определены отдельным решением Заказчика с учетом итогов проектирования и хода работ по МКС.

- На какой стадии ведутся в настоящее время работы по созданию узлового и научно-энергетического модулей для МКС? Какие планируются сроки их запуска, какие предполагаются использовать ракеты-носители?

- Эскизный проект на узловой модуль разработан и сдан Заказчику, разработан полный комплект конструкторской документации. К настоящему времени созданы экспериментальные макеты УМ, выполнены статические и вибропрочностные испытания, ведутся работы по сборке штатного изделия. Пуск модуля запланирован на декабрь 2014 г. с использованием РН "Союз-2". В части научно-энергетического модуля разработан эскизный проект, проводятся мероприятия, предусмотренные планом его защиты. Запуск НЭМ предполагается в конце 2017 года с использованием РН "Протон-М".

- Американцы планируют стыковать к МКС в 2015 году надувной модуль компании "Бигелоу". Что делается в РКК "Энергия" в части разворачиваемых конструкций?

- В РКК "Энергия" с 2012 года ведутся активные работы по созданию отечественной технологии трансформируемых обитаемых космических модулей. Работы выполняются в рамках инвестиционного проекта из собственных средств Корпорации. В настоящее время выполнен значительный объем расчетно-теоретических исследований, начата экспериментальная отработка с использованием образцов материалов и фрагментов многослойной трансформируемой оболочки, создается масштабный экспериментальный макет будущего модуля.

Необходимо отметить, что компанией "Бигелоу" изначально в качестве основного применения надувных модулей было продекларировано создание орбитальных отелей для космических туристов. Корпорацией же ставится задача создания перспективной технологии трансформируемых гермоотсеков для модулей различного целевого назначения, предназначенных для обеспечения долговременного пребывания экипажа, проведения научных экспериментов и исследований, размещения необходимого оборудования и грузов. Поэтому РКК "Энергия" использует несколько иные компоновочные схемы и конструкторско-технологические решения. В том числе рассматриваются варианты отверждения внешней поверхности оболочки для создания более комфортных условий осуществления внекорабельной деятельности.

Уже получены определенные положительные результаты, которые позволяют рассматривать возможность применения разрабатываемой технологии в проектах перспективных изделий Корпорации, например в складском модуле космической станции. Если не возникнет принципиальных осложнений, то можно ожидать появления первого отечественного трансформируемого модуля уже в конце текущего десятилетия при условии, что такой модуль будет заказан.

- Когда будет проведена ревизия технического состояния "старых" модулей МКС?

- В соответствии с Федеральной космической программой и международными обязательствами РФ летная эксплуатация РС МКС и его составных элементов должна быть обеспечена до 2020 года включительно.

На данный момент истекает срок службы служебного модуля "Звезда" - основного модуля РС. Этот срок установлен заводом-изготовителем в 2000 году перед запуском модуля. В 2016 году истечет установленный срок для малого исследовательского модуля 2 (МИМ2). Сроки службы остальных модулей, в том числе, вновь вводимых в состав МКС, с учетом программы их использования обеспечивают срок службы РС МКС до 2020 г.

Техническое состояние российских модулей постоянно контролируется по всем параметрам, характеризующим их работоспособность и надежность: запасы прочности конструкции, функциональные параметры систем, характеристики среды обитания экипажа и др. По результатам этого контроля разрабатываются и реализуются, при необходимости, корректирующие меры, направленные на поддержание технического состояния РС МКС на заданном уровне: доставка на него оборудования для замены отказавшего или не отвечающего требуемым нормам, совершенствование (доработка, модернизация) "устаревшего" оборудования. Результаты контроля обобщаются в целях оценки показателей надежности и прогнозирования их на предстоящий период эксплуатации РС, что позволяет более обоснованно и рационально планировать его материально-техническое обеспечение.

По результатам контроля и анализа технического состояния модулей сделан вывод о возможности летной эксплуатации РС МКС до 2020 г. при условии выполнения мероприятий, предусмотренных конструкторской и нормативной документацией.

- Когда планируется следующий запуск с использованием разгонного блока ДМ-03?

- Этот разгонный блок предполагается использовать для реализации запуска КА "Экспресс-АМ8", который намечен на апрель 2014 г.

- Будет ли корпорация участвовать в создании КРК "Байтерек" с РН "Зенит"? Если да, каким образом?

- Когда проект КРК "Байтерек" с РН "Зенит" получит необходимый статус и будут проводиться соответствующие процедуры по формированию кооперации поставщиков материальной части и обеспечению ее подготовки к пуску, не исключено участие Корпорации аналогично тому, как это осуществляется в проекте "Наземный старт", для которого поставляются разгонные блоки ДМ-SLБ разработки РКК "Энергия".

- Появилась ли какая-то определенность по сверхтяжелой ракете?

- В настоящее время в отрасли продолжаются предварительные проектные исследования, которые также выполняются и в РКК "Энергия".

По их итогам, в том числе в части оценки стоимости и возможных сроков создания РН, ее востребованности для выведения полезных нагрузок в интересах решения различных перспективных задач, включая задачи обеспечения национальной безопасности, расширения космических исследований и прикладных работ в околоземном космическом пространстве и дальнем космосе, такая определенность может появиться в виде ответственного решения о путях и сроках создании РН сверхтяжелого класса. Возможно, это решение учтет предложения о международной кооперации по проекту, например, участие России, Украины, Казахстана, а также то, что аналогичный проект активно реализуется в США (проект SLS).

- В полном ли объеме обеспечены летно-конструкторские испытания ракеты-носителя "Ангара" ракетными двигателями РД-191?

- По последнему опубликованному решению эти испытания начнутся в 2014 году.

Сначала должна полететь "легкая" ракета-носитель "Ангара-1.2" с одним маршевым двигателем РД-191 на первой ступени, затем - "тяжелая" РН "Ангара-5" с пятью такими двигателями в составе двигательной установки первой ступени. Все эти двигатели изготовлены и поставлены на Ракетно-космический завод ГКНПЦ имени Хруничева, где проходят контрольные испытания в составе универсальных ракетных блоков.

Для комплектации второй РН "Ангара-5", запуск которой предусмотрен программой летно-конструкторских испытаний (ЛКИ), двигатели изготавливаются в НПО "Энергомаш" и будут поставлены в конце 2013 года.

По поставкам этих двигателей для остальных PH, запускаемых в рамках программы ЛКИ, ясности пока нет. Предварительно известно, что будут заказаны следующие 7 двигателей РД-191, но финансирование в настоящее время не осуществляется.

- Как реализуется программа производства двигателей для РН типа "Зенит", какие планы на ближайшие годы?

- В настоящее время НПО "Энергомаш" полностью обеспечивает потребности всех трех программ, в которых используется РН типа "Зенит", поставляя ракетные двигатели РД-171М.

Это - Федеральная космическая программа, коммерческие программы "Морской старт" и "Наземный старт".

НПО "Энергомаш" в рамках своей производственной программы полностью выполняет договорные обязательства перед Заказчиками. С начала текущего года поставлено 2 двигателя РД-171, до конца 2013 года запланировано изготовление и контрольные испытания еще трех двигателей РД-171М. Кроме того, будут собраны и подготовлены к проведению испытаний еще 2 таких двигателя.

Сегодня подтвержденный портфель заказов на двигатели РД-171М составляет порядка 20-ти единиц, а их поставка распланирована до конца 2017 года включительно. Одновременно ведутся работы по подготовке к подписанию соглашений о поставках двигателей РД-171М до 2020 года.

- Насколько оправдан, на Ваш взгляд, перенос серийного производства двигателей РД-191 в Пермь?

- На наш взгляд, перенос серийного производства этих двигателей в Пермь, с учетом реально сложившейся ситуации, не оправдан. Сегодня действует Генеральный план-график создания космического ракетного комплекса "Ангара" (второй этап ОКР), согласно которому до 2020 года будет проводиться летно-конструкторская отработка PH "Ангара". По этому плану за 8 лет (с 2013 по 2020 г.г.) должно быть изготовлено около 35 двигателей РД-191. И этот объем работ вполне может быть выполнен в НПО "Энергомаш" с учетом работ по другим заказам.

Таким образом, представляется, что ранее 2020 года не будет необходимости серийного изготовления этих двигателей. В то же время, прогнозируемые сегодня институтами Роскосмоса и ГКНПЦ имени Хруничева потребные количества двигателей РД-191 для программ после 2020 года отличаются в разы.

НПО "Энергомаш" уже в настоящее время способно изготавливать более 30 двигателей РД-191 в год с увеличением этих возможностей в дальнейшем. Двигатели изготавливаются по унифицированной технологии с двигателями РД-180 и РД-171М, что гарантирует устойчивость технологических процессов и надежность двигателей.

Существенное увеличение потребностей в количестве поставляемых двигателей РД-191 представляется необоснованным. Поэтому говорить о настоятельной необходимости передачи серийного производства этих двигателей в Пермь, скорее всего, преждевременно.

- Как реализуется программа производства двигателей РД-180 по американским контрактам, что можно ответить критикам этих контрактов?

- Программа производства и поставок двигателей РД-180 - пример долгосрочного и взаимовыгодного международного сотрудничества в высокотехнологичной области разработка и производства мощных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).

С 1999 г. по настоящее время в США поставлено 63 товарных двигателя РД-180, из них 45 двигателей использованы при запусках американских РН "Атлас-5".

Средства от выполнения данной программы и программы "Морской старт" позволили предприятию выжить в условиях практически полного отсутствия госзаказа в 90-е годы и в начале двухтысячных годов. В основном, благодаря средствам, поступающим по этой программе, начато и планомерно осуществляется техническое переоснащение и модернизация производства, решается ряд важных для предприятия социальных задач, включая обеспечение ежегодного роста зарплаты (примерно на 20%), медицинское страхование, строительство общежития и др.

В данный период времени предприятие поставляет по 4-5 этих двигателей в год по ценам, соответствующим мировому уровню. Работы по программе имеют хорошую перспективу на ближайшие пять лет. Ее критикам можно сказать следующее.

НПО "Энергомаш" - уникальное, единственное в России предприятие, специализирующееся на разработке и производстве мощных ЖРД для первых ступеней РН любого назначения. Сегодня 90% всех запусков PH в России производится с использованием двигателей разработки этого предприятия.

В настоящее время отечественные заказывающие ведомства загружают госзаказами предприятие всего на 20%. Таковы реалии. Остальные средства предприятие вынуждено зарабатывать на коммерческом рынке космических услуг. Львиная доля этого заработка осуществляется за счет программы двигателей РД-180. Прекращение производства этих двигателей весьма критично для предприятия.

Главный аргумент противников сотрудничества - использование PH "Атлас-5" с этим двигателем для вывода спутников в интересах военных ведомств США.

Следует заметить, что одним из условий развертывания программы РД-180, одобренной в российских государственных структурах, изначально была определена возможность использования двигателя на РН, запускаемых в интересах военных ведомств США. Это особенно актуально сегодня, когда на мировом рынке космических услуг доля запусков в интересах правительственных ведомств составляет почти 80%.

По мнению подавляющего большинства экспертов соответствующих ведомств РФ, прекращение зарубежных поставок РД-180 никак не отразится на выполнении военно-космических программ США, так как, во-первых, Соединенные Штаты в достаточном количестве располагают возможностями запусков альтернативных "Атласу-5" средств выведения (PH "Дельта-4", "Фалькон-9"), а во-вторых, при необходимости, пока будет использоваться имеющийся объем уже поставленных РД-180, американские предприятия смогут наладить собственное производство этого ЖРД или ему подобного.

В заключение следует особо обратить внимание, что двигатель РД-180, созданный для использования на американской РН "Атлас-5", может без ограничений использоваться в любых отечественных программах: все права на двигатель принадлежат Российской Федерации.

- Что НПО "Энергомаш" демонстрирует на МАКСе?

- НПО "Энергомаш" имени академика В.П. Глушко представляет на МАКСе выставочные макеты жидкостных ракетных двигателей РД-171, РД-180 и PД-191, которые являются основной продукцией предприятия. Они будут размещены на стенде РКК "Энергия" в составе объединенной экспозиции предприятий Роскосмоса.

Жидкостные ракетные четырехкамерные двигатели типа РД-170 и РД-171 - это важнейшие, уникальные разработки НПО "Энергомаш", являющиеся долгосрочным интеллектуальным заделом России, которые были созданы для первых ступеней РН "Энергия" системы "Энергия-Буран" и определяют мировой уровень развития ракет-носителей сверхтяжелого класса в XXI веке. Двухкамерный двигатель РД-180 - это специальная разработка, выполненная для модернизированной РН "Атлас" (США) на базе отработанных технологий по РД-170 и РД-171.

Однокамерные двигатели РД-191 предназначены для семейства российских PH "Ангара". К настоящему времени завершена их наземная отработка. Первые серийные экземпляры этих двигателей для летно-конструкторских испытаний этих РН поставлены Заказчику.

 

Оригинал статьи