Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.laspace.ru/projects/planets/luna-18/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:58:21 2016
Кодировка: Windows-1251
Автоматическая станция 'Луна-18'

Автоматическая станция 'Луна-18'

  • Обзор проекта

  • Основные задачи

  • Описание миссии

  • Научная аппаратура

  • Значимость миссии

В результате ненормальной работы одного из двигателей стабилизации при посадке произошел перерасход горючего, что повлекло за собой нерасчетные аварийные условия спуска на поверхность Луны. Дата старта: 2 сентября 1971 г., 16 часов 40 минут 40 секунды МСК

  1. Назначение планетные исследования
  2. Статус выведен из эксплуатации,
  3. Объект исследований Луна
  4. Дата запуска 2 сентября 1971
  5. Космодром Байконур
  6. Средства выведения 'Протон-К' с разгонным блоком Д
  7. Масса аппарата 5725
  8. Рабочая орбита траектория перелета к Луне

Космический аппарат 'Луна-18' был предназначен для посадки на Луну, взятия лунного грунта и доставки его на Землю.

Автоматическая станция 'Луна-18' была запущена с космодрома Байконур 2 сентября 1971 года с помощью четырехступенчатой ракеты-носителя 'Протон-К'.

На трассе перелета к Луне 4 и 6 сентября были выполнены коррекции траектории.

При подлете к Луне в результате торможения с помощью КТДУ 7 сентября 1971 года автоматическая станция 'Луна-18' вышла на орбиту искусственного спутника Луны. Однако из-за методической ошибки включение КТДУ прошло на 15 секунд раньше расчетного времени, в результате чего параметры окололунной орбиты после первого торможения сильно отличались от расчетных.

Для обеспечения посадки станции в расчетный район Луны должны были быть проведены две коррекции, причем после второй коррекции высота орбиты в периселении должна была составлять 16-17 км. С целью экономии топлива было принято решение ограничиться одной коррекцией орбиты, которая была проведена вне зоны радиовидимости. Однако в результате включения двигателя вместо расчетных Нπ=16,9 км и Нα=123,9 км фактически были получены Нπ=93,4 км и Нα=180,3 км.

В результате анализа телеметрической информации было установлено, что программный угол тангажа в два раза меньше расчетного вследствие заниженной в ~ 40 раз эффективности одного из двигателей стабилизации (ЖРС), в который не поступал окислитель, и тяга образовывалась лишь за счет истечения горючего.

С целью исправления траектории в зоне радиовидимости была проведена дополнительная коррекция

11 сентября 1971 года была включена двигательная установка для схода с орбиты. Однако в результате ненормальной работы того же двигателя стабилизации получился перерасход горючего, и при проведении второго торможения упала эффективность двигателей стабилизации по всем трем каналам. В результате, угол крена получился на 10њ меньше расчетной величины, что повлекло за собой нерасчетные аварийные условия спуска на поверхность Луны.

Связь с КА прекратилась 11 сентября 1971 года в 10 часов 47 минут 16,5 секунд. По расчетам, станция 'Луна-18' достигла поверхности Луны в районе материка, окружающего море Изобилия, в точке с координатами 3њ 34' с. ш. и 56њ 30' в. д.

Автоматический комплекс 'Луна-18', предназначенный для забора образцов лунного грунта, по конструкции, составу оборудования и служебных систем аналогичен автоматической станции 'Луна-16'

Программа полета станции 'Луна-18' не была выполнена.

Возврат к списку