Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.law.msu.ru/doc/fgos-spec.doc
Дата изменения: Sun Mar 20 14:59:45 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:54:14 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: астрономическое образование

ПРОЕКТ
Обсуждение на
заседании
Президиума УМО

по юридическому образованию

вузов Российской Федерации
7.12.2007г.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


|Утвержден приказом Министерства |
|образования и науки Российской |
|Федерации |
|от «_____» _________ 200 __ г. ?____ |
|Номер государственной регистрации |
|__________________________________ |




ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


по специальности

030501 «Юриспруденция»
________________________________________________________________
(указывается код и наименование направления)



Уровень подготовки:

Специалист




Москва 2007
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Специальность 030501 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня
направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального
образования» от 12.06.2005 г. ? 4.

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в
порядке, определенном Правительством Российской Федерации, с участием
__________________________________________________________________

(указываются федеральные органы исполнительной власти, государственные и
государственно-общественные организации, объединения работодателей)

Стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об
образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения.................................
..................................................... 4

2. Термины, определения, обозначения,
сокращения................................... 5

3. Общая характеристика направления подготовки
.................................... 6

4. Общие требования к условиям реализации основных

образовательных программ
.........................................................................
9
4.1. Общие требования к правам и обязанностям вуза при

реализации основных образовательных программ
...................................... 9
4.2. Общие требования к правам и обязанностям студентов

при реализации основных образовательных программ
............................. 10

5 Требования к основным образовательным программам

подготовки специалистов
..........................................................................
.. 12
5.1 Требования к результатам освоения основных образовательных

программ подготовки специалистов
............................................. 12
5.2 Требования к структуре основных образовательных

программ подготовки специалистов
............................................................ 15
5.3 Требования к условиям реализации основных образовательных

программ подготовки специалистов
............................................................ 24

6. Список представителей академического сообщества и

работодателей, принимавших участие в разработке ФГОС ..................
26
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является нормативным
актом, устанавливающим требования к структуре, результатам и условиям
реализации ООП высшего профессионального образования по специальности
030501 «Юриспруденция», обязательные к исполнению всеми высшими учебными
заведениями на территории Российской Федерации, реализующими основные
образовательные программы указанного уровня по данному направлению
подготовки, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии,
выданной уполномоченным органом исполнительной власти.
1.3. Настоящий ФГОС ВПО распространяется на деятельность:
1.3.1. Профессорско-преподавательских коллективов высших учебных
заведений, ответственных за качественную разработку, эффективную реализацию
и обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки,
техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;
1.3.2. Лиц, обучающихся по данному направлению подготовки;
1.3.3. Руководителей высших учебных заведений и юридических
факультетов, отвечающих в пределах своей компетенции за качество подготовки
обучающихся;
1.3.4. Объединений специалистов и работодателей в соответствующей сфере
профессиональной деятельности;
1.3.5. Учебно-методического объединения по юридическому образованию
вузов Российской Федерации, а также иных объединений вузов, обеспечивающих
по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти
разработку примерных основных образовательных программ и иной учебно-
методической документации.
1.3.6 Органов, обеспечивающих финансирование высшего профессионального
образования;
1.3.7. Уполномоченных государственных органов исполнительной власти,
осуществляющих аттестацию, аккредитацию и контроль качества в сфере высшего
профессионального образования.
2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются термины и определения в соответствии
с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании", а также с международными
документами в сфере высшего образования:

основная образовательная программа - совокупность учебно-методической
документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и
реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки
(специальности) высшего профессионального образования;

направление подготовки - совокупность образовательных программ для
бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на
основании общности фундаментальной подготовки;

профиль - совокупность основных типичных черт какой-либо профессии
(направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих
конкретную направленность образовательной программы, ее содержание;

компетенция - способность применять знания, умения и личностные
качества для успешной деятельности в определенной области;

модуль - часть образовательной программы или часть учебной дисциплины,
имеющая определенную логическую завершенность по отношению
к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;

результаты обучения - усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
|ВПО - |высшее профессиональное образование; |
|ФГОС ВПО - |федеральный государственный образовательный стандарт |
| |высшего профессионального образования; |
|ООП - |основная образовательная программа; |
|УМО - |учебно-методические объединения; |
|ОКСО - |общероссийский классификатор по образованию; |
|УЦ ООП - |учебный цикл основной образовательной программы; |
|ОНК - |общенаучные компетенции; |
|ИК - |инструментальные компетенции; |
|СЛК - |социально-личностные и общекультурные компетенции. |

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

030501 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

3.1. Сроки, общая трудоемкость освоения основной образовательной
программы (в зачетных единицах) и квалификация (степень) профессионального
образования:

Таблица 1
|Наименование ООП|Квалификация |Нормативный срок|Трудоемкость |
| | |освоения ООП |(в зачетных |
| | |(для очной формы|единицах) |
| | |обучения), | |
| | |включая | |
| | |последипломный | |
| | |отпуск | |
| |Код, наименование в | | |
| |соответствии с ОКСО | | |
|ООП подготовки |65 |юрист |5 лет *) |300 **) |
|специалистов | | | | |

*) иные нормативные сроки освоения ООП специалиста устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
**) Одна зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам или 27
астрономическим часам учебной работы обучающихся, включая его аудиторную,
самостоятельную работу и все виды аттестаций;

Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения
основной образовательной программы подготовки специалиста по очно-заочной
(вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных
форм обучения увеличиваются на один год.

3.2. Цели ВПО по направлению подготовки 030501 «Юриспруденция» в
области обучения и воспитания личности.
3.2.1. В области обучения целью ВПО по направлению подготовки 030501
«Юриспруденция» является: получение специального профессионального, на
уровне специалиста, образования, позволяющего выпускнику успешно работать в
избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-
специализированными компетенциями, способствующими его социальной
мобильности и устойчивости на рынке труда.
3.2.2. В области воспитания личности целью ВПО по направлению
подготовки 030501 «Юриспруденция» является формирование у обучающихся
следующих социально-личностных качеств: гражданственность, патриотизм,
глубокое уважение к закону, идеалам правового государства, чувство
профессионального долга, организованность, коммуникативность,
толерантность; повышение общей культуры обучающихся.

3.3. Область профессиональной деятельности выпускников.
Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки
030501 «Юриспруденция» включает разработку и реализацию правовых норм,
обеспечение законности и правопорядка.

3.4. Объекты профессиональной деятельности выпускников.
Объектами профессиональной деятельности выпускников по специальности 030501
«Юриспруденция» являются общественные отношения в сфере реализации правовых
норм, обеспечения законности и правопорядка.

3.5. Виды профессиональной деятельности выпускников:

а) правотворческая;
б) правоприменительная;
в) экспертно-консультационная;
г) правоохранительная;
д) организационно-управленческая;
е) научно-исследовательская;

3.6. Задачи профессиональной деятельности выпускников.

3.6.1. Задачи профессиональной деятельности специалиста:

а) правотворческая деятельность:
- участие в разработке нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:
- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений,
а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
- составление юридических документов;

в) экспертно-консультационная деятельность:
- оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
- осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

г) правоохранительная деятельность:
- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности,
общества и государства;
- охрана общественного порядка;
- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование
правонарушений;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм
собственности;

д) организационно-управленческая деятельность:
- осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская деятельность:
- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем
своей профессиональной деятельности.

4. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ

4.1. Общие требования к правам и обязанностям вуза при реализации ООП.
4.1.1. Высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают основную
образовательную программу по направлению подготовки (специальности). ООП
разрабатывается на основе федерального государственного образовательного
стандарта по соответствующему направлению подготовки (специальности) с
учетом потребностей рынка труда.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные
образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики,
техники, технологий и социальной сферы.
4.1.2. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников должна
включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию.
Для аттестации обучающихся и выпускников на соответствие их персональных
достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП создаются
фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы,
тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных
компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных
работ определяются высшим учебным заведением с учетом действующего
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений.
4.1.3. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в
формировании социально-личностных компетенций выпускников (например,
компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления,
системно-деятельного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную
среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития
личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента
учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие
обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих
клубов, научных обществ.
4.1.4. Основная образовательная программа высшего учебного заведения
должна содержать дисциплины по выбору обучающегося в объеме не менее одной
трети вариативной части каждого цикла. Порядок формирования дисциплин по
выбору обучающегося устанавливает Ученый совет вуза.
4.1.5. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения.
4.1.6. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями
при формировании ООП, разъяснить, что избранные ими дисциплины (модули,
курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не
должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

4.2. Общие требования к правам и обязанностям обучающегося при
реализации ООП.
4.2.1 Обучающиеся имеют право выбирать конкретные дисциплины (модули,
курсы) в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение
дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП,
4.2.2 При формировании своей индивидуальной образовательной программы
обучающийся имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин
(модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки
(специализацию).
4.2.3. В целях достижения результатов при освоении ООП в части развития
социально-личностных компетенций обучающиеся участвуют в развитии своего
самоуправления, в работе общественных организаций, спортивных и творческих
клубов, научных обществ.
4.2.4. Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные ООП вуза.
4.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося устанавливается в
объеме 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы.
Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения должен быть
в среднем за период обучения не менее 24 и не более 36 часов.
4.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных
занятий должен быть не менее 12 часов в неделю.
4.5. Лицам, обучающимся по заочной форме обучения, должна быть
обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов
в год.
4.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять
7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В вузах, в которых обучение сочетается с прохождением службы,
продолжительность каникулярного отпуска определяется в соответствии с
ведомственными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок
прохождения службы.

5. Требования к основным образовательным программам подготовки специалистов

5.1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ
подготовки специалистов

Выпускник по направлению подготовки 030501 «Юриспруденция» с
квалификацией «специалист» в соответствии с целями основной образовательной
программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в п.п. 3.2 и
3.6.1 настоящего ФГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальные:
- общенаучные (ОНК):

- способность применять знания гуманитарных, экономических и
социальных наук в профессиональной деятельности (ОНК-1);

- инструментальные (ИК):

- способность работать с различными источниками информации,
информационными ресурсами и технологиями (ИК-1);
- способность обеспечивать защиту сведений, составляющих
государственную тайну и сведений конфиденциального характера и иных
охраняемых законом тайн (ИК-2);
- способность к письменной и устной коммуникации на русском языке;
готовность к профессиональной коммуникации на иностранном языке (ИК-3);

- социально-личностные и общекультурные (СЛК):

- способность ориентироваться в политических, социальных и
экономических процессах, происходящих в обществе (СЛК-1);
- готовность к осмыслению жизненных явлений, самостоятельному
поиску истины, к решению мировоззренческих проблем, вопросов ценностно-
мотивационной ориентации, к осознанию себя и своего места в современном
обществе (СЛК-2);
- готовность к выполнению профессиональных задач в соответствии с
нормами морали, профессиональной этики (СЛК-3);
- готовность к общению, позитивному взаимодействию и сотрудничеству
с коллегами и с различными категориями граждан, способность предупреждать и
разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности (СЛК-4);
- способность творчески решать профессиональные задачи,
адаптироваться к меняющимся условиям окружающей действительности,
профессиональной деятельности, самосовершенствоваться, приобретать новые
знания используя современные образовательные и информационные технологии,
повышать уровень своей профессиональной квалификации и общей культуры (СЛК-
5);
- готовность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-
значимыми представлениями о здоровом образе жизни (СЛК-6).

б) профессиональные:

- правотворческая деятельность:
- способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

- правоприменительная деятельность:
- способность понимать сущность, характер и взаимодействие
общественно-правовых явлений (ПК-2);
- способность понимать сущность, характер и взаимодействие
общественно-правовых явлений (ПК-3);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами
права (ПК-4);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в
точном соответствии с законом (ПК-5);
- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать
нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
(ПК- 6);
- способность юридически правильно квалифицировать факты, события и
обстоятельства (ПК-7);
- способность разрабатывать юридические документы (ПК-8)

- экспертно-консультационная деятельность:
- способность толковать различные правовые акты (ПК-9);
- способность осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых
актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации (ПК-
10);

- правоохранительная деятельность:
- обеспечивать законность и правопорядок, государственную и
общественную безопасность, личную безопасность граждан, охранять
общественный порядок (ПК-11);
- готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и
защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-12);
- готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать
преступления и иные правонарушения (ПК-13);
- готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и
устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-14);
- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной
деятельности в юридической и иной документации (ПК-15);

- организационно-управленческая деятельность:
- готовность к организационно-управленческой работе с малыми
коллективами (ПК-16);
- способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-17);
- способность планировать, осуществлять контроль и учет результатов
деятельности исполнителей, оценивать эффективность служебной деятельности
подчиненных коллектива в целом (ПК-18);
- готовность организовывать собственную работу и работу
исполнителей на основе современных представлений о научной организации
труда (ПК-19);
- способность осуществлять документационное обеспечение
управленческой деятельности (ПК-20);

- научно-исследовательская деятельность:
- способность анализировать правоприменительную практику, научную
информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-
21);
- готовность к применению методов проведения прикладных научных
исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-22);
- способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования,
составлять справки, обзоры, готовить научные публикации (ПК-23);
- способность разрабатывать методические рекомендации и другие
материалы внедрения результатов исследований (ПК-24);

5. 2 Требования к структуре основных образовательных программ подготовки
специалистов

Основная образовательная программа подготовки специалиста
предусматривает изучение следующих учебных циклов:

С.1 - гуманитарный, социальный и экономический цикл;
С.2 - профессиональный цикл;

и разделов:
С.3 - физическая культура (для вузов, в которых обучение сочетается со
службой - физическая подготовка);
С.4 - практика и (или) научно-исследовательская работа;
С.5 - итоговая государственная аттестация.




Таблица 2.
Структура ООП специалиста

|Код |Учебные циклы (разделы) |Трудоем-|Перечень дисциплин|Коды |
|УЦ |и проектируемые результаты | | |форми- |
|ООП |их освоения |кость |для разработки |руемых |
| | |(в |примерных |компе- |
| | |зачет- |программ, а также |тенций |
| | |ных |учебников и | |
| | |едини- |учебных пособий | |
| | |цах) | | |
| |Гуманитарный, социальный и |45*) | | |
| |экономический цикл |(1620 | | |
|С.1 | |часов) | | |
| |Базовая часть |36*) |Обязательный блок | |
| |В результате изучения базовой части |(1296 |дисциплин базовой | |
| |цикла |часов) |части: | |
| |обучающийся должен: | | | |
| |знать: | |Иностранные языки | |
| |лексический (1800-2000 единиц) и | |Философия | |
| |грамматический минимум, необходимый | |Логика | |
| |для чтения и перевода (со словарем) | |Экономика | |
| |иноязычных текстов профессиональной | |Профессиональная | |
| |направленности; | |этика | |
| |предметную область философского | | | |
| |знания в его логической целостности | | | |
| |и последовательности, предполагающей| | | |
| |систематизацию основных философских | |Рекомендуемый блок| |
| |принципов, законов, категорий, а | | | |
| |также выявление их содержания и | |дисциплин базовой | |
| |взаимосвязи; мировоззренческие и | |части**): | |
| |методологические основы юридического| |Политология | |
| |мышления; роль философии в | |Социология | |
| |формировании ценностных ориентаций в| |Культурология | |
| |профессиональной деятельности; | |Русский язык в | |
| |логическую структуру основных форм | |деловой и | |
| |мышления и сущностную характеристику| |процессуальной | |
| |основных формально-логических | |документации | |
| |законов; логические основы теории | |Риторика | |
| |аргументации; формы развития знания | | | |
| |(проблема, гипотеза, теория); | | | |
| |основные понятия экономической | | | |
| |теории, её законы, общие и | | | |
| |специфические черты функционирования| | | |
| |хозяйственной системы на разных | | | |
| |(макро- и микро-) уровнях и в | | | |
| |масштабе мировой экономики; реальную| | | |
| |хозяйственную практику | | | |
| |государственных, коммерческих и | | | |
| |некоммерческих структур, передовой | | | |
| |отечественный и зарубежный опыт | | | |
| |управления, регулирования и контроля| | | |
| |в сфере экономики; | | | |
| |понятийно-категориальный аппарат | | | |
| |политологии, основные методы | | | |
| |исследования политических явлений; | | | |
| |сущность, содержание, механизм | | | |
| |функционирования политической власти| | | |
| |и политического процесса; сущность, | | | |
| |структуру и функции политической | | | |
| |системы общества, особенности | | | |
| |(уровни и формы) политического | | | |
| |сознания; методологию анализа и | | | |
| |оценки современной геополитической | | | |
| |обстановки; | | | |
| |теоретические и методологические | | | |
| |основы социологии, ее | | | |
| |понятийно-категориальный аппарат; | | | |
| |основные социальные институты | | | |
| |общества; основные специальные | | | |
| |социологические теории; | | | |
| |методологические принципы и | | | |
| |специальные методы эмпирической | | | |
| |социологии; | | | |
| |особенности юридической лексики; | | | |
| |правила составления и оформления | | | |
| |текстов служебных и процессуальных | | | |
| |документов; нормы | | | |
| |официально-делового стиля, специфику| | | |
| |письменного делового общения; | | | |
| |типологию культур; основные этапы и | | | |
| |особенности развития культуры | | | |
| |России, её место в системе мировой | | | |
| |цивилизации; правовые основы охраны | | | |
| |культурного наследия; | | | |
| |типологию религий, особенности | | | |
| |вероучения и культа мировых, | | | |
| |национальных и нетрадиционных | | | |
| |религий, распространенных на | | | |
| |территории России, правовые основы | | | |
| |деятельности религиозных организаций| | | |
| |и учреждений; | | | |
| |основные этические понятия и | | | |
| |категории, содержание и особенности | | | |
| |профессиональной этики, возможные | | | |
| |пути (способы) разрешения | | | |
| |нравственных конфликтных ситуаций в | | | |
| |профессиональной деятельности; | | | |
| |сущность | | | |
| |профессионально-нравственной | | | |
| |деформации и пути её предупреждения | | | |
| |и преодоления; понятие этикета, его | | | |
| |роль в жизни общества, особенности | | | |
| |служебного этикета, его основные | | | |
| |нормы и функции; | | | |
| |основы ораторского искусства; | | | |
| | | | | |
| |уметь: | | | |
| |читать и переводить (со | | | |
| |словарем) иноязычную литературу| | | |
| |по профилю подготовки; | | | |
| |ориентироваться в системе | | | |
| |философского знания как целостного | | | |
| |представления об основах мироздания | | | |
| |и перспективах развития планетарного| | | |
| |социума; понимать характерные | | | |
| |особенности современного этапа | | | |
| |развития философии; применять | | | |
| |философские принципы и законы, формы| | | |
| |и методы познания в профессиональной| | | |
| |деятельности; | | | |
| |применять понятия с чётко | | | |
| |определённым содержанием; | | | |
| |устанавливать логический смысл | | | |
| |суждения; оценивать логические | | | |
| |свойства вопросов и пользоваться | | | |
| |логическими правилами построения | | | |
| |ответов; вести диалог и дискуссию; | | | |
| |анализировать текущую экономическую | | | |
| |информацию, характеризующую процессы| | | |
| |в основных сферах экономики, | | | |
| |анализировать динамику макро- и | | | |
| |микроэкономических показателей, | | | |
| |использовать полученные данные в | | | |
| |профессиональной деятельности; | | | |
| |самостоятельно анализировать | | | |
| |современную политическую жизнь | | | |
| |России, основные проблемы и | | | |
| |тенденции современного мирового | | | |
| |политического процесса; | | | |
| |анализировать социальные процессы и | | | |
| |явления, стратификационную структуру| | | |
| |общества; давать социологическую | | | |
| |характеристику личности на основе ее| | | |
| |социального статуса и особенностей | | | |
| |социализации; анализировать | | | |
| |механизмы возникновения и разрешения| | | |
| |социальных конфликтов; анализировать| | | |
| |природу и возможные пути | | | |
| |предупреждения девиантного | | | |
| |поведения в различных группах | | | |
| |социального риска; применять методы | | | |
| |прикладной социологии; | | | |
| |правильно употреблять юридическую | | | |
| |лексику в деловой речи; | | | |
| |составлять тексты различных видов | | | |
| |служебных и процессуальных | | | |
| |документов в соответствии с | | | |
| |языковыми и стилистическими нормами,| | | |
| |правильно оформлять их; | | | |
| |объяснять феномены культуры и | | | |
| |цивилизации; | | | |
| |ориентироваться в системе | | | |
| |религиозных ценностей; объяснять | | | |
| |явления религиозной жизни; давать | | | |
| |правовую оценку действиям граждан и | | | |
| |организаций, связанным с религиозной| | | |
| |деятельностью; | | | |
| |оценивать факты и явления | | | |
| |профессиональной деятельности с | | | |
| |нравственной точки зрения; | | | |
| |осуществлять с позиции этики и | | | |
| |морали выбор норм поведения в | | | |
| |конкретных служебных ситуациях; | | | |
| |соблюдать правила воинской | | | |
| |вежливости и культуры поведения в | | | |
| |профессиональной деятельности; | | | |
| | | | | |
| |владеть: | | | |
| |элементарными навыками общения на | | | |
| |иностранном языке; | | | |
| |навыками философского анализа | | | |
| |различных типов мировоззрения, | | | |
| |использования различных философских | | | |
| |методов для анализа тенденций | | | |
| |развития современного общества, | | | |
| |философско-правового анализа; | | | |
| |навыками правильного мышления, | | | |
| |использования приёмов логического | | | |
| |построения рассуждений, | | | |
| |распознавания логических ошибок в | | | |
| |материалах судебно-следственной, | | | |
| |оперативно-служебной и других видов | | | |
| |профессиональной деятельности; | | | |
| |навыками политологического анализа | | | |
| |различного рода политических | | | |
| |ситуаций; | | | |
| |научным инструментарием | | | |
| |экономической науки, навыками | | | |
| |прогнозирования развития | | | |
| |хозяйственных процессов и | | | |
| |использования экономической | | | |
| |информации в профессиональной | | | |
| |деятельности; | | | |
| |методикой прикладного | | | |
| |социологического исследования; | | | |
| |приемами соотнесения культурных | | | |
| |памятников с историческими эпохами и| | | |
| |художественными стилями; | | | |
| |навыками профессионального общения с| | | |
| |верующими; навыками общения с | | | |
| |верующими основных конфессий, | | | |
| |распространенных в современной | | | |
| |России, в процессе профессиональной | | | |
| |деятельности; | | | |
| |навыками оценки своих поступков и | | | |
| |поступков окружающих с точки зрения | | | |
| |норм этики и морали; навыками | | | |
| |поведения в служебном коллективе и | | | |
| |общения с гражданами в соответствии | | | |
| |с нормами служебного и общего | | | |
| |этикета; | | | |
| |навыками публичного выступления; | | | |
| |Вариативная часть (знания, умения, |9 *) | | |
| |навыки определяются ООП вуза) |(324 | | |
| | |часа) | | |
| |Профессиональный цикл |220*) | | |
|С.2 | |(7920 | | |
| | |часов) | | |
| |Базовая часть |150*) |Обязательный блок | |
| |В результате изучения базовой части |(5400 |базовых дисциплин:| |
| |цикла |часов) | | |
| |обучающийся должен: | |Теория государства| |
| |знать: | |и права | |
| |природу и сущность государства и | |История | |
| |права; основные закономерности | |отечественного | |
| |возникновения, функционирования и | |государства и | |
| |развития государства и права, | |права | |
| |исторические типы и формы | |История | |
| |государства и права, их сущность и | |государства и | |
| |функции; механизм государства, | |права зарубежных | |
| |систему права, механизм и средства | |стран | |
| |правового регулирования, реализации | |Конституционное | |
| |права; особенности государственного | |право России | |
| |и правового развития России; роль | |Административное | |
| |государства и права в политической | |право | |
| |системе общества, в общественной | |Муниципальное | |
| |жизни; | |право | |
| |историю возникновения и развития | |Гражданское право | |
| |учений о государстве и праве; | |Гражданское | |
| |основные исторические закономерности| |процессуальное | |
| |и особенности становления и развития| |право (Гражданский| |
| |отечественного государства и права, | |процесс) | |
| |а так же государства и права | |Трудовое право | |
| |зарубежных стран; | |Экологическое | |
| |особенности конституционного строя, | |право | |
| |правового положения граждан, форм | |Земельное право | |
| |государственного устройства, | |Семейное право | |
| |организации и функционирования | |Финансовое право | |
| |системы органов государства, | |Предпринимательско| |
| |местного самоуправления в России и | |е право | |
| |зарубежных странах; | |Международное | |
| |основные положения отраслевых | |право | |
| |юридических и специальных наук, | |Уголовное право | |
| |сущность и содержание основных | |Уголовно-процессуа| |
| |понятий, категорий, институтов, | |льное право | |
| |правовых статусов субъектов, | |(Уголовный | |
| |правоотношений в отдельных отраслях | |процесс) | |
| |материального и процессуального | |Криминалистика | |
| |права: | |Криминология | |
| |административного права, | |Правоохранительные| |
| |муниципального права, гражданского | |органы | |
| |права, гражданско-процессуального | |Юридическая | |
| |права (гражданского процесса), | |психология | |
| |трудового права, экологического | |Информационные | |
| |права, земельного права, семейного | |технологии в | |
| |права, финансового права, | |профессиональной | |
| |российского предпринимательского | |деятельности. | |
| |права, коммерческого права, | | | |
| |международного частного права, | | | |
| |международного права, уголовного | |Рекомендуемый блок| |
| |права, уголовно-процессуального | |базовых | |
| |права (уголовного процесса), | |дисциплин:**) | |
| |уголовно-исполнительного права; | |Конституционное | |
| |законодательство Российской | |право зарубежных | |
| |Федерации, общепризнанные принципы и| |стран | |
| |нормы международного права; общую | |Римское право | |
| |характеристику отдельных отраслей | |Международное | |
| |права зарубежных стран; | |частное право | |
| |правоприменительную практику; | |Коммерческое право| |
| |понятия и категории специальных | | | |
| |наук: криминалистики, криминологии, | |Арбитражный | |
| |судебной медицины и судебной | |процесс | |
| |психиатрии, юридической психологии, | |Право социального | |
| |правовой статистики; | |обеспечения | |
| |технико-криминалистические средства | |История | |
| |и методы, тактику производства | |политических и | |
| |следственных действий; формы и | |правовых учений | |
| |методы организации раскрытия и | |Теория судебной | |
| |расследования преступлений; методики| |экспертизы | |
| |раскрытия и расследования | |Уголовно-исполните| |
| |преступлений отдельных видов и | |льное право | |
| |групп; | |Управление | |
| |природу преступности и её основные | |персоналом | |
| |характеристики и детерминанты, | |Прокурорский | |
| |особенности лиц, совершивших | |надзор | |
| |преступления; механизм | |Судебная медицина | |
| |индивидуального преступного | |Судебная | |
| |поведения; виктимологию; | |психиатрия | |
| |криминологическую характеристику | |Правовая | |
| |отдельных видов преступности; | |информатика | |
| |организационно-правовые средства | | | |
| |предупреждения и профилактики | | | |
| |правонарушений и обеспечения | | | |
| |криминологической безопасности; | | | |
| |особенности правового регулирования | | | |
| |исполнения (отбывания) наказаний; | | | |
| |основные направления и особенности | | | |
| |правоохранительной деятельности и ее| | | |
| |роль и место в укреплении законности| | | |
| |и правопорядка; | | | |
| |организационно-правовые основы, роль| | | |
| |и место правоохранительных органов в| | | |
| |системе государственных органов РФ; | | | |
| |организационно-правовые основы | | | |
| |деятельности прокуратуры по | | | |
| |осуществлению надзора, особенности | | | |
| |издания и правового воздействия | | | |
| |актов прокурорского реагирования; | | | |
| |современные возможности судебной | | | |
| |медицины и судебной психиатрии; | | | |
| |организационно-правовые основы | | | |
| |судебно-медицинской и | | | |
| |судебно-психиатрической экспертиз; | | | |
| |формы участия судебного | | | |
| |эксперта-медика и судебного | | | |
| |эксперта-психиатра в расследовании | | | |
| |преступлений, их права, обязанности | | | |
| |и ответственность; | | | |
| |содержание психологических | | | |
| |познавательных и | | | |
| |эмоционально-волевых процессов; | | | |
| |психологию участников судебного | | | |
| |процесса; психологические основы | | | |
| |производства следственных действий; | | | |
| |основания назначения, виды и | | | |
| |особенности судебно-психологической | | | |
| |экспертизы; основы | | | |
| |психопрофилактики негативных | | | |
| |психологических состояний; причины и| | | |
| |психологические основы | | | |
| |предупреждения и разрешения | | | |
| |конфликтов в профессиональной | | | |
| |деятельности; | | | |
| |организацию системы управления, | | | |
| |организационно-правового, кадрового,| | | |
| |информационного и документационного | | | |
| |обеспечения управленческой | | | |
| |деятельности (по профилю | | | |
| |подготовки); методы управленческой | | | |
| |деятельности; порядок подготовки и | | | |
| |принятия управленческих решений, | | | |
| |организации их исполнения; основные | | | |
| |положения научной организации труда;| | | |
| | | | | |
| |установленный порядок организации | | | |
| |документирования и документооборота;| | | |
| |основные правила и порядок | | | |
| |подготовки, оформления, учета и | | | |
| |хранения служебных документов; | | | |
| |понятие государственной тайны, | | | |
| |сведений, составляющих | | | |
| |государственную тайну и сведений | | | |
| |конфиденциального характера; | | | |
| |организационно-правовые основы | | | |
| |режима секретности; методы и способы| | | |
| |обеспечения сохранности | | | |
| |государственной тайны; | | | |
| |математические методы оптимизации | | | |
| |различных видов профессиональной | | | |
| |деятельности; основные принципы и | | | |
| |правила хранения, поиска, обработки,| | | |
| |передачи и защиты компьютерной | | | |
| |правовой информации; состав, функции| | | |
| |и конкретные возможности | | | |
| |аппаратно-программного и | | | |
| |математического обеспечения в | | | |
| |процессе решения задач | | | |
| |профессионально-служебной | | | |
| |деятельности; состав, функции и | | | |
| |конкретные возможности справочных | | | |
| |информационно-правовых и | | | |
| |информационно-поисковых систем; | | | |
| |методы организации сбора правовых | | | |
| |статистических данных, методы | | | |
| |обработки результатов | | | |
| |статистического наблюдения; сущность| | | |
| |обобщающих показателей; основы | | | |
| |анализа статистических данных. | | | |
| | | | | |
| |уметь: | | | |
| |оперировать юридическими понятиями и| | | |
| |категориями; анализировать | | | |
| |юридические факты и возникающие в | | | |
| |связи с ними правовые отношения, | | | |
| |анализировать, толковать и правильно| | | |
| |применять правовые нормы, принимать | | | |
| |решения и совершать юридические | | | |
| |действия в точном соответствии с | | | |
| |законом, осуществлять правовую | | | |
| |экспертизу нормативных правовых | | | |
| |актов, давать квалифицированные | | | |
| |юридические заключения и | | | |
| |консультации; правильно составлять и| | | |
| |оформлять юридические документы; | | | |
| |осуществлять предварительную | | | |
| |проверку сообщений о преступлениях, | | | |
| |анализ и оценку розыскной | | | |
| |информации, а также исходных | | | |
| |следственных ситуаций; | | | |
| |устанавливать, исходя из | | | |
| |материальной обстановки на месте | | | |
| |происшествия, способ действий | | | |
| |преступника и сведения о его | | | |
| |личности; выдвигать и проверять | | | |
| |версии по делу; применять | | | |
| |технико-криминалистические средства | | | |
| |и методы; правильно ставить вопросы,| | | |
| |подлежащие разрешению, при | | | |
| |назначении судебных экспертиз и | | | |
| |предварительных исследований, | | | |
| |анализировать и правильно | | | |
| |интерпретировать содержание | | | |
| |заключений эксперта (специалиста); | | | |
| |использовать в процессе раскрытия и | | | |
| |расследования преступлений | | | |
| |оперативно-розыскные, | | | |
| |криминалистические и справочные | | | |
| |учеты; планировать и производить | | | |
| |расследование преступлений; | | | |
| |использовать тактические приемы при | | | |
| |производстве следственных действий и| | | |
| |тактических операций; использовать | | | |
| |формы организации и методики | | | |
| |расследования отдельных видов и | | | |
| |групп преступлений; | | | |
| |выявлять обстоятельства, | | | |
| |способствующие совершению | | | |
| |преступлений, планировать и | | | |
| |осуществлять деятельность по | | | |
| |предупреждению и профилактике | | | |
| |правонарушений; | | | |
| |разграничивать функции и сферы | | | |
| |деятельности различных | | | |
| |правоохранительных органов; | | | |
| |пользоваться приемами саморегуляции | | | |
| |поведения в процессе | | | |
| |профессиональной деятельности; | | | |
| |разрабатывать управленческую | | | |
| |документацию; разрабатывать на | | | |
| |научной основе оптимальные | | | |
| |управленческие решения; | | | |
| |организовывать работу подчиненных | | | |
| |(постановка задач, организация | | | |
| |взаимодействия, обеспечение и | | | |
| |управление); осуществлять контроль и| | | |
| |учет результатов деятельности | | | |
| |исполнителей; оценивать | | | |
| |эффективность служебной деятельности| | | |
| |подчиненных; применять в | | | |
| |повседневной работе основные | | | |
| |положения научной организации труда;| | | |
| | | | | |
| |ставить, формализовать и решать с | | | |
| |использованием компьютерной техники | | | |
| |различные служебные задачи; | | | |
| |применять при решении | | | |
| |профессиональных задач | | | |
| |математические методы; работать в | | | |
| |локальной и глобальной компьютерных| | | |
| |сетях; самообучаться в современных | | | |
| |компьютерных средах; организовывать | | | |
| |автоматизированное рабочее место; | | | |
| |использовать методы, средства и | | | |
| |технологии обеспечения | | | |
| |информационной безопасности в | | | |
| |профессиональной деятельности; | | | |
| |составлять статистические таблицы; | | | |
| |исчислять различные статистические | | | |
| |показатели; анализировать | | | |
| |статистические данные и | | | |
| |формулировать выводы и предложения, | | | |
| |вытекающие из анализа данных. | | | |
| | | | | |
| |владеть: | | | |
| |юридической терминологией; | | | |
| |навыками работы с правовыми актами; | | | |
| |навыками анализа различных правовых | | | |
| |явлений, юридических фактов, | | | |
| |правовых норм и правовых отношений, | | | |
| |являющихся объектами | | | |
| |профессиональной деятельности; | | | |
| |анализа правоприменительной и | | | |
| |правоохранительной практики; | | | |
| |разрешения правовых проблем и | | | |
| |коллизий, реализации норм | | | |
| |материального и процессуального | | | |
| |права, принятия необходимых мер | | | |
| |защиты прав; | | | |
| |методикой квалификации и | | | |
| |разграничения различных видов | | | |
| |правонарушений; | | | |
| |навыками сбора и обработки | | | |
| |информации, имеющей значение для | | | |
| |реализации правовых норм в | | | |
| |соответствующих сферах | | | |
| |профессиональной деятельности; | | | |
| |приемами юридической техники, | | | |
| |навыками составления и применения | | | |
| |юридических документов; | | | |
| |навыками применения | | | |
| |технико-криминалистических средств и| | | |
| |методов обнаружения, фиксации и | | | |
| |изъятия следов и вещественных | | | |
| |доказательств, исследования, оценки | | | |
| |и использования доказательств, | | | |
| |применения тактики и методики | | | |
| |раскрытия и расследования | | | |
| |преступлений; | | | |
| |навыками применения средств | | | |
| |предупреждения и профилактики | | | |
| |правонарушений; планирования, | | | |
| |проведения, учета и оценки | | | |
| |результатов прикладных | | | |
| |криминологических и статистических | | | |
| |исследований; | | | |
| |навыками применения познаний в | | | |
| |области психологии в | | | |
| |профессиональной деятельности; | | | |
| |навыками реализации | | | |
| |организационно-управленческих | | | |
| |функций; | | | |
| |навыками обеспечения и соблюдения | | | |
| |режима секретности в процессе | | | |
| |служебной деятельности; | | | |
| |навыками компьютерной обработки | | | |
| |служебной документации, | | | |
| |статистической информации и деловой | | | |
| |графики; работы с правовыми | | | |
| |информационно-поисковыми и | | | |
| |информационно-справочными системами | | | |
| |и базами данных, экспертными | | | |
| |системами, используемыми в | | | |
| |профессиональой деятельности. | | | |
| |Вариативная часть (знания, умения, |70 | | |
| |навыки определяются ООП вуза) |(2520 | | |
| | |часов) | | |
| | | | | |
|С.3 |Физическая культура (физическая |2 | | |
| |подготовка) |(400 | | |
| | |часов) | | |
| | |***) | | |
|С.4 |Практика и (или) |18 | | |
| |научно-исследовательская работа |12 | | |
| |(практические умения и навыки |недель | | |
| |определяются ООП вуза) | | | |
|С.5 |Итоговая государственная |15 | | |
| |аттестация (включая подготовку и |10 | | |
| |защиту выпускной квалификационной |недель | | |
| |работы) ****) | | | |
| |Общая трудоемкость основной |300 | | |
| |образовательной программы | | | |


*) 1. Перераспределение трудоемкости УЦ ООП задается в интервале до 10
зачетных единиц.
2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП С.1 и С.2
должна составлять не менее 70% (не менее 60%) от общей трудоемкости
указанных УЦ ООП .
**) Количество учебных дисциплин определяется вузом.
***) Для вузов, в которых обучение сочетается со службой, объем
учебного времени, выделяемого на физическую подготовку, может увеличиваться
до 500 часов.
****) Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной
квалификационной работы (дипломной работы); два государственных экзамена по
усмотрению вуза.

5.3. Требования к условиям реализации основных образовательных программ
подготовки специалистов

5.3.1.Кадровое обеспечение учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки специалистов
должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и
систематически занимающимися научной и (или) научно-методической
деятельностью.
Преподаватели дисциплин профессионального цикла должны иметь ученую
степень (ученое звание) и (или) опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере не менее 5 лет.
Доля преподавателей, имеющая степень кандидата или доктора наук, в
общем числе преподавателей, обеспечивающих профессиональный цикл должна
быть не менее 60%.
В структуре вуза, реализующего программу высшего юридического
образования, должно быть не менее пяти кафедр юридического профиля.
Доля штатных преподавателей, привлекаемых к учебному процессу по
дисциплинам профессионального цикла, должна быть не менее 60%.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса

Реализация основных образовательных программ подготовки специалистов
должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и
библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной
образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-
методическими пособиями не менее 0,5 экземпляра на одного обучающегося.
Вуз, реализующий программы высшего юридического образования, должен
иметь юридические базы информационно-справочных систем, а также обладать
возможностями доступа к различным сетевым источникам информации.
Собственная библиотека вуза должна иметь:
- учебники, научную литературу (в соответствии с перечнем,
рекомендуемым УМО по юридическому образованию), хрестоматии, практикумы,
кодексы, сборники нормативных правовых актов и другие учебные пособия по
каждой дисциплине учебного плана в количестве, достаточном для организации
учебного процесса с заявленной численностью обучающихся;
- следующий минимум периодических изданий:
. Российская газета;
. Собрание законодательства Российской Федерации;
. Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской
Федерации;
. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации;
. Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации;
. Вестник Конституционного Суда Российской Федерации;
. Бюллетень Минюста России;

3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные
программы подготовки специалиста должно располагать материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической,
дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской
работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Вузы, реализующие уголовно-правовой профиль (специализацию) , должны
иметь криминалистическую лабораторию и криминалистические полигоны.

6. Список представителей академического сообщества и работодателей,
принимавших участие в разработке ФГОС:
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |


Эксперты:
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |

Руководитель базового учреждения - разработчика ФГОС ВПО

| | | | | |
|(занимаемая должность) | |(подпись) | |(инициалы, фамилия) |