Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=concept
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 23:35:17 2016
Кодировка: koi8-r
Mathematical Education: Concepcia modernizacii obrazovania

Математическое образование: вчера, сегодня, завтра…


Текст взят с официального сервера Министерства образования РФ

                            Приложение
                            к приказу Минобразования России
                            от 11.02.2002  N 393

                             КОНЦЕПЦИЯ

    модернизации российского образования на период до 2010 года

        1. Роль образования в развитии российского общества

     Роль образования на современном этапе развития России  опреде-
ляется  задачами  ее  перехода к демократическому и правовому госу-
дарству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности
отставания  страны от мировых тенденций экономического и обществен-
ного развития.
     В современном мире значение образования как важнейшего фактора
формирования нового качества  экономики  и  общества  увеличивается
вместе с ростом влияния человеческого капитала.  Российская система
образования способна конкурировать с системами образования  передо-
вых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общест-
венности проводимой образовательной  политики,  восстановление  от-
ветственности и активной роли государства в этой сфере,  глубокая и
всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых  для
этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
     Концепция развивает основные принципы образовательной политики
в России,  которые определены в Законе Российской Федерации "Об об-
разовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском професси-
ональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине  образова-
ния в Российской Федерации до 2025 года,  а также Федеральной прог-
рамме развития образования на 2000-2005 годы.
     Концепция взаимосвязана  с Основными направлениями социальноэ-
кономической политики Правительства Российской Федерации на долгос-
рочную  перспективу и определяет приоритеты и меры реализации гене-
ральной,  стратегической линии в предстоящее десятилетие - модерни-
зации образования.

     1.1. Российское образование и тенденции мирового развития

     Образовательная политика России,  отражая общенациональные ин-
тересы в сфере образования и  предъявляя  их  мировому  сообществу,
учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития,  обуслав-
ливающие необходимость существенных изменений в  системе  образова-
ния:
     ускорение темпов развития  общества,  расширение  возможностей
политического и социального выбора,  что вызывает необходимость по-
вышения уровня готовности граждан к такому выбору;
     переход к постиндустриальному,  информационному обществу, зна-
чительное расширение  масштабов  межкультурного  взаимодействия,  в
связи  с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности
и толерантности;
     возникновение и  рост  глобальных проблем,  которые могут быть
решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного со-
общества, что требует формирования современного мышления у молодого
поколения;
     динамичное развитие  экономики,  рост конкуренции,  сокращение
сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие
структурные  изменения  в сфере занятости,  определяющие постоянную
потребность в повышении профессиональной квалификации и  переподго-
товке работников, росте их профессиональной мобильности;
     возрастание роли человеческого капитала,  который  в  развитых
странах составляет 70-80 процентов национального богатства,  что, в
свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие обра-
зования как молодежи, так и взрослого населения.
     Отечественная система  образования  является  важным  фактором
сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международно-
го престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки,
образования.
     Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества  и
сохранение  общего образовательного пространства со странами Содру-
жества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечест-
венников за рубежом.

            1.2. Новые социальные требования к системе
                      российского образования

     Школа - в широком смысле этого слова - должна стать  важнейшим
фактором гуманизации общественно-экономических отношений,  формиро-
вания новых жизненных установок личности.  Развивающемуся  обществу
нужны современно образованные,  нравственные,  предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  си-
туации  выбора,  прогнозируя  их возможные последствия,  способны к
сотрудничеству,  отличаются мобильностью,  динамизмом, конструктив-
ностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
     На современном этапе развития России образование, в его нераз-
рывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной дви-
жущей силой экономического роста,  повышения эффективности и конку-
рентоспособности народного хозяйства,  что делает его одним из важ-
нейших факторов национальной безопасности и благосостояния  страны,
благополучия каждого гражданина.  Потенциал образования должен быть
в полной мере использован  для  консолидации  общества,  сохранения
единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонаци-
ональной напряженности и социальных конфликтов на началах приорите-
та прав личности, равноправия национальных культур и различных кон-
фессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной рос-
сийской  школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения
и развития русского и родного языков,  формирования российского са-
мосознания и самоидентичности.  Обновленное образование должно сыг-
рать ключевую роль в сохранении нации,  ее  генофонда,  обеспечении
устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с
высоким уровнем жизни, гражданскоправовой, профессиональной и быто-
вой культурой.
     Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей  к
полноценному  качественному образованию в соответствии с их интере-
сами и склонностями,  независимо от материального  достатка  семьи,
места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей
и  подростков,  лишенных попечения родителей.  Важной задачей также
является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка
наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.
     В условиях приоритетной поддержки образования со стороны госу-
дарства система образования должна обеспечить эффективное использо-
вание своих ресурсов - человеческих,  информационных, материальных,
финансовых.

           1.3. Состояние российской системы образования 
                  и необходимость ее модернизации

     Государственно-политические и социально-экономические преобра-
зования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние
на российское образование, позволив реализовать академическую авто-
номию  высших учебных заведений,  обеспечить многообразие образова-
тельных учреждений и вариативность образовательных программ, разви-
тие многонациональной российской школы и негосударственного сектора
образования.  Эти процессы получили свое отражение и закрепление  в
Законе  Российской  Федерации "Об образовании" и Федеральном законе
"О высшем и послевузовском  профессиональном  образовании".  Однако
произошедший  в  90-х  годах  общесистемный социально-экономический
кризис существенно затормозил позитивные изменения.  Государство во
многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовы-
живанием,  в значительной мере абстрагируясь от реальных потребнос-
тей страны. В современных условиях образование более не может оста-
ваться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
     Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не
обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы  фундаментальных
знаний,  важнейших  составляющих стандарта образования наступившего
века:  математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор
информации),  русского  и иностранных языков,  базовых социальных и
гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональ-
ное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере ре-
шить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требования-
ми к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускни-
ки учреждений профессионального образования не могут найти себе ра-
боту,  определиться  в современной экономической жизни.  В условиях
экономического расслоения общества все эти недостатки системы обра-
зования усугубились неравным доступом к качественному образованию в
зависимости от доходов семьи.
     В переходный  период  своего  развития страна должна разрешить
свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет  эко-
номии на общеобразовательной и профессиональной школе,  а на основе
ее опережающего развития,  рассматриваемого как вложение средств  в
будущее страны,  в котором участвуют государство и общество, предп-
риятия и организации,  граждане - все заинтересованные в качествен-
ном образовании.
     В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост  затрат  на
образование,  существенное  увеличение  заработной платы работникам
образования и усиление стимулирования качества  и  результативности
педагогического труда.
     Должна быть повышена инвестиционная привлекательность  образо-
вания для вложения средств предприятий,  организаций и граждан, мо-
дернизированы действующие в образовании организационноэкономические
механизмы,  что позволит увеличить объем внебюджетных средств в об-
разовании, а также кардинально улучшить использование этих средств,
направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидае-
мого демографического спада контингент учащихся сократится  практи-
чески на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисис-
темного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразова-
тельных  учреждений,  поддержки  инновационных школ и других "точек
роста" в образовании.
     Меры государственной  поддержки образования будут сочетаться с
усилением роли органов государственной власти и управления  образо-
ванием  в обеспечении совместно с общественностью высокого и совре-
менного качества работы образовательных учреждений  и  организаций,
независимо от их организационно-правовых форм, систематическом ана-
лизе перспективных потребностей рынков труда.

       1.4. Цели и основные задачи модернизации образования

     Главная задача российской образовательной политики - обеспече-
ние современного качества образования на основе сохранения его фун-
даментальности и соответствия актуальным и перспективным потребнос-
тям личности, общества и государства.
     Модернизация образования - это политическая и общенациональная
задача,  она  не должна и не может осуществляться как ведомственный
проект.  Интересы общества и государства в области  образования  не
всегда  совпадают  с отраслевыми интересами самой системы образова-
ния, а потому определение направлений модернизации и развития обра-
зования  не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и
образовательного ведомства.
     Активными субъектами образовательной политики должны стать все
граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и
региональные институты государственной власти,  органы местного са-
моуправления,  профессионально-педагогическое сообщество,  научные,
культурные, коммерческие и общественные институты.
     Цель модернизации образования состоит в создании механизма ус-
тойчивого развития системы образования.
     Для достижения указанной цели будут решаться в  первоочередном
порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
     обеспечение государственных гарантий доступности и равных воз-
можностей получения полноценного образования;
     достижение нового современного качества дошкольного,  общего и
профессионального образования;
     формирование в системе образования нормативно-правовых и орга-
низационно-экономических  механизмов  привлечения  и  использования
внебюджетных ресурсов;
     повышение социального  статуса  и  профессионализма работников
образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
     развитие образования  как открытой государственно-общественной
системы на основе распределения  ответственности  между  субъектами
образовательной политики и повышения роли всех участников образова-
тельного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образователь-
ного учреждения.
     Основой современной образовательной политики государства явля-
ется  социальная адресность и сбалансированность социальных интере-
сов.  Стратегические цели модернизации образования могут быть  дос-
тигнуты  только в процессе постоянного взаимодействия образователь-
ной системы с представителями национальной экономики,  науки, куль-
туры,  здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и обществен-
ных организаций, с родителями и работодателями.
     Осуществление модернизации образования затрагивает практически
каждую российскую семью.  Суть изменений в  образовании,  их  цели,
направления,  методы должны регулярно разъясняться населению, а ре-
зультаты общественного мнения должны пристально изучаться  органами
управления образованием и руководителями образовательных учреждений
и учитываться при проведении модернизации образования.

              2. Приоритеты образовательной политики

       2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности 
                     качественного образования

     Конституция Российской  Федерации гарантирует права граждан на
образование.  Однако в условиях сложной социально-экономической си-
туации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере.  Прави-
тельство Российской Федерации осуществит  меры  по  их  реализации,
создав правовые и экономические условия для:
     бесплатности полного среднего образования в пределах государс-
твенного  образовательного стандарта и бесплатного образования дру-
гих уровней в пределах,  установленных законодательством Российской
Федерации;
     равного доступа всех граждан России к образованию разных уров-
ней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
     получения образования в соответствии  с  установленными  госу-
дарственными образовательными стандартами, гарантирующими необходи-
мое для общества качество образования.
     Доступность качественного образования означает также государс-
твенные гарантии:
     обучения на  учебно-материальной  базе с использованием совре-
менного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;
     обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обуча-
ющегося в образовательном процессе,  его психологическую и физичес-
кую безопасность;
     социально-педагогической и   психолого-педагогической   помощи
семье,  ранней  диагностики резервов развития ребенка (физических и
психологических);
     бесплатного пользования  учащимися  и студентами фондами госу-
дарственных, муниципальных и учебных библиотек.
     Обучающиеся должны  иметь  информацию  о  состоянии и реальных
потребностях рынков труда,  о величине затрат, осуществляемых госу-
дарством и обществом на их образование, о качественном уровне полу-
чаемого образования и его  соответствии  государственным  образова-
тельным стандартам.
     Для повышения объективности  итоговой  аттестации  выпускников
общеобразовательной  школы и обеспечения равных возможностей на по-
лучение среднего и высшего профессионального образования  предстоит
осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в об-
щеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие  и
средние специальные учебные заведения с учетом результатов экспери-
мента по введению единого государственного  экзамена.  При  этом  в
высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям,
предполагающим наличие  определенных  творческих,  психологических,
физических наклонностей,  а также реализующих учебные программы по-
вышенной сложности,  могут быть установлены дополнительные требова-
ния к приему.
     Одновременно будет отрабатываться  система  специализированной
подготовки  (профильного  обучения) в старших классах общеобразова-
тельной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и соци-
ализацию  обучающихся,  в  том числе с учетом реальных потребностей
рынка труда.
     Для расширения доступности образования вне зависимости от мес-
та жительства и уровня доходов семьи будет разработан и  реализован
комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности об-
разования на всех его ступенях. В числе этих мер:
     разграничение полномочий  и ответственности между федеральными
органами государственной власти,  органами  государственной  власти
субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления;
передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципаль-
ных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Феде-
рации и придания им статуса государственных образовательных  учреж-
дений;
     введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся
и  создание на региональном и муниципальном уровнях других механиз-
мов поддержки детей,  нуждающихся в особой социальной  защите.  Это
обеспечит  им  доступность  дополнительных  образовательных услуг и
возможность обучения в учреждениях образования,  реализующих  прог-
раммы повышенного уровня;
     создание системы государственного образовательного  кредитова-
ния,  субсидирования для расширения возможностей детям из малообес-
печенных семей получать среднее и высшее профессиональное образова-
ние,  предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии; не-
обходимо также использовать возможности государственного  образова-
тельного  кредитования и субсидирования для подготовки студентов по
специальностям,  имеющим особо важное значение для экономического и
социального развития государства;
     нормативно-правовое регулирование условий привлечения в  сферу
образования  внебюджетных  средств и их использования,  обеспечение
защиты прав потребителей платных образовательных услуг;
     последовательное увеличение суммарной величины академической и
социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного  миниму-
ма;  стимулирование  создания для обучающихся фондов рабочих мест с
неполным рабочим днем.
     Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурс-
ной основе среднего и высшего профессионального образования будут в
установленном  законом порядке рассмотрены предложения о предостав-
лении на определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные  Силы
выпускникам  средней (полной) общеобразовательной школы и выпускни-
кам образовательных учреждений начального и среднего профессиональ-
ного  образования для реализации ими права на поступление в учебные
заведения соответственно среднего или высшего профессионального об-
разования.
     Важной организационно-педагогической мерой будет  восстановле-
ние на современной технической основе учета детей школьного возрас-
та и создание государственно-общественной системы обеспечения  обя-
зательного  основного общего образования,  мониторинга его реализа-
ции.
     Для обеспечения  сельским школьникам равных возможностей в по-
лучении качественного общего образования будут осуществлены  специ-
альные меры по поддержке сельской школы,  а также ее реструктуриза-
ции.
     Дети с  ограниченными возможностями здоровья должны быть обес-
печены медико-психологическим сопровождением и специальными услови-
ями  для  обучения  преимущественно  в общеобразовательной школе по
месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показа-
ний - в специальных школах и школах-интернатах.
     Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспече-
ны обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровожде-
нием.
     Правительство Российской Федерации планирует осуществить комп-
лексные меры по борьбе с  беспризорностью,  асоциальным  поведением
детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:
     создание сети учебно-воспитательных учреждений по  типу  суво-
ровских,  нахимовских училищ,  кадетских школ и корпусов,  казачьих
школ,  летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйствен-
ных и других училищ;
     создание специализированных консультативных подростковых цент-
ров,  где подростки решали бы свои психолого-педагогические и меди-
ко-социальные проблемы;
     рационализация порядка и процедур усыновления детей,  развитие
системы приемных семей и детских домов семейного типа;
     расширение подготовки  специальных кадров - социальных педаго-
гов и психологов - по профилактике социального сиротства и для  ра-
боты с детьми группы риска;
     подготовка и переподготовка  педагогических  кадров,  а  также
проведение  родительского всеобуча по профилактике наркомании и ал-
коголизма;
     введение на  федеральном  и  региональном  уровнях специальных
уполномоченных по правам ребенка.
     Одна из  причин,  вызывающих  рост асоциального поведения под-
ростков и молодежи,  нерациональная организация досуговой  деятель-
ности и каникулярного времени,  подлинной проблемой которого стано-
вится детская безнадзорность.  Органами государственной власти всех
уровней и местного самоуправления, органами управления образованием
и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут
приняты  меры  по  усилению педагогического влияния на детей и под-
ростков в период летних каникул и повышению их занятости.


       2.2. Создание условий для повышения качества 
                        общего образования

     Базовое звено образования - общеобразовательная школа,  модер-
низация которой предполагает ориентацию образования  не  только  на
усвоение  обучающимся  определенной суммы знаний,  но и на развитие
его личности,  его познавательных и созидательных способностей. Об-
щеобразовательная  школа  должна формировать целостную систему уни-
версальных знаний,  умений,  навыков,  а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые
компетенции, определяющие современное качество содержания образова-
ния. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, сле-
дует сохранить лучшие традиции отечественного  естественноматемати-
ческого, гуманитарного и художественного образования.
     Воспитание как первостепенный приоритет в образовании,  должно
стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегри-
рованной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи вос-
питания  -  формирование у школьников гражданской ответственности и
правового самосознания,  духовности и культуры, инициативности, са-
мостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации
в обществе и активной адаптации на рынке труда.  В решении этих за-
дач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного обра-
зования детей,  которые были и остаются одной из наиболее эффектив-
ных форм развития склонностей, способностей и интересов, социально-
го и профессионального самоопределения детей и молодежи.
     Исключительная роль  в  решении  задач  воспитания принадлежит
семье.
     В целях создания необходимых условий достижения нового, совре-
менного качества общего образования планируется:
     по итогам  проводимого  эксперимента  пересмотреть структуру и
содержание общего образования,  включая продолжительность  обучения
на  каждой его ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьное
образование будет принято по итогам эксперимента не ранее 2006-2007
годов);
     разработать и ввести в действие государственные  образователь-
ные  стандарты  общего  образования  и вариативный базисный учебный
план,  позволяющий учитывать особенности регионов и возможности об-
щеобразовательных учреждений;
     провести оптимизацию  учебной,  психологической  и  физической
нагрузки  учащихся  и создать в образовательных учреждениях условия
для сохранения и укрепления здоровья обучающихся,  в том  числе  за
счет:
     а) реальной разгрузки содержания общего образования;
     б) использования эффективных методов обучения;
     в) повышения удельного  веса  и  качества  занятий  физической
культурой;
     г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
     д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных
учреждениях;
     е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного време-
ни и летнего отдыха детей и молодежи;
     обеспечить дифференциацию и индивидуализацию  образования  при
обеспечении  государственных образовательных стандартов - на основе
многообразия образовательных учреждений и  вариативности  образова-
тельных программ;
     более полно использовать нравственный потенциал искусства  как
средства  формирования  и  развития этических принципов и идеалов в
целях духовного развития личности;
     отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей
школе,  в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреж-
дениями начального,  среднего и высшего профессионального образова-
ния;
     усилить роль  дисциплин,  обеспечивающих успешную социализацию
учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностран-
ных языков,  улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обуче-
ние, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;
     обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функци-
ональной грамотности как минимум одного иностранного языка;
     предусмотреть введение  обязательного экзамена по иностранному
языку за курс средней школы и обязательного экзамена по  информаци-
онным технологиям за курс основной школы;
     создать в системе профессиональной ориентации условия для пси-
хологической поддержки молодежи,  помощи в выявлении профессиональ-
ных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в ос-
воении той или иной профессии;
     отработать в порядке эксперимента в 2002-2003 годах  различные
механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской шко-
лы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в
каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольно-
го и начального образования);
     организовать на селе систему "школьных автобусов";
     обеспечить в рамках федеральной  целевой  программы  "Развитие
единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" разви-
тие дистанционного образования и др.;
     разработать нормативно-правовую  базу для развития новых типов
общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров
и комплексов,  а также учреждений для детей, оставшихся без попече-
ния родителей;
     обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей;
     создать эффективную государственно-общественную  систему  экс-
пертизы  и контроля качества учебной литературы,  а также поддержки
организации и проведения конкурсов среди авторов на создание  учеб-
ников нового поколения;
     обеспечить государственную поддержку образовательным  учрежде-
ниям,  ведущим  инновационную  деятельность,  как опорным площадкам
процесса модернизации образования;
     создать независимую  от  органов управления образованием госу-
дарственную систему оценки  качества  образования,  которая  должна
стать  действенным  и надежным инструментом повышения эффективности
образовательной деятельности.

           2.3. Создание условий для повышения качества
                   профессионального образования

     Государство возвращается в образование как гарант качества об-
разовательных программ и услуг,  предоставляемых как  общеобразова-
тельными,  так  и  профессиональными образовательными учреждениями,
независимо от организационно-правовых форм.
     Предстоит существенная  модернизация  содержания  и  структуры
профессионального образования в соответствии с требованиями  основ-
ных отраслей промышленности,  сферы услуг,  культуры,  армии, госу-
дарственной службы и др.
     В качестве  основного фактора обновления профессионального об-
разования выступают запросы развития экономики и социальной  сферы,
науки,  техники,  технологий, федерального и территориальных рынков
труда,  а также перспективные потребности их развития.  Должна быть
создана  система  постоянного  мониторинга  текущих и перспективных
потребностей рынка труда в кадрах  различной  квалификации,  в  том
числе с учетом международных тенденций. В соответствие с этими пот-
ребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионально-
го образования, в частности, реальную многоуровневую структуру выс-
шего образования.  Результаты  прогнозирования  потребностей  рынка
труда,  а  также  рейтинги учреждений профессионального образования
должны доводиться до населения через средства массовой информации.
     Планируется создание  эффективной системы содействия трудоуст-
ройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготов-
ки,  формирование у всех выпускников вузов, ССУЗов и профессиональ-
ных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора  работы,
в том числе и открытию собственного дела.
     В числе стратегических направлений развития  профессионального
образования особое место занимает укрепление и модернизация матери-
ально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений.
Необходимо  включение их в глобальную сеть Интернет и локальные ин-
формационные сети,  оснащение вузов современным оборудованием, при-
борами,  материалами, что обеспечит как повышение качества учебного
процесса, так и поддержку вузовской науки.
     Особое внимание  будет  уделено  развитию  в российской высшей
школе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влия-
ние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хо-
зяйства страны.
     Наряду с  этим  уже в ближайшие годы будет реализован ряд мер,
направленных на повышение требований к  качеству  профессионального
образования, в частности:
     переаттестацию всех образовательных программ в области  эконо-
мики, права и менеджмента;
     переаттестацию и при  необходимости  повторное  лицензирование
филиалов вузов,  а также негосударственных вузов,  выдающих дипломы
государственного образца.  К этим процедурам должны быть привлечены
ведущие вузы России,  видные ученые соответствующих специальностей,
органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
     Необходимо обеспечить  опережающее развитие начального и сред-
него профессионального образования,  поскольку на современном этапе
возрастает  потребность народного хозяйства в высококвалифицирован-
ных работниках начального и среднего звеньев производства. Надлежит
существенно  актуализировать содержание и повысить качество профес-
сиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией  ее
на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность
по укрупнению,  интеграции профессий, решительно повернуть учрежде-
ния начального и среднего образования к потребностям местного рынка
труда.  Предусмотреть увеличение их финансирования, в частности для
создания  современной учебнометодической и информационной базы обу-
чения,  расширения научноисследовательских работ,  издания  учебной
литературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит от-
работать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего
среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных
заведениях,  обеспечить взаимосвязь их  профессиональных  образова-
тельных программ, вертикальную мобильность их учащихся.
     Серьезному реформированию подлежит система управления  профес-
сиональным образованием. Необходимо обеспечить качественное измене-
ние во взаимодействии регионов и  федерального  центра  в  вопросах
функционирования  и  развития  профессионального  образования  всех
уровней.  В целях повышения эффективности  деятельности  учреждений
начального  и среднего профессионального образования следует разде-
лить их на два уровня - федерального  и  регионального  подчинения,
предусмотрев  возможность передачи части полномочий в этой сфере на
муниципальный уровень.
     Для достижения  нового  качества профессионального образования
будет осуществляться:
     прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации
сети профессиональных образовательных учреждений,  рекрутинговых  и
информационных агентств, служб занятости;
     устранение сегментации профессионального образования, неоправ-
данного монополизма и слабой информированности потребителей, а так-
же диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров;
     оптимизация перечней  профессий  и специальностей,  по которым
осуществляется подготовка кадров;
     структурная и  институциональная перестройка профессионального
образования,  оптимизация сети его учреждений,  отработка различных
моделей  интеграции начального и среднего,  среднего и высшего про-
фессионального образования,  обеспечение реальной  многоуровневости
высшего образования, создание университетских комплексов;
     радикальное улучшение материально-технической базы  профессио-
нальных учебных заведений;
     информатизация образования и оптимизация методов обучения, ак-
тивное использование технологий открытого образования;
     углубление в высшей школе интеграционных  и  междисциплинарных
программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;
     повышение статуса вузовской науки как одного из основных  фак-
торов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, разви-
тия производительных сил общества и непрерывного обновления  содер-
жания профессионального образования;
     интеграция университетской, академической и отраслевой науки;
     разработка в рамках Федеральной программы развития образования
подпрограммы "Университеты России";
     осуществление государственной   поддержки  ведущих  научных  и
творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки;
     формирование условий  для непрерывного профессионального роста
кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии
наук,  обеспечение преемственности различных уровней профессиональ-
ного образования и  создание  эффективной  системы  дополнительного
профессионального образования,  обеспечивающей психологическую под-
держку населению при смене видов деятельности и карьерном росте;
     сосредоточение переподготовки  высвобождающегося  и незанятого
населения в учреждениях начального и среднего профессионального об-
разования  с учетом конкурсного отбора и наличия центров службы за-
нятости;
     обеспечение участия  работодателей и других социальных партне-
ров в решении проблем профессионального образования,  в том числе в
разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными
квалификационными требованиями (профессиональными  стандартами),  в
формировании заказа на подготовку специалистов,  в контрактной под-
готовке кадров и проведении кадровой политики на  уровне  субъектов
Российской Федерации;
     организация на базе гражданских учебных  заведений  высшего  и
среднего  профессионального образования общепрофессиональной подго-
товки офицеров по отдельным  специальностям  инженерного,  социаль-
но-экономического  и гуманитарного профилей,  создание межвузовских
военных факультетов подготовки офицеров запаса.
     Для стимулирования  научно-исследовательской деятельности пре-
подавателей высшей школы будут расширены масштабы ее финансовой го-
сударственной поддержки,  в том числе - в форме грантов на конкурс-
ной основе.
     Основная цель  профессионального образования - подготовка ква-
лифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конку-
рентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, сво-
бодно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных  об-
ластях  деятельности,  способного к эффективной работе по специаль-
ности на уровне мировых стандартов,  готового к постоянному профес-
сиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удов-
летворение потребностей личности в получении соответствующего обра-
зования.
     Решение задачи коренного улучшения  системы  профессионального
образования,  качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с
развитием фундаментальной и  прикладной  науки  имеет  определяющее
значение  для  будущего страны.  Оно предполагает совместные усилия
академического и педагогического сообщества,  государства, предпри-
нимательских кругов.


            2.4. Формирование эффективных экономических
                      отношений в образовании

     В ходе модернизации образования,  рассматриваемого как приори-
тетная отрасль национальной экономики, государство будет последова-
тельно  наращивать  его финансовую поддержку до необходимой потреб-
ности.
     Важными элементами  формирования эффективных экономических ме-
ханизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих факти-
чески  новые  принципы  и  систему  финансирования отрасли,  должны
стать:
     введение нормативного бюджетного финансирования общего средне-
го и начального профессионального образования с учетом  обеспечения
государственных  образовательных  стандартов  и необходимых условий
образовательного процесса;
     разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансиро-
вания учреждений (организаций) высшего  и  в  перспективе  среднего
профессионального образования,  отражающих характер реализуемых ими
образовательных программ;
     создание системы  государственного образовательного кредитова-
ния,  субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных
территорий для получения ими профессионального образования;
     выделение средств на развитие  образования  из  бюджетов  всех
уровней,  включая средства на приобретение учреждениями образования
учебно-лабораторного  оборудования  и  информационно-вычислительной
техники,  развитие библиотек и информационных ресурсов,  а также на
повышение квалификации преподавателей;
     достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касаю-
щейся финансового обеспечения образования;
     развитие механизмов  финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований с учетом требований  модерни-
зации образования;
     обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нуж-
ды образования из бюджетов разных уровней;
стимулирование соучредительства и многоканального 
     финансирования учреждений профессионального образования; пере-
ход к финансированию учреждений  профессионального  образования  на
контрактной основе;
     нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельнос-
ти учреждений образования,  в том числе на основе увеличения разно-
образия организационно-правовых форм образовательных  учреждений  и
организаций;
     последовательная реализация принципа  экономической  автономии
учебных  заведений  при введении казначейской системы учета внебюд-
жетных средств образовательных учреждений;
     обеспечение прозрачности финансовой деятельности образователь-
ных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;
     создание условий для привлечения дополнительных средств в  уч-
реждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;
     расширение на базе образовательных  учреждений  дополнительных
платных  образовательных  услуг,  в  том  числе для населения,  как
средства удовлетворения повышенного образовательного спроса  и  как
внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, сти-
мулирования инновационных образовательных процессов;
     создание на  базе образовательных учреждений (особенно в сель-
ской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных,
медико-оздоровительных центров;
     поддержка профильного учебного производства на базе  образова-
тельных учреждений;
     предоставление возможности использовать  средства  Федеральной
программы развития образования для финансирования программ развития
всех типов и видов государственных и муниципальных  образовательных
учреждений  на  условиях софинансирования из соответствующих бюдже-
тов.
     Система образования должна быть ориентирована не только на за-
дания со стороны государства,  но и на постоянно  возрастающий  об-
щественный  образовательный  спрос,  на  конкретные интересы семей,
местных сообществ,  предприятий. Именно ориентация на реальные пот-
ребности  конкретных потребителей образовательных услуг должна соз-
дать основу для привлечения дополнительных финансовых и  материаль-
но-технических ресурсов.

Rambler's Top100