Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/ium/IUMStatus2.ps
Дата изменения: Fri Sep 18 18:35:47 2009
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:41:03 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
О статусе Независимого Университета
Ю. Ильяшенко, С. Ландо
Есть две основных концепции развития Независимого Университета.
Их можно условно назвать ЂвечернейЃ и ЂдневнойЃ.
Первая отражает существующее положение вещей. Независимый Уни-
верситет дает математическое образование, одно из лучших в мире, не-
многим выпускникам, на практике это не более 8 человек в год (4 в
среднем). Как правило, это образование | дополнительное; основное
образование, как и отсрочку от армии и диплом государственного образ-
ца, студенты НМУ получают в МГУ, Физтехе или других центральных
вузах.
Вторая концепция более амбициозна. Согласно ее первой части Неза-
висимый Университет должен стать дневным, выдавать диплом госу-
дарственного образца и предоставлять отсрочку от армии. Вторая часть
концепции требует организации аспирантуры и специализированного
совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. Независи-
мый Университет в течение долгого времени пытался реализовать вто-
рую концепцию, но встретил на этом пути непреодолимые трудности.
На 2005 год была назначена государственная аккредитация НМУ. Она
не произошла, поскольку НМУ не имеет площадей, на которых, с точки
зрения существующего законодательства, он имел бы право заниматься
образовательной деятельностью. На том же основании в 2006 году НМУ
не смог продлить лицензию на образовательную деятельность.
Частичный выход из положения был найден благодаря И. В. Ященко
и В. В. Фурину. МЦНМО (Центр) получил лицензию на ведение допол-
нительного высшего образования. НМУ остался самостоятельной орга-
низацией, юридическим лицом, ведущим научную деятельность. Одно-
временно у Центра появилось подразделение ЂНезависимый Московский
УниверситетЃ, которое это самое дополнительное высшее образование
дает. Внутренняя жизнь НМУ при этом не изменилась. Независимый
выдает дипломы государственного образца, но не об основном, а о до-
1

полнительном математическом образовании. Мы надеемся, что в обще-
ственном мнении это по-прежнему | диплом об окончании Независимо-
го Университета.
С 2006 года возникло впечатление, что осуществление ЂдневнойЃ кон-
цепции отложилось на неопределенное время.
Дневная и вечерняя концепции противоречат друг другу. У каждой
были свои сторонники. Можно сказать, что Независимый Университет
как Платоновская идея (еще не воплотившаяся реальность) существовал
в двух формах, и эти формы были несовместимы.
Это письмо написано для того, чтобы констатировать: в настоящее
время обе концепции развития Независимого Университета в значитель-
ной мере воплощены. Вечерняя | самим Независимым Университетом.
Дневная (по крайней мере, в ее первой части) | факультетом матема-
тики ГУ-ВШЭ. Независимому Университету больше не нужно бороться
за то, чтобы изменить свой статус. Существующий статус дает НМУ
стабильность, которой раньше у него никогда не было, и полную воз-
можность осуществить первую из изложенных выше концепций. Неза-
висимый университет продолжает играть роль экспериментальной пло-
щадки, привлекающей и объединяющей талантливых преподавателей и
студентов вне зависимости от места их основной работы или учебы, по-
зволяет разрабатывать принципиально новые курсы и вести созидатель-
ную научно-педагогическую деятельность. При этом на нем не лежит
обязанность преподавать гуманитарные предметы, физкультуру и не-
сти тяготы бюрократического взаимодействия с органами образования.
Через Независимый проходят сотни студентов, а полный курс обучения
в нем завершают единицы.
Факультет Математики становится тем, чем мог бы стать Незави-
симый Университет в рамках второй концепции. При этом он занимает
несколько иную экологическую нишу, нежели НМУ. Одно из основных
различий состоит в том, что Независимый не берет на себя обязатель-
ство выпустить всех студентов, которых принимает, и может позволить
себе вести образование на уровне, доступном лишь очень немногим. На-
против, Факультет Математики нацелен на то, чтобы дать степень ба-
калавра почти всем, кого принимает. Это обусловливает разницу между
НМУ и ФМ. Они занимают разные экологические ниши, не вытесняя, а
дополняя друг друга. Другим принципиальным отличием ФМ от НМУ
является отсутствие реальной независимости как плата за вхождение в
2 состав государственного вуза.
2

Преподавание в обоих институтах ведет одна и та же команда, не-
сущая одни и те же традиции. Эти традиции сложились на мехмате {
мехмате Лузина, Колмогорова, Петровского. Независимый продолжил
их, развил и создал свои. Этот общий дух объединяет НМУ и ФМ.
Нам больше не нужно думать о том, как изменить форму нашего
существования (за исключением финансовой стороны жизни НМУ, ко-
торая требует радикальных изменений). Нам нужно думать о том, как
мы будем жить и взаимодействовать в рамках двух существующих и,
мы надеемся, стабильных структур.
В 2009 г. Факультет Математики ГУ-ВШЭ произвел второй набор
первокурсников на 40 бюджетных (бесплатных) мест по программе ба-
калавриата. Предполагается, что после 4 лет обучения выпускники по-
лучат возможность выбрать дальнейшее направление обучения и неко-
торые из них продолжат изучение математики. Планируется, что в 2010
году на факультете откроются двухлетняя магистратура и аспиранту-
ра. Естественно, подготовка магистрантов и аспирантов-будущих про-
фессиональных математиков { должна быть общим делом ФМ и НМУ.
Программа обучения иностранных студентов Math In Moscow, став
совместной программой НМУ и ФМ, уже получила серьезный толчок к
своему развитию. С сентября в ней, впервые с 2002 г., будут участвовать
более 20 человек. Также большие надежды мы возлагаем и на ставший
совместным Moscow Mathematical Journal.
Еще одним, быть может, наиболее важным, общим проектом, долж-
но стать создание в Москве Международного математического центра.
Туда на временную работу могли бы приезжать ведущие математики
со всего мира, а также перспективные молодые исследователи. В со-
здании такого Центра заинтересовано и Отделение математики РАН.
Основу Центра могла бы составить успешно работающая Российско-
французская лаборатория им. В. Понселе, созданная по договору между
НМУ и Национальным центром научных исследований Франции и воз-
главляемая М. А. Цфасманом.
3