20.11.06 : Научный переворот
Много денег НАНО
Решение об утверждении Федеральной целевой программы по развитию нанотехнологий было принято на заседании правительства 7 сентября. СМИ поиронизировали в том духе, что 30 млрд руб. (астрономическая для российских исследователей сумма) выделены на развитие того, о чем никто в стране не имеет представления (и уж тем более в глаза не видел, поскольку речь идет о молекулах и атомах).
Это, конечно, журналистский перебор: на самом деле уже многие годы сотни институтов в стране ведут исследования в разных сферах применения нанотехнологий. И когда президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию объявил о включении нанотехнологических исследований в список научных приоритетов России, он ведь не ставил целью развитие исследований в области микрочастиц вообще. Просто ученые убедили руководство страны, что грядущая научно-техническая революция перевернет мировой экономический уклад, в результате чего Россия имеет шансы быстро вступить в «клуб развитых стран».
«Это будет третья научно-техническая революция,— объявил корреспонденту «Денег» Михаил Ковальчук, директор Курчатовского института и Института кристаллографии РАН.— Первая — это когда человек освоил земледелие и скотоводство, вторая — когда была создана промышленность. Теперь наступает век нанотехнологий, которые в корне меняют принципы производства материальных объектов и по-новому расставят лидеров мировой цивилизации. Все страны сейчас на старте, и Россия с ее наработками в этой области не в последних рядах».
Сегодня основные работы в области нанотехнологий ведутся в США, Европе и России. Но, по словам господина Ковальчука, на прорыв в этой области могут рассчитывать только страны, имеющие развитую междисциплинарную научную базу и способные координировать работу одновременно во всех отраслях. Таких стран, по его мнению, две — Россия и США. Еще есть Китай, который пока заметно отстает от России, однако уже вкладывает большие деньги в нанотехнологий, пытаясь догнать лидеров, и поэтому также является серьезным игроком.
По словам Михаила Ковальчука, нанотехнологий вошли в нашу жизнь почти 100 лет назад с открытием эффекта дефракции рентгеновских лучей, что позволило увидеть микромир в трехмерном пространстве. Другое дело, что с появлением новейшего инструментария, в частности атомно-силовой микроскопии, ученые научились не только видеть микрочастицы, но и манипулировать ими. Это открывает широчайшие возможности для человечества — от создания новейших материалов с заданными свойствами до технических систем, копирующих живой организм. Пока что биокомпьютеры и биороботы выглядят фантастикой. Однако уже сегодня на рынке представлен ряд нанопродуктов, например наномембраны, использующиеся в промышленности в качестве фильтров и в медицине — для выделения различных вирусов и гемодиализа.
Революционный способ производства по идее должен свести к минимуму роль природных материалов и энергии — ведь при конструировании предметов из атомов не будет отходов и больших энергозатрат. «Если раньше мы шли „сверху", отсекая лишнее при создании предметов, то сейчас идем „снизу", складывая из атомов и молекул готовые материалы и системы»,— объясняет Михаил Ковальчук.
Впрочем, есть и скептики. Один из маститых академиков РАН в беседе с корреспондентом «Денег» обозвал нанотехнологий «лысенковщиной» и «кукурузой». Правда, предпочел это сделать анонимно — сегодня, когда за нанотехнологий вступились на самом верху, не больно-то их и покритикуешь.
Научный подъем с переворотом
Впрочем, научные споры были всегда — еще совсем недавно мало кто верил в успех мобильной телефонии. В истории с нанотехнологиями заслуживает внимания другое — впервые за много лет российской науке показали деньги. Причем серьезные: более $1 млрд на одну целевую программу. Это сильно контрастирует с привычным образом науки — нищенскими ставками научных сотрудников, морально устаревшим оборудованием, утечкой мозгов и общей невостребованностью научной продукции в экономике.
Похоже, руководство страны прониклось идеей о том, что XXI век станет веком конкуренции знаний и технологий. И поэтому решило направить часть нефтегазовых сверхдоходов на науку. Поворот к науке был зафиксирован 30 марта 2002 года, когда были приняты «Основы политики РФ в области науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейший период».
Но не так-то это просто — накормить науку. В России работает, по экспертным оценкам, порядка 600 — 700 тыс. научных сотрудников, или примерно 12% ученых всего мира. Это огромная армия — и на редкость неэффективная. Доля России в мировом обороте наукоемкой продукции — 0,3%. Доля Китая в 20 раз больше — 6%, доля США в 120 раз больше — 36%.
Спрашивается: кому давать деньги? И за что? Попробуем сначала разобраться, как организована наша наука.
Во всем мире принято делить науку на фундаментальную и прикладную. Сами ученые часто рисуют схему организации науки в виде дерева, где ствол — это фундаментальная наука, идущие от ствола ветви — прикладная наука, а падающие с ветвей плоды — инновационные продукты, делающие нашу жизнь лучше и веселее.
На практике российская наука устроена намного сложнее. Есть Российская академия наук (РАН) плюс еще пять отраслевых академий, плюс вузовская наука, плюс государственные научные центры (ГМЦ), плюс оборонный сектор. Причем в академическом секторе (где работает почти 160 тыс. человек) могут вестись работы и по прикладным направлениям, а в вузах активно ведутся фундаментальные исследования.
На гражданские исследования в 2007 году выделено 89 млрд руб. Это уже прогресс: в нынешнем году было на 16 млрд руб. меньше. Правда, как признал глава департамента инновационной политики Министерства образования и науки Александр Хлунов, здесь речь идет о сметном финансировании, то есть указанные средства пойдут не только на исследования, но и, например, на ремонт канализации или на оплату сторожа. Треть от 39 млрд руб., а точнее 34,88%, ставит бюджет РАН, где работает более 100 тыс. сотрудников.
Чтобы повысить эффективность инвестиций в науку, нужно последовательно решить ряд проблем — таких, как отток кадров из-за низкой оплаты труда (средняя зарплата исследователя в академическом секторе в 2005 году составляла 7324 руб., в 2006 году — 11 719 руб.), общее старение кадров (средний возраст российского ученого приближается к 60 годам, а возрастная категория 35-летних практически «вымыта» из науки), изношенность оборудования и инфраструктуры.
В аналитической записке, подготовленной центром «Открытая экономика» в 2005 году по заказу экспертного управления администрации президента России, предлагаются меры по оздоровлению российской науки. В частности, планируется увеличить долю внебюджетных источников финансирования. Это требует изменения организационно-правовой формы научных учреждений — чтобы дать возможность НИИ самостоятельно зарабатывать, решено перевести часть из них в статус автономных учреждений или государственных акционерных обществ. Для отсечения «научного балласта» планируется сократить штаты — ожидается, что академический сектор науки будет сокращен на 25% (РАН отстаивает 20%). Оставшихся работать на науку ожидают аттестации и переаттестации, а их деятельность (равно как и деятельность институтов и лабораторий) будет оцениваться по определенным критериям (количество публикаций, индекс цитируемости, количество привлеченных грантов, участие в обучении кадров и т. д.). Наконец, планируется перевести финансирование исследовательских проектов на конкурсную основу.
Перечисленные меры должны привести к тому, что зарплата научных работников приблизится к 20 — 30 тыс. руб., а отдача от научных исследований станет прозрачной и более эффективной.
Все это красиво выглядит на бумаге, однако есть ряд неувязок, из-за которых все может выйти не «как лучше», а «как всегда». Во-первых, даже с учетом повышения зарплата ученых все равно остается на порядок ниже, чем у их западных коллег. Во-вторых, в странах с рыночной экономикой отбор, экспертиза и финансирование проектов проходят на основе рыночных и прозрачных механизмов. В России же традиционно принято действовать жесткими административными методами — назначается старший, тот назначает дежурного, дневального и т. д. В науке была похожая система: так, при Сталине бюджетные деньги распределялись по восьми отделениям, структурированным по направлениям науки, далее руководство отделения распределяло финансы по институтам, а институты делили их по проектам и лабораториям.
Нынешняя реформа науки призвана сломать эту систему, чем и вызвана почти двухлетняя борьба между Минобрнауки и РАН. По мнению министерства, руководство РАН саботировало реформы, пытаясь сохранить комфортные условия существования, отказываясь публиковать свою финансово-хозяйственную отчетность и занимаясь профанацией научной деятельности. Наиболее радикальные члены президиума РАН утверждали, что истинная цель «реформаторов» — получить контроль над имуществом академии стоимостью почти 70 млрд руб. (это 4 тыс. кв. км земли, 454 научных учреждения, около 1,2 тыс. ГУПов), а закон об автономных учреждениях придуман для приватизации науки, которая приведет к разграблению институтов и окончательному уничтожению научного потенциала.
Символично, что победа Минобрнауки была зафиксирована на том же заседании правительства, на котором было принято решение о целевом развитии нанотехнологий. Внесенные на закрытой части заседания поправки к закону «О науке» переименовали РАН в Государственную академию наук, было принято положение о том, что президента РАН будет утверждать глава государства, а устав РАН — правительство. Тем самым академия была лишена самостоятельности, а государство получило контроль над наукой.
Таким образом, ломка старой системы управления наукой была совершена старыми же методами: наука оказалась попросту встроенной в вертикаль власти. Станет ли контроль чиновников над денежными потоками более эффективным, чем контроль академиков, еще неизвестно. Но символично и то, что это может проясниться именно на примере нанотехнологий: либо российские ученые и впрямь перевернут мир, либо 30 млрд распадутся на молекулы и атомы.
Журнал «Коммерсантъ деньги», ? 37 [593], 18.09-25.09.2006