Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.planetarium-cc.ru/former/bulletin1/05_copy.doc
Дата изменения: Thu Jan 14 13:22:01 2016
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:27:48 2016
Кодировка: koi8-r

Оправдание науки

Л.И. Пономарев

Полвека назад статью с таким названием вряд ли бы приняли к печати. В то
время порыв к знанию был всеобщим, талантливые юноши стремились в науку,
девушки морским офицерам предпочитали физиков, а популяция ученых в мире
удваивалась каждые десять лет (в Советском Союзе и того быстрее - каждые
семь лет). Сейчас в это трудно поверить даже свидетелям и участникам
событий тех незабываемых лет.
Технологические достижения науки последнего столетия впечатляют даже на
бытовом уровне: телевизор и сотовый телефон, персональный компьютер и
Интернет, холодильник, стиральная машина и пылесос... Но в последнее время
общественный интерес к науке повсеместно снижется, а престиж профессии
ученого в последние годы упал до критической отметки. Практически исчезли
некогда общедоступные научно-популярные журналы, их место заняли сочинения
магов, астрологов и откровенных шарлатанов от науки, телевидение прочно
обжили инопланетяне, вампиры и привидения, там публично обсуждают вопрос о
воскрешении мертвых а в качестве экспертов приглашают богословов. Явление
это - общемировое, однако в России оно приобрело катастрофические формы:
согласно последним опросам общественного мнения наука не входит даже в
десятку престижных профессий. Причины этого явления многообразны и не
вполне ясны, но сама тенденция несомненна и чрезвычайно опасна как для
нашей страны, так и для всего мира в целом.
Первые ростки современной науки возникли в Древней Греции. В V в. до
новой эры там изобрели доказательство, по-видимому, как одно из
естественных следствий первой демократии: ни в Месопотамии, ни в Египте
сама мысль о возможности разумных доказательств в голову не приходила. В
последующие века авторитет церкви надолго заглушил эти ростки и только в
эпоху Возражения их вновь стали культивировать. Во времена Реформации они
пошли в рост, а век Просвещения вывел их на широкую дорогу прогресса.
XX в. навсегда останется в истории как век науки. Именно тогда на ее
основе произошел мощный рывок техники, свидетелями которого все мы
являемся. Однако ошеломляющие успехи технологического прогресса последних
лет породили эйфорию его самодостаточности. В XXI в. наука повсеместно
теряет свой самостоятельный статус и вызывает интерес только как источник
"инноваций". Тенденция эта, доминирующая ныне в массовом сознании, будучи
поддержанной государственными установлениями, грозит со временем
необратимыми и разрушительными последствиями.
Подобно воздуху, который мы не замечаем при дыхании, абсолютное
большинство людей не осознает, насколько значимо научное мировоззрение в
нашей повседневной жизни. Именно оно изменило сознание, быт и даже
моральные категории цивилизованных нардов. От обитателей Центральной Гвинеи
и пустыни Калахари нас отличает не сотовый телефон с камерой (при
минимальном навыке им смогут пользоваться и аборигены), а та сложная
совокупность научных понятий, которую мы впитали через систему длительного
образования, и без которых понять, как работает сотовый телефон, нельзя:
электромагнитные волны, полупроводники, аккумулятор, жидкие кристаллы,
физическая природа цвета и звука, механизмы их физиологического действия и
т.д., и т.д. Такие знания не приносят немедленной практической пользы, но
именно они кардинально изменили сознание цивилизованных наций и единственно
отличают их от первобытных пастухов. К сожалению, важность таких
абстрактных знаний и их отличие от конкретных умений мало кому понятна и
столь же редко подчеркивается.
Известно, что обиходный словарь крестьян не превышает пятисот слов: их
достаточно, чтобы эффективно вести хозяйство и воспроизводить жизнь на
протяжении многих поколений. Понятия: история, культур, философия, наука -
не входят в этот набор, хотя именно от них в конечном счете, зависит жизнь
крестьян -равно, как и судьба целых нардов и государств. Эти высшие
проявления природы человека не имеют цены (хотя каждое из них и может стать
источником наживы и предметом тора). Все они возникли не сразу, а по мер
становления и совершенствования человеческой природы: от эгоизма существ,
готовых на все ради выживания и удовлетворения примитивных потребностей, до
самоотречения подвижников во имя высших целей.
Наука - самое позднее проявление человеческого гения, но она -в том ж
ряду его самых значимых достижений. Утилитарная польза науки повседневна и
очевидна, но ее высшая ценность - в другом: в современном сознании научная
истина - синоним истины и последний аргумент в спорах. Даже церковь отчасти
признала это, оправдав Галилея через триста пятьдесят лет после его
осуждения.
Два истока питают науку: опыт счастливых изобретений и способность
человека обобщать свои наблюдения. Колесо было изобретено до всякой науки.
Точно так же громоотвод и паровая машина, при всей их несомненной
практической пользе, стали предметом науки только после трудов Карно и
Клаузиуса, Фарадея и Максвелла, после того, как появились понятия: энергия,
теплота, температура, энтропия, а также - электрический заряд, силовые
линии, электромагнитные волны и еще многое другое. Кто-то из великих
сравнил науку с водой, а ее технологические следствия - с рыбой.
Рачительный хозяин, думающий об устойчивом промысле, чистит и обиходит
рыбное озеро, а браконьер озабоченный лишь быстрой добычей, готов выпустить
из него всю воду -для него она только помеха. И уж, конечно, он не думает о
том особом состоянии души, которое возникает на берегу озера при созерцании
утреннего тумана и первых лучей солнца. Точно так же поступает знаменитая
крыловская свинья, подрывающая корни дуба в поисках желудей.
В последние полвека ученые настойчиво обращают внимание нардов и
правительств на опасность экологической катастрофы на нашей планете,
причиной которой станет рост производства энергии и беспримерное увеличение
населения Земли (только в XX в. оно выросло в четыре раза: от 1,6 млрд. до
6 млрд. человек). Две основных проблемы стоят сейчас перед человеческим
сообществом: проблема энергии и проблема сохранения биосфер1 Земли. Обе эти
проблемы взаимосвязаны и обе они не могут быть решены без участия науки. От
решения первой из них зависит судьба нынешней цивилизации, от решения
второй - сохранение вида homo sapiens. И для этого одной только
технологической мощи недостаточно.
Для поддержания жизни человек ежедневно потребляет с пищей ~2,5 тыс. ккал
или ~107 Дж, т.е. средняя мощность жизнедеятельности человека составляет
примерно 120 ватт. На протяжении тысячелетий этой энергии ему хватало,
чтобы строить дома, растить детей, воевать. За счет энергии ветра, рек и
домашних животных человек увеличил свою мощность до ~0,5 кВт, к концу XX в.
его мощность выросла до ~2 кВт, а общее производство энергии в мире - до
1,3 . 1013 Вт. К середине XXI века прогнозируемая мощность энергетики мира
(~3 . 1013 Вт) сравняется с мощностью излучения недр Земли (3,2 . 1013 Вт)
и составит ~0,03% от мощности потока солнечной энергии, которая достигает
поверхности Земли (0,8 . 1017 Вт). Точные "пределы роста" производимой
энергии до сих пор не установлены, но несомненно, что именно от нее зависит
хрупкое равновесие всех жизненных циклов на Земле и само существование
человека.
Слова "экология" и "экономика" произошли от общего греческого корня ?????
-"дом", но в наше время они оказались несовместимыми. Современная модель
экономики, нацеленная на максимальное и быстрейшее извлечение прибыли,
нарастающими темпами разрушает биосферу Земли и тем самым ускоряет
приближение экологического кризиса. Неолитическая революция и первые
цивилизации Средиземноморья оставили после себя обширные пустыни. Научная
революция и современная цивилизация способны опустошить всю Землю. Этот
вывод - не пустая риторика, а результат многолетних научных исследований
физиков, химиков, биологов, метеорологов, социологов, историков и ученых
многих других ветвей науки. Эти их знания никак не связаны с "инновациями",
но именно от них зависит дальнейшая судьба разумной жизни на планете Земля.
Наука - базис нынешней цивилизации, но этот факт не должен заслонять
более важное ее значение: это неотъемлемая часть культуры и основа
современного мировоззрения. И в этом качестве наука подобна великим
религиозным переворотам прошлого: буддизму, христианству, исламу. Но в
отличие от религий, которые разъединяют нарды и нации (как известно,
религиозные войны -самые жестокие и беспощадные), наука едина для всех
обитателей Земли и способна их объединить, поскольку ее понятия строго
определены и лишены национальных и религиозных разночтений. На пороге
глобального экологического кризиса необходимость такого объединения
становится все более очевидной. Маловероятно, однако, что правители ныне
существующих двухсот государств даже перед лицом общей беды сумеют
договориться о согласованных разумных действиях без помощи ученых: это
единственное интернациональное сообщество с единой системой понятий и
ценностей, для которого научная истина важнее сиюминутных выгод и
приоритетов национального успеха.
Как известно, в процессе биологической эволюции всегда возникают мутации,
часть которых довольно быстро исчезает, но другая их часть консервируется
впрок и проявляется лишь тогда, когда изменившиеся внешние условия грозят
уничтожить биологический вид. Эволюция не прекратилась и теперь, она лишь
изменила свои формы: на притяжении тысячелетий тело человека осталось
практически без изменений, зато его сознание изменилось неузнаваемо. И,
быть может, наука -именно та мутация в развитии человеческого сообщества,
которая спасет его в грядущих катастрофах.
Будущее науки предсказать так же трудно, как и грядущее человечества. Но
при любом сценарии ее развития одна из первых задач науки сегодня -
объяснить свои принципы и результаты как можно большему числу людей, дабы
уберечь добытые знания от гибели и небрежения. И -главное: только на основе
науки можно надеяться предотвратить самоуничтожение человеческого
сообщества силами, которые наука ж и вызвала к жизни. Поэтому ее основы
каждый должен усвоить как можно раньше, подобно религиозным догматам
прежних эпох.
Судьба науки в России - особая история. Современная наука зародилась и
окрепла в Западной Европе и оттуда распространилась по всему миру. Нарды
Запада, воспринявшие это новое знание, далеко опередили в своем развитии
прежде цветущие страны Востока. В Россию наука пришла довольно рано -
вместе с реформами Петр I. Ньютон еще был жв, а в Россию уж были приглашены
братья Бернулли, великий Эйлер прожил в России большую часть сознательной
жизни, а Ломоносов, Виноградов (изобретатель русского фарфор) и многие
другие пришли в Европе курс "усовершенствования в науках". Не прошло и ста
лет, как в России появились Пушкин, Глинка, Лобачевский, а к концу XIX в.
российская наука стала вполне самостоятельной и дала миру целое созвездие
имен: Менделеев, Бутлеров, Столетов, Чебышев, Сеченов, Мечников, Павлов,
Жуковский, - этот список можно продолжать долго.
Во времена революционной смуты Россия потерла многих выдающиеся ученых
достаточно вспомнить Зворыкина, Сикорского, Тимошенко, Ипатьева,
Чичибабина, Леонтьева и сотни других известных имен. Но в целом большевики
продолжили дело Петр: новая власть добилась поголовной грамотности
населения и на государственном уровне культивировала уважение к знанию,
учителям и ученым. Закономерным результатом этой политики стали достижения
нашей страны во многих областях науки, а создание атомного оружия и
космических ракет вывело Советский Союз в число мировых держав.
Реформы 1990-х годов, когда финансирование научных исследований в
одночасье было уменьшено в 10-20 раз, поставили российскую науку на грань
выживания: кто-то уехал из страны, многие ученые ушли в фирмы и банки, а то
и просто в "челноки", - так началось разрушение науки и системы
образования, которые создавались в России на протяжении трехсот лет.
Разрушение это носит системный характер: исчез самостоятельный раздел
"наука" из долгосрочных программ правительства, упразднен особый статус
государственных научных центров, ликвидирован отдел фундаментальных
исследований в структуре Министерства науки и образования, разбираются на
металлолом сложнейшие физические установки, а знаменитый Институт истории
естествознания и техники с его уникальной библиотекой не отапливают и
выселяют неведомо куда, чтобы построить на его месте еще один элитный
отель. На очереди - ликвидация Российской академии наук, и уже выполнены
заказные социологические исследования, призванные обосновать это деяние[1].
Столь ж планомерно (и со ссылками на зарубежный опыт) "реформируется" и
образование: в школах математика и естественные науки (физика, химия,
биология) сведены к минимуму, профессия учителя перестала быть уважаемой, а
зарплата профессора знаменитого Московского физтеха сравнялась с зарплатой
дворника. Определить такое иначе, как национальный позор и государственное
преступление, - невозможно, и все это со временем разрушит нашу некогда
всеми признанную традицию обучения. (Теперь уж мало кто помнит, что после
запуска первого искусственного спутника Земли система образования в США
была пересмотрена с учетом советского опыта.) Последствия таких реформ
скажется не сразу, но, подобно изменениям климата, они на многие годы
определят культурный ландшафт России.
При нынешнем отношении государства к науке и образованию в России уж в
следующем поколении не останется не только науки, но и квалифицированных
экспертов, способных отличить истинное открытие от завиральных идей,
которые сегодня множатся повсеместно. Следуя этому пути, мы, действительно,
очень скоро превратимся в "Верхнюю Вольту с ракетами", как в недавнее время
любили определять Россию ее недоброжелатели.
Известно, что мозг человека погибает через семь минут, если прекратить
его питание кислородом, а, чтобы родить, вырастить и воспитать новый
требуется 20-30 лет. Остается только надеяться на чудо и верить, что мозг
России все же не погибнет. Хотя времени и оснований для такой веры остается
все меньше.

-----------------------
[1] Вот один из аргументов этих исследований в пользу ликвидации РАН:
"Электоральные установки российских академических ученых заметно отличаются
от общероссийских в сторону политического негативизма. В них резко снижена
доля голосующих за "Единую Россию" и за Путина". Причем "...наиболее
сильные протестные настроения присущи кластеру эффективных ученых" (С.
Белановский -по заказу Центра стратегических разработок). Вот их-то и надо
разогнать в первую очередь!