Почтовый ящик космонавтов МКС
Многие посетители сайта задают вопросы об отдельных конструктивных элементах МКС, в частности о модуле, установленном на американском сегменте - Cupola. Действительно, это один из самых интересных, с инженерной точки зрения, модулей. Кроме того, он позволяет почти физически присутствовать в открытом космосе.
Этот модуль был разработан для выполнения специальной задачи поддержки управления канадским манипулятором, который установлен снаружи МКС. Оператор во время управления манипулятором находится внутри Cupola для того, чтобы видеть все, что происходит с манипулятором.
Манипулятор способен пристыковывать новые модули, захватывать и пристыковывать японский грузовой корабль HTV, обеспечивать поддержку выходов астронавтов в открытый космос. Самое главное во время этих операций - это безопасность для экипажа и станции. Поэтому хороший обзор, который дает Cupola, очень полезен.
Cupola был разработана и построен в Италии. Для защиты стекол в модуле применяются внешние крышки иллюминаторов, которые управляются изнутри модуля вручную. Из-за микрометеоритов иллюминаторы Cupola должны быть всегда закрыты, за исключением времени, когда Cupola используется для непосредственной поддержки внешних операций. Иногда иллюминаторы открываются для того, чтобы выполнить фотографирование Земной поверхности или атмосферных явлений.
Внутри этого модуля установлена робототехническая рабочая станция, которая служит для управления манипулятором, пульт станционной связи, вспомогательные компьютеры. Станция состоит из нескольких компьютеров, трех видео дисплеев, ручек ручного управления манипулятором, панелью управления дисплеями. Подготовка операторов для управления манипулятором занимает продолжительное время и проводится в несколько этапов, после которых умения и навыки операторов проверяются на экзаменах специальной комиссией.
На фотографиях хорошо видно расположение робототехнической рабочей станции внутри модуля и виды элементов станции снаружи, которы дает Cupola. Модуль установлен на американском модуле Node 3. Вертикальная ось обычно направлена в сторону центра Земли, так как станция большую часть времени летает в такой ориентации. Cupola была доставлена на МКС в грузовом отсеке американского корабля Space Shuttle и установлена с помощью канадского манипулятора. Между Cupola и Node 3 установлен люк, который необходим для изоляции модуля в случае аварийной разгерметизации из-за микрометеоритов или технической неисправности.
С уважением,
Дмитрий Кондратьев
26 декабря 2010 года
МКС
Скажите пожалуйста, при работе в открытом космосе,говорят,что если без какой либо страховки отлететь от корабля на расстояние даже меньше одного метра,то ты уже беспомощный. Неужели астронавту никак нельзя помочь в этом случае? Он что просто остается там гибнуть? Очень тяжело вообще представить,как там в космосе все происходит.
Дмитрий, трудно ли работать первое время в состоянии невесомости?
спасибо за фотографии и замечательный рассказ!
Хотел спросить Вас: Во время выхода в открытый космос, насколько опасны микрометеориты для космонавта?
Занимаются ли на станции наблюдением "звездным небом"? Если да, то какая цель данных наблюдений? Что для вас интересней, наблюдать за нашей планетой или смотреть в "даль"?
Американцы безусловно молодцы что сделали модуль и здорово что в конце концов все договорились продлить МКС. Так остается надежда что он еще послужит для чего то существенного, для пристыковки новых.
Я могу ошибаться но мне кажется что в случае форс мажора можно поймать космонавта на Союзе. Существует программа экстренной отстыковки, присутствует дальномер, люк бытового отсека позволяет на короткое время выйти и втянуть. Если можно втянуть то даже если мало топлива ориентации на стыковку то достаточно сориентировать корабль на посадку и можно сразу сесть.
А если нет возможности выйти в Соколе то можно наверное просто поймать на корпус и довезти обратно до станции если все делать аккуратно и быстро. В смысле его наверняка крутит и относит но достаточно медленно и он успевает схватить один из выступов Союза. Можно успеть его вернуть прежде чем воздух выйдет. И еще его слегка сносит при маневрировании вблизи и это нужно учитывать.
Так или иначе, Кизим и Соловьев между Миром и Салютом летали на две с половиной тысячи километров и в ручном режиме по дальномеру стыковались. Значит топлива на меньший маневр должно быть достаточно.
Но лучше без драм. Космонавтика это дело. На орбите должны быть заводы а драмы пусть будут в кино на Земле. Лучше трижды подстраховаться чем один раз кого то спасти.
В конце октября с.г. в российских СМИ со ссылкой на источник в
ракетно-космической отрасли
России сообщалось о якобы массовых отказах бортовой техники на первом
"цифровом" пилотируемом корабле "Союз ТМА-М". На самом ли деле имели
место массовые отказы, или это были вполне излечимые глюки? Могут ли они усложнить посадку? Можно ли
будет их доработать в полете?
Удачи вам и с наступающим!
Чувствую, спор как спастись космонавту при аварии ВКД продолжается со времен постов Сураева. Мной предложенный способ спасения админы сайта забанили тогда. Сочли неприличным.:-))) Но, в данном случае предполагаю, что мишень космонавта для "Союза" неприемлема и стыковка с ним невозможна по причине несовместимости (и отсутствии на скафандре космонавта) радиомишений. А визуальный контроль для командира в "Союзе" не предусмотрен.