Ширман Михаил Борисович
Окончил в 1979 г. московскую математическую школу ? 1140, где
получил квалификацию программиста.
С первых
месяцев школьной учебы (началась она в г. Львове, на Украине) все
сильнее чувствовал, что учиться - и учить - нужно не так.
Еще
школьником (в 10 классе) вел шахматный кружок для третьеклассников.
Руководил школьным шахматным кружком, учась в Институте нефти и
газа.
В 1983 году, на фоне готовящейся школьной реформы,
проанализировал педагогическую ситуацию и пришел к выводу, что школа
должна работать в проектном
режиме: перейти от информационного
содержания образования к деятельностному, от предметно-тематической
структуры - к реально-проблемной, от классно-урочной организации - к
сети всевозрастных производственно-творческих коллективов.
1984-85 гг. посвятил общественнонаучному самообразованию: литература
по педагогике, психологии, философии, социологии, экономике, истории;
циклы лекций в Политехническом музее; семинар И. В. Бестужева-Лады по
социальному прогнозированию, Московский методологический кружок Г. П.
Щедровицкого.
В 1984 г. закончил институт и 3 года работал
инженером в НИИ Нефтепереработки. Параллельно участвовал в различных
общественно-педагогических объединениях, в работе клуба 'Эврика' при
'Учительской газете', в социально-педагогическом
проектировании
молодежных жилых комплексов (МЖК) в Москве и (по переписке) в
Новосибирске, Оренбурге, Барнауле, Канске. Начал разработку социально-педагогического проекта 'Школа-Семья', которая с тех пор продолжается.
Считаю,
что без срочной реализации подобного проекта (вначале -
локальной, затем - распространяющейся в режиме
общественно-педагогической самодеятельности) человечество лет через
100 вымрет: перестанут появляться дети, поскольку они просто не
нужны
(взрослые с ними не живут, т. е. не сотрудничают, - а 'отдают в школу').
В 1988 г. перешел на работу в школу. За 22 года 'прошел' 11 школ, 3
колледжа, 2 детских сада, 4 детских клуба; много лет веду детский
кружок в шахматном клубе 'Якиманка'. Помогал 9 семьям в решении их
воспитательно-образовательных
проблем.
Участвую в работе
нескольких научных сообществ (философия, психология, экономика),
публикуюсь в их сборниках.
С 1985 по 2003 годы одним из важных
источников психолого-педагогического опыта была работа с моим
домашним котом по имени Сиам.
Продолжаю попытки начать реализацию
проекта 'Школа-Семья' и вижу в этом единственно возможный смысл своей
деятельности.
Ширман М. Б. 1 ноября 2010 г.