Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/sch128/geo%5Cgeogr2.htm
Дата изменения: Sat Sep 29 17:31:07 2001
Дата индексирования: Tue Oct 2 10:52:24 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: глобулы
Почему географу нужно рисовать

Почему географу нужно рисовать.

Аннотация к работе: "Материки на школьной доске"
           учителя-методиста: Гельфанд М.Л.
    Работа будет опубликована в 1 квартале 2000 г.

        Мой опыт работы в школе показал ,что ученики на уроках должны постоянно работать вместе с учителем. Иначе учащиеся младшего возраста могут отвлекаться, а старшеклассники, в силу своих проблем, могут слушать или не слушать учителя. Конечно, опытный учитель сумеет овладеть аудиторией, но все же отдача не всегда будет полной. Когда же учитель свое объяснение сопровождает рисунком, схемой или диаграммой, это заинтересовывает учащихся, и, если сделанное учителем на доске фиксируется в тетрадях учащимися, эффект будет всегда положительными.
       Для подтверждения данного положения мною был проведен эксперимент. В одном классе я давала объяснения без рисунков, а в другом с рисунками(на одну и ту же тему). В результате там, где объяснение было дано с рисунками, все учащиеся при опросе получили только 4 и 5, а в другом классе ответы были значительно хуже. После этого я практически при объяснении во всех классах, где этому соответствует материал, рисую на доске. Перед тем как сделать рисунок на доске, я объясняю, что не надо рисовать близко к отрезу тетради вверху или внизу. Надо расположить рисунок так, чтобы он четко выделялся на странице тетради. Сам же учитель для изображения нужного объекта должен к каждому рисунку, чертежу, схеме хорошо подготовиться, нужно сделать рисунок четким, без лишних деталей, которые усложняют работу ученикам и делают рисунок непонятным. В момент работы над рисунком включается мыслительная деятельность учащихся. Учитель в это время, проходя между рядами, может увидеть, что правильно сделал ученик или где он ошибся, и помочь исправить их. Все рисуют без всякого принуждения. Одни лучше, другие хуже, но все обязательно. Не у всех получается хорошо, но постепенно я всем прививаю любовь к рисункам. Замечала, что перед началом урока учащиеся рассматривают друг у друга работы, это повышает их интерес к ответам и к изучаемому материалу.
Объяснения к рисункам можно делать поэтапно: от простого, схематичного до полного, подробного с подписями, цифровыми данными, выводом. Таким образом идет процесс изображения от более простого к более сложному. Это подводит учащихся к умению видеть картины. На уроке можно использовать пейзажные, антропогенные репродукции, печатные картины, виды различных природных зон. Учащиеся должны уметь рассказывать по картинам художников, таких как Левитан, Шишкин, Айвазовский и др.
Постепенно приобретаются графические навыки, что особенно характерно для работ в старших классах (9-11),где составляется много диаграмм, схем, всевозможных таблиц, что бесспорно понадобится любому человеку в дальнейшей жизни, в какой бы области он ни работал. После того как у учащихся появится опыт работы с рисунками, можно задание усложнить. Например, ученики должны прочитать текст заданной статьи учебника и по прочитанному сделать рисунок или графический конспект. Увидев результат своей работы, учащиеся с еще большим интересом будут работать на уроках.  К концу учебного года хорошо оформленная тетрадь становится огромной ценностью для учащегося. По ней можно повторять пройденное, готовиться к экзаменам как в школе, так и в ВУЗе. В ней сконцентрированы наиболее трудные темы, не нужно заново читать учебник. Учитель же по тетрадям видит, как от сентября до мая выросло умение ученика работать по рисункам, что, бесспорно, приводит к географическому мышлению ,умению свободно ориентироваться по картам ,чертежам, самостоятельно анализировать карты. Вся проделанная мною работа способствовала тому, что я написала учебное пособие "Материки на школьной доске", которое могут использовать как ученики, так и учителя. Мною дано иллюстрированное описание уроков по темам курса 7-го класса. Это уже мною было апробировано и дало положительный эффект. Описаны все материки примерно по одному плану, и все темы уроков сопровождаются рисунками. Например: географическое положение Северной Америки. Показаны острова, полуострова, заливы, проливы, крайние точки, а в рисунках показаны характерные черты побережья. Здесь же можно рассказать  о картинах  Рокуэла  Кента по Гренландии. Повторяю: схема  подачи материала для всех материков одинакова. Далее: история открытия материка с картой маршрутов первых и последующих открывателей земель. Следующий раздел: поверхность, геологическое строение и полезные ископаемые. (Рисунки на примере Америки). На других материках формы поверхности другие. По теме "климат" используется контурные карты и цифровые данные из атласов и учебников. Полностью описаны и нарисованы темы: "Внутренние воды" -характер рек, питание, использование и т. д на всех материках. Описание природных зон, занятия жителей даны тоже достаточно полно. Готовясь к уроку, учитель имеет готовый материал в большом объеме, чем это имеется в учебнике, и по своему усмотрению может  выбрать то, что ему больше понравится. "Материки на школьной доске" описаны в сборнике " Я иду на урок", что бесспорно, будет большим подспорьем для учителя.

Указанный сборник можно заказать по адресу: sch128@sch128.mccme.ru

 НАЗАД