Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/schtrgym/permj3_2004.htm
Дата изменения: Wed Apr 27 18:38:30 2005
Дата индексирования: Tue Oct 2 11:23:16 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: величественную картину
Поездка в Пермь, группа ?3
На главную





Отчет о миссионерской поездке в
Коми-Пермяцкий округ (Гайны - Кудымкар)



ГРУППА ? 3 - КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ ОКРУГ (ГАЙНЫ - КУДЫМКАР)
(РУКОВОДИТЕЛЬ - СВЯЩ. А. ПОСТЕРНАК)
1. Грибкова В.В. - студентка 3 курса ИФ
2. Захаров Г. - студент 3 курса ИФ
3. Масхарашвили М. Д. - студентка 4 курса ИФ
4. Мацнев А. М. - студент 3 курса ИФ
5. Мостанова Т. - ученица 11 класса ТГ
6. Отто Д. - ученица 11 класса ТГ
7. Портнова И. В. - студентка 3 курса ИФ
8. Романовский К. - ученик 11 класса ТГ
9. Синдеева А. Е. - студентка 3 курса ИФ
10. Солодушенков А.А. - студент 2 курса МИФИ
11. Солодушенкова Е. Н. - завуч ТГ
12. Толстова Д. С. - студентка 4 курса ИФ
13. Явецкая В. В. - студентка 3 курса ИФ
Всего - 14 чел.
От Пермской епархии - свящ. Игорь Вилесов, диак. Алексий Арча-ков

День первый, 16 июля 2004. День приезда.
Долго не знала: с кого же дня начать отсчет? Решила, что день, когда мы выезжали с вокзала можно отнести еще к московскому периоду, но вот этот день куда отнести, я так и не поняла: вроде бы уже в Перми, но все еще сидим без работы, точнее едем:
Из поезда вывалились нормально, весело, приподнятые и воодушевлены, распрощались с друзьями-товарищами из соседних групп - и отправились в пермскую епархию. Ехали тоже замечательно, все рюкзаки и сумки вместе со мной, Антоном и Машей сгрузили назад и выдвинулись =) В общем, рассказывать особенно нечего: ехали долго: ооочень долго: от Перми мы направились в Кудымкар, а оттуда в поселок Гайны. В пути мы познакомились с замечательными людьми: Аней (мы прозвали ее Пермской) и диаконом Алексеем, эти наши местные знакомые по их собственному признанию ехали набраться у нас опыта =). Первые несколько часов ехать было интересно: кругом были замечательные виды, в основном это была холмистая местность, так вот к вечеру в низинах, между этими холмами стал собираться туман, и не просто туман, а самое настоящее молоко, из него только торчали верхушки одиноких деревьев, как островки, это было действительно красиво: В пути мы находились весь день, сначала в поезде, потом в автобусе, в общем, до места назначения добрались только к двум часам ночи. Там нас встретили, показали, где мы будем жить. Это оказался такой большой деревенский дом, в котором был храм (одна переделанная комната), кухня и еще одна комната.
Вот здесь мы и устроились, вполне удобно, тут же мы и повалились спать, в прямом смысле этого слова: Но минут через десять, наши молодые люди, жертвуя своей кровью =) вышли из кухни (где их определили спать), и в коридоре перед нашей комнатой, с фонариками стали читать вечернее правило, как оказалось, потом они читали его в темноте с комарами и фонариками и периодически этими фонариками от этих комаров отбивались = ), прослушав правило, мы спокойно уснули: Так прошел наш первый день в Гайнах:



День второй, 17 июля 2004. День знакомства с местностью.
Вставали с трудом, жара: мы к такой температуре пока не привыкли: Но, в общем-то, этот день был раскачкой, практически мы ничем не занимались, просто знакомились с местностью, строили планы, улаживали детали: Местность здесь, надо сказать живописная! В два часа ночи ничего особо не рассмотришь, но вот с утречка, на свежую голову, все оказалось просто замечательно: Мы жили в Гайнах. Гайны - это поселок, но при всем при этом он просто огромный.
Здесь на улицах деревянные дома соседствуют с каменными, асфальт с сельской дорогой, по всей этой живописной местности гуляет разнообразная живность: коровы, козы, овцы, лошади, кошки, собаки - с которыми мы не преминули познакомиться. С нашего стола потом не раз были накормлены братья наши меньшие =) Ну так вот, эта картина раскрывается, если посмотреть от нашего дома вправо: а вот если оглянуться влево: то там предстанет просто потрясающая картина: Кама: это величественная, приветливая, но быстрая река находилась от нас совсем не далеко, чем мы, конечно же, незамедлительно воспользовались: Река стала для нас наградой, мы весь день трудились, а под вечер уходили на реку, вода становилась прохладной и снимала все напряжение, после это даже сон на жестком полу встречался с радостью: Но мы использовали реку не только для отдыха, сначала мы поняли, что в хозяйстве все сгодиться и что не надо нагревать воду, что бы стирать, а потом, через несколько дней, мы так же осознали, что всех желающих куда проще крестить в реке: но это я забегаю вперед, теперь по порядку:
Поначалу нас встретили трудности, в виде пропитания, дело в том, что, как оказалось. Нам надо было самим себе готовить, но это еще не все, для того что бы готовить надо было растопить печь: это в такую то жару: Но потом все утряслось, нам быстро нашли электрическую плитку, которая стала незаменима для нас на ближайшую неделю. И хотя местные жители старались нас подкормить (мы очень быстро привыкли к свежему молоку, простокваше, ягодам, вареньям и прочим вкусностям), но все же большинство продуктов приходилось покупать, причем делать это надо было каждый день, потому что хранить было негде. К тому же сама готовка было очень сложным и долгим делом, но мы, а точнее Елена Николаевна, с этим справлялись.
В этот день были улажены последние детали, насчет куда, кому и когда идти, на следующий день уже было составлено четкое расписание. Но, правда, совсем уж бездельничать нам сегодня не дали. Отец Андрей на вечер поставил два важных мероприятия: первая Всенощная (под преп. Сергия) в пять часов и первое посещение приюта в восемь.
Не смотря на жару, служба прошла хорошо, приятно стоять на службе и смотреть на людей, которые этой службы ждали долгое время: и пусть их было совсем не много, человек семь, зато все было спокойно, просто и как-то очень понятно, каждое слово, текст, песнопение в такой атмосфере, в этом домашнем храме слышалось по другому, все было подано и принято с любовью и благодарностью.
В общем, набравшись сил на новые свершения, мы направились в приют! И там, не буду скрывать правды, мы провалились. В приюте нас ждали дети, грубо говоря, в возрасте 6-10 лет, но были и поменьше и постарше, все разные. Выступление наше начал отец Андрей. Он был встречен с большим интересом, на его вопросы отвечали почти все, хором, его слова запомнили и повторяли нам спустя несколько дней. А потом началось наше выступление. Наши девочки, по слайдам должны были рассказать о Таинствах, но они немного растерялись, увидев детей и рассказ получился не таким, каким хотелось бы его видеть. Но, не смотря ни на что, дети провожали нас до самой калитки и просили прийти еще, в этот день мы впервые познакомились с Лехой (Алексеем), приютским мальчишкой, девяти лет, и даже его непростой характер не смог побороть в нем интерес к нам.
После этого похода у нас появилась хорошая традиция - каждый вечер устраивать "разбор полетов" (он не всегда был строг, и зачастую перерастал в вечернее чаепитие). Ну, так вот, на этом "разборе" мы отметили основные ошибки: слишком большое количество слайдов, которое трудно комментировать, использование сложной терминологии и непростого, "недетского", языка в объяснениях. Все сделали для себя выводы, с разу прикинули, как можно исправить свои доклады и после этого мы разошлись спать. В общем-то, рассказывать в приюте, как оказалось потом, было на самом деле не очень трудно, детям нравилось, что с ними общаются, после исправления ошибок рассказы им тоже понравились, но самое главное легко было потому, что дети уже кое-что знали, не все наши рассказы были для них чем-то новым. К сожалению, хотя с одной стороны это было хорошо, с другой стороны мы понимали, что эти знания идут не от православия, а от сект, которых в Гайнах было не мало:
Несмотря на все неурядицы, проблемы и впечатления, первый день в Гайнах прошел весело, интересно и плодотворно. Хотя уснуть сразу нам не удалось - на завтра была назначена первая литургия. Наши певчие не хотели ударить в грязь лицом, поэтому решили немного прорепетировать, а т.к. ночью улица - царство комаров, петь они решили прямо в комнате, и вот под это пение мы и уснули, так и не дождавшись его окончания.
День третий, 18 июля 2004. Продолжаем знакомство.
Сегодня с утра была первая Литургия, народу было как всегда не много, но зато душевно. В этот же день Мария Степановна провела нам первую экскурсию по Гайнам. Мы первый раз выбрались дальше, чем на два метра от дома, хорошо погуляли и посмотрели поселок. Местность здесь холмистая, так что шли постоянно в горку. Нам показали здания детского сада "Камушка", библиотеки, музея и многое другое (кто-что помнит, допишите, пожалуйста), рассказали немного истории, мы видели старую пристань и памятник на ней, поставленный :.
Затем вечером снова была Всенощная, а после нее приют. В приюте все прошло нормально, мы поняли тот тон, в котором надо было общаться c детьми, главное было постоянно вести с ними диалог, что бы и они участвовали в рассказе. Мы познакомились сегодня еще с несколькими детьми. Совсем не плохие ребята! Одна девочка даже рассказала нам "Отче наш:", когда мы спрашивали откуда они что-то знают о Боге, о молитвах и т.д., то получали чаще всего два ответа: от бабушки или от людей, которые тоже приезжают, привозят фильмы и что-то рассказывают. На вечернем разборе полетов мы стали обсуждать наше мнение о ребятах и пришли к такому выводу, что им не хватает внимания и заботы, поэтому было решено отныне ходить в приют дважды: днем для практических занятий (рисования, пения, разучивания молитв, игры в мяч), а вечером для чтения им "лекций". Так мы и поступили, помимо этого решили организовать воскресную школу для всех желающих, и хотя эта идея не сразу воплотилась в жизнь, она тоже принесла свои плоды. Так же к нам стало приходить много народа с желани6ем креститься, но большинство людей интересовал вопрос о стоимости крещения, и хотя мы убеждали всех, что это бесплатно, его задавали снова и снова: В общем, был поднят вопрос о времени крещения, и его решение стояло на первом месте. Вот такие задачи стали вырисовываться перед нами к концу третьего дня пребывания в Гайнах.



День четвертый,19 июля 2004. Предпосылки к началу миссионерской работы.
Это были последние деньки перед настоящей, тяжелой миссионерской работой. Конечно же, с утра у нас была литургия, на ней присутствовали все те же немногочисленные прихожане. В соответствии с нашим планом, в 16-00 мы пришли в приют: сегодня по программе у нас были физические игры.
Ребята до того заигрались, что не хотели нас отпускать, но была в этом и отрицательная сторона - играли не все, кто-то был слишком маленьким, кому-то это было не интересно, а девчонок в команды вообще не брали. На следующий день мы с ними не только играли, но и попытались что-то спеть, а также порисовать. После приюта мы все отправились на экскурсию в краеведческий музей. Ее нам провела учительница географии Дина Ивановна (?). Экскурсия была очень занимательной, экскурсовод интересным, а сам музей небольшим, но уютным. Уже под конец нашей экскурсии нас отвели в зал, где были выставлены иконы из храма, когда-то стоявшего в поселке Гайны. Их собирали по разным деревням, некоторые забрали из монастыря, некоторые из частных домов. Здесь же нам рассказали интереснейшую историю о судьбе царских врат. Они стояли тут же, кое-где на них облупилась краска, но в целом повреждения были незначительные, каково же было наше удивление, когда мы узнали, что на самом деле после разрушения храма, они какое-то время служили мостом через болотце!
И вновь после такой интересной экскурсии мы отправились в приют. Это место стало для нас уже привычным, походы туда и беседы с детьми чем-то естественным, но не рутинным. В первое время на наши беседы приходили все, потом кто-то перестал ходить, без них стало как-то тише, но в то же время как приятно было замечать интерес, который проявляли те, кто остался: Сегодня они услышали Евангельскую историю, и хотя это не было для них не в новинку, они с удовольствием отвечали на вопросы, а после рассказа, даже с некоторым азартом, стараясь ответить первым, называли того, кто был изображен на слайде (это стало обычным для наших рассказов, такое своеобразное быстрое повторение пройденного материала). Среди ребят оказались и такие, которые могли без подсказок ответить даже на самые сложные (по их меркам) вопросы, несмотря на это, они все равно ходили за нами, надеясь узнать еще больше, приходили в храм и в воскресную школу. В этот день от нас отделилась небольшая группа в составе трех человек и отправилась с отцом Николаем в Усть - Черную. Вот так прошел еще один день, и со следующего дня началась наша самая настоящая миссионерская работа, расписание на завтра уже было известно, группа разделена и каждому определено его место в работе миссионерской группы, все, конечно, вздохнули, но никто не жаловался:
А в это время в Усть - Черной: 19.07. понедельник
В два часа дня должны были прийти дети из воскресной школы, в 13:45 уже пришел первый ученик, и кто-то пошел с ним знакомиться. Вдруг вернулись о. Андрей с о. Алексием и сказали, что сегодня в 16:00 небольшая группа уедет в Усть-Черную вместе с о. Николаем (местным батюшкой). Мы знали об этой поездке, но кто будет в ней участвовать, до последнего момента осталось под вопросом. Главная проблема была в разделении хора, и мы решили ее так: Маша-регент и Даша - уезжают с благословения о. Андрея, Таня (и.о. регента) и Майя - остаются в Гайнах.
Даша и я (Маша-регент) побежали скорей собирать вещи, параллельно со сборами я рассказывала Тане, как служить Всенощное Бдение на Казанскую. В это же время наши ребята вовсю рассказывали детям об устройстве храма и церковных Таинствах, потом пошли поить их чаем. Кстати, картошку, другие овощи, зелень, пирожки, булочки, молоко, крупы нам приносят прихожане Гайнского храма.
В автобус мы еле сели: очень много народу, проезд стоил 80 рублей. Ехать - 2,5- 3 часа. С нами еще поехал Георгий, он нес стол (Престол) и свой огромнейший рюкзак. С нами отправился о. Алексий, дьякон из Пермской епархии. Мы ехали в Усть-Черную на 2-3 дня, потом хотели оттуда поехать еще в один поселок - Керос, от которого дороги дальше на север уже нет. Керос должен был стать самой северной точкой маршрута этой летней миссии. В Керосе, как рассказывал нам в дороге о. Николай, не проведено до сих пор электричество, а в Усть-Черной его постоянно отключают, и телефон не работает из-за неуплаты.
Автобус постоянно вихлял по неширокой асфальтированной дороге, где с трудом могли разъехаться две машины, мы проезжали сквозь поселки, деревни, и было очень удивительно и странно видеть, что все-все - из дерева: дома, магазины (кроме дореволюционной вывески ничем от жилых домов не отличавшиеся), школы, детские сады, заборы и даже тротуары (!!!). И все почерневшее от дождя и снега.
В автобусе многие стояли, держа в руках огромные сумки, а ведь путь предстоял долгий! Я разглядывала лица пермяков, кстати, и они занимались тем же: в упор смотрели на нас. Батюшка и о. дьякон были в рясах, мы в длинных юбках, а Георгий с разобранным столом в руках, плюс у всех громадные рюкзаки - оригинальная для тех мест компания! Естественно, посыпались вопросы, как с их стороны, так и с нашей.
Мой взгляд скользил по лицам мужчин и женщин. Испитые, испещренные морщинами, усталые, осунувшиеся лица. Лица, на которых нет отражения никаких интеллектуальных мыслей. У женщин и девушек крашенные волосы, худоба. Многие, почти все, были одеты в джинсы или спортивные костюмы, хотя на улице стояла неимоверная жара.
- А вы откуда? - спросила рядом со мной сидевшая девушка, стриженная "под мальчика" и одетая по-городскому.
- Из Москвы.
- Из Москвы?!.. - вопросы "кто мы и куда едем", она почему-то не задавала.
- А ты откуда? - спросила я.
- Я из Перми еду, учусь там, сейчас домой, в Усть-Черную.
- И часто ты домой ездишь? - спросила я, с ужасом вспоминая одну восьмичасовую дорогу до Гайн.
- Раз в два месяца.
К нашему разговору присоединилась женщина.
- А вы куды едете?
Я ответила, что мы приехали из Православного Института рассказывать о Православии, а сегодня едем в Усть-Черную. Женщина покосилась на о. Алексия и о. Николая и замолчала.
- А потом в монастырь пойдете? - включилась в разговор другая женщина.
- Когда "потом"? - переспросила Даша.
- Ну, когда окончите ваш там, этот: "институт".
- Нет, что вы, - затараторила я, - мы потом по специальности будем работать, мы вот, например, учимся на историков:
- А я думала монашками будете. А здесь надолго?
- На две недели.
Вскоре вопросы подобного характера были исчерпаны, и в автобусе воцарилась тишина. Многие дремали, усевшись на свои сумки, кто-то смотрел пустым взглядом в окно. Я подумала, что нужно будет расклеить объявления в поселке о нашем приезде, нужно будет найти, где ночевать и где можно "миссионерить". В течение часа я безуспешно пыталась читать о. Максима Козлова "400 вопросов и ответов:".
Вдоль дороги - лес, лес, оранжевые пески, карьеры, и опять лес: ели и березы: Съехав с горки, автобус вдруг остановился. Люди стали выходить из автобуса, оставляя свои вещи.
- Что такое? - спросил о. Алексий.
- Переправа.
Мы вылезли из автобуса. Наш путь преграждал наш небольшая речка. Названия реки я не помню. Может, это была Кама, а может, и Весляна, но моста над ней не было. К нашему берегу скользил паром, его тащил за собой маленький катер. Сначала на паром заехал автобус, потом поднялись люди. На пароме к о. Алексию подошли 3 мужичка "сфотографироваться с батюшкой". Пришлось их просьбу выполнить, потому что просили очень настойчиво. На другом берегу автобус не трогался минут 5, все дышали воздухом. Здесь впервые мы увидели морошку. Это такая ягода, по форме, как малина, но желтого цвета, а на вкус что-то среднее между облепихой и ежевикой.
Снова начался наш путь. О. Николай рассказывал о своем служении здесь, в Коми-Пермяцком округе. Больше всего мне запомнилось, что венцы на Венчании бывают из одуванчиков.
18:45. Автобус оживился: через 35 минут конечная остановка. За окном изменился ландшафт. Природа уже "почти таежная" - вдоль дороги одни болота, причем самые настоящие, жутковатые, с торчащими из них голыми засохшими стволами деревьев, а дальше, за болотами - все тот же смешанный лес, только более редкий. Говорят, много черники, морошки и рыжиков.
19:30. Ура! Мы приехали! Идем по деревянному тротуару гуськом и сворачиваем на одну из улиц поселка. За оградами мычат коровы, у каждого домика аккуратно подстриженная травка (потом я поняла, что она общипана живностью), очень чистенько, никаких окурков на земле, фантиков и пр. Мы расположились на бревне, о. Николай побежал к знакомым спрашивать по поводу ночевки. Мы жалели, что не взяли спальников: это селение нас не ждало и не собиралось раскрывать дружественных объятий. Пустынные улицы, встревоженное лицо вернувшегося о. Николая. Наконец, батюшка отыскал кого-то из знакомых, и нас довезли до дома одной женщины, у которой останавливался о. Николай, когда был здесь 2 года назад.
Любовь Ивановна оказалась дома.
- Страда. Все уехали на сенокос. В поселке сейчас одни старики. И Иван твой уехал, - объяснила она о. Николаю, - не стойте, заходите.
Мне казалось, что я нахожусь в совершенно ином измерении. Тишина, в десяти метрах бежит обмелевшая речка Черная (отсюда и название поселка), не видно никаких столбов и проводов, ярких вывесок, пластмассы, кирпича, мягко шелестят листья у березок, и вокруг, всюду - русский Лес.
В доме Любови Ивановны уже давно не было электричества. Вязаные коврики, низкие крашенные деревянные потолки, русская печка, железные миски, кружевные занавески на маленьких оконцах. Здесь словно все замерло во времени. Каким веком, годом охарактеризовать быт в этом доме? Что здесь есть от XXI столетия? Ничего. Ровным счетом ничего.
Магазины все уже были закрыты, и хозяйка выставила на стол свое угощение. Картошка и салат из огурцов и помидоров. Просто и полезно. Бедно и безысходно.
Любовь Ивановна не удивилась нашему приезду, она вообще ничему не удивлялась и не радовалась последнее время. Месяц назад у нее умер муж, год как убили сына, у дочери трое детей, но она ушла от пьющего мужа. Чему радоваться? На следующий день к вечеру дали электричество, и она побежала, впервые повеселевшая, смотреть телевизор, стоявший в "красном" углу. Наши рассказы по вечерам она слушала как-то отстранившись, а в конце заметила:
- У нас тут тоже молятся. Только они себя пятидесятниками называют. Я к ним не хожу, а сестра ходит, а что толку от ее молитв? Говорит, что, благодаря им, пить перестала:
Мы с Дашей стали рассказывать ей о сектантстве. Она, кивая, соглашалась со всеми доводами, а потом убежала заниматься многочисленными домашними делами, отказавшись от нашей помощи.
Около 9 вечера мы вышли на улицу. Напротив нашего дома расположились на бревне 3 девчонки, и с большим интересом нас разглядывали. Мы с Дашей решили, что пора начинать миссионерскую деятельность и пошли знакомиться. (Однажды в Москве, перед отъездом в Пермскую область, мне пожелали приятно там отдохнуть. Я тогда возразила, что миссия - далеко не отдых и в течение всей поездки я убеждалась, что была права. Каждый встречающийся тебе человек был тем, кому ты ДОЛЖЕН был поведать о вере Христовой, о Православии, рассказать это так, чтобы этот человек понял и задумался. Это было очень тяжело, сложно, невозможно. На это уходила вся энергия, уставали работать мозги, выдавая нужную информацию, заученную во время семинаров и лекций по догматическому богословию, истории Церкви, иконоведению и т.д. И только с помощью Божией иногда мы видели ответное стремление к нам, желание узнать еще о Православии и начать жить по-христиански. В миссии не было времени расслабиться: мы читали, чтобы об этом рассказывать другим, шли на речку, зная, что время ограничено и нужно бежать готовиться к выступлению, к службе. Вся наша жизнь там была неразрывно связана со служением другим людям, то есть мы жили не для себя. И тогда у меня возник вопрос: а может, вот именно так надо жить всегда? Постоянно желая открыть Истину другому человеку? Если она есть у меня, эта великая Радость во Христе, разве не должна я поделиться ею с другим?). Девочек звали Таня и Настя. С ними была еще маленькая сестренка Наташа. Им было лет по 13, а маленькой 5. мы с ними здорово подружились, обменялись адресами.
Совместным чтением вечернего правила закончился этот большой день.

.

День пятый, 20 июля 2004. Когда мы узнаем, что в Гайнах есть не только приют:
Итак, как уже говорилось, расписание у нас было плотное: посещение детского сада "Солнышко", крещение на реке, посещение двух отделений в больнице, приюта, детского сада "Камушка", работа в воскресной школе, Всенощная и снова приют.
В детском саде "солнышко" мы наткнулись на огромную проблему - маленьких детей. Это была средняя группа, но все равно было тяжело, потому, что дети даже отдаленно не представляли себе, что такое Бог и о чем им сейчас будут рассказывать, но надо отдать им должное с интересом дослушали до конца. Судя по следующим посещениям, мы им все-таки запомнились и вызывали у них некоторое любопытство. Больше всех в детском саду нами заинтересовались воспитатели, они и слушали нас с интересом, и благодарили нас искренне, а потом долго расспрашивали о крещении. Вечером мы ходили в другой детский садик, "Камушка", там было проще, с той стороны, что дети там больше понимали и слушали внимательнее, отвечали на вопросы, но причина это была, скорее всего, в том, что эти дети чаще имели дело с сектантами. Так здесь мы наткнулись на одного мальчика, которого назвали "сектантенком". Антону удалось выведать у него, что он вместе с бабушкой ходит в местный клуб на встречи, где они сначала призывают беса, а потом палками его изгоняют, что в этом клубе ему подарили игру "Мифология", поиграв в которую он мог быть допущен на эти собрания. В общем, встреча и впечатления были не из лучших, хотя вся группа этим явно заинтересовалась - впервые здесь мы столкнулись с сектантом.
Крещение проходило впервые, на реке, там заблаговременно наши ребята выбрали место и построили деревянный помост. В первый день было крещено 14 человек (меня там не было, поэтому ничего больше сказать не могу).
Затем в больницу мы пошли с отцом Андреем, время нам было назначено с двух до трех в одном отделении (а это попадало как раз на тихий час) и с трех до четырех в другом. В первом отделении (если мне не изменяет память - травматология) было совсем не много слушателей, не доходило и до десятка, слушали с "кажущимся" интересом, там были и дети, но впечатление осталось от них, как от статуй - ни на один вопрос они не прореагировали, слушали, как показалось, со стеклянными глазами. Здесь задавали много вопросов относительно сект и разной сомнительной литературы. Во втором отделении (инфекционное) слушателей собралось побольше, интерес тоже был по выше, как никак мы скрашивали им совсем уж неразнообразные дни. Вопросов почти не у кого не возникло, мы вели только одну долгую беседу с пожилой женщиной. О ней сложилось впечатление, что она сама изучала Евангелие, что-то знает, а в чем-то запутывается, где-то что-то слышала и от сектантов, но в целом до отклонения в ересь иконоборчества она дошла сама, с чем мы в меру своих сил и с помощью Евангелия пытались бороться.
В приюте сегодня были не все, но они и понятно, многие были задействованы в других местах. Сегодня здесь рисовали, это дело им очень понравилось. Вместе с нашим "учителем рисования" Дашей, они начали большой рисунок храма, который должны закончить к концу нашего пребывания здесь. В это же время возле храма действовала воскресная школа, по нашей задумке она открывалась в 11 утра и закрывалась в 14, но в первый день практически никого не было, лишь к середине дня подошли в основном дети, взрослых в этой школе почти не было видно.
В общем, к концу дня мы все так убегались, что еле держались на ногах, но день был полный впечатлений, а главное он вполне мог принести в скорости свои плоды, так что мы ни о чем не жалели, а готовились к следующему дню, который обещал быть не менее сложным. Несмотря на такое разнообразное расписание, никто не стонал, не отказывался, каждый делал свою работу и, мы всегда друг другу помогали, если что-то не получалось. Не было споров кому куда идти, все решалось отцом Андреем и никем почти не оспаривалось.
А в это время в Усть - Черной: 20.07. вторник
Любовь Ивановна разбудила нас с Дашей в 8 утра, сказала, что мы сони, а мы не могли оторвать голов от подушек, так сильно хотелось спать. Сегодня предстояло расчищать место для алтаря в парке среди березок, чтобы служить Всенощное Бдение под праздник Казанской иконы Божией Матери. Но с утра мы пошли миссионерствовать в детский сад, а Георгий с о. Николаем отправились устраивать церковную лавочку в здании библиотеки.
В детском садике нас приветливо встретили воспитательницы и, узнав, кто мы, собрали детишек на одной из веранд. После маленького концерта из церковных песнопений и песенки про агницу, надо было начинать разговор. С чего? Мы не знали духовного уровня аудитории, но после нескольких наводящих вопросов оказалось, что ситуация критическая.
- Дети, а вы знаете что-нибудь о Боге?
Молчание.
- Кто знает, что Бог есть?
Молчание.
Даше пришлось рассказать сначала, что на свете есть Бог, Который и сотворил нашу землю и всех нас, а потом уже обо всем остальном. Рассказывать о храме детям, никогда его не видевшим (в поселке не было храма) было крайне сложно, у детей просто не существовало этого понятия. Но вроде все завершилось благополучно. Наш разговор мы закончили маленьким экзаменом: спрашивали детей о том, что только что им рассказала Даша, и получали, слава Богу, вразумительные ответы. Перед уходом мы объявили воспитательницам о Крещении, которое примерно было назначено на завтрашний день и отправились в библиотеку.
В библиотеке Георгия атаковали вопросами местные бабушки, не забывая рассказывать о своих происшествиях: про местных колдунов, свои суеверия, приметы и т.п.
С воскресной школой у нас ничего не получилось, так как многие дети уехали с родителями на сенокос, и нашими главными собеседниками оставались Таня и Настя.
Девочки показали нам местные магазины, отделение Сбербанка, ничем не отличавшееся от остальных домиков. Время близилось к вечеру, пора было расчищать территорию для служения Всенощной. Мы дружно принялись за дело, и девочки нам активно помогали. Натянули веревки, развесили простыни, о. Алексий с о. Николаем установили Престол, сделали из красных штор Царские Врата и стали облачаться. Девочки смотрели на приготовления с огромным интересом. Еще бы, ведь они никогда (!!!) не были в храме.
На службу пришло около 12 местных бабушек. Удивительно, в этом поселке впервые совершалась служба, но никто на это не отреагировал. Затаились и местные сектанты.
А служба была очень красива! Ясный, теплый, солнечный вечер, зеленая листва березок, горящие свечки в самодельных подсвечниках на земле, и все молятся, просят "о мире всего мира", "о благостоянии святых Божиих церквей", подпевая с нами "Господи, помилуй":
Девочки отстояли всю службу, батюшка сказал проповедь, чтобы все молились о храме на этом месте, и спросил, кто будет причащаться. Все бабушки очень этого хотели, но оказалось, что они "как обычно попили вечерком молочка". О. Николай благословил причащаться после прочтения всего правила ко св. Причастию и сорока земных поклонов. Бабушки были в растерянности: о правиле ко Причащению они ничего не знали. О. Николай направил меня и Дашу им на выручку, и этим вечером, собравшись все вместе в домике у одной бабули, мы читали с Дашей попеременно Правило ко Причастию и вечерние молитвы. После сорока земных поклонов, бабули весело заявили, что хорошо размяли свои косточки и еще сто поклонов сделали бы. Вот они, неунывающие русские бабушки! Электричества нет, нищета кругом, забот полный рот, и сил на борьбу со всем этим уже нет, но все равно не унывают. А женщины помоложе не выдерживают: вешаются, спиваются, как, впрочем, и мужчины.
Вернулись мы с Дашей домой поздно, в одиннадцатом часу, на улице нас ждали девочки. Говорить с ними не было никаких сил, но что поделаешь:
День шестой, 21 июля 2004. Нелегкий труд и поездка на Пернаяг.
Как уже говорилось, мы служим каждый день, сегодня, в праздник Казанской иконы Божей Матери, с утра была литургия, прихожан в нашем небольшом храме стало постепенно прибавляться, учитывая, что и новокрещенные стали приходить на причастие. После литургии у нас было посещение садиков, сначала "солнышка", потом "камушки", там мы им рассказывали о храме, о том, как он устроен, какие там иконы и т.д. Мы специально хотели найти в этот день "сектантенка" и расспросить его, но он сел как-то близко к выходу и быстро ушел, когда все закончилось. В общем, наши попытки не увенчались успехом. Воскресная школа сегодня была не такой уж малочисленной. В основном сегодня мы рассказывали им о храме, водили в храм и показывали что к чему. Затем сегодня мы еще раз посетили больницу, но даже во втором отделении нас ждало разочарование, туда пришло от силы трое слушателей. Ближе к вечеру (в четыре часа) в этот день снова было крещение. Оно снова проходило на реке, и в большинстве своем сегодня крестили детей, заставить их постоять спокойно было не так уж легко, но мы с этим справились, а затем небольшим крестных ходом отправились назад в храм. После крещения нас ждал сюрприз, нас решили отвезти на Пернаяг, место, где по приданию крестил Стефан Пермский, и где сейчас бьют несколько источников. Там, конечно, неописуемая красота, один берег белокаменный, другой покрыт густым лесом, а между ними искрящаяся на солнце река.
Здесь мы отдохнули, набрали воды и поехали обратно. Вечером мы как всегда наведались в приют, поговорили с ними и, к нашему великому удивлению, получили от них в подарок открытку с пожеланиями, мелочь, а приятно. Причем это была полностью их инициатива!
В общем, и этот день не прошел для нас даром, осталось много приятных и ярких воспоминаний.
А в это время в Усть - черной: 21.07. среда
Сегодня мы поднялись рано, около шести: нужно было все подготовить для служения Литургии. Служба прошла милостью Божией. Отслужили водосвятный молебен, литию. На месте Престола установили камень.
Потом мы отправились на речку Черную крестить. Желающих покреститься оказалось восемь человек, среди них - женщины, мужчины, дети. Этих людей не было на службе, батюшка рассказал им, в какую жизнь они вступают, крестясь во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, говорил, что нужно будет съездить в какой-нибудь храм причаститься. Грустно, что в Усть-Черной нет своего храма, нет своего прихода, наш приезд быстро забудется, зарастет в памяти людей множеством "насущных" забот этой жизни. Ведь надо бы это место постоянно курировать, организовывать здесь свою общину:
После Крещения, наспех отобедав, около пяти часов вечера мы отправились вверх по Черной смотреть красоты этого края. Девочки нам рассказывали о реке, о здешних промыслах. Лес был не похож на наш, подмосковный. Разные виды мха и лишайника застилали всю землю, огромные муравейники с человеческий рост казались чем-то ненастоящим.
Чернику не давали есть вездесущие комары, и пока рука срывала чернику, взгляд искал красные крупные ягодки земляники. Вернулись в поселок мы часа через полтора, бодро напевая песенку про великую бородинскую битву.
У калитки нас ждали незнакомые мальчишки с ведерками, полными черники.
- Здравствуйте, это вам нужна черника?
- Да, нам, -ответили мы, вспомнив, что просили набрать ягод по заказу оставшихся в Гайнах. - Сколько?
- 25 рублей за литр.
Да уж. Ползать столько времени, чтобы получить 25 рублей? Здесь совсем иные понятия о деньгах. Я вспомнила, какие в магазинах цены. Все свое - очень дешево, привозное - цены как в Москве. А пенсия - 700 рублей, и зарплаты около 1000. Как жить на такие деньги? Только питаясь от земли. Потом, закупив 5 литров черники (все, что принесли нам ребята), мы узнали, что люди за целое лето, торгуя черникой, морошкой, грибами зарабатывают около 20 000 рублей и живут на эти деньги всю зиму. Георгий попытался пообщаться с этими ребятами на духовные темы, но долго они у нас все равно не задержались.
Вечером снова совместное чтение вечернего правила.
Любовь Ивановна тоже ходила на службу сегодня и как-то ожила немного. Завтра отъезд. Рано, в 6 утра.
День седьмой, 22 июля 2004.
В этот день наше расписание обеднело только на больницу, а в остальном все осталось по прежнему: детские садики, воскресная школа, приют. Сегодня не было крещения, зато в два часа была встреча с общественностью, в библиотеке. Там собрались люди намного старше, чем наша обычная аудитория. Там собрались работники библиотеки, учителя и вольнослушатели старшего поколения. После наших рассказов у них возникло много вопросов, в общем, разговор получился интересный и плодотворный. Мы рассказывали им евангельскую историю, о храмах вообще и об устройстве храма, об иконах и т.д., слушали нас с интересом. После наших рассказов нас стали спрашивать об институте, его филиалах и др. общением остались довольны и мы, и они.
Воскресная школа и приют потихоньку увеличили свои границы и теперь просто не давали нам покоя. Воскресная школа начиналась сразу после службы, а заканчивалась порой очень поздно. Приютские ребята, почувствовав, что с нами вполне интересно, не оставляли нас весь день, приходили в воскресную школу, и помимо двух посещений приюта мы возились с ними целый день: Казалось бы стоило обрадоваться такому исходу дела, но довольно скоро мы поняли, что им от нас нужны вовсе не наши рассказы, а игры. Дошло до того, что они не приходили на наши беседы, а появлялись немного попозже, когда наши ребята выходили с ними играть. Поразмыслив над таким положением дел, мы решили их слегка наказать и лишить их игр, тем более что и сами к тому моменту немного выдохлись. В общем, на следующий день было решено в четыре часа в приют не ходить, но это было заменено другим мероприятием: завтра было решено крестить приютских ребят!
В детских садах в этот день все прошло спокойно, дети как всегда, завидев нас издалека, начинали кричать: "Вот они!". К нам там уже более-менее привыкли.
День прошел интересно, без особого напряжения, но продуктивно. Главной новостью этого дня стало возвращение наших ребят из Усть - Черной, где они были с отцом Николаем.
А в это время в Усть - Черной: 22.07 четверг
Мы опять в пути. Если честно, то очень соскучились по своим, гайнским. Едем мы вчетвером, без отца Николая. Он остался, чтобы совершить еще несколько треб.
В Керос мы решили не ехать. Батюшка там никогда не был, автобус туда ходит раз в неделю. Говорят, там много татар, есть мечеть. Ехать к мусульманам в таком малочисленном составе было несколько небезопасно, к тому же о. Алексию пора было отправляться в Красновишерск к другой группе.
Дома были рады нам и чернике безмерно, но меня ждала там новость. О. Николай, я и Таня Мастанова, а также Георгий отправлялись в пятницу в поселок Кочево, располагавшийся к югу от Гайн, то есть на обратной дороге в Пермь.



День восьмой, 23 июля 2004. Крещение.
В этот день с утра у нас была Литургия, затем нам был дан час на посещения обоих детских садов, нельзя сказать, что мы там в чем-то преуспели сегодня, скорее это было такое художественное выступление. В это день мы спели детям церковные песнопения и небольшие песенки. Понравилось не только им, но и воспитателям. Из "Солнышка" нас не хотели отпускать, но нас еще ждали в "Камушке", а туда еще надо было добраться. Придя туда, мы даже не стали заводить детей в группу (в это время у них была прогулка), мы посадили их в беседке, немного рассказали, спили и уже собирались уходить, когда одна девочка решила рассказать нам стихотворение, и каково же было наше удивление, когда оказалось, что стихотворение это о Пасхе. Слушали нас здесь внимательно, только вот недавний наш знакомый "сектантенок" все пытался уйти, помешать соседям слушать и постоянно теребил воспитателя. А в остальном наше последнее посещение детских садов не прошло не замеченным. Мы попрощались с детьми и воспитателями и поспешили на крещение (т.к. на концерт ходила наша поющая часть, то они были просто необходимы на крещении).
Крещение сегодня проходил дважды. Сначала решено было крестить в храме, потому что на улице стало слегка прохладно, но к моменту крещения мы поняли, что такое количество крещаемых окрестить в храме не удастся, а их было около тридцати, включая наших знакомых ребят из приюта, поэтому выдвинулись на реку. Несмотря ни на что, крещение прошло спокойно, хотя справиться с приютскими ребятами было не легко: кто-то болтал, кто-то не хотел стоять, кривлялся, кто-то пытался залезть в реку и т.д., но общими усилиями удалось удержать их в строю. Затем крещение прошло еще и вечером, в самом храме, за неимением крещальной комнаты, мы специально соорудили там занавески, получилось совсем не плохо. В этот день мы окрестили младенца, что было довольно редко. В основном крестились или сами взрослые или дети в возрасте 8-13 лет.
Изначально на этот день был назначен отъезд, поэтому на этот день не было запланировано вечерней службы, но пожив здесь не много, увидев непочатый край работы, мы решили задержаться еще на несколько дней, а в следующий пункт - Кочево - послать нашу ударную группу, почти тем же составом, что она ездила в Усть Черную. По этому в субботу утром пришлось встать пораньше.
А в это время в Кочево: 23.07 пятница
Сегодняшний вечер - первый и, наверное, единственный, когда мы были предоставлены сами себе. Но обо всем по порядку.
Утром, как обычно, отслужили Литургию, и вдруг, как снег на голову, свалилось известие, что за нами уже приехал автобус. Полетели собирать свои вещи. Оставшиеся в Гайнах должны были в понедельник с утра приехать и забрать нас с собой в Кудымкар - последний пункт нашей миссии. Через него мы, кстати, проезжали по пути в Гайны, как и через Кочево.
Кочево - это поселок городского типа, там магазины похожи на магазины, а школы на настоящие школы. Я имею в виду тип здания. Они из кирпича. Как положено. Но дома у всех все равно деревянные. И храм тоже деревянный. Очень красивый, возведенный точной копией на месте каменного, разрушенного безбожниками.



В Кочево мы приехали в четыре. Бежать расклеивать объявления о нашем приезде и дальнейших мероприятиях нас отговорил о. Николай, сказав, что люди на сенокосе и что он лучше обзвонит своих знакомых. Он сел за телефон, а нас отправил отдыхать до вечера. Стояла жара, и мы, конечно же, отправились на местную речку купаться. Там я впервые забыла о времени, о том, что надо куда-то бежать, к чему-то и для кого-то готовиться. Это чувство было странным за прошедшие десять дней и принесло какое-то опустошение, словно я не сделала что-то важное.
Вернувшись, я и Таня занялись по хозяйству: завели стирку, приготовили ужин. К нам прибежали очень милые бабушки, все показали, принесли с собой угощение, расспрашивали нас об институте, нашей православной жизни и даже просили у них остаться. Совершенно серьезно и абсолютно навсегда. Георгия о. Николай жаждал поставить здесь дьяконом, меня с Таней певчими:. Этот уютный храм пустовал, у него не было настоятеля, о. Николай бывал здесь наездами, а приход так нуждался в священнике, в духовной поддержке.
Мы поднялись на клирос. Меня очень волновал вопрос, по каким книгам служить. Одна из женщин заверила меня, что книги есть, беспокоиться не о чем, но мне хотелось заранее все проверить. И тут мы с Таней обнаружили, что петь нам предстоит по книгам времен царствования Александра III, к тому же некоторые из них были напечатаны старообрядцами. Например, известное нам песнопение ко Пресвятой Богородице было написано там с некоторыми видоизменениями, особенно концовка: вместо ":на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся" стояло "на Тебе бо ся надеем и Тобою бо ся хвалим, Твои бо есмы раби, да не ся постыдим". А в Общей Минее не существовало абзацев, один сплошной текст - в целом, интересно было поразбираться, а тем более послужить по таким книгам.
После вечернего правила все расположились на сон грядущий по своим местам: о. Николай отправился к своим знакомым, а мы попросили остаться в храме, Георгий улегся в трапезной или в притворе (трудно было понять, что это за часть храма).
День девятый, 24 июля 2004. Последние работы в Гайнах.
Как уже говорилось, сегодня пришлось встать пораньше, т.к. с утра была не только литургия, но и утреня. Но что действительно радовало, так это количество прихожан! Многие из них были новокрещенные, которые пришли на причастие, хотя пришли не все. После службы мы всем раздавали свидетельства о крещении. Из миссионерской работы сегодня у нас были только приют и воскресная школа. Днем отца Андрея просили освятить дома, таких освящений было два, и оба в этот день. А вечером была Всенощная. В общем, наше расписание стало потихоньку разгружаться, в этот день удалось немного отдохнуть от постоянной беготни по разным местам, сегодня все было рядом: воскресная школа во дворе, приют - через дорогу. В приют сегодня приезжали спонсоры, поэтому днем к ним сходить не удалось, зато после этой встречи некоторые ребята сами пришли к нам во двор, говорили, что с нами интереснее. Сегодня мы долго выписывали свидетельства о крещении для приютских ребят, на завтра у нас были назначены последние мероприятия в приюте, а именно: дружеский матч, дорисовка совместного рисунка, викторина по нашим беседам, раздача свидетельств и иконок. В этот день наша ударная группа в составе трех человек снова нас покинула и отправилась в Кочево, где мы должны будем их подобрать по дороге из Гайн в Кудымкар.
А в это время в Кочево: 24.07 суббота
На раннее утро еще накануне для нас была запланирована баня, и около девяти мы отправились домой к одной из вчерашних милых бабушек. Обратно мы вернулись к десяти, в одиннадцать должны были прийти ученики воскресной школы, духовным попечителем которой во всех пунктах неизменно оставался Георгий. Детишек пришло мало, ими занимался директор воскресной школы, а мы с Таней репетировали стихиры Всенощной. После Всенощной я, Георгий и Таня отправились в детский приют - единственное место, куда можно было сходить "помиссионерствовать". Здание приюта выглядело страшновато: высокое, трехэтажное, деревянное, с облупившейся и выцветшей зеленой краской, старыми темными окнами и почерневшей от дождей крышей. Да и прилегающая к нему территория не вызывала оптимистичный настрой в жизни. Мы неуверенно зашли через калитку, на крылечке нас встретил парень лет 20.
- Здравствуйте, - вежливо пробасил он, - Вы к воспитательнице? Она сейчас подойдет, проходите.
Мы зашли в большую комнату, подошла воспитательница, очень приятная женщина.
- Здравствуйте, мы приехали из Москвы из Православного Института вместе с батюшкой, о. Николаем, хотели бы вам рассказать о нашей исконной русской вере - о Православии.
- Очень хорошо, сейчас я соберу детей.
В основном, это были дети старшеклассники, или даже ребята лет по 18-19, но самым для нас удивительным было то, что пока мы рассказывали, не было ни одного смешка с их стороны, какого-то невнимания, незаинтересованных взглядов. Почему эти дети восприняли нас так, а в других домах все было несколько иначе? Мы рассказали о том, что такое Церковь, кратко ее историю, о том, Кто такой Иисус Христос и зачем Он пришел в мир, об истории Православия на нашей земле, о главной цели христианства, о значении Крещения:
Перед этим мы дали небольшой концерт, в общем, все наше выступление заняло около полчаса. В конце мы объявили о завтрашнем Крещении, и воспитательница сказала, что хотела бы креститься сама и что будут креститься все приютские, то есть всего 16 человек.
Мы возвращались домой, не понимая, откуда здесь такая вежливость у детей, жажда к духовному. Может, все зависит от воспитательницы?
В храме нас дожидался о. Николай, разговаривая на языке коми с одной местной бабушкой. Потом показал нам Библию на коми, изданную в Финляндии.
- Язык умирает, поэтому его сейчас ввели в некоторых школах Коми-Пермяцкого округа, но врятли это поможет. Уже почти не осталось исконных носителей языка.
Сегодня, прочитав, как обычно вечернее правило, мы легли пораньше. Завтра предстоял большой день.



День десятый, 25 июля 2004. Прощание с Гайнами.
Это был наш последний день нашей активной работы в Гайнах. Сегодня мы в последний раз посещали приют, вели воскресную школу, крестили, но все по порядку.
Итак, с утра, как полагается, у нас была Литургия. Сегодня на службе было очень много народу, ну, конечно, это были и ребята из приюта, которых вчера крестили, но и кроме них мы заметили людей, которые стали постоянными прихожанами за время нашего присутствия в Гайнах. После службы, в полдень, было последнее крещение на реке. В этот день крестилось рекордное число - тридцать человек. Подмостки наши не выдержали, пришлось спускаться прямо в саму реку. Но не было ничего не выполнимого. В этот день на крещении сегодня присутствовали почти все из нашей группы, поэтому все неприятности быстро и слаженно решались. После небольшого подсчета, оказалось, что мы крестили около 100 человек, а если точнее 99 в Гайнах, 8 в Усть-Черной. Но после обеда нас ожидала еще одна приятная новость: В Кочево было крещено еще 43 человека, итого нас счет был равен 150! С таким числом уже не стыдно и в Москву возвращаться.
Между крещением и приютом, около двух часов дня, нам устроили последнюю, прощальную экскурсию по Гайнам, мы поднялись на довольно крутой холм, откуда открывался потрясающий вид на поселок, который огибал этот холм. Мы и не знали, что Гайны настолько большие. С этого холма мы смогли рассмотреть и наши детские садики, и наш храм. Затем мы прошли по территории бывшего аэродрома и пошли к новому. Там мы чуть не заблудились в трех соснах, но потом все-таки вышли к новому аэродрому. Домой мы отправились другим путем, через лес, по широкой дороге. В общем, погуляли мы хорошо.
После экскурсии мы разделились: кто-то пошел в приют, а кто-то остался помогать дома. Но в приюте нас ждал сюрприз, так сказать, на прощание. Наши ребята встретили в приюте сектанта, который оказывается чуть ли не каждое воскресение там бывает, они сначала сами с ним немного поговорили, а потом пригласили его прийти к отцу Андрею, он не отказался. А в это время мы проводили так сказать прощание с приютом. Ребята играли с ними в последний раз, а я и Даша раздавали всем свидетельства о крещении и играли с ними в викторину, в это время другая Даша заканчивала рисунок с девочками. Изначально задумывалось показать им слайды, которые они ужи видели и задать несколько вопросов, но т.к. все были заняты и аппаратуру мы сами не стали устанавливать, то обошлись одними вопросами. Ребята здесь любознательные и все быстро запоминали, на все наши вопросы они ответили, где-то с подсказками, где-то сами, но они назвали по памяти даже 7 церковных Таинств. Потом мы рассказали им что такое икона, кто такой святой и как ему молиться и подарили им всем иконы, они были очень рады. Потом мы все попрощались с ребятами и отправились домой, там особо никаких дел не было, поэтому мы сели на завалинку, и просто сидели, вспоминали наши приключения в Гайнах, грустили немного, ведь на следующий день нам надо было уже уезжать, вещи уже были собраны, так что делать нам было нечего. Но отец Андрей совсем не собирался давать нам скучать. ОН вышел к нам с молодым человеком, в котором мы узнали нашего сегодняшнего сектанта, и сказал: "Познакомьтесь, это Игорь, глава местной общины Нового завета". Удивлению нашему не было предела. Мы решили задать ему несколько вопросов, и наша беседа затянулась на долго. Потом мы пригласили его на вечернее правило, и он даже прочитал с нами "Отче наш:". Вообще интересный оказался человек. Мы задавали ему разные вопросы, он на них отвечал, сам он почти ничего не спрашивал. Как оказалось, он знает никейский символ веры, до вступления в секту новозаветников был кришнаитом, он рассказал нам про дар языков, что это такое и как это проходит, рассказал так же как они молятся, в чем состоят его обязанности как главы общины, как его сюда назначили и многое другое. В общем, разошлись мы только около часа ночи, но зато довольные. На завтра был назначен отъезд, с одной стороны было немного грустно оставлять Гайны, а с другой - хотелось побывать где-нибудь еще.
А в это время в Кочево: 25. 07 воскресенье
В 9:00 служба, потом молебен, потом панихида, в начале первого началось Крещение. Когда батюшка построил людей, оказалось, что собралось 43 человека. Люди, узнав, что приехал священник и крестит бесплатно (обычно здесь Крещение стоит 150 рублей), очень быстро сорганизовались.
Это было самое длинное Таинство, в котором я участвовала - мы закончили его в начале четвертого. Крестили в храме, потому что накануне вечером резко похолодало. У детей были усталые, но такие счастливые лица!
Потом мы обедали, а потом мы ждали детей в воскресную школу, но никто не пришел:
Около девяти вечера мы пошли снова в приют, там раздали иконы, молитвословы, поздравили и рассказали о Таинстве Причастия и вообще образе христианской жизни. Воспитательница пообещала, что завтра, когда они поедут в Кудымкар, они обязательно заедут в храм. Дай Бог. От экскурсии по храму ребята отказались, потому что очень устали за весь день (было Крещение, а после него концерт, устроенный благодетелями), но один мальчик согласился идти с нами. Ему очень полюбились древние клиросные книги, и он весь светился от радости, когда у него получалось по ним читать. Вот и сейчас он отправился со своим другом с нами в храм, и целый час мы разбирали церковнославянский текст.
Около одиннадцати ночи наша миссия здесь, в Кочево, можно сказать, закончилась. Утром должны были приехать наши из Гайн.
Слава Богу за все!
День одиннадцатый, 26 июля 2004. Прощайте, Гайны, здравствуй, Кудымкар.
Вчера отслужили последнюю вечерню, сегодня - последнюю литургию. Причастников с каждым днем становилось все больше и больше, это могло только радовать. Затем начались сборы, беготня и т.д. Когда за нами приехал автобус, все вдруг поняли, что мы действительно уезжаем из Гайн. Что оставляем здесь пустые комнаты, в которых прожили чуть больше недели, людей, с которыми все это время общались, детей, с которыми играли: Прощание было не очень долгим, но сердечным, нам сказали очень много добрых слов, мы сделали всем небольшие подарки, затем сели в автобус и покинули Гайны:
Ехали мы довольно долго, дорога была ужасной, пыль и жара. По дороге мы заехали в Кочево за нашими ребятами, их разговоров хватило на весь оставшийся путь. Во второй половине дня, ближе к вечеру мы приехали в Кудымкар, где нас никто не ждал =) но, в конце концов, нас встретили, отвели в общежитие и показали где мы будем жить. Это оказался подвал. Нам еще повезло, наша комната оказалась просторной, светлой, с окнами, а вот у наших мальчишек все было не так замечательно - у них была маааленькая комната, без окон, типа каземат =) Зато здесь был душ (в котором очень скоро кончилась горячая вода), туалет (который сломался уже под вечер), электрическая плита (которая стояла в душе и была очень маленькой), холодильник (который теперь нам особо не был нужен) - в общем, все блага цивилизации. Впрочем, все это было не так уж и важно, т.к. нам здесь надо было переночевать всего несколько ночей, а дни были заняты миссионерской работой, тем более что расписание уже было известно и оно обещало быть плотным.
Просмотрев расписание, мы сразу разделили обязанности, хотя везде и всюду мы ходили вместе, но вот кто, что и когда рассказывает надо было решить заранее. Оставшуюся часть вечера мы заняли прогулками по Кудымкару и распитием чаев в подвале, воспоминанием о Гайнах и т.д.
А в это время в Кочево: 26.07 понедельник
Сегодня мы отоспались. Идти миссионерствовать было некуда - приютские уехали, бабушки разбежались по своим делам, но к десяти одна из них прибежала в храм, принеся нам черники со сметаной.
Наши приехали к двенадцати. До их приезда мы успели сходить на колонку с коромыслом, следуя примеру местных жителей.
Мы снова соскучились по всем, и когда "гайнские миссионеры" наконец прибыли, мы побежали угощать их черникой в сметане и показывать наш храм.
Спасибо всем этим добрым людям, гостеприимно встречавшим нас! Ведь не только мы их учили чему-нибудь, но и они нам часто открывали глаза на многое, чего мы не замечали, открывали незаметно для самих себя.
День двенадцатый, 27 июля 2004. Бегом по Кудымкару, часть 1.
С утра, после небольшого завтрака, мы поспешили в детский сад "Родничок", где нас встретили закрытые ворота, как всегда разведку обстановки проводил отец Андрей, как оказалось о нашем визите никто не был предупрежден, в общем нас попросили прийти завтра утром. Так, первый пункт расписания можно вычеркнуть. Немного погуляв, мы отправились к храму, а оттуда нас проводили к больнице, для этого нам пришлось довольно далеко и высоко пройти, но ничего, мы до нее все-таки добрались. И вот, пока отец Андрей опять пошел на разведку мы нашли себе интересное занятие: со всей осторожностью, дабы не причинить вреда ценному материалу, мы стали: срывать сектантское объявление (к сожалению, старое)
Надо сказать, что это занятие (срывание объявлений) стало нашим излюбленным занятием на протяжении последующих двух дней.
Итак, в больницу мы попали без приключений, сначала нас пригласил к себе главврач, послушал о чем мы собираемся рассказать больным, одобрил, а затем сам немного рассказал нам о больных, для которых мы что-то будем рассказывать. И хотя предполагалось, что мы будем разбиты на группы и пойдем в разные отделения, но больных собрали в холле и мы сразу для всех рассказали немного евангельскую историю и устроили концерт, потом мы прошли по палатам, заглянув к тем, кто не мог подняться и выслушать нас, подарили многим иконы и отправились дальше.
Затем по расписанию у нас был интернат. Для того чтобы узнать как туда идти нам пришлось вернуться обратно к храму (здесь впервые стали звучать замечание, что "все дороги вдут к храму"=) ), а потом снова подняться на тот же холм, далеко и высоко, т.к. интернат оказался совсем не далеко от больницы. Сам интернат выглядел не плохо, но вот комнаты ребят были просто ужасными - почти никакой мебели, серые стены и т.д. Сами ребята встретили нас с интересом, мы с ними так хорошо поговорили, с некоторыми даже познакомились и потом даже погуляли. Среди них оказалась Оксана, которая больше всех нами заинтересовалась. Посмотрев на нас, на следующий день на нашу встречу она тоже одела длинную юбку. В общем наше посещение не прошло зря.
Последний пункт нашего расписания - дом престарелых. Честно признаться, побаивались туда идти, а зря. Нам там оказали очень теплый прием. Пришли мы туда на час раньше, как оказалось не зря. Под конец рассказа мы решили им немного спеть, т.к. репертуар у нас был не большой, решили спеть церковные песнопения, так нас потом не отпускали, пока мы не спели им все, что смогли: от Отче наш до Символа веры. Слушали нас внимательно, задавали разные вопросы, а потом и сами рассказывали. Говорили, что не могут сходить в храм сами, но зато у них есть молельная комната, просили отца Андрея прочитать проповедь. В общем, впечатления остались самые светлые, на следующий день мы туда шли в приподнятом настроении.
Вернувшись в общежитие мы устроили вечернее чаепитие, но в этот день с нами произошла неприятность - неизвестный недуг скосил двух миссионеров. И хотя этот факт подпортил нам настроение, делать было нечего, расписание немного перекроили, и принялись за подготовку к следующему дню. Нам бы день простоять и ночь продержаться, а там уже Пермь, а потом Москва.



День тринадцатый, 28 июля 2004. Бегом по Кудымкару, часть 2.
Сегодня неведомая зараза скосила еще троих, но мы не сдаемся! Те, кто оказались самыми стойкими (или больше всех выпили таблеток накануне вечером =) ) отправились выполнять нелегкую работу миссионера.
С утра, как и было обещано, в детском саду "Родничок" нас ждали, ребят собрали около 100, рассказать что-то такой маленькой, шумящей аудитории сложно, но мы справились, хотя одна эта короткая встреча не принесет много изменений в их жизнь, скорее всего они ее даже не вспомнят.
В больницу мы больше не ходили, вместо этого у нас была назначена встреча с общественностью к КДЦ. Но и вместо этого мы провели совсем другое мероприятие - поселили кудымкарский краеведческий музей. А случилось это так: прибыв на место, мы обнаружили одно замечательное расписание творческих кружков - на ровне с теми самыми кружками там значилось очень много сект, время которых варьировалось от двух до трех с половиной часов. Простояв там около получаса, мы узнали, что встреча будет вовсе не здесь, а возле музея, куда мы незамедлительно направились, но вот только там никого не было и побродив немного по музею мы направились дальше.
На последние два места - интернат и дом престарелых - у нас были назначены концерты. Все прошло отлично, все остались довольны, а в доме престарелых нам пришлось спеть не только то, что мы приготовили, но и то, что мы пели вчера, но выступать там было одно удовольствие. Мы им спели старые песни, кто-то подпевал, кто-то прослезился, но равнодушных не осталось. Так что мы вполне довольные возвращались обратно, надеясь подбодрить наших больных и радуясь, что завтра мы отправляемся в Пермь, а там уже не далеко и до дома.
День четырнадцатый, 29 июля 2004. Прощай, Кудымкар, здравствуй Пермь.
Наши болящие к утру стали чувствовать себя получше, чему все несказанно обрадовались, ведь до Перми путь не близкий, а ехать надо в автобусе, но все обошлось.
В Перми мы должны были встретиться с другими группами, но приехали первыми, а потом еще оказалось, что другая группа подъедет только через несколько часов, а третья только завтра уже сразу на вокзал. К сожалению, погода нас не баловала, поэтому прогулка по Перми получилась не особо веселой. Сначала мы гуляли под дождем, но потом немного распогодилось, и нас стали водить по главным улицам Перми. Мы зашли в магазинчик сувениров и долго - долго там капались, потом, выбравшись наконец из магазина, мы обнаружили, что большая часть уже ушла, а осталась как раз почти вся наша группа. И мы во главе с отцом Алесем, немного погуляли, но потом мы все-таки догнали основную часть и обратно вернулись уде все вместе.
День прошел неплохо, мы погуляли все вместе, в последний раз поговорили с нашими пермскими друзьями, вряд и удастся с ними поговорить потом, среди всех этих сборов и отъездов, но как бы не было грустно расставаться с новыми друзьями, весь день был наполнен нетерпеливым ожидание завтрашнего дня, когда поезд увезет нас домой, в Москву:




На главную