Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sm.bmstu.ru/sm5/n4/ist/katanugin.html
Дата изменения: Thu Feb 15 17:43:21 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:08:14 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: юпитер
СМ5 : КАТАНУГИН Михаил Ефимович

 

КАТАНУГИН Михаил Ефимович



М.Е. КАТАНУГИН

Михаил Ефимович Катанугин окончил старейшее высшее военное учебное заведение России - артиллерийскую Академию (8 декабря 1995 г. ей исполнилось 175 лет) в 1934 г. в Ленинграде. За недюжинные способности, проявленные в процессе обучения, он был оставлен на кафедре для дальнейшего прохождения службы. В связи с тем, что возникла угроза войны, а Ленинград был приграничным городом, в 1938 г. Академия была переведена в Москву, где в основном и состоялись становление и расцвет педагогической и научной деятельности Михаила Ефимовича.

Мое знакомство с Михаилом Ефимовичем произошло в 1951 г., когда группа слушателей, в которой я занимался, пришла на первую лекцию по основному профилирующему курсу, который он читал. На кафедру вышел моложавый, подтянутый, чисто выбритый инженер-полковник. Хорошо сшитый и тщательно отглаженный китель подчеркивал его стройную фигуру. Весь его внешний вид соответствовал торжественности момента - начало изучения одного из основных курсов по будущей специальности.

К этому времени, имея пятнадцатилетний опыт преподавания и отлично владея излагаемым материалом, Михаил Ефимович читал лекции мастерски: неторопливо, подчеркивая главное, доходчиво, но без упрощенчества; рисунки и графики распределялись по доске равномерно, не накладываясь друг на друга, были четкими. Он был единственным из наших лекторов, кто приносил с собой коробочку с цветными мелками и, в соответствии с избранной классификацией линий (векторов) на рисунках, каждую группу линий изображал соответствующим цветом. Такие рисунки на доске повышали наглядность и способствовали лучшему усвоению излагаемого материала (этим приемом Михаил Ефимович пользовался и при чтении лекций в МВТУ). Следует также отметить очень хорошую связь со слушательской аудиторией во время чтения лекции.

Нельзя не сказать о добром, отеческом отношении к слушателям. Вспоминаю, как при выполнении курсового проекта я допустил в расчетах ошибку и на основе полученных результатов сделал многозначительные выводы. Можно было бы раскритиковать такую работу. Но Михаил Ефимович начал с того, что похвалил за умение делать развернутые выводы по полученным результатам, а затем указал на допущенную ошибку в весьма благожелательной форме и рекомендовал более тщательно проверять расчеты. Думаю, что такая мягкая форма выражения замечания была для воспитания будущего военного инженера гораздо более эффективна, чем пространное нравоучение в резкой форме.

Во время экзаменов Михаил Ефимович стремился создать благожелательную атмосферу для слушателей, выслушивал ответ на вопрос полностью, не перебивая, и, при необходимости, в конце задавал дополнительные вопросы (особенно если речь шла об оценке 'отлично'). Каждый идущий на экзамен, конечно, волнуется, а доброжелательная, непринужденная обстановка быстро успокаивает, особенно если экзаменующийся хорошо знает ответы на вопросы билета, и способствует более обстоятельному и глубокому изложению материала. Может быть, поэтому Михаил Ефимович был более щедр на высокие оценки по сравнению с другими преподавателями.

На кафедре систематически велась научно-исследовательская и методическая работа, и Михаил Ефимович активно в ней участвовал. Во время Великой Отечественной войны это были, в основном, разработки руководств службы и инструкций по эксплуатации и боевому применению новых видов боеприпасов, поступавших на вооружение, а также после войны - по разделке и уничтожению всех видов боеприпасов, особенно устаревших. Но наиболее интересной научно-исследовательской работой, которую начали выполнять на кафедре с 1947 г., была разработка методики расчета трубок и взрывателей к пороховым реактивным снарядам, вошедшая в 18 фундаментальных НИР по новым направлениям, выполненных в Академии за период 1945-1953 гг. Кроме М.Е. Катанугина, в ней участвовали Н.П. Быжко и Ю.Б. Татаринов. Руководил темой генерал Г.М. Третьяков.

В 1941 г. были приняты на вооружение реактивные снаряды М-8 (авиационные) и М-13 ('Катюши'), которые по баллистическим параметрам принципиально отличались от боеприпасов ствольной артиллерии. Поэтому реализация важнейших противоречивых требований - надежного взведения и срабатывания взрывателя у цели и высокой безопасности в условиях служебного обращения - вызвала большие затруднения. Если перегрузки, возникающие при выстреле из ствольной системы и используемые для взведения деталей взрывателя, достигают десятков тысяч, то при пуске реактивных снарядов они на порядок меньше по сравнению с минометами и на два порядка - по сравнению с нарезными системами. В последнем случае лучше всего удовлетворялись требования по безопасности и безотказности предохранительных механизмов взрывателей, которые взводятся под действием центробежных сил, возникающих при выстреле. Однако у реактивных снарядов на начальном этапе вообще не было вращательного движения, а позднее стали применять проворачивание снаряда на траектории с незначительной угловой скоростью для повышения кучности стрельбы. Поэтому применение хорошо зарекомендовавших себя предохранительных механизмов взрывателей ствольной артиллерии исключалось. Использование предохранительных механизмов взрывателей для авиабомб также было нежелательно, так как условия эксплуатации авиабомб на аэродроме и условия эксплуатации реактивных установок к реактивным снарядам при транспортировании и на огневых позициях сильно отличаются. Все это привело к необходимости разработки принципиально новых предохранительных механизмов. Возникла идея использовать разницу в продолжительности действия осевых перегрузок при пуске реактивных снарядов и в условиях служебного обращения.

Уже в 1941 г. появились первые конструкторские разработки, реализовавшие эту идею. Но не было полной ясности в вопросе удовлетворения важнейших противоречивых требований по взводимости взрывателей на траектории и безопасности в разнообразных условиях служебного обращения. Если время действия осевых перегрузок на траектории реактивного снаряда легко определяется (от момента пуска до достижения максимальной скорости, т.е. длительность активного участка), то определение этих перегрузок в условиях служебного обращения вызывало затруднения из-за большого разнообразия этих условий. Поэтому на кафедре были проведены широкие экспериментальные исследования по определению времени соударения снарядов с преградой при падении с различных высот и при самых разнообразных характеристиках жесткости этих преград (стальная плита, многослойная резина, доски различной толщины с разными условиями крепления и т.д.). Эксперименты подтвердили, что время соударения снаряда с преградами при падении в условиях служебного обращения значительно меньше времени действия сил инерции на активном участке траектории.

Затем были выполнены эксперименты по сравнительной оценке предохранительных механизмов различного типа. Наилучшие характеристики были получены для механизмов с 'зигзагообразным пазом', в которых кинетическая энергия поступательно-вращательного движения взводящейся детали многократно гасится в результате соударений в точке контакта штифта и колена паза и изменения направления ее вращения (предохранительная пружина возвращает деталь в исходное положение без взведения механизма, если время действия сил инерции меньше времени, необходимого для взведения).

Однако экспериментально получить оптимальные параметры конструкции предохранительного механизма (массы инерционного тела, длины и угла наклона колен паза и т.д.) весьма затруднительно. Поэтому возникла необходимость разработки методик расчета как этих предохранительных механизмов, так и ряда других, чтобы по полученным расчетным формулам определять оптимальные параметры, наилучшим образом удовлетворяющие предъявляемым тактико-техническим требованиям. И с этой задачей исполнители успешно справились. За высокий научный уровень и актуальность выполненной работы коллектив исполнителей, включая Михаила Ефимовича, в 1952 г. был удостоен Государственной премии.

По материалам выполненных исследований в 1953 г. было издано учебное пособие 'Основы проектирования взрывателей и трубок к пороховым реактивным снарядам'.

В неслужебной обстановке Михаил Ефимович был всегда общительным, приветливым с присущим ему чувством юмора. Особенно это проявлялось на различных торжествах преподавателей и сотрудников кафедры, где он становился душой теплой компании. Его отношение к коллективу кафедры не изменилось и после того, как он стал начальником факультета.

Память о Михаиле Ефимовиче как о человеке, много сделавшем для кафедры и факультета, как о достойном сыне нашей Родины, как о человеке высокой культуры останется у нас, его учеников, навсегда.

Д.т.н., профессор Д.М. Комаров
(Ассоциация выпускников и друзей кафедры СМ-5 МГТУ им. Н.Э. Баумана. - Информационный бюллетень. - ? 3. - 1996)




М.Е. Катанугин (1903-1994)

Этого подтянутого, бодрого, неизменно доброжелательного, склонного к шутке человека хорошо знали и любили на кафедре, факультете и в Училище.

М.Е. Катанугин прошел большой трудовой путь. Он родился 31 декабря 1903 г. в г. Бежецке. После окончания приходской школы и 2 класса школы II ступени начал большой трудовой путь: работал рабочим на железнодорожном транспорте. Он был свидетелем событий на переломе эпох, в которых принял участие как боец отряда частей особого назначения (ЧОН).

В 1924 г. по комсомольской путевке он был направлен на учебу в 1-ю Ленинградскую артиллерийскую школу, после окончания которой служил в артбригаде АРГК, - так началась служба в Вооруженных силах страны. В 1930 г. он был рекомендован для поступления в Военно-техническую артиллерийскую академию им. Ф. Э. Дзержинского, в стенах которой работал после ее окончания свыше четверти века. В академии он прошел путь от слушателя до начальника кафедры и факультета.

В начальный период войны он принял участие в обороне Москвы, командуя ротой офицеров и слушателей академии в районе реки Красная Пахра. После прибытия сибирских дивизий академия была передислоцирована в Самарканд, где велась ускоренная подготовке офицерских кадров для артиллерии. В 1944 г. защитил кандидатскую диссертацию; в этом же году утвержден в звании доцента.

Здесь он сложился как талантливый педагог и выдающийся научный работник. Михаил Ефимович по праву считается одним из основоположников теории современных взрывателей. Его перу принадлежит большое число фундаментальных работ в этой области: среди них и учебники, и монографии, и учебно-методические пособия - им написано в общей сложности свыше 60 научных работ. За работу в области теории взрывателей авторский коллектив, возглавлявшийся М.Е. Катанугиным, в 1952 г. был удостоен Государственной премии. Монография, написанная им в соавторстве с Б.Н Волгиным Б.Н. и Г.М. Третьяковым (1960 г.), и по настоящее время является лучшей работой в области анализа конструкций взрывателей различного типа и истории их развития.

Из воспоминаний М. Е. Катанугина о начальном периоде Великой Отечественной войны: 'В первые же месяцы войны из академии были выпущены слушатели старших курсов, сокращены сроки учебы остальных курсов. В октябре был создан строевой расчет для всего личного состава, который был переведен на казарменное положение. В связи с тем, что нажим фашистов на Москву не ослабевал, академии было приказано принять на себя оборону участка в районе реки Красная Пахра. Рота офицеров и слушателей под моим командованием быстро выступила и заняла круговую оборону. Подразделения академии были выдвинуты также и в районе Юхнова. Полк академии держал оборону до прибытия сибирских войск. Вскоре после этого академии было приказано передислоцироваться в Самарканд и приступить к ускоренной подготовке офицерских кадров для артиллерии. Военная обстановка требовала быстрого роста и расцвета творческой мысли, - этого требовало дальнейшее развитие военной техники. Следует отметить, что воспитанники академии внесли большой вклад в победы нашей артиллерии как на полях сражений, так и в тылу'.

Через год после завершения войны Михаил Ефимович начал читать лекции в МВТУ, а в 1960 г. он становится штатным преподавателем нашей кафедры - сначала доцентом, а в 1966 г. - профессором. Михаил Ефимович Катанугин был известен как замечательный педагог и воспитатель студенческой молодежи. 'Через его руки' прошло не одно поколение инженеров-специалистов в области проектирования и производства взрывателей. Для ведущих преподавателей-ветеранов кафедры до сих пор являются образцом его прекрасные лекции, которые они слушали еще на студенческой скамье. Среди воспитанников Михаила Ефимовича - доктора и кандидаты наук, руководители НИИ и предприятий отрасли.

Это был замечательный человек - кажется, никто не видел его раздраженным и тем более злым, он как никто умел разрядить обстановку - рассказать анекдот или эпизод из своей жизни, просто пошутить. Он всегда принимал активное участие во всех делах кафедры (однажды даже судил футбольный матч 'кафедра - студенты'), был неподражаемым и остроумным руководителем застолья. И даже когда прогрессирующая болезнь вынудила его прекратить преподавательскую деятельность, он продолжал живо интересоваться всем происходящим на кафедре, искренне радовался нашим успехам, огорчался при неудачах...

Михаил Ефимович любил семью, домашнее тепло и уют, был исключительно гостеприимен. Жаль, что его больше нет с нами. Вместе с ним ушла немалая часть и нашей жизни, но мы помним о нем ...