Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://wasp.phys.msu.ru/forum/index.php?showtopic=6194
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:53:49 2016
Кодировка: Windows-1251
Парадокс парусной лодки и вентилятора - Студенческий форум Физфака МГУ
IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 Forum Rules Правила раздела
7 страниц V   1 2 3 > »   
Reply to this topicStart new topic
Парадокс парусной лодки и вентилятора
cerera
сообщение 6.10.2006, 15:46
Сообщение #1


продвинутый
*****

Группа: Альтернативщики
Сообщений: 74
Репутация: -8

Предупреждения:
(0%) -----


Будет ли двигаться парусная лодка вперед, если на корме установить мощный вентилятор и направить поток воздуха в парус? http://www.college.ru/modules.php?name=Tea...ink&cid=124 (см. в конце открывшейся страницы)

Вспомним мультфильм 'Ну погоди', где волк дует в парус и таким образом догоняет зайца. Эта ситуация вызывает у зрителей улыбку, т.к. подсознательно кажется парадоксальной, т.е. неосуществимой в реальности.

Но на этом парадоксальность не заканчивается. Эта задачка тестировалась на молодым выпускникам физических факультетов самых престижных российских вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ) и в 18 случаях из 20 ответ был конкретно однозначным: 'Парусная лодка будет стоять на месте, т.к. в этом случае сила давления потока воздуха является внутренней силой, которая не может сообщить одно общее движение лодке с находящимся на ней вентилятором'. И только два из двадцати задумывались (вероятно, плохо учились).

Казалось бы, вопрос снят, т.к. большинством голосов молодые физики-теоретики постановили, что парусная лодка с работающим вентилятором будет стоять на месте. Однако, это не так.

Если изготовить модель парусника и поместить на корму вентилятор, то при его, вентилятора, работе парусник приходит в движение, т.е. начинает перемещаться вперед вопреки результатам голосования. Да и скорость перемещения не шуточная, на реальной модели она достигала 3км/ч (ФИПС рег. ? заявки ххххххххх).

Это значит, что в рассматриваемой задачке не может идти речи о только внутренней силе. Тем более, что система корпус - вентилятор - парус является открытой, т.е. вентилятор берет воздух из окружающей среды и направляет его мощным потоком в парус. Парус изменяет направление потока воздуха и возвращает его, воздух, назад в окружающую среду.

При осмыслении этой задачки возникает любопытная казусная ситуация, связанная с классической механикой. Когда сила действия на лодку и сила противодействия в виде встречного потока воздуха и трения корпуса о воду уравновешиваются, скорость лодки становится постоянной, т.е. V>0=const, при F1+F2=0. Если сумма сил равна нулю, то по какой такой загадочной причине парусник плывет? Что обеспечивает и поддерживает движение парусника с постоянной скоростью?

http://sail.mirit.ru (здесь видеофрагмент испытаний модели парусника)

Классическая механика не имеет ответа на этот вопрос, или имеет?

С уважением
cerera
http://www.mirit.ru [Rhythmodynamics of NATURE]

Сообщение отредактировал cerera - 6.10.2006, 15:48
Go to the top of the page Вставить ник
+
Free Researcher
сообщение 6.10.2006, 15:54
Сообщение #2


big bad XY-dyke
***********

Группа: Элита
Сообщений: 6,949
Репутация: 533

Предупреждения:
(0%) -----


Скорее всего воздух забирается не строго сзади. А выбрасывается как раз назад. Хотя проще и дешевле поставить тот же вентилятор просто без паруса, на манер воздушного винта.
Возможен еще хитрый эффект - вентилятор расправляет парус и увеличивает его площадь. Далее обычный ветер.
Цитата
При осмыслении этой задачки возникает любопытная казусная ситуация, связанная с классической механикой. Когда сила действия на лодку и сила противодействия в виде встречного потока воздуха и трения корпуса о воду уравновешиваются, скорость лодки становится постоянной, т.е. V>0=const, при F1+F2=0. Если сумма сил равна нулю, то по какой такой загадочной причине парусник плывет? Что обеспечивает и поддерживает движение парусника с постоянной скоростью?

Не понял. Вы так шутите? Как раз за счет того, что сумма сил равна нулю он и плывет с ПОСТОЯННОЙ скоростью. Были бы силы неравны - он бы ускорялся. Законы Ньютона! 193.gif


--------------------
In the early days of gender studies, and even today - at least among general public (Pryzgoda & Chrisler, 2000) - the word 'gender' has often been synonymous with women. We hope that this idea seems ridiculous to our readers. //Handbook of Gender Research in Psychology, Volume 1
Go to the top of the page Вставить ник
+
Owen
сообщение 6.10.2006, 16:03
Сообщение #3


как взрослый
Иконка группы

Группа: Легенды
Сообщений: 7,967
Репутация: 371

Предупреждения:
(0%) -----


Все прекрасно объясняется в рамках классической физики.

Надо вспомнить закон сохранения импульса. Для применения его надо выделить систему, не особо взаимодействующую с остальным миром. Это корпус лодки, вентилятор, парус, а также воздух, в начальный момент еще не засосанный вентилятором и в конечный момент таки-да уже улетевший от парусника без надежд на возвращение. Понятно, что направление движения лодки (если пока что забить на наличие у нее киля) будет в точности противоположным направлению, куда будет в итоге отбрасываться воздух.
А у воздуха есть широкий выбор. Вариант раз - если поток летит мимо паруса, если паруса нет, если парус так выгнут, что поток пролетает все равно вперед - то лодка поплывет назад.
Вариант два - если воздух будет разлетаться примерно во все стороны равномерно - лодка практически никуда не поплывет.
Вариант три - если при отражении от паруса воздушный поток пойдет назад, то суммарный импульс, переданный лодке воздухом, будет все же направлен вперед. Ну она и поплывет.

Не понял. Вы так шутите? Как раз за счет того, что сумма сил равна нулю он и плывет с ПОСТОЯННОЙ скоростью. Были бы силы неравны - он бы ускорялся. Законы Ньютона!

Эээ... Если относительно неподвижной жидкости парусник движется, то на него действует сила вязкого трения. Чтобы он двигался при этом с постоянной скоростью, должна быть сила тяги.

Далее обычный ветер.

Ну что ты говоришь такое =( Импульс-то этому "ветру" дает вентилятор...
Go to the top of the page Вставить ник
+
Free Researcher
сообщение 6.10.2006, 16:17
Сообщение #4


big bad XY-dyke
***********

Группа: Элита
Сообщений: 6,949
Репутация: 533

Предупреждения:
(0%) -----


Я про то, что парус мог быть расправлен "ветром" от вентилятора - и потом уже его площадь стала достаточной для того, чтобы ловить ветер природный.

А с силами - перечитай еще раз что в оригинале.

"Когда сила действия на лодку и сила противодействия в виде встречного потока воздуха и трения корпуса о воду уравновешиваются" - сила тяги сюда включена, если я правильно понимаю "силу действия"...


--------------------
In the early days of gender studies, and even today - at least among general public (Pryzgoda & Chrisler, 2000) - the word 'gender' has often been synonymous with women. We hope that this idea seems ridiculous to our readers. //Handbook of Gender Research in Psychology, Volume 1
Go to the top of the page Вставить ник
+
cerera
сообщение 6.10.2006, 16:43
Сообщение #5


продвинутый
*****

Группа: Альтернативщики
Сообщений: 74
Репутация: -8

Предупреждения:
(0%) -----


Free Researcher: "Когда сила действия на лодку и сила противодействия в виде встречного потока воздуха и трения корпуса о воду уравновешиваются" - сила тяги сюда включена, если я правильно понимаю "силу действия"...

Интересно, а как тогда зная силы, сумма которых равна нулю, вычислить (определить) скорость парусника?

С уважением
cerera
http://www.mirit.ru

Сообщение отредактировал cerera - 6.10.2006, 16:46
Go to the top of the page Вставить ник
+
АлексАндер
сообщение 6.10.2006, 18:05
Сообщение #6


живу здесь
*******

Группа: Ждущие
Сообщений: 479
Репутация: 29

Предупреждения:
(0%) -----


Опять шутка?
F=d(mv)/dt + начальные условия, конечно.
В вашем случае (сила сопротивления - известная функция скорости, сила тяги постоянна и от скорости не зависит (почти))
Fтяги+Fсопр(v)=0 - уравнение для нахождения скорости
Если я неправильно понял вопрос, извините, формулируйте точнее


--------------------
Я не имею никакого отношения к Британской Антарктике.
Мне просто понравилось "research and discovery" и пИнгвин.
Go to the top of the page Вставить ник
+
Alow
сообщение 6.10.2006, 19:33
Сообщение #7


живу здесь
*******

Группа: Альтернативщики
Сообщений: 285
Репутация: -29

Предупреждения:
(0%) -----


cerera
Цитата
Будет ли двигаться парусная лодка вперед, если на корме установить мощный вентилятор и направить поток воздуха в парус?

Здесь нет никакого парадокса. Парус является просто системой, отклоняющей поток воздуха, и изменяющей направления движения парусника. Только и всего.


--------------------
http://regul238_f27w5b.radius-host.net/index.html
Go to the top of the page Вставить ник
+
cerera
сообщение 6.10.2006, 21:18
Сообщение #8


продвинутый
*****

Группа: Альтернативщики
Сообщений: 74
Репутация: -8

Предупреждения:
(0%) -----


АлексАндер:
Опять шутка?
F=d(mv)/dt + начальные условия, конечно.
В вашем случае (сила сопротивления - известная функция скорости, сила тяги постоянна и от скорости не зависит (почти))
Fтяги+Fсопр(v)=0 - уравнение для нахождения скорости

---------------------------
Нет, шутки нет! Но в Fсопр(v) сплошкая эмпирика. Требуется же точное решение для V с позиции механики Ньютона. Как мне школьникам объяснять после того, как более 100 лет официально считалось, что парусник не поплывет? Может на форуме МГУ смогут предложить такое элегантное решение?

С уважением

cerera
http://www.mirit.ru [Rhythmodynamics of NATURE]

Сообщение отредактировал cerera - 6.10.2006, 21:22
Go to the top of the page Вставить ник
+
Free Researcher
сообщение 7.10.2006, 19:27
Сообщение #9


big bad XY-dyke
***********

Группа: Элита
Сообщений: 6,949
Репутация: 533

Предупреждения:
(0%) -----


Цитата
Но в Fсопр(v) сплошкая эмпирика.

Вообще-то вывод формулы (по крайней мере квадратичной зависимости) даже вынесен в задачки при фейнмановском курсе... и его элементарно повторить. А что касается коэффициентов - ну так наверное можно как-нибудь посчитать через взаимодействие молекул, только вот зачем? Я не спец по МСС, но никаких принципиальных проблем тут не вижу.


--------------------
In the early days of gender studies, and even today - at least among general public (Pryzgoda & Chrisler, 2000) - the word 'gender' has often been synonymous with women. We hope that this idea seems ridiculous to our readers. //Handbook of Gender Research in Psychology, Volume 1
Go to the top of the page Вставить ник
+
Owen
сообщение 7.10.2006, 20:57
Сообщение #10


как взрослый
Иконка группы

Группа: Легенды
Сообщений: 7,967
Репутация: 371

Предупреждения:
(0%) -----


Вообще-то вывод формулы (по крайней мере квадратичной зависимости) даже вынесен в задачки при фейнмановском курсе... и его элементарно повторить.

Вообще-то это вывод для некоторой модели, моделей немало и даже сам выбор адекватной модели иногда непрост, что показала, например, задачка про пузырек для госэкзамена этого года.

Имхо, зависимость силы сопротивления жидкости от скорости и правда очень и очень эмпирическая штука.
Go to the top of the page Вставить ник
+
Free Researcher
сообщение 7.10.2006, 21:06
Сообщение #11


big bad XY-dyke
***********

Группа: Элита
Сообщений: 6,949
Репутация: 533

Предупреждения:
(0%) -----


Согласен с тем, что модели бывают разные - но само их наличие говорит о том, что это уже не чистая эмпирика.
Вот у меня в области (нейробиологии) действительно часто чистая эмпирика. Just_Cuz_21.gif А если есть какая-то модель (идеальный газ хотя бы, я его имел в виду) - это уже немного другое.


--------------------
In the early days of gender studies, and even today - at least among general public (Pryzgoda & Chrisler, 2000) - the word 'gender' has often been synonymous with women. We hope that this idea seems ridiculous to our readers. //Handbook of Gender Research in Psychology, Volume 1
Go to the top of the page Вставить ник
+
Owen
сообщение 7.10.2006, 21:37
Сообщение #12


как взрослый
Иконка группы

Группа: Легенды
Сообщений: 7,967
Репутация: 371

Предупреждения:
(0%) -----


Согласен с тем, что модели бывают разные - но само их наличие говорит о том, что это уже не чистая эмпирика.

Ну не скажи. Вот есть, например, ур-ние Бернулли (давление вдоль трубки тока) в том виде, в котором его дают на младших курсах. Если ты внятно сформулируешь его, внезапно окажется, что в модели есть два взаимоисключающих условия - отсутствие трения и ламинарность течения. Гидродинамика, она вся такая =)

И не надо сравнивать с нейробиологией, это очень разные науки, в частности по методологии и по построению моделей. Вообще примеры на крысах, имхо, частенько у тебя не в кассу...
Go to the top of the page Вставить ник
+
ivandasch
сообщение 7.10.2006, 21:55
Сообщение #13


-----
***********

Группа: Элита
Сообщений: 4,867
Репутация: 260

Предупреждения:
(0%) -----


Странно, что большинство ответило так. Для меня очевидно, что лодка бы двигалась. Рассуждая также, как выпускники ВУЗов, можно прийти к выводу, что самолет бы не летал. Ведь аналогия парус-крыло четко прослеживается!


--------------------
Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины.
И старинные картины ищут-рыщут хунвейбины.
И не то, чтоб хунвейбины любят статуи, картины,
Вместо статуй будут урны революции культурной.

И ведь главное, знаю отлично я,
Как они произносятся,
Но что-то весьма неприличное
На язык ко мне просится,
Хунвейбины.
Go to the top of the page Вставить ник
+
Free Researcher
сообщение 7.10.2006, 21:58
Сообщение #14


big bad XY-dyke
***********

Группа: Элита
Сообщений: 6,949
Репутация: 533

Предупреждения:
(0%) -----


Самолет с вентиляторами на крыльях - взлетит или нет?

2 Owen - Ладно, в МСС не лезу - не специалист. Но вот с методологией и построением моделей готов поспорить. Если есть время - давай приватом, что ли...


--------------------
In the early days of gender studies, and even today - at least among general public (Pryzgoda & Chrisler, 2000) - the word 'gender' has often been synonymous with women. We hope that this idea seems ridiculous to our readers. //Handbook of Gender Research in Psychology, Volume 1
Go to the top of the page Вставить ник
+
Pypkin
сообщение 7.10.2006, 21:58
Сообщение #15


продвинутый
*****

Группа: Участники
Сообщений: 53
Репутация: -1

Предупреждения:
(0%) -----


Мужики, это очередной фокус. У КИО тоже что-то пропадает и куда-то движется, что крыша едет и у физиков тоже. mr47_06.gif

Оффтопик. Устное предупреждение.

Сообщение отредактировал Owen - 8.10.2006, 0:23
Go to the top of the page Вставить ник
+
ivandasch
сообщение 7.10.2006, 22:01
Сообщение #16


-----
***********

Группа: Элита
Сообщений: 4,867
Репутация: 260

Предупреждения:
(0%) -----


Взлетит! Пример - любой бомбардировщик второй мировой smile.gif.
P.S. Кстати для успешной реализации судна с вентилятором используются крылья, только подводные. Или воздушная подушка. Иначе невыгодно.

Сообщение отредактировал ivandasch - 7.10.2006, 22:02


--------------------
Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины.
И старинные картины ищут-рыщут хунвейбины.
И не то, чтоб хунвейбины любят статуи, картины,
Вместо статуй будут урны революции культурной.

И ведь главное, знаю отлично я,
Как они произносятся,
Но что-то весьма неприличное
На язык ко мне просится,
Хунвейбины.
Go to the top of the page Вставить ник
+
Pypkin
сообщение 7.10.2006, 22:04
Сообщение #17


продвинутый
*****

Группа: Участники
Сообщений: 53
Репутация: -1

Предупреждения:
(0%) -----


Здесь нет никакого парадокса. Парус является просто системой, отклоняющей поток воздуха, и изменяющей направления движения парусника. Только и всего.

Что-то непонятно, а как быть с реактиной тягой самого вентилятора с направлением вектора в противоположную сторону? mr47_06.gif
Go to the top of the page Вставить ник
+
ivandasch
сообщение 7.10.2006, 22:08
Сообщение #18


-----
***********

Группа: Элита
Сообщений: 4,867
Репутация: 260

Предупреждения:
(0%) -----


2 Pypkin: А как раз парус и использует эту тягу, увеличивая КПД системы. Что-то подобное происходит и в турбовентиляторных реактивных двигателях. Недаром они так экономичны


--------------------
Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины.
И старинные картины ищут-рыщут хунвейбины.
И не то, чтоб хунвейбины любят статуи, картины,
Вместо статуй будут урны революции культурной.

И ведь главное, знаю отлично я,
Как они произносятся,
Но что-то весьма неприличное
На язык ко мне просится,
Хунвейбины.
Go to the top of the page Вставить ник
+
Pypkin
сообщение 7.10.2006, 22:31
Сообщение #19


продвинутый
*****

Группа: Участники
Сообщений: 53
Репутация: -1

Предупреждения:
(0%) -----


А как раз парус и использует эту тягу, увеличивая КПД системы. Что-то подобное происходит и в турбовентиляторных реактивных двигателях. Недаром они так экономичны

Значит, если тубо-реактивный двигатель повернуть наооборот и с помощью его дуть в парус, то лодка поплывет быстрее?? qonfuse.gif
Go to the top of the page Вставить ник
+
Free Researcher
сообщение 8.10.2006, 0:03
Сообщение #20


big bad XY-dyke
***********

Группа: Элита
Сообщений: 6,949
Репутация: 533

Предупреждения:
(0%) -----


Я имел в виду не тянущие винты, а винты, перед которыми мы поставим сначала крыло, а потом парус. То есть поток воздуха будет в итоге отклоняться либо вниз, либо вверх... теоретически при разнице в скоростях обтекания сверху и снизу подъемная сила должна возникнуть, а вот практически действительно только на парусник и сгодится. Причем не факт что этот вентилятор будет использован лучше чем в случае когда он выступает в роли обычного воздушного винта.


--------------------
In the early days of gender studies, and even today - at least among general public (Pryzgoda & Chrisler, 2000) - the word 'gender' has often been synonymous with women. We hope that this idea seems ridiculous to our readers. //Handbook of Gender Research in Psychology, Volume 1
Go to the top of the page Вставить ник
+

7 страниц V   1 2 3 > » 
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 10.04.2016, 2:53