Будет ли двигаться парусная лодка вперед, если на корме установить мощный вентилятор и направить поток воздуха в парус?
http://www.college.ru/modules.php?name=Tea...ink&cid=124 (см. в конце открывшейся страницы)
Вспомним мультфильм 'Ну погоди', где волк дует в парус и таким образом догоняет зайца.
Эта ситуация вызывает у зрителей улыбку, т.к. подсознательно кажется парадоксальной, т.е. неосуществимой в реальности.
Но на этом парадоксальность не заканчивается.
Эта задачка тестировалась на молодым выпускникам физических факультетов самых престижных российских вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ) и в 18 случаях из 20 ответ был конкретно однозначным: 'Парусная лодка будет стоять на месте, т.к. в этом случае сила давления потока воздуха является внутренней силой, которая не может сообщить одно общее движение лодке с находящимся на ней вентилятором'. И только два из двадцати задумывались (вероятно, плохо учились).
Казалось бы, вопрос снят, т.к. большинством голосов молодые физики-теоретики постановили, что парусная лодка с работающим вентилятором будет стоять на месте. Однако, это не так.
Если изготовить модель парусника и поместить на корму вентилятор, то при его, вентилятора, работе парусник приходит в движение, т.е. начинает перемещаться вперед вопреки результатам голосования. Да и скорость перемещения не шуточная, на реальной модели она достигала 3км/ч (ФИПС рег. ? заявки ххххххххх).
Это значит, что в рассматриваемой задачке не может идти речи о только внутренней силе. Тем более, что система корпус - вентилятор - парус является открытой, т.е. вентилятор берет воздух из окружающей среды и направляет его мощным потоком в парус. Парус изменяет направление потока воздуха и возвращает его, воздух, назад в окружающую среду.
При осмыслении этой задачки возникает любопытная казусная ситуация, связанная с классической механикой. Когда сила действия на лодку и сила противодействия в виде встречного потока воздуха и трения корпуса о воду уравновешиваются, скорость лодки становится постоянной, т.е. V>0=const, при F1+F2=0. Если сумма сил равна нулю, то по какой такой загадочной причине парусник плывет? Что обеспечивает и поддерживает движение парусника с постоянной скоростью?
http://sail.mirit.ru (здесь видеофрагмент испытаний модели парусника)
Классическая механика не имеет ответа на этот вопрос, или имеет?
С уважением
cerera
http://www.mirit.ru [Rhythmodynamics of NATURE]
Free Researcher
6.10.2006, 15:54
Скорее всего воздух забирается не строго сзади. А выбрасывается как раз назад. Хотя проще и дешевле поставить тот же вентилятор просто без паруса, на манер воздушного винта.
Возможен еще хитрый эффект - вентилятор расправляет парус и увеличивает его площадь. Далее обычный ветер.
Цитата
При осмыслении этой задачки возникает любопытная казусная ситуация, связанная с классической механикой. Когда сила действия на лодку и сила противодействия в виде встречного потока воздуха и трения корпуса о воду уравновешиваются, скорость лодки становится постоянной, т.е. V>0=const, при F1+F2=0. Если сумма сил равна нулю, то по какой такой загадочной причине парусник плывет? Что обеспечивает и поддерживает движение парусника с постоянной скоростью?
Не понял. Вы так шутите? Как раз за счет того, что сумма сил равна нулю он и плывет с ПОСТОЯННОЙ скоростью. Были бы силы неравны - он бы ускорялся. Законы Ньютона!
Все прекрасно объясняется в рамках классической физики.
Надо вспомнить закон сохранения импульса. Для применения его надо выделить систему, не особо взаимодействующую с остальным миром. Это корпус лодки, вентилятор, парус, а также воздух, в начальный момент еще не засосанный вентилятором и в конечный момент таки-да уже улетевший от парусника без надежд на возвращение. Понятно, что направление движения лодки (если пока что забить на наличие у нее киля) будет в точности противоположным направлению, куда будет в итоге отбрасываться воздух.
А у воздуха есть широкий выбор. Вариант раз - если поток летит мимо паруса, если паруса нет, если парус так выгнут, что поток пролетает все равно вперед - то лодка поплывет назад.
Вариант два - если воздух будет разлетаться примерно во все стороны равномерно - лодка практически никуда не поплывет.
Вариант три - если при отражении от паруса воздушный поток пойдет назад, то суммарный импульс, переданный лодке воздухом, будет все же направлен вперед. Ну она и поплывет.
Не понял. Вы так шутите? Как раз за счет того, что сумма сил равна нулю он и плывет с ПОСТОЯННОЙ скоростью. Были бы силы неравны - он бы ускорялся. Законы Ньютона!
Эээ... Если относительно неподвижной жидкости парусник движется, то на него действует сила вязкого трения. Чтобы он двигался при этом с постоянной скоростью, должна быть сила тяги.
Далее обычный ветер.
Ну что ты говоришь такое =( Импульс-то этому "ветру" дает вентилятор...
Free Researcher
6.10.2006, 16:17
Я про то, что парус мог быть расправлен "ветром" от вентилятора - и потом уже его площадь стала достаточной для того, чтобы ловить ветер природный.
А с силами - перечитай еще раз что в оригинале.
"Когда сила действия на лодку и сила противодействия в виде встречного потока воздуха и трения корпуса о воду уравновешиваются" - сила тяги сюда включена, если я правильно понимаю "силу действия"...
Free Researcher: "Когда сила действия на лодку и сила противодействия в виде встречного потока воздуха и трения корпуса о воду уравновешиваются" - сила тяги сюда включена, если я правильно понимаю "силу действия"...
Интересно, а как тогда зная силы, сумма которых равна нулю, вычислить (определить) скорость парусника?
С уважением
cerera
http://www.mirit.ru
АлексАндер
6.10.2006, 18:05
Опять шутка?
F=d(mv)/dt + начальные условия, конечно.
В вашем случае (сила сопротивления - известная функция скорости, сила тяги постоянна и от скорости не зависит (почти))
Fтяги+Fсопр(v)=0 - уравнение для нахождения скорости
Если я неправильно понял вопрос, извините, формулируйте точнее
cerera
Цитата
Будет ли двигаться парусная лодка вперед, если на корме установить мощный вентилятор и направить поток воздуха в парус?
Здесь нет никакого парадокса. Парус является просто системой, отклоняющей поток воздуха, и изменяющей направления движения парусника. Только и всего.
АлексАндер:
Опять шутка?
F=d(mv)/dt + начальные условия, конечно.
В вашем случае (сила сопротивления - известная функция скорости, сила тяги постоянна и от скорости не зависит (почти))
Fтяги+Fсопр(v)=0 - уравнение для нахождения скорости
---------------------------
Нет, шутки нет! Но в Fсопр(v) сплошкая эмпирика. Требуется же точное решение для V с позиции механики Ньютона. Как мне школьникам объяснять после того, как более 100 лет официально считалось, что парусник не поплывет? Может на форуме МГУ смогут предложить такое элегантное решение?
С уважением
cerera
http://www.mirit.ru [Rhythmodynamics of NATURE]
Free Researcher
7.10.2006, 19:27
Цитата
Но в Fсопр(v) сплошкая эмпирика.
Вообще-то вывод формулы (по крайней мере квадратичной зависимости) даже вынесен в задачки при фейнмановском курсе... и его элементарно повторить. А что касается коэффициентов - ну так наверное можно как-нибудь посчитать через взаимодействие молекул, только вот зачем? Я не спец по МСС, но никаких принципиальных проблем тут не вижу.
Вообще-то вывод формулы (по крайней мере квадратичной зависимости) даже вынесен в задачки при фейнмановском курсе... и его элементарно повторить.
Вообще-то это вывод для некоторой модели, моделей немало и даже сам выбор адекватной модели иногда непрост, что показала, например, задачка про пузырек для госэкзамена этого года.
Имхо, зависимость силы сопротивления жидкости от скорости и правда очень и очень эмпирическая штука.
Free Researcher
7.10.2006, 21:06
Согласен с тем, что модели бывают разные - но само их наличие говорит о том, что это уже не чистая эмпирика.
Вот у меня в области (нейробиологии) действительно часто чистая эмпирика. А если есть какая-то модель (идеальный газ хотя бы, я его имел в виду) - это уже немного другое.
Согласен с тем, что модели бывают разные - но само их наличие говорит о том, что это уже не чистая эмпирика.
Ну не скажи. Вот есть, например, ур-ние Бернулли (давление вдоль трубки тока) в том виде, в котором его дают на младших курсах. Если ты внятно сформулируешь его, внезапно окажется, что в модели есть два взаимоисключающих условия - отсутствие трения и ламинарность течения. Гидродинамика, она вся такая =)
И не надо сравнивать с нейробиологией, это очень разные науки, в частности по методологии и по построению моделей. Вообще примеры на крысах, имхо, частенько у тебя не в кассу...
ivandasch
7.10.2006, 21:55
Странно, что большинство ответило так. Для меня очевидно, что лодка бы двигалась. Рассуждая также, как выпускники ВУЗов, можно прийти к выводу, что самолет бы не летал. Ведь аналогия парус-крыло четко прослеживается!
Free Researcher
7.10.2006, 21:58
Самолет с вентиляторами на крыльях - взлетит или нет?
2 Owen - Ладно, в МСС не лезу - не специалист. Но вот с методологией и построением моделей готов поспорить. Если есть время - давай приватом, что ли...
Мужики, это очередной фокус. У КИО тоже что-то пропадает и куда-то движется, что крыша едет и у физиков тоже.
Оффтопик. Устное предупреждение.
ivandasch
7.10.2006, 22:01
Взлетит! Пример - любой бомбардировщик второй мировой
.
P.S. Кстати для успешной реализации судна с вентилятором используются крылья, только подводные. Или воздушная подушка. Иначе невыгодно.
Здесь нет никакого парадокса. Парус является просто системой, отклоняющей поток воздуха, и изменяющей направления движения парусника. Только и всего. Что-то непонятно, а как быть с реактиной тягой самого вентилятора с направлением вектора в противоположную сторону?
ivandasch
7.10.2006, 22:08
2 Pypkin: А как раз парус и использует эту тягу, увеличивая КПД системы. Что-то подобное происходит и в турбовентиляторных реактивных двигателях. Недаром они так экономичны
А как раз парус и использует эту тягу, увеличивая КПД системы. Что-то подобное происходит и в турбовентиляторных реактивных двигателях. Недаром они так экономичныЗначит, если тубо-реактивный двигатель повернуть наооборот и с помощью его дуть в парус, то лодка поплывет быстрее??
Free Researcher
8.10.2006, 0:03
Я имел в виду не тянущие винты, а винты, перед которыми мы поставим сначала крыло, а потом парус. То есть поток воздуха будет в итоге отклоняться либо вниз, либо вверх... теоретически при разнице в скоростях обтекания сверху и снизу подъемная сила должна возникнуть, а вот практически действительно только на парусник и сгодится. Причем не факт что этот вентилятор будет использован лучше чем в случае когда он выступает в роли обычного воздушного винта.
2 Free Researcher:
Мы на верном пути и кажется подбираемся к реактивной тяге. Если решить правильно задачу с парусом, то сможем улучшить кпд рективной тяги. Я так думаю.
Цитата(Pypkin @ 8.10.2006, 21:30)
2 Free Researcher:
Мы на верном пути и кажется подбираемся к реактивной тяге. Если решить правильно задачу с парусом, то сможем улучшить кпд рективной тяги. Я так думаю.
Думать-то можно что угодно, но на реактивной тяге без дозаправки далеко не улетишь
. А в космосе ентих заправок где взять?
Интересное дело: вот я беру в руки кувалду и бью ею по корме лодки. Подвинется ли лодка? Я, разумеется, в лодке.
АлексАндер
9.10.2006, 15:48
2dervish А вы эксперимент поставьте, вы же так это любите.
Не будет. Закон сохранения импульса. В отличие от случая с вентилятором, в противоположную движению сторону ничего не движется. Если очень хочется поплавать на кувалдоходе, можно взять побольше кувалд и кидать назад. Рассчет - на уровне 1 курса.
Пробовал, однова, правда не кувалдой, а кулаком. Немного, но поддавалась лодка-то. А вроде бы - не должна.
Правильный ответ - продвинется, если кто не в курсе. Кроме закона сохранения импульса надо еще понимать, что сопротивление воды зависит от скорости нелинейно. Перемещения туда и сюда у лодки происходят асимметрично (с разной зависимостью скорости от времени), поэтому и импульс силы сопротивления воды до удара (во время замаха) и после удара (торможение кувалды, отскочившей обратно) будет разный. Следствие - лодка переместится.
АлексАндер
9.10.2006, 16:26
А я Вас обманул: должна. Я тут подумал и понял, что никакого сохранения импульса там нет: из-за силы сопротивления воды система незамкнута. Лодка имеет такую форму, что сила сопротивления при движении вперед меньше, чем при движении назад. Плюс над учитывать зависимость этих сил от скорости. Теоретически я это рассчитывать не возьмусь, тк гидродинамики не знаю. Извините за поспешные выводы.
Продвинется, но не по причине, указанной Owen-ом (что легко проверяется, если бить не по корме лодки, а по грузу в лодке), а из-за того, что сотрясающийся борт (корма) отбрасывает воду.
Похоже начинаем плыть в нужном направлении, хотя и с кувалдой.
Cerera,
Заправки построим, опыт есть.
А если значительно вырастет КПД, то на первом этапе будет неплохая экономия топлива при тех-же затратах уже можно будет улететь дальше и взять с собой больше.
Очень интересная тема... Завтра на ФФ попробую кое-что проверить, потом распишу вам ситуацию. Придумал одну вещь, хоть и не уверен. Не пишу, т.к. вам она может быть очевидна, а хочется самому попробовать.
Продвинется, но не по причине, указанной Owen-ом (что легко проверяется, если бить не по корме лодки, а по грузу в лодке), а из-за того, что сотрясающийся борт (корма) отбрасывает воду.
Не хотелось вас огорчать, но отбрасывание воды - это и есть часть силы сопротивления. Более того, с вполне известной зависимостью от скорости. Нелинейной, как это мной выше и обещано.
Мне доставляет удовольствие видеть столь оживленную дискуссию по предложенному мною эффекту. Дело не столько в асимметрии лодки, сколько в энергии кулака. Ее же надо куда-то девать. Часть девается на деформацию доски кормы, а другая - на движение лодки. Это - сродни тому движению, которое можно получить, преобразуя кинетическую энергию вращения маховика в поступательное движение его же. Как в НЛО.
АлексАндер
10.10.2006, 13:21
Энергия тут непричем. Из закона сохранения энергии вовсе не следует, что какая-то часть начальной энергии должна превращаться в конце в кинетическую. И вообще непонятно, какую систему Вы рассматриваете.
Цитата
Как в НЛО.
Причем тут нелинейная оптика?
dervish
10.10.2006, 13:29
Если энергия не причем, то и импульс не причем. А НЛО - это Неопознанный летающий объект.
АлексАндер
10.10.2006, 13:49
Мой пост ?24 я уже признал бредом сивой кобылы. Верным является мой пост мой ?27(и Owenовский ?26,конечно).
Причем тут неопознанные летающие объекты?
Цитата(Owen @ 10.10.2006, 9:35)
Не хотелось вас огорчать, но отбрасывание воды - это и есть часть силы сопротивления.
Разумеется. И суда на водометных двигателях тоже плавают за счет силы сопротивления...
Только вот беда:
Цитата(Owen @ 10.10.2006, 9:35)
Более того, с вполне известной зависимостью от скорости.
- зависимость-то там не только от скорости...
Скажите, вы можете привести определение силы сопротивления, подтверждающее ваше мнение? Огорчитель...
2 dervish:
Цитата(dervish @ 10.10.2006, 10:38)
Это - сродни тому движению, которое можно получить, преобразуя кинетическую энергию вращения маховика в поступательное движение его же. Как в НЛО.
Уважаемый dervish,
У вас есть черчежики НЛО? Поделитесь.
Цитата(Ivanko @ 10.10.2006, 1:11)
Очень интересная тема... Завтра на ФФ попробую кое-что проверить, потом распишу вам ситуацию. Придумал одну вещь, хоть и не уверен. Не пишу, т.к. вам она может быть очевидна, а хочется самому попробовать.
?????????
dervish
13.10.2006, 13:05
Есть, чертежики - эскизики. Об этом говорено, в частности, в теме "Эквиваленты поступательного и вращательного"
2 dervish:
Есть, чертежики - эскизики. Об этом говорено, в частности, в теме "Эквиваленты поступательного и вращательного"И уже летает, или только в воображении. И как можно браться за решение таких задач, когда не известно, что творится внутри кристала диска на момент вращения. И какова природа эффекта юлы или гироскопа?
dervish
14.10.2006, 12:17
Не только летает, но бегает повсюду, по всем дорогам, спасу нет.
Природа юлы или гироскопа? Инерция, похоже.
Марсианин
14.10.2006, 20:21
Цитата(dervish @ 14.10.2006, 13:17)
Природа юлы или гироскопа? Инерция, похоже.
Какие силы действуют в системе? И в какой системе отсчета?
И что с законом сохранения импульса?
2 dervish:
Природа юлы или гироскопа? Инерция, похоже.
Гироскопы применяют везде. Можно пользоваться, но не знать природу явления.
Про гравитацию тоже самое, пользуются, а поймать не могут.
В электричестве много не понятного, хотя мы каждый день втыкаем вилку в разетку.
И ответ "похоже" - в физике не уместен.
АлексАндер
15.10.2006, 12:59
Цитата
И какова природа эффекта юлы или гироскопа?
Что вы имеете в виду? Если устойчивость, то см учебник. Если что-то другое, то что?
Цитата
Не только летает, но бегает повсюду, по всем дорогам, спасу нет.
Вы о чем?
Вообще-то эту дискуссию надо перенести в "эквиваленты поступательного и вращательного". Этот топик - про парусник.
Кстати, тут парадокс и без вентилятора. Миллионы экспериментов подтверждают, что на парусном корабле можно ходить против ветра. Но сила действия ветра есть причина ускорения в его направлении, значит скорость должна через некоторое время направиться по ветру, но никак не против. Как это объяснить?!
Я знаю, как, но хочу увидеть объяснение от альтернативной физики
dervish
16.10.2006, 10:31
Энергии безразлично, куда ее несет: по или против ветра.
Любая гипотеза есть то самое похоже.
А бегает - хотя бы автомобиль.
Цитата(cerera @ 6.10.2006, 16:46)
Но на этом парадоксальность не заканчивается.
Эта задачка тестировалась на молодым выпускникам физических факультетов самых престижных российских вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ) и в 18 случаях из 20 ответ был конкретно однозначным: 'Парусная лодка будет стоять на месте, т.к. в этом случае сила давления потока воздуха является внутренней силой, которая не может сообщить одно общее движение лодке с находящимся на ней вентилятором'. И только два из двадцати задумывались (вероятно, плохо учились).
Казалось бы, вопрос снят, т.к. большинством голосов молодые физики-теоретики постановили, что парусная лодка с работающим вентилятором будет стоять на месте. Однако, это не так.
Вообще-то странно откуда у вас такие сведения. Вы сами проводили опросы?
По сути треда практически полностью согласен с Owen-ом. Он довольно доступно, по-моему, все объяснил и даже разжевал на буквально детском уровне. Добавлю лишь только то, что данный "парадокс" уже более полувека активно используется в народном хозяйстве, а именно в авиационных турбовинтовых двигателях. Когда самолет касается посадочной полосы, то пилот включает, так называемый, реверс тяги. Кто летал на самолетах, тот мог это хорошо ощутить. В практическом смысле это означает раскрытие того самого паруса, который разворачивет воздушную струю двигателя на 135 градусов. И как вы, наверное, догадались, это обеспечивает самолету эффективное торможение по полосе. Реверс выключается на скорости ниже 120 км/час, чтобы поднимаемая струей пыль с ВПП не засасывалась обратно в двигатель.
Подробные картинки прилагаются:
Ty-154Boeing-767
Уважаемый Denis:
Парадокс заключаесся в том, что если к этому реверсу подставить парус, то эфективное торможение сменится на эфективный разгон, хотя тяга реверса возникает внутри двигателя.
Цитата(Pypkin @ 17.10.2006, 3:17)
Парадокс заключаесся в том, что если к этому реверсу подставить парус, то эфективное торможение сменится на эфективный разгон, хотя тяга реверса возникает внутри двигателя.
К камому месту "реверса" вы парус прикручивать будете? И вообще, надо бы различать "реверс тяги" и "тягу реверса"!
АлексАндер
17.10.2006, 14:10
Уважаемый Pypkin:
В чем Вы видите парадокс? По Вашим словам выходит, что ракета - парадокс, так как получает
Цитата
эффективный разгон, хотя тяга возникает внутри двигателя
?26 читайте!
Цитата(cerera @ 6.10.2006, 14:46)
Будет ли двигаться парусная лодка ...
Любопытно:
на другом ("
нехорошем") форуме
владельцу шикарных садов ... достало ... одного ответа:
Это - иэ задач на сохранение импульса
--------------------------------------------------------------------------------
Популярная задачка такого типа:
взлетит ли самолет на абсолютно скользкой полосе ?
Корова на льду - не убежит,
бросание камней в парус-щит лодки,
если они отскакивают в нее же, -
тоже оставит ц.т. системы неподвижным.
Но импульс струи реактивного двигателя или воздуха, отбрасываемого пропеллером, ...
либо отраженного парусом,
разгоняют самолет либо лодку.
Комментарии ... излишни ?==========================================================
Оказалось, - нет предела ... Только
масла в огнь подлил...
"Проблема" - ... я ж заменил на "абс.скользкую"
фигурирущую в упомянутой задачке "взлетную полосу из роликов,
вращающихся с совпадением линейных скоростей с шинами шасси".
А усложнять условия исходной задачки ... можно до скончания века ...
Повторяю: она - на знание закона сохранения импульса. Только.
Но ... хочется поговорить ... о гидроаэродинамике и ... см. энциклопедии.