Китай намерен осваивать космические технологии семимильными шагами
25 марта 2004 г.
В октябре прошлого года Китай осуществил свой первый пилотируемый космический полет: тайконавт Янг Ливей провел на орбите около суток, а его космический корабль Shenzhou 5 сделал за это время 14 витков вокруг Земли. Следующий пилотируемый полет китайского космического корабля запланирован на июнь-июль 2005 г. Казалось бы, временной интервал между запусками очень большой, даже если учитывать, что в корабле Shenzhou 6 будет два тайконавта и им предстоит провести в космосе от пяти до семи дней, а это требует определенной подготовки, в том числе и модернизации ракеты-носителя.
Однако не стоит думать, что китайцы проявляют излишнюю медлительность. Просто они намерены в каждом полете решать максимально возможное количество новых задач, не тратя времени на пробы и ошибки, и использовать оборудование на 100 и даже более процентов.
Например, сразу после полета первого тайконавта, китайские власти объявили о планах создания постоянной орбитальной станции. Но для этого придется отрабатывать технологию стыковки на орбите. И первый этап этого проекта планируется выполнить уже во время следующего пилотируемого полета, в программе которого никакой стыковки, вообще-то, не предусмотрено.
Дело в том, что китайские космические корабли состоят из трех модулей: двигательного, орбитального и спускаемой капсулы для экипажа. Орбитальный модуль корабля Shenzhou 5, как известно, остался на орбите и лишь недавно были завершены эксперименты, проводимые с помощью установленной на нем аппаратуры. Этот модуль был оснащен собственными солнечными панелями и двигателями. За время пребывания на орбите он неоднократно проводил маневры по командам с Земли. Теперь топливо в его баке, судя по всему, закончилось, и месяца через два он естественным образом войдет в плотные слои атмосферы и сгорит там.
Конечно, сейчас руководство китайской космической программы прямо не говорит об этом, но, по мнению экспертов, орбитальный модуль следующего корабля Shenzhou 6 могут оставить на орбите до запуска корабля Shenzhou 7 в 2006 году, чтобы потом провести с ним стыковку и таким образом прорепетировать эту операцию. Кроме того, вполне возможно, что кто-то из членов экипажа Shenzhou 7 проведет выход в открытый космос.
Нынешняя модернизация ракеты-носителя Long March 2F, которая, по официальной версии, производится потому, что Shenzhou 6 будет тяжелее Shenzhou 5 (вес добавится от второго члена экипажа, дополнительных продуктов питания и оборудования, необходимого для выполнения программы более продолжительного полета), но увеличение грузоподъемности ракеты понадобится и для будущей отправки китайского космического корабля к Луне. В общем, получаются космические безотходные технологии по-китайски.
Другие новости за 25 марта 2004 г.
Израиль показал беспилотный самолет для охоты на террористов
Жизнь на Марс занесли искусственно созданные аппараты
Ученые обнаружили Марс на Земле
Integral разрешил загадку гамма-свечения центра нашей галактики
Китай намерен осваивать космические технологии семимильными шагами
Новые испытания гиперзвукового беспилотного аппарата X-43A назначены на 27 марта
WorldView - новый коммерческий спутник для съемки поверхности Земли