Общая характеристика дистанционного образования
Под дистанционным образованием (ДО) в настоящей программе понимается
комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям
населения в регионе и за его пределами с помощью специализированной
информационно-образовательной среды по принципу разделения преподавателя
и обучаемого в пространстве и/или времени.
Часто используют выражения "дистанционное обучение" и
"дистанционное образование", не объясняя различий в употребляемых
терминах.
В данной программе под ДИСТАНЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ понимается способ
обучения на расстоянии, обуславливающий процесс получения знаний
обучаемым (за него ответственен обучаемый).
Под ДИСТАНЦИОННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ понимается процесс передачи знаний
(за него ответственны преподаватель и образовательное учреждение).
Дистанционное обучение и дистанционное образование тесно связаны и исторически означали традиционную систему заочного обучения. Однако сейчас за счет внедрения новых информационных технологий (НИТ) эта система обогатилась новыми средствами связи и новыми способами предъявления обучающего материала. В современном ДО особую популярность приобрели компьютерные и факсимильные каналы связи, использование аудио и видеоконференций.
По способу дистанционного получения образовательной информации учебные системы различают как синхронные и асинхронные.
Синхронные системы предполагают синхронизацию процесса
обучения по времени, т.е. одновременное участие в сеансе занятия
обучаемых и преподавателя. Некоторые примеры таких систем: интерактивное
ТВ, аудио/видео конференции.
Асинхронные системы не требуют одновременного участия в сеансе занятия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятия. К таким системам относятся: курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассет, электронной почты. При этом обучаемые и преподаватель могут быть пространственно не разделены.
Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, и информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно- программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
Характерными чертами дистанционного образования являются:
Представление информации для обучаемых осуществляется в виде:
- печатных материалов (учебно-методических комплектов литературы и заданий),
- электронных материалов (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники),
- аудио- и видео- продукции,
- телевизионных передач.
При этом носителями информации являются:
- книги,
- гибкие магнитные, лазерные или жесткие диски,
- аудио- или видеокассеты.
В качестве средств обучения в ДО выступают, соответственно:
- учебно-методические комплекты ("кейсы"),
- компьютеры,
- телевизоры,
- телефоны,
- магнитофоны,
- видеомагнитофоны,
- специальная техника мультимедиа.
- необходимыми учебными и учебно-методическими материалами,
- обратной связью между преподавателем и обучаемым,
- обменом управленческой информацией внутри системы ДО,
- выходом в международные информационные сети,
а также для включения в СДО зарубежных пользователей.