Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ffl.msu.ru/research/avtoreferats/53-kuznetsova-s.uy.-avtoreferat.doc
Дата изменения: Mon Feb 25 12:56:40 2013
Дата индексирования: Tue Feb 26 12:06:53 2013
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: valley of the moon

Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Факультет иностранных языков и регионоведения

На правах рукописи



КУЗНЕЦОВА
Светлана Юрьевна


Рост популярности ирландской культуры в период «кельтского тигра» в
контексте трансформации национальной идентичности


Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата культурологии



Москва - 2010

Работа выполнена на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации
факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова.
Научный руководитель: доктор филологических наук,
профессор Добросклонская Татьяна Георгиевна


Официальные оппоненты: доктор культурологии,
профессор Богатырева Татьяна Георгиевна

кандидат филологических наук
Богдан Елена Николаевна


Ведущая организация: Российский институт
культурологии

Защита диссертации состоится «___» _______ 2010 г. в _____ часов на
заседании диссертационного совета Д 501.001.28 при Московском
государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119192, Москва,
Ломоносовский проспект, дом 31, корпус 1, факультет иностранных языков и
регионоведения, ауд. ___

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ
им. М.В. Ломоносова.
Автореферат разослан «__» ____ 2010 года

Ученый секретарь
диссертационного совета Е.В. Жбанкова
Настоящее исследование посвящено проблеме выявления взаимосвязи между
изменением ирландской национальной идентичности и ростом популярности
ирландской культуры в период экономического роста 1990-х годов.
Трансформация национальной идентичности напрямую связана с изменениями
в политике, экономике, социальной сфере, а также с агрессивным давлением
массовой культуры. Зачастую она приводит к нравственной переориентации
людей, когда на первое место в повседневной жизни выходят ценности
потребления, стремление к материальному благополучию, что, в свою очередь,
приводит к национальному обезличиванию. В условиях натиска массовой,
стандартизированной культуры задача сохранения и приумножения национального
культурного достояния является, по сути, одним из основных направлений
укрепления народной самобытности. В диссертации рассматривается проблема
роста популярности национальной культуры в контексте трансформации
национальной идентичности. Ирландия представляется особенно привлекательной
для изучения, так как для данной страны конец XX века ознаменовался
большими переменами общественного и индивидуального сознания, связанными с
изменением ценностных ориентиров в период стремительной модернизации,
экономического роста и интеграции в мировое сообщество.
Период стремительного экономического роста, получивший название
«кельтский тигр», позволил Ирландии занять новое место на мировой арене. В
эти годы отмечается возрастание интереса к Ирландии и ее народу. Известный
ирландский журналист и аналитик Ф. О'Тул отметил, что современная Ирландия
«привлекает к себе слишком много международного внимания,
непропорционального размерам и населению самой страны»[1].
Актуальность данной работы определяется тем фактом, что до настоящего
времени феномен «кельтского тигра» рассматривался в основном с позиций
различных экономических теорий и практически не был исследован с
культурологической точки зрения. Именно поэтому экономический рост и
интеграция Ирландии в мировое сообщество обычно считаются главными
факторами, способствовавшими росту интереса к Ирландии и, соответственно, к
ирландской культуре. Подобный подход оставляет в стороне такой важный
фактор, как формирование нового национального самосознания ирландцев на
рубеже XX-XXI вв., и игнорирует взаимообусловленность популярности
ирландской культуры и изменения ирландской национальной идентичности.
Гипотеза исследования связана с существующими концепциями национальной
и этнической идентичности и заключается в предположении о взаимосвязанности
процессов трансформации ирландской национальной идентичности и ростом
популярности ирландской культуры в годы экономических и политических
преобразований.
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи между изменением
ирландской национальной идентичности и ростом популярности ирландской
культуры в период «кельтского тигра» на примере ирландских танцевальных шоу
и национального праздника День святого Патрика.
Для достижения данной цели были поставлены следующие
исследовательские задачи:
1. рассмотреть понятия национальной и этнической идентичности и
обозначить их значение для настоящего исследования;
2. изучить период «кельтского тигра» как социокультурный феномен и
выявить основные факторы, способствовавшие возрождению Ирландии в 1990-е
годы;
3. проследить основные этапы становления ирландской национальной
идентичности в XX веке и определить ее специфические компоненты до
наступления периода «кельтского тигра»;
4. проанализировать причины изменения ирландской национальной
идентичности в годы экономического роста и выявить особенности «новой»
идентичности;
5. проанализировать отношение к ирландцам со стороны других наций и
особенности восприятия ирландцами самих себя в период «кельтского тигра»;
6. доказать рост международной популярности ирландской культуры в
период «кельтского тигра»;
7. изучить влияние роста популярности ирландской культуры на
национальную идентичность;
8. проанализировать особенности «визитных карточек ирландской
культуры» и определить причины их длительной популярности;
Теоретическую базу исследования составили концепции национальной
идентичности и труды, посвященные исследованию национального характера, Э.
Эриксона, У. Джеймса, Г. Тэджфела, Ю. Хабермаса, Э. Фромма, К. Леви-
Стросса, Э.Хобсбаума, Р. Баумайстера, С. Хантингтона, Э. Геллнера, а также
отечественных ученых Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Л. С. Выготского,
Г. Г. Шпета, И.С. Кона, Ю.В. Бромлей, Ю. В. Арутуняна, В. М. Межуева, М.
В. Заковоротной , В.М. Пивоева, И.В. Малыгиной [2] и др.
Материалы исследования:
Анализ феномена «кельтского тигра» был произведен на основе работ Д.
О'Херна (D. O'Hearn), Ф. Бэрри, Дж. Бредли (F. Barry, J. Bradley), A.
Леддина, Б. Уолша (A. Leddin, B. Walsh), Р. О'Доннела (R. О'Donnell), Ш.
О'Райана (S. O'Riain), Д. Киберда (D. Kiberd), Дж. Якобсена (J. Jacobsen)
[3] и др. В ходе выявления предпосылок «ирландского экономического чуда»
использовались ресурсы сети интернет и статьи из англоязычных изданий The
Irish Times, The Financial Times, Business Week, The Economist, The Banker,
а также материалы информационных агентств Associated Press, Reuter News,
Agence France-Presse.
Социокультурные факторы, способствовавшие формированию и изменению
национальной самобытности ирландцев с момента основания Ирландского
свободного государства в 1921-1922 годах до середины 2000-х годов,
рассматриваются в работах П. Махони, Дж. Деланти (P. Mahony, G. Delanty),
Э. Кейн (E. Kane), Л. Кертис (L. Curtis), Дж. Ли (J. Lee), Д. Кьоу (D.
Keogh), А. Джексона (A. Jackson), Ш. Маллалли (S. Mullally), У. Александерa
(W. Alexander), М. Пейллона (M. Peillon), М. Диллон (M. Dillon), Дж. Херман
(G. Herman), П. Лоуга (P. Logue), Р. Кирни (R. Kearney), Б. Бартли, Р.
Китчин (В. Bartley, R. Kitchin), Х. Линехана (H. Linehan) [4].
В рамках исследуемой проблематики научный интерес также представили
труды, посвященные вопросу этнической идентичности ирландской зарубежной
общины. Среди них можно выделить работы Р. Байрона (R. Byron), Дж. Ли (J.
Lee), Д. Негры (D. Negra), К. О'Грады (С. O'Grada) Д. Пек (D. Peck) [5].
Исследований, анализирующих взаимообусловленность процесса
становления новой ирландской национальной идентичности и роста популярности
ирландской культуры, крайне мало. Среди них можно выделить труды,
посвященные феномену Riverdance и ирландским национальным танцам, Б.
О'Коннор (B. O'Connor), Дж. Каллинейн (J. Cullinane), Б. Киннейде (B.
Cinneide). Данная проблематика затрагивается в работах П. Кирби (P.
Kirby), Д. Негры (D. Negra), Дж. С. Сойэрс (J. S. Sawyers), в сборнике
материалов конференции Re-Imagining Ireland, проведенной на базе
Университета Вирджинии (ed. by A. H. Wyndham), а также в автобиографической
книге первого солиста шоу Riverdance и постановщика танцевального
представления Lord of the Dance М. Флетли (M. Flatley) [6].
В работе также был произведен анализ статей зарубежной англоязычной
прессы (The Guardian, The Sunday Business Post, The International Herald
Tribune, The New York Times, The New York Post, The Wall Street Journal,
The Observer, Dance Magazine, Cara Magazine и др.). В ходе исследования
были проанализированы рецензии и отзывы на ирландские танцевальные шоу, а
также интервью с участниками и организаторами танцевальных проектов. Как
отмечает профессор Т. Г. Добросклонская, «средства массовой информации
играют решающую роль в формировании информационной картины мира»[7]. Именно
поэтому вышеупомянутые источники являются важной частью произведенного
исследования.
Другим источником информации явились официальные сайты ирландских
танцевальных шоу и сайты, посвященные Дню святого Патрика и фестивалям
святого Патрика. Среди них можно выделить: www.riverdance.com,
www.lordofthedance.com, www.celtictigerlive.com, www.celticfeet.co.uk,
www.spiritofthedance.com, www.magicofthedance.com, www.gaelforce-dance.com,
www.celticcafe.com, www.rhythmofthedance.com, www.stpatricksfestival.ie и
др.
Ценными материалами в ходе исследования географии распространения и
традиций празднования Дня святого Патрика послужили работы М. Кронина (M.
Cronin), Т.П. Кугана (T. P. Coogan), Ю. Устименко[8].
Методологической основой диссертации является комплексный анализ
рассматриваемых в работе процессов и явлений на основе междисциплинарного
подхода. В ходе анализа ирландской национальной идентичности применяется
историко-культурный метод, с помощью которого прослеживаются основные этапы
формирования национальной идентичности ирландского народа с конца XIX -
начала XX веков до начала XXI века. При анализе ирландских танцевальных
шоу и национального праздника День святого Патрика используется
культурологический подход, позволяющий выявить характерные черты «визитных
карточек» Ирландии периода «кельтского тигра» и установить степень их
влияния на ирландскую национальную идентичность. В ходе выявления причин
международной популярности Дня святого Патрика используется дескриптивно-
сопоставительный анализ, позволяющий выявить специфические особенности его
празднования в различных странах. В работе также применялась методика
контент-анализа западной прессы и информационно-новостных порталов.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования
обеспечивается теоретико-методологической проработанностью проблемы,
определяется использованием разнообразных методов исследования и опорой на
обширный фактический материал.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предпосылки для феномена «кельтского тигра» складывались в Ирландии
на протяжении второй половины XX века. Преобразование страны в 1990-х годах
не было спонтанным и явилось следствием ряда реформ не только в
политической и экономической сферах, но и в области культуры и образования.

2. В 1990-х годах в мире происходит разрушение устойчивых
отрицательных стереотипных представлений об ирландцах. Предвзятое,
презрительное, насмешливое и настороженное отношение к ирландцам со стороны
других наций меняется на дружелюбное, уважительное и заинтересованное.
3. В период «кельтского тигра» среди коренного населения Ирландии и
внутри ирландской международной общины происходит процесс переосмысления
понятия Irishness и изменение в восприятии себя как нации. Ирландцам
удалось справиться с «комплексом жертвы» и национальным комплексом
неполноценности, обрести чувства национальной уверенности и гордости.
4. Несмотря на ряд положительных преобразований, в период «кельтского
тигра» в ирландском обществе наблюдается «кризис идентичности»,
спровоцированный невозможностью строить национальную идентичность,
отталкиваясь от противопоставления себя англичанам.
5. Активизация деятельности общественности и правительства Ирландии в
вопросах развития и популяризации ирландской культуры была обусловлена
двумя основными, на первый взгляд противоположными, причинами:
. с одной стороны, вновь обретенным чувством национальной гордости
и уверенности;
. с другой стороны, «кризисом идентичности», связанным с
опасением о потере своей национальной самобытности.
6. Активное содействие ирландской общественности и зарубежной общины
развитию и распространению ирландской культуры как неотъемлемого элемента
Irishness обусловило ее устойчивую международную популярность.
5. Танцевальные шоу Riverdance, Lord of the Dance и др. являются
проводниками ирландской культуры в мировом художественном пространстве и
отражают национальную идентичность современной Ирландии. В свою очередь,
высокий международный интерес к ним способствует дальнейшему укреплению
национального самосознания ирландцев.
6. Организация масштабных торжеств по случаю Дня святого Патрика за
рубежом стала возможна благодаря разрушению негативных стереотипов об
ирландцах и возросшему интересу к ирландской культуре в период «кельтского
тигра». Празднование Дня святого Патрика способствует укреплению
национальной уверенности ирландцев и обусловливает дальнейший рост
международной популярности ирландской культуры.
7. Рост интереса к ирландской культуре и трансформация национальной
идентичности являются тесно связанными и взаимообусловленными процессами.
Научная новизна данной работы обусловлена тем фактом, что феномен
«кельтского тигра» впервые рассматривается не только с точки зрения
экономики и политики, но и с позиций целого ряда социокультурных процессов,
способствовавших преобразованию Ирландии в 1990-х годах. В работе
выявляется взаимосвязь между становлением новой национальной идентичности и
ростом международной популярности ирландской культуры в период
стремительного экономического роста. В данном исследовании впервые
анализируются причины международной популярности так называемых «визитных
карточек» современной ирландской культуры - танцевальных шоу Riverdance и
Lord of the Dance и национального праздника День святого Патрика.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней
рассматриваются актуальные для современной культурологической науки вопросы
взаимовлияния национальной культуры и национального самосознания.
Комплексный анализ феномена «ирландизации» международной культуры в
контексте трансформации национальной идентичности может способствовать
разработке методики изучения сходных явлений.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что
полученные результаты могут быть использованы при разработке учебных
пособий, курсов лекций и семинарских занятий по истории и культуре
Ирландии, британо-ирландским и американо-ирландским отношениям. Работа
представляет интерес для специалистов в областях культурологии и
регионоведения, занимающихся изучением Ирландии, ее национальных и
культурных особенностей, а также для специалистов, интересующихся вопросами
вклада международной ирландской диаспоры в ирландскую культуру.
Апробация диссертации: Положения, результаты и выводы исследования
был представлены на конференциях «Ломоносов - 2008», «Ломоносов - 2009»,
«Россия и Запад: диалог культур 2009». Часть авторских исследований нашла
отражение в публикациях.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы (142 наименования), списка интернет-ресурсов
и приложения, включающего фотоматериал.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность и научная новизна исследования
с культурологической точки зрения, формулируются цели и задачи, излагаются
методы, теоретическая значимость и практическая ценность работы.
Глава I - «Сущность феномена "кельтского тигра"» - посвящена анализу
ряда теоретических вопросов. В параграфе 1 - «Национальная идентичность.
Определение и содержание понятия» - в хронологической последовательности
рассматриваются и анализируются основополагающие концепции теории
идентичности, предложенные учеными разных направлений.
Непосредственно предшествовали введению понятия идентичности труды
классиков зарубежной психологии, философии и социологии З. Фрейда, У.
Джеймса, Ж. Пиаже, К. Юнга, А. Адлера, К. Ясперса, Г. Салливана, К. Хорни,
Дж. Мида. В работе «Психология масс и анализ Я»[9] З. Фрейд впервые
использовал понятие «идентификации» как необходимого механизма
взаимодействия между индивидом и социальной группой.
Появление термина «идентичность» связывают с именем психолога Э.
Эриксона, который в 1940-х годах ввел в научный оборот термины
«идентичность» и «кризис идентичности» в своих трудах «Детство и общество»,
«Молодой человек Лютер», «Идентичность: молодость и кризис». Эриксон
выделил понятие психосоциальной идентичности как продукта взаимодействия
между личностью и обществом.
Анализ проблемы идентичности производился в работах Э. Фромма, К.
Леви-Стросса, А. Тэджфела, Э.Хобсбаума, Э. Гидденса, Р. Баумайстера. В
большинстве концепций идентичность рассматривается как изменяющаяся
структура, развивающаяся на протяжении всей жизни человека и преодолевающая
на своем жизненном пути ряд кризисов. Формирование идентичности возможно
только в социуме[10].
Среди исследований коллективной идентичности наибольшее
распространение получили теории национальной и этнической идентичности. В
отечественной науке вопрос о национальной идентичности чаще представляется
как вопрос о национальном характере. Национальный характер - многозначный
феномен, определяющийся как совокупность устойчивых психических
особенностей и культурных атрибутов нации, которые зависят от всеобщей
жизнедеятельности и условий жизни и проявляются в поступках[11].
По мнению многих отечественных и зарубежных ученых, основная роль в
становлении национального характера или национальной идентичности
принадлежит культуре. Большинство исследователей признают справедливость
положений, сформулированных Н.А. Бердяевым о том, что «не в политике, и не
в экономике, а в культуре осуществляются цели общества»[12]. По утверждению
философа и культуролога В.М. Межуева, нация - это государственная,
социальная, культурная принадлежность индивида[13]. Британский социолог Э.
Геллнер называет образование и культуру основными факторами, влияющими на
формирование национальной идентичности[14].
Национальная идентичность включает в себя принадлежность к
определенной нации, любовь к национальной культуре и языку, приверженность
национальным ценностям, осознанное чувство национальной гордости и
уверенности. Перечисленные элементы идентичности находятся в постоянном
диалектическом развитии.
Для данной диссертации особо важным представляется отдельно
рассмотреть понятие этнической идентичности, так как многовековая
иммиграция ирландцев в Великобританию, США, Канаду и Австралию привела к
формированию многомиллионной ирландской диаспоры, вносящей свой вклад в
распространение ирландской культуры. Этническая идентичность - это
составная часть социальной идентичности личности, отождествление индивидом
себя с представителями определенного этноса, его культурой и традициями,
включающая в себя весь комплекс эмоций, вызываемых ощущением данной
принадлежности.
Проблема дифференциации и определения понятий «нация» и «этнос»
связана с тем, что в науке не сложилось единой точки зрения на соотношение
этнических и национальных явлений. Они отождествляются одними учеными,
категорически противопоставляются другими, рассматриваются как
последовательные и взаимосвязанные стадии общественного развития третьими.
Определяя разницу между национальным и этническим, представляется
необходимым привести слова В.М. Межуева: «Нация, в отличие от этноса... это
то, что дано не фактом моего рождения, а моими собственными усилиями и
личным выбором. Этнос я не выбираю, а нацию - выбираю, могу выбрать. Нация
- это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не
его антропологическая и этническая определенность»[15]. Исследователь В.М.
Пивоев также дифференцирует понятия национального и этнического. Этнос, по
определению В.М. Пивоева, это «народ, осознавший свою идентичность,
ответивший на три вопроса: Кто мы такие и чем отличаемся от других? За что
нас могут и должны уважать? Как нам сохранить свое достоинство?»[16] Нация
же, согласно определению ученого, «это народ, осознавший свою идентичность
и защищающий себя с помощью государства. Она формируется на основе
титульного для данного государства этноса, который подчиняет и ассимилирует
другие этносы»[17]. Исследователь И.В. Малыгина рассматривает понятия
этноса и нации как последовательные стадии этногенеза, связанные общим
«культурным ядром»[18]. Таким образом, национальная и этническая
идентичность не противопоставлены, а взаимосвязаны.
В параграфе 2 - «Определение сущности и причины феномена "кельтского
тигра"» - раскрываются понятия «тигр», «кельтский тигр», анализируются
история и причины феномена «кельтского тигра».
В экономической среде термин «тигр» первоначально относился к
территориям с дешевой рабочей силой, организованным в Азии для привлечения
иностранного капитала. Первыми странами, получившими название «тигры
Восточной Азии», были Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань,
продемонстрировавшие чрезвычайно высокие темпы экономического развития в 70-
90-е годы XX века. Ирландия стала первой европейской страной, названной
«тигром» по аналогии со странами Восточной Азии.
Ряд исследователей считают понятие «тигр» необъективным и вводящим в
заблуждение ярлыком, ставя под сомнение возможность сравнения «ирландского
экономического чуда» с экономическим бумом стран Восточной Азии.
Исследователь Х. Шоу называет «кельтского тигра» «мифическим существом»,
«сбивающей с толку метафорой», подчеркивая неестественность сравнения
Ирландии с тигром. Согласно мнению Х. Шоу, намного точнее было бы назвать
экономический взлет Ирландии «ирландским волкодавом»[19]. По мнению
журналиста О. О'Коннора, фраза «кельтский тигр» «является не вносящей
ясность, а, наоборот, создающей путаницу метафорой»[20]. Тем не менее,
данное название широко распространилось в средствах массовой информации,
где относилось уже к успешному развитию страны в целом, а не только к
экономическим успехам. «Кельтский тигр» является метафорическим названием
процветающей Ирландии середины 1990-х годов.
Феномен «кельтского тигра» не был внезапным и объясняется целым рядом
процессов, происходивших в Ирландии во второй половине XX века. К таким
процессам можно отнести последовательную государственную политику в
экономической, образовательной, культурной, научно-технической,
сельскохозяйственной областях, а также кардинальную трансформацию
международных отношений, способствовавшую укреплению позиций Ирландии на
мировой арене и расширению возможностей сотрудничества с другими
странами[21].

В главе II - «Ирландская национальная идентичность в XX-XXI вв.:
историко-культурологический аспект» - прослеживаются основные этапы
формирования и трансформации национальной идентичности ирландцев в XX веке,
определяется степень влияния стремительного экономического роста на
национальную идентичность, раскрываются причины роста популярности
ирландской культуры.


В параграфе 1 - «Основные этапы становления ирландской национальной
идентичности до наступления периода "кельтского тигра"» - анализируется
история становления национальной идентичности ирландцев с начала XX века по
1980-е гг.

Период формирования современной ирландской национальной идентичности
условно делится на 3 этапа: первый этап - конец XIX века - пятидесятые годы
ХХ-го века, второй этап - 1950-1980-е годы, третий этап - 1980-е годы - по
настоящий момент. С момента формирования Ирландского свободного государства
в 1921-1922 гг. и вплоть до конца 1950-х годов ирландская национальная
идентичность формировалась под воздействием авторитарного правительства,
находившегося под мощным влиянием католической церкви. Огромное желание
определить собственную уникальную идентичность, которая всячески
подчеркивала бы, что Ирландия это не Англия, привело к выявлению так
называемых отличительных признаков, основными из которых являлись гэльский
национализм и католицизм. В обществе преобладали антимодернистские
настроения, направленные на сохранение культурных и религиозных традиций, а
также культивирование традиционных духовных ценностей.
По мнению некоторых исследователей, такие важные моменты ирландского
исторического опыта, как колонизация, выселение с плодородных земель,
лишение права собственности, утрата ирландцами гэльского языка, длительная
военная оккупация, а также Великий голод 1845-1849 годов, гражданская война
1922-1923 годов и северо-ирландский конфликт, явились причинами
формирования иcторической травмы, которая, в свою очередь, способствовала
закреплению и развитию комплекса неполноценности, а также чувств
национальной неуверенности, стеснительности и беспомощности[22]. Несмотря
на стремление правительства возродить национальную уверенность и создать
уникальную идентичность, ирландцам не удавалось справиться с «комплексом
жертвы». Историк Л. Кеннеди отмечает точность сатирической аббревиатуры
MOPE (Most Oppressed People Ever), «самый угнетаемый когда-либо народ»,
много лет использовавшейся для описания национальной ирландской жалости к
самим себе[23].
Начиная с пятидесятых годов ХХ века, в обществе происходило
постепенное разрушение традиционных основ ирландской национальной
идентичности. Эти годы характеризуются началом секуляризации, возрастающим
оттоком сельского населения в города, изменением политического курса
страны, а также началом интеграции Ирландии в Европу. Преодолев
авторитарное правление и островную изолированность, ирландское общество
сделалось более открытым, готовым к диалогу и налаживанию новых отношений
со странами Западной Европы.
В параграфе 2 - «Ирландская национальная идентичность в период "кельтского
тигра"» - проводится анализ трансформации национальной идентичности
ирландцев в 1980-2000-х годах, а также рассматриваются вопросы изменения
восприятия ирландцами самих себя и изменения отношения к ним со стороны
других наций.
Среди первостепенных факторов, повлиявших на формирование новой
национальной идентичности ирландцев в период «кельтского тигра», необходимо
выделить:
- ослабление влияния католической церкви на общество;
- значительные изменения в гендерных отношениях, в результате
которых пост президента страны занимали две женщины подряд, а
также значительно увеличилось количество женщин в политической и
экономической сферах;
- организацию в 1994-1997 годах официальных церемоний, посвященных
памяти жертв Великого голода;
- мирный процесс, преобразовавший политические и конституционные
отношения между Ирландской республикой, Северной Ирландией и
Великобританией;
- успешные государственные программы по сохранению и распространению
гэльского языка;
- трансформацию отношения к ирландцам в мире и крушение анти-
ирландских стереотипов;
- изменение миграционных процессов, углубление интеграции Ирландии в
мировое сообщество и «расширение границ» ирландской национальной
идентичности;
- возрастание интереса к Ирландии среди ирландских зарубежных общин;
- международный успех ирландских деятелей искусства.
В период 1980-90-х годов отмечаются существенные изменения в
восприятии ирландцами самих себя. Так, именно в эти годы ирландцам удалось
справиться с традиционным для наций, долгое время находившихся в
колониальной зависимости, «комплексом жертвы». Вместе с экономикой росла и
национальная уверенность. Как подчеркнул Ф. О'Тул, «тяжело утопать в
постколониальных жалобах на судьбу, когда бывшая колония богаче своей
метрополии»[24]. Современный ирландец, самоуверенный, успешный, активный,
трудолюбивый и целеустремленный, кардинально отличается от неуверенного в
себе, закомплексованного, безынициативного ирландца 1970-х годов, с трудом
разделяющего рабочее и нерабочее время.
Справившись с «комплексом жертвы» и национальным комплексом
неполноценности, ирландцы нашли в себе силы открыто заговорить об основных
трагических моментах собственной истории. В стране впервые почти за
полтора столетия были организованы официальные церемонии, посвященные
памяти жертв Великого голода. С 1998 года в Лондондерри проводятся
ежегодные официальные церемонии памяти жертв «Кровавого воскресенья». Можно
говорить о «восстановлении национальной памяти»[25], благодаря которому
завершился период длительного общественного молчания.
Именно в девяностые годы ХХ века отношение к Ирландии и ирландцам в
мире претерпело значительные изменения. Экономический рост и процветание, а
также частичное урегулирование североирландского конфликта привели к
изменению предвзятого, настороженного и ироничного отношения к ирландцам
на дружелюбное и заинтересованное. Ирландия не ассоциируется более с бедной
аграрной страной, находящейся на задворках Европы, а ее народ - с лентяем,
хулиганом и пьяницей Пэдди.
В период «кельтского тигра», впервые за несколько веков, эмиграционный
процесс сменился обратным миграционным движением. К 2004 году население
Ирландии впервые с 1871 года превысило 4 млн человек. Исследователь Б.
Бартли констатирует «активизацию попыток переоценки диаспорической
самоидентификации»[26], вызванную всплеском интереса к Ирландии в среде
ирландских эмигрантов в 1990-е годы. Большой вклад в расширение понятия
«ирландский», а также в налаживание отношений между Ирландией и ирландцами,
проживающими за границей, принадлежит первому президенту периода
«кельтского тигра» Мэри Робинсон (1990-1997). По словам М. Робинсон,
понятие «ирландец» становится все более широким и всеохватывающим и не
ограничивается территориальным признаком. М. Робинсон расширила границы
Ирландии и способствовала созданию плюралистической ирландской
идентичности, убедив потомков ирландских эмигрантов в том, что можно быть
ирландским американцем, ирландским австралийцем, ирландским европейцем,
ирландским канадцем, британцем ирландского происхождения и т.д.
Параграф 3 - «Влияние глобализации на ирландскую

национальную идентичность» - посвящен анализу влияния глобализационных
процессов и экономического роста на национальную идентичность ирландцев.
С одной стороны, экономическое процветание и интеграция в Европу
способствовали возрождению чувств национальной гордости и уверенности, с
другой - привели к «кризису идентичности», связанного с опасениями о потере
национального своеобразия. В связи с модернизацией, секуляризацией и
урбанизацией Ирландии, ее жители стали вести образ жизни, который ранее
отождествлялся с понятием Britishness. Именно поэтому на правительственном
и общественном уровне произошло осознание необходимости сохранения и
распространения ирландской культуры как неотъемлемого элемента Irishness.
Помимо государственных программ по поддержке и поднятию престижа
ирландского языка, в стране увеличилось число фестивалей ирландской
культуры. С середины 1990-х годов начали свою работу финансируемые
правительством некоммерческие организации Culture Ireland и Ireland Funds,
занимающиеся организацией и проведением различных культурных мероприятий, в
число которых входят фестивали ирландской музыки и танца, театральные
фестивали, различные концерты и представления ирландских деятелей
искусства, проводящиеся во всех уголках земного шара. Отделения данных
организаций существуют во многих странах мира, например, США, Австралии,
Канаде, Новой Зеландии, Великобритании, Франции, Германии, России, Японии,
Китае. Основной задачей данных организаций является продвижение имиджа
Ирландии как процветающей страны с богатыми культурными традициями.
Можно заключить, что ирландское руководство предприняло попытки
совместить образ преобразившейся модернизированной страны с образом
традиционной Ирландии, обладающей уникальным культурным наследием.
В параграфе 4 - «Рост популярности ирландской культуры в период
"кельтского тигра"» - раскрывается понятие hibernisation («ирландизация»),
анализируются основные причины «ирландизации» международной культуры,
выявляется взамосвязь между ростом популярности ирландской культуры и
изменением национального самосознания.
Именно в годы «экономического чуда» ирландская культура, которая до
недавнего времени была скрыта от остального мира за так называемым «зеленым
занавесом», частично распространяясь лишь внутри ирландской диаспоры,
обрела мировую популярность. В научный обиход вошло понятие hibernisation
(«ирландизация»), обозначающее распространение ирландского влияния в
различных культурных областях. По мнению исследователя Р. Фостера, в мире
произошла «ирландизация массовой культуры»[27]. Целая плеяда ирландских
писателей и поэтов была удостоена престижных литературных премий. С 1993 по
2007 годы ирландские авторы 3 раза стали лауреатами Букеровской премии
(1993 - Родди Дойл, 2005 - Джон Бенвилл, 2007 - Энн Энрайт). В 1995 году
Нобелевская премия по литературе была присуждена поэту Шеймасу Хини. В
период «кельтского тигра» среди поклонников ирландского писателя Джеймса
Джойса зародилась традиция отмечать 16-го июня так называемый День Блума
(Bloomsday)[28]. Праздник литературного наследия Джойса превратился со
временем в торжество ирландской культуры и распространился по всему миру. В
1990-е годы Ирландия четыре раза выигрывала международный конкурс песни
«Евровидение» (в 1992, 1993, 1994 и 1996 годах). Ирландские музыканты
укрепили свои позиции на мировой арене. По оценке влиятельного музыкального
издания Billboard, крупные и независимые звукозаписывающие компании
«уделяют особое внимание поиску новых талантов, которые совмещали бы в себе
международный потенциал и ярко выраженную ирландскую идентичность»[29].
Первая волна интереса к ирландской культуре, вызванная экономическим
ростом и успешной интеграцией некогда изолированной Ирландии в мировое
сообщество, способствовала укреплению национального самосознания,
преодолению комплексов неполноценности и неуверенности, а также кризиса
идентичности. Полемизируя на тему потери ирландцами самобытности, профессор
Р. Кирни задает ряд риторических вопросов: «Кто усомнится в своей
ирландской принадлежности, когда Мик Гэлуэй[30] обыгрывает английскую
защиту; когда Нил Джордан[31] получает награду Американской Киноакадемии;
когда пьесы Фрила[32] и Макгиннесса[33] имеют ошеломляющий успех на
Бродвее; когда группа U2 взрывает европейские стадионы; когда Нула
Домнил[34] декламирует свои стихи»[35].
Дальнейший рост популярности ирландской культуры был, в свою очередь,
обусловлен активизацией деятельности ирландской общественности,
правительства Ирландии и международной ирландской общины в развитии и
популяризации как массовой, так и традиционной ирландской культуры.
В главе III - «"Визитные карточки" ирландской культуры периода
«кельтского тигра»: ирландские танцевальные шоу и национальный праздник
День святого Патрика» - проводится анализ самых ярких культурных феноменов
Ирландии периода «кельтского тигра», ирландских танцевальных шоу и Дня
святого Патрика, в контексте трансформации национальной идентичности.
В параграфе 1 - «Танцевальные шоу как свидетельство роста популярности
ирландской культуры в период "кельтского тигра"» - анализируются причины
международной популярности ирландских танцевальных шоу, выявляется
взаимосвязь между танцевальными представлениями и трансформацией
национальной идентичности ирландцев.
Первый семиминутный танцевальный номер Riverdance был показан на
конкурсе песни «Евровидение» в 1994 году. Примечательно, что выступление
ирландских танцоров не входило в конкурсную программу, а являлось лишь
промежуточным номером, который, фактически, и одержал победу. «Евровидение»
дало ранее малоизвестному ирландскому танцу то, чего у него никогда не
было, - сцену, декорации, свет, а самое главное - аудиторию в 300 млн
телезрителей. По словам Джин Батлер, солистки первой труппы Riverdance,
ирландские танцоры, ранее не слишком востребованные и известные лишь в
узких соревновательных кругах, внезапно обрели международную славу и
«впервые испытали чувство гордости за свою профессию, совершенно незнакомое
им ранее»[36].
Двухчасовое танцевальное шоу Riverdance, основанное на ирландских
народных мотивах и танцах, было поставлено через год после успеха на
«Евровидении» и признано самым популярным танцевальным проектом 1990-х
годов. Модернизация ирландских танцев и танцевальных костюмов, добавление в
шоу элементов других танцевальных культур (испанское фламенко, американский
степ, славянские танцы), быстрый темп исполнения степ-танцев, в несколько
раз превышающий темп, принятый на национальных соревнованиях, - все это
превратило Riverdance в визитную карточку процветающей и уверенной в себе
Ирландии периода «кельтского тигра», поборовшей комплексы прошлого и
готовой к диалогу культур с другими странами. Ф. О'Тул рассматривает
Riverdance как своего рода ответ Имону де Валере и его «милым девушкам,
танцующим на перекрестке»[37], утверждая, что данное танцевальное шоу
является прямым свидетельством модернизации как ирландской культуры, так и
ирландского общества в целом[38].
Данный проект породил моду на ирландские танцы во многих странах мира.
Исследователь П. Лоуг отмечает, что само слово "riverdance" превратилось со
временем в глагол "to riverdance", имеющий значение «танцевать ирландские
танцы»[39].
В параграфе также рассматриваются танцевальные проекты первого
хореографа и солиста Riverdance Майкла Флетли, считающегося сегодня одним
из законодателей моды на ирландские танцы в мире. Театрализованные
представления Lord of the Dance, Feet of Flame, Celtic Tiger гармонично
синтезировали традиционное ирландское искусство, современные декорации,
яркие костюмы, пиротехнические эффекты и мощный звук. Танцевальные проекты
Майкла Флетли являются примером существенного вклада ирландской зарубежной
общины в развитие и популяризацию ирландской культуры на рубеже XX-XXI
веков.
Количество ирландских танцевальных представлений, созданных с момента
появления их родоначальников Riverdance - The Show и Lord of the Dance,
демонстрирует международный интерес к ирландской культуре. Среди них можно
выделить Spirit Of The Dance, Magic of the Dance, Gaelforce Dance, Rhythm
of the Dance, Ragus, Dance Invasion, Dancing Thru the Ages, Celtic Feet, To
Dance on the Moon.
Можно утверждать, что ирландские танцевальные шоу способствуют
сохранению ирландской идентичности и укреплению национального самосознания.
По словам журналиста The Observer Х. Хамильтона, «именно теперь, когда
ирландцы становятся все более похожи на другие развитые европейские нации,
когда под угрозой находится традиционная культурная самобытность, мир
должен видеть, как мы танцуем»[40].
В параграфе 2 - «День святого Патрика как свидетельство роста
популярности ирландской культуры в период "кельтского тигра"» -
определяются роль и место данного праздника в культурных календарях разных
стран, анализируются причины его международной популярности, выявляется
взаимосвязь между ростом популярности Дня святого Патрика и трансформацией
национальной идентичности.
До середины 1990-х годов празднование Дня святого Патрика было
распространено в основном в среде ирландских эмигрантов в странах с большой
ирландской диаспорой. На рубеже XX-XXI веков торжества в честь
национального святого Ирландии впервые были организованы во многих
европейских и азиатских странах. В их числе Германия, Франция, Россия,
Дания, Норвегия, Италия, Испания, Швеция, Нидерланды, Турция, Япония,
Китай, Сингапур, Малайзия, Гонконг, Южная Корея и др. В Великобритании,
США, Канаде и Австралии этот праздник постепенно распространился за пределы
ирландских общин, превратившись в событие, объединяющее людей разных
национальностей.
Большинство мероприятий по случаю Дня святого Патрика организуется
при поддержке правительства Ирландии, различных ирландских компаний, а
также организаций The Ireland Funds, Culture Ireland, Irish Network. Особый
вклад в распространение праздника вносят ирландские зарубежные общины.
Механизмы распространения и популяризации Дня святого Патрика в большинстве
стран идентичны. В данном параграфе анализируются традиции празднования Дня
святого Патрика в Ирландии, Великобритании, Японии, России и США.
До середины 1990-х годов празднование Дня святого Патрика в самой
Ирландии не было широко распространено и часто не выходило за рамки
проведения американизированного парада. В период «кельтского тигра» Дублин
был превращен в международную столицу празднования Дня святого Патрика.
Недельный Фестиваль святого Патрика, проводящийся в ирландской столице в
середине марта, включает в свою программу более ста культурных мероприятий
и открывает туристический сезон в Ирландии. Фестиваль святого Патрика
является реакцией на социально-экономические изменения в Ирландии и,
одновременно с тем, их зеркалом. По мнению исследователя М. Кронина,
«фестиваль добавил в понятие Irishness праздничности, выразительности и
артистичности»[41]. Превращение религиозного праздника в шумное светское
торжество, которое все же начинается с посещения ирландцами мессы, отразило
национальную идентичность современной Ирландии, где утрата католических
ценностей и авторитета церкви совмещается с личной духовностью и
религиозностью.
В 1990-е годы День святого Патрика стал отмечаться и в Северной
Ирландии, где ранее считался праздником ирландских республиканцев. В
Северной Ирландии он позиционируется в первую очередь как праздник
ирландской культуры, способствующий сближению и примирению католического и
протестантского населения.
Отличительной особенностью и залогом успеха Дня святого Патрика
является то, что ирландцы активно привлекают для участия в праздничных
мероприятиях коренное население, благодаря чему он обретает свои
специфические черты на территориях разных стран. В Японии участники парадов
святого Патрика используют яркий грим, маски и эффектные наряды в традициях
японского театра кабуки. В России в праздничной процессии можно встретить
людей в русских национальных костюмах, а на музыкальных фолк-марафонах и
концертах звучит не только ирландская музыка, но и традиционные мелодии и
песни разных народов России. В США к празднованию Дня святого Патрика
присоединяются различные этнические меньшинства, так как парад и другие
праздничные мероприятия являются возможностью для них привлечь общественное
внимание к своим культурным традициям. Тем не менее, Дню святого Патрика
удается оставаться праздником в первую очередь ирландской культуры.
Ирландцы выступают в качестве гостеприимных хозяев данного праздника,
охотно предлагающих гостям торжества внести в него свою лепту.
Пример Дня святого Патрика наглядно демонстрирует, как традиционный
религиозный праздник, отмечание которого еще несколько десятилетий назад
сводилось к посещению мессы и парада, был трансформирован в международный
праздник ирландской культуры, способствующий сохранению и популяризации
ирландского фольклора, традиционной музыки, танцев, поднятию престижа
ирландского языка, приобщению населения к народным традициям, а также
являющийся стимулом межнационального культурного обмена. Современный
вариант Дня святого Патрика также стал для ирландского общества
своеобразным мостом, соединяющим поколения. В его празднование вовлекается
как молодежь, так и представители старшего поколения, хранящие и передающие
исконные традиции и культурные основы. Являясь проводником ирландских
культурных традиций в различных уголках мира, День святого Патрика
благотворно влияет на национальное самосознание ирландцев и обусловливает
дальнейший рост популярности ирландской культуры.

В заключении исследования подводятся итоги. В эпоху глобализации и
общеевропейской интеграции проблема взаимовлияния и взаимодействия
национальной идентичности и культуры стала изучаться различными
гуманитарными науками, включая культурологию. Национальная культура
способна серьезно влиять на идентичность нации, укреплять самосознание
народа, способствовать формированию уникального имиджа страны. Одновременно
с этим, изменение национального самосознания, вызванное экономическими и
политическими преобразованиями, отражается в области культуры. Таким
образом, культура является зеркалом происходящих в стране процессов. На
примере Ирландии можно четко проследить взаимообусловленное развитие
национальной идентичности и культуры.
Можно утверждать, что первичный всплеск интереса к ирландской культуре
был вызван беспрецедентным экономическим ростом и успешной интеграцией
Ирландии в Европу. Именно в 1990-е годы отмечается рост интереса к
ирландской литературе, драматургии, традиционной и современной музыке,
танцам, а также к празднику День святого Патрика. Первичный рост интереса к
ирландской культуре положительно сказался как на личностной идентичности
ирландских деятелей искусства, так и на идентичности общества в целом.
Называя известных ирландских танцоров, музыкантов, писателей, поэтов,
драматургов и пр. «символами» Ирландии, профессор Р. Кирни утверждает, что
именно от них во многом зависит состояние национальной идентичности
ирландского общества[42].
«Культурные визитные карточки» Ирландии периода «кельтского тигра»
отображают современное состояние национальной идентичности ирландцев.
Появление ирландских танцевальных шоу, а также масштабное празднование Дня
святого Патрика по всему миру не представлялось возможным до середины 1990-
х годов не только из-за экономической отсталости и изолированности страны,
но и из-за психологической неготовности ирландского общества к активной
демонстрации своей культуры. Лишь обретя чувство национальной гордости,
поборов исторические травмы и почувствовав потенциальную опасность
размывания понятия Irishness, ирландский народ осознал всю необходимость и
важность сохранения, укрепления и распространения своих культурных
традиций.
Примеры ирландских танцевальных шоу и праздника День святого Патрика
показывают, что реализация подобных культурных проектов благотворно
сказывается на самосознании общества, объединяет население страны единой
идеей, способствует разрешению конфликта поколений. В свою очередь,
выведение шоу Riverdance и празднования Дня святого Патрика на
международный уровень позволило ирландцам повысить туристический и
культурный интерес к своей стране, укрепить отношения с ирландской
диаспорой, а также начать диалог культур с людьми различных
национальностей.
Работа наглядно демонстрирует, как именно нация, избавившаяся от груза
исторически обусловленных комплексов и негативной стереотипизации, смогла
трансформировать свою национальную культуру, и, более того, использовать ее
в качестве инструмента сохранения своей самобытности в соответствии с
требованиями современного, глобализованного мира. В диссертации сделана
попытка показать на конкретном примере всю сложность и комплексность
процессов взаимодействия национальной идентичности и состояния культуры в
обществе, а также выявить совокупность факторов, способствующих успешному
развитию общества и сохранению его культурных традиций как неотъемлемого
элемента национальной идентичности.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Рост популярности ирландской культуры в период «кельтского тигра» (на
примере танцевального шоу Riverdance и ирландских праздников День Святого
Патрика и Bloomsday) // Вестник Московского университета. Сер. 19.
Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. ?2.
2. Стереотипы восприятия Ирландии и ирландцев в британской прессе XIX века
// Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». Горно-
Алтайск: Редакция международного научного журнала МНКО, 2010. ?1.
3. Изменение ирландской национально-культурной идентичности в период
«кельтского тигра» (1990-2000 гг.) // Материалы XV Международной
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» [Электронный
ресурс]. М.: Издательство МГУ, 2008.
4. Танцевальное шоу Riverdance как свидетельство модернизации и
популяризации ирландской культуры в период «кельтского тигра» // Материалы
XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
«Ломоносов» [Электронный ресурс]. М.: Издательство МГУ, 2009.
5. Ирландский национальный праздник День святого Патрика в культурных
календарях разных стран (на примере Ирландии, Великобритании, России,
Японии и США). // Сборник статей XIII Международной конференции «Россия и
Запад: диалог культур». Вып. 15. Часть IV. М.: Центр по изучению
взаимодействия культур, 2010.

-----------------------
[1] O'Toole F. The Clod and the Continent: Irish Identity in the European
Union. URL: http://www.ictu.ie/html/publications/ictu/Essay1.pdf
[2] См.: Baumeister R. Identity. Cultural Change and Struggle for Self.
N.Y. Oxford, 1986; Habermas U. Communication and Evolution of Society.
Boston, 1979; Арутунян Ю. В. и др. Этносоциология. М., 1998; Бердяев Н.А.
Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века.
М., 1990; Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990; Бердяев Н.А. Судьба России.
Самосознание. Ростов н/Д., 1997; Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письмо
четвертое. О нации. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/neraven/04.html;
Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981; Булгаков С.Н. Из
размышлений о национальности. М., 1914; Выготский Л. С. История развития
высших психических функций. Собр. соч. в 6-т. Т. 3. М.,1984; Геллнер Э.
Нация и национализм. М., 1991; Джеймс У. Психология личности. Тексты. М.,
1982; Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские
аспекты. Ростов н/Д., 1999; Кон И.С. К проблеме национального характера //
История и психология. М., 1971; Малыгина И. В. «Этнокультурная
идентичность: онтология, морфология, динамика»., Диссертация на соискание
ученой степени доктора философских наук, М., 2005; Межуев В.М. Идея
национального государства в исторической перспективе // Полис. 1992; Пивоев
В. М. «Свое» и «чужое» в этнической и национальной культуре // «Свое» и
«чужое» в культуре: Сб. статей. Петрозаводск, 1998; Пивоев В. М. Кризис
идентичности и проблемы этнической, национальной и региональной
идентификации в условиях Европейского Севера России // Северный регион.
Сургут, 2003. ? 1; Тэджфел Г. Социальная идентичность и межгрупповые
отношения. М., 1982; Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.; Хантингтон
С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004;
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003; Хобсбаум Э. Нации и
национализм после 1870 года. СПб., 1998; Шпет Г.Г. Введение в этническую
психологию. СПб., 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,
1996.

[3] См.: Understanding Contemporary Ireland/ Ed. by B. Bartley, R.
Kitchin.L., 2006; Jacobsen J. Chasing Progress in the Irish Republic. N.Y.,
1994; Kiberd D. Inventing Ireland. HUP., 1997; Leddin A., Walsh B. The
Macroeconomy of the Eurozone: An Irish Perspective. Gill & Macmillan Ltd,
2003; Leddin A. An Analysis of the Irish Unemployment Problem in the
Context of EMS Membership. Paper to the Department of Economics. Cork,
1991; O'Hearn D. Inside the Celtic Tiger: The Irish Economy and The Asian
Model. L., 1998; O'Riain S. An Offshore Silicon Valley? The Emerging Irish
Offshore Industry. Competition and Change, Vol. 2, 1997; O'Riain S. The
Birth of a Celtic Tiger. Communications of the ACM, Vol. 40, No. 3, 1997;
O'Donnell R. Ireland and Europe: Challenges for a New Century. Intl
Academic Pub. 2000.
[4] См.: Alexander W. Chasing The Tartan Tiger: Lessons from a Celtic
Cousin. Scottish Power, 2003; Being Irish/ Ed. by P. Logue. Dublin, 2000;
Delanty G. O'Mahony P. Nationalism and Social Theory. L., 2002; Dillon M.
Debating Divorce. Moral Conflict in Ireland. Lexington. 1993; Herman J.
Trauma and Recovery. N.Y., 1992; Jackson A. Ireland 1798-1998, Oxford,
1999; Kane E. The Last Place God Made: Traditional Economy and New Industry
in Rural Ireland. New Haven, 1997; Keogh D. Twentieth-Century Ireland:
Nation and State. Palgrave, 1994; Lee J., Casey M. Making The Irish
American: History and Heritage of the Irish in the United States. N.Y.,
2006; Lee J. Ireland 1912-1985. Politics and Society. CUP., 1989; Linehan
H. Myth, Mammon and Mediocrity. Contemporary Irish Cinema Supplement. Vol.
XXIV, No 2-3, 1999; Mullally S. Gender, Culture and Human Rights:
Reclaiming Universalism. Hart Publishing, 1996; Peillon M. Contemporary
Irish Society: An Introduction. Dublin, 1982.

[5] Cм.: Byron R. Irish America. Oxford Studies in Social and Cultural
Anthropology. Oxford, 2000; Lee J. Ireland 1912-1985. Politics and Society.
CUP., 1989; O'Grada C. Black'47 and Beyond. The Great Irish Famine.
Princeton, 1999; Peck D. An Gorta Mor: The Great Famine and its Aftermath.
Doctoral dissertation. Masachusetts Professional School of Psychology,
2000; The Irish in Us/ Ed. by D. Negra. Duke University Press, 2006.
[6] Cullinane J. P. Aspects of the History of Irish Dancing. Dublin, 1997;
Cullinane J. P. Irish Dancing Costumes: Their Origins and Evolution
Illustrated with 100 Years of Photographs, 1892-1992. Dublin, 1999; Flatley
M. Lord Of The Dance: My Story. Touchstone, 2006; Irish Tourism: Image,
Culture and Identity/ Ed. by M. Cronin, B. O'Connor. Dublin, 2003; Re-
Imagining Ireland/ Ed. by A. H. Wyndham. University of Virginia Press,
2006; Sawyers J. S. Celtic Music: A Complete Guide. Da Capo Press, 2001;
The Irish in Us/ Ed. by D. Negra. Duke University Press, 2006.
[7] Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., 2005. С. 183.
|[8] Cronin M. The Wearing of the Green: A History of St. Patrick's Day. |
|L., 2006; Cronin M., O'Connor B., Irish Tourism: Image, Culture and |
|Identity. Multilingual Matters Limited, 2003; Coogan T. P. Wherever Green|
|is Worn: The Story of the Irish Diaspora. Palgrave, 2002; Устименко Ю. В. |
|Здравствуй, Ирландия. URL: www.world.lib.ru |
| |

[9]Фрейд З. Психология масс и анализ Я. М., 1989.
[10] Baumeister R. Identity. Cultural Change and Struggle for Self. N.
Y.,1986. P. 18-19.
[11] Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994.
[12] Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.С. 162.
[13] Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе
// Полис. 1992. N 5-6.
[14] Геллнер Э. Нация и национализм. М., 1991.
[15] Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе
// Полис. 1992. N 5-6.
[16] Пивоев В. М. «Свое» и «чужое» в этнической и национальной культуре //
«Свое» и «чужое» в культуре: Сб. статей. Петрозаводск, 1998. С. 16.
[17] Там же.
[18] Малыгина И. В. «Этнокультурная идентичность: онтология, морфология,
динамика». Диссертация на соискание ученой степени доктора философских
наук, М., 2005. С. 101.
[19] Re-Imagining Ireland/ Ed. by A.H. Wyndham. University of Virginia
Press. 2006, PP. 16-17.
[20] The Irish Times. 2000. June 2.
[21] Encounters with Modern Ireland/ Ed. by M.Peillon, E. Slater. Dublin,
1998. Europe - the Irish Experience/ Ed. by R. O'Donnell. Dublin, 2000.
[22] Curtiz L. The Cause of Ireland; From the United Irishmen to Partition.
Belfast, 1994., O'Grada C. Black '47: The Great Irish Famine in History,
Economy and Memory. Princeton, 1998.
[23] Modern Ireland: Post-Colonial Society or Post-Colonial Pretensions.
Kennedy L. // Irish Review, Vol. 13, 1992-93.
[24] Re-Inventing Ireland/ Ed. by P. Kirby, L. Gibbons, M. Cronin. L.,
2002. P. 90.
[25] Whelan Y., Moore N. Heritage, Memory and the Politics of Identity.
Ashgate Publishing, 2007. P.55.
[26] Understanding Contemporary Ireland/ Ed. by B. Bartley, R. Kitchin. L.,
2006. P. 1.
[27] Foster R. The Irish Story. Oxford University Press, 2004. P.VIII.
[28] 16 июня 1904 года в Дублине состоялась первая встреча Джойса и Норы
Барнакль, которая впоследствии стала спутницей жизни писателя. Джойс
увековечил данную дату в своем самом известном произведении «Улисс»: именно
в этот день герои романа Леопольд Блум и Стивен Дедал совершают свое
путешествие по Дублину.
[29] Emerald Vision // The Billboard. 1995. September 9.
[30] Мик Гэлуэй (Mick Galwey) - известный ирландский регбист.
[31] Нил Джордан (Neil Jordan) - известный ирландский режиссер, лауреат
премии «Оскар».
[32] Брайан Фрил (Brian Friel)- ирландский драматург и театральный
режиссер.
[33] Фрэнк Макгиннесс (Frank McGuinness) - ирландский драматург и поэт.
[34] Нула Домнил (Nuala Dhomhnaill) - ирландская поэтесса.
[35] The Irish Times. 1993. May 5.
[36] Re-Imagining Ireland/ Ed. by A. H. Wyndham. University of Virginia
Press, 2006. P. 141.
[37] Популярная фраза, приписываемая премьер-министру, а позднее президенту
Ирландии И. де Валере, "'Comely maidens dancing at the crossroads'"
используется ирландцами для обозначения примитивного романтического образа
католической Ирландии, создававшегося в 1930-е годы ирландским
правительством.
O'Toole F. The Eх-Isle of Erin. Dublin, 1997.
[38] Being Irish/ Ed. by P. Logue. Dublin, 2000. P.9.
[39] The Observer. 1998. September 6.
[40] On Ireland's big day, missing the soul of it all // The International
Herald Tribune. 2006. March 17.
[41] O'Mahony P., Delanty G. Rethinking Irish History. Palgrave, 1998. P.7.