18 ноября 2013 г. в 13:28.00.267 EST (18:28:00 UTC) со стартового комплекса SLC-41 Станции ВВС США 'Мыс Канаверал'
стартовая команда компании United Launch Alliance при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла ВВС США осуществила пуск PH Atlas V
? AV-038 с американской межпланетной станцией MAVEN. Основная цель миссии - изучение современного состояния и эволюции атмосферы Марса, и в
первую очередь - потери планетой своей атмосферы.
Данный пуск стал 41-м для семейства Atlas V и 19-м для самой часто летающей конфигурации 401. Он также явился 623-м
по программе Atlas начиная с 1957 г. и седьмым из восьми стартов 'Атласов', запланированных на 2013 г.
|
"Знаток" отправился к Марсу
|
КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ MAVEN
|
После первого импульса ступени Centaur была достигнута опорная орбита наклонением 26.68њ и высотой 160x325 км. После
второго импульса (продолжительностью на 4 сек больше расчетной) и отделения от носителя аппарат оказался на гиперболической относительно Земли
орбите наклонением 27.7њ и условным перигеем на высоте 194 км.
|
Носитель
PH Атлас V - двухступенчатая, причем вторая ступень Centaur выполняет и функции разгонного блока. Первая цифра в номере
конфигурации 401 - диаметр головного обтекателя (ГО) в метрах, вторая - количество навесных стартовых твердотопливных ускорителей (СТУ), третья -
число двигателей типа RL10 на РБ.
Atlas V в конфигурации 401 - один из самых 'слабых' вариантов в семействе: его полезная нагрузка на низкой околоземной
орбите около Ют. Стартовая масса носителя - 334.5т, высота - 58.25 м.
Первая ступень, аналогичная для всех вариантов, - единый центральный блок ССВ (Common Core Booster) диаметром 3.81 м
и высотой 32.46 м. Это конструкция с жесткими несущими баками, выполненными из фрезерованных вафельных панелей.
На первой ступени установлен мощный двухкамерный кислородно-керосиновый двигатель РД-180 тягой 390 тс, разработанный
и построенный по заказу Lockheed Martin российским НПО 'Энергомаш'.
Криогенный кислородно-водородный разгонный блок оснащается одним (как в использованной для запуска MAVEN
конфигурации 401) или двумя двигателями RL10A-4-2 (разработка фирмы Pratt & Whitney, ныне в составе Aerojet Rocketdyne) тягой 10.1 тс. Ступень
имеет диаметр 3.05 м и длину 12.65 м.
Система инерциальной навигации (Inertial Navigation Unit), расположенная на блоке Centaur, обеспечивает
управление и навигацию как всей PH Atlas V, так и систем РБ.
|
КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ MAVEN
|
Расчетные характеристики отлетной орбиты были такими: гиперболический избыток скорости 12.2 км
2/с
2,
небесные координаты асимптоты траектории - прямое восхождение 198.2њ и склонение 12.7њ. Эта траектория обеспечивает перелет к Марсу с расчетной
датой прибытия 22 сентября 2014 г.
Параметры гелиоцентрической орбиты КА по состоянию на 30 ноября составили:
Циклограмма запуска PH Atlas V (401) с АМС MAVEN
|
Время от старта, мин: сек |
Событие |
-00:02.7 |
Включение ЖРД РД-180 первой ступени |
00:01.1 |
Контакт подъема |
01:30.9 |
Максимальный скоростной напор |
04:02.4 |
Выключение ЖРД первой ступени |
04:08.4 |
Разделение ступеней |
04:18.3 |
Включение ЖРД RL10A-4-2 второй ступени |
04:26.4 |
Сброс головного обтекателя |
13:48.3 |
Выключение ЖРД второй ступени |
41:24.3 |
Второе включение ЖРД RL10A-4-2 второй ступени |
46:53.2 |
Выключение ЖРД второй ступени |
52:42.2 |
Отделение КА |
Циклограмма запуска PH Atlas V (401) с АМС MAVEN
|
> наклонение - 2.02њ;
> расстояние от Солнца в перигелии - 0.967а.е. (144.6 млн км);
> расстояние от Солнца в афелии -1.453 а.е. (217.3 млн км);
> период обращения - 486.1 сут.
Итак, 18 ноября в 14:21 EST (19:21 UTC) прошло отделение, а в 14:32 с борта КА была принята первая телеметрия. Еще
через несколько минут были развернуты солнечные батареи и построена штатная ориентация для связи с Землей. Экспедиция к Марсу началась!
Краткая история проекта
MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile Evolution - Эволюция атмосферы и летучих веществ на Марсе) - вторая и последняя
миссия в программе американских малых станций Mars Scout. Первой стал успешно отработавший на Красной планете Phoenix.
|
|
КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ MAVEN
|
Начало проекта относится к 2003 г., а история его утверждения оказалась очень непростой. На конкурс, объявленный 18
апреля 2006 г., к августу было подано 26 предложений. 8 января 2007 г. для дополнительной проработки концепции были отобраны два проекта со сходными
научными задачами - MAVEN и TGE (The Grand Escape). Руководителем MAVEN был и остается профессор Брюс Джакоски (Bruce М. Jakosky) из
Лаборатории атмосферной и космической физики Университета Колорадо в Боулдере. Второй проект возглавлял д-
р Алан Стерн (S. Alan Stern) из
Юго-Западного исследовательского института в Сан-Антонио, который через три месяца стал во главе Директората космической науки NASA и сдал пост
руководителя проекта TGE Джеймсу Берчу (James L. Burch).
|
|
КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ MAVEN
|
В ноябре 2007 г. стало известно, что выбор между MAVEN и TGE не может быть сделан из-за 'организационного конфликта
интересов'. И хотя представитель NASA тогда отрицал какое-либо отношение Стерна к этому конфликту, уже в марте 2008 г. Алан объявил о том, что
покидает пост руководителя космической науки.
Окончательный выбор в пользу MAVEN сделал уже его наследник Эдвард Вейлер. 15 сентября 2008 г. агентство объявило
решение о запуске этого КА в астрономическое окно 2013 г. Финансирование проекта и надзор за его осуществлением вел Центр космических полетов имени
Годдарда. Изготовление КА на базе решений, успешно реализованных на спутниках Mars Odyssey и Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), поручили компании
Lockheed Martin. На фирме работами руководил директор программы MAVEN Гай Бейтелшис (Guy Beutelschies).
Организационная неразбериха стоила MAVEN'y двух лет задержки: на то, чтобы сделать и запустить аппарат осенью 2011 г.,
как планировалось первоначально, времени уже не хватало. (Если, конечно, использовать американские стандарты проектирования и наземной отработки,
а не индийские...)
В июле 2010 г. состоялась защита предварительного проекта, и 4 октября NASA приняло решение о переходе к этапу
детального проектирования, изготовления, испытаний и запуска. Одновременно были одобрены бюджет и детальные планы работ, комплекс научной
аппаратуры, а также анализ факторов риска.
21 октября 2010 г. агентство подписало с компанией United Launch Alliance контракт стоимостью 187 млн $ на запуск
аппарата в ноябре 2013 г. с мыса Канаверал на ракете Atlas V. Эти средства были выделены сверх собственного бюджета MAVEN, который оценивался в
438 млн $ при утверждении, был превышен всего на 11% и фактически составил 485 млн $. Общая стоимость проекта (включая затраты на запуск,
управление и связь во время основной миссии) примерно 671 млн $.
11-15 июля 2011г. в Центре Годдарда состоялась критическая защита проекта, открывшая путь к изготовлению КА, а уже
26 сентября было объявлено, что Lockheed Martin изготовила корпус аппарата. К апрелю 2012 г. в нем смонтировали топливный бак и все 20 двигателей
малой тяги, а в середине августа 2012 г. двигатели были протестированы.
|
О названии спутника
Слово 'maven' (произносится: 'мэйвин') имеет собственный смысл в английском языке. В переводе на русский оно означает 'знаток, дока'. Это слово
перешло в английский язык из идиша, и впервые его употребление зафиксировано в 1950 г. в Канаде. В 1960-х годах оно стало популярным также в США.
Фактически слово 'мэйвин' пришло в идиш из иврита, в котором широко употребляется и в наше время: оно переводится как 'понимаю, понимающий'
(а во фразеологических выражениях - 'знаток'). - Л.Р.
|
КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ MAVEN
|
В сентябре специалисты приступили к окончательной сборке зонда, которая заняла пять месяцев и была завершена в
начале февраля 2013 г. Последний научный прибор - спектрометр NGIMS - установили 3 апреля. До и после этого в течение нескольких месяцев аппарат
проходил испытания на устойчивость к условиям выведения и полета в космическом пространстве: акустические, вибрационные, термовакуумные, на
электромагнитную совместимость и т.
п.
2 августа 2013 г. военно-транспортным самолетом С-17 аппарат был доставлен в Космический центр Кеннеди, где прошла
окончательная подготовка его к запуску. Убедившись, что при транспортировке MAVEN не получил повреждений, специалисты произвели установку солнечных
батарей и других элементов, транспортируемых отдельно от КА. Затем последовали проверки программного обеспечения и системы развертывания солнечных
батарей.
В октябре из-за бюджетного кризиса была приостановлена работа государственных органов, коснувшаяся и NASA. В результате
возник риск срыва запуска MAVEN в намеченный срок и переноса его на 2016 год. Однако было принято решение, согласно которому миссия MAVEN
соответствует критериям, допускающим исключение из режима остановки работы госструктур, и подготовка продолжалась по графику. 5 ноября аппарат
укрыли створками обтекателя, и 8 ноября головная часть была установлена на носителе.
Конструкция зонда
Компания Lockheed Martin является разработчиком MAVEN, она же отвечает за его сборку, испытания, предпусковые и
полетные операции. Конструкция зонда выполнена на основе аппаратов MRO и Juno, спроектированных и построенных Lockheed Martin и уже испытанных в
полете.
Опыт, полученный при создании MAVEN, будет, в свою очередь, использоваться при разработке межпланетной станции
OSIRIS-REx, которая предназначена для доставки образцов грунта с астероида 101955 Бенну (он же 1999 RQ36) и должна быть запущена в 2016 г.
Подобно MRO, несущая конструкция MAVEN состоит из алюминиевых сотопанелей, укрытых с двух сторон композитными лицевыми
листами и скрепленных алюминиевыми зажимами. Две квадратные панели со стороной 2.4 м и толщиной 38 мм образуют передние и задние части зонда, еще
пять панелей поддерживают конструкцию. Внутри аппарата расположен центральный опорный цилиндр, внутри которого смонтирован топливный бак емкостью
1700 л. Он наддувается гелием, который содержится в титановом баллоне под давлением 330 атм.
Специальная алюминиевая конструкция на задней панели зонда служит для размещения шести маршевых гидразиновых
двигателей MR-107N номинальной тягой по 170 Н (17.3 кгс) каждый с пределами регулирования от 109 до 296 Н. На КА также установлены шесть двигателей
ориентации и стабилизации MR-106E номинальной тягой по 22 Н (2.25 кгс) и восемь малых ЖРД MR-1030 тягой по 1 Н (0.1 кгс), используемых главным
образом для сброса момента маховиков. Потеря одного двигателя любого типа не приводит к отказу КА.
Электропитание аппарата обеспечивают более 2000 ячеек солнечных батарей, объединенных в четыре панели (два 'крыла'
по две панели в каждом суммарной площадью 12 м
2). Мощность, снимаемая с СБ, изменяется от 1700 Вт, когда Марс находится в перигелии
орбиты, до 1135 Вт в афелии. MAVEN также оснащен двумя литий-ионными аккумуляторами, имеющими емкость 55 А-ч.
|
|
КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ MAVEN
|
Системы зонда рассчитаны на работу при температуре от -15њС до +40њС. Пассивные и активные системы терморегулирования
обязаны сохранить температуру в этих пределах. Пассивное терморегулирование обеспечивается специальными материалами, которые либо излучают
тепло наравне с радиаторами, либо сохраняют его. Большая часть КА покрыта многослойной теплоизоляцией. Активная система представляет собой
нагреватели, которые управляются датчиками или бортовым компьютером. Большинство нагревателей находится под контролем бортового компьютера,
однако есть и резервный контур, который контролируется только датчиками и работает даже в случае отказа основной системы управления.
Бортовым компьютером зонда является одноплатный RAD750. MAVEN оснащен двумя цифровыми звездными датчиками. Получаемые
ими изображения обрабатываются с помощью специальных алгоритмов обнаружения звезд и предоставляются навигационной системе зонда. Два специальных
солнечных датчика способны помочь направить солнечные батареи MAVEN на Солнце, если аппарат окажется в 'безопасном режиме'. В инерциальной
системе навигации используются кольцевые лазерные гироскопы. Исполнительными органами системы ориентации являются четыре маховика, расположенные
на основании в форме четырехгранной пирамиды.
ХАРАКТЕРИСТИКИ АМС MAVEN
|
Параметр |
Значение |
Длина (с раскрытыми солнечными батареями) |
11.43 м |
Ширина |
2.29 м |
Высота |
3.47 м |
Диаметр антенны |
2.00 м |
Полная масса на старте |
2550 кг |
Масса заправленного топлива (гидразин) |
1640 кг |
Сухая масса |
903 кг |
в т.ч. масса полезной нагрузки |
65 кг |
масса ретрансляционного комплекса Electra |
6.5 кг |
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ АМС MAVEN
|
Программное обеспечение (ПО) MAVEN разработано на основе 'софта', который в данный момент используется на Juno,
он же, в свою очередь, берет свое начало в миссиях MRO, Phoenix и Mars Odyssey. Суммарный 'налет' этого ПО - более 100000 часов, что дает
уверенность в его надежности и стабильности.
MAVEN 'общается' с Землей в Х-диапазоне с помощью антенны HGA с высоким коэффициентом усиления, обеспечивающей
передачу данных со скоростью до 550 кбит/с. Две антенны с низким коэффициентом усиления LGA - одна на передней, а другая на задней панели
зонда - обеспечивают связь сразу после запуска, а также во время коррекций траектории и в случае ухода аппарата в 'безопасный режим'. Время
прохождения сигнала в одну сторону в зависимости от взаимного положения планет составит от 4 до 20 минут.
Задачи миссии и
научная аппаратура
Основной целью миссии является изучение эволюции атмосферы Марса и выяснение причин и скорости ее потери планетой.
Полученная информация даст ученым возможность определить, какую роль эта утрата сыграла в изменении марсианского климата и, таким образом,
заглянуть в далекое прошлое Красной планеты.
Специалисты полагают, что раньше атмосфера Марса была более плотной, чем сегодня, и тогда на поверхности планеты
существовала вода и даже текли реки. К настоящему времени, однако, большая ее часть потеряна. Механизм утраты марсианской атмосферы изучается
сегодня прибором ASPERA на европейской станции Mars Express, но необходимость в более тщательных исследованиях сохраняется.
Можно выделить четыре основные научные задачи аппарата MAVEN:
> Определение влияния потерь компонентов атмосферы на климатические изменения Марса сейчас и в прошлом.
> Определение текущего состояния верхних слоев атмосферы и ионосферы Марса и взаимодействия их с солнечным ветром.
> Определение темпов потери атмосферы, а также факторов, влияющих на этот процесс.
> Определение соотношения стабильных изотопов в атмосфере Марса. Эти данные могут помочь в исследовании истории марсианской атмосферы.
Для решения этих задач MAVEN будет работать на