Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://galspace.spb.ru/index431.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:50:34 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
MAVEN. Старт миссии MAVEN на Марс. Изучение атмосферы Марса. Потеря атмосферы и климатические изменения на Марсе.
 Марс - Красная Звезда
Заходите к нам на форум: задавайте вопросы - получайте ответы!
Исследование Солнечной Системы - Марс
 Исследователи
Миссии после 2012 г.
Страница: MAVEN (Part #1, Part #2), Mangalyaan/Индия (Part #1, Part #2);
Марс - красная звезда
MAVEN

Старт миссии MAVEN

    
    18 ноября 2013 г. в 13:28.00.267 EST (18:28:00 UTC) со стартового комплекса SLC-41 Станции ВВС США 'Мыс Канаверал' стартовая команда компании United Launch Alliance при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла ВВС США осуществила пуск PH Atlas V ? AV-038 с американской межпланетной станцией MAVEN. Основная цель миссии - изучение современного состояния и эволюции атмосферы Марса, и в первую очередь - потери планетой своей атмосферы.
    Данный пуск стал 41-м для семейства Atlas V и 19-м для самой часто летающей конфигурации 401. Он также явился 623-м по программе Atlas начиная с 1957 г. и седьмым из восьми стартов 'Атласов', запланированных на 2013 г.

"Знаток" отправился к Марсу
КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ MAVEN

    После первого импульса ступени Centaur была достигнута опорная орбита наклонением 26.68њ и высотой 160x325 км. После второго импульса (продолжительностью на 4 сек больше расчетной) и отделения от носителя аппарат оказался на гиперболической относительно Земли орбите наклонением 27.7њ и условным перигеем на высоте 194 км.

Носитель

    PH Атлас V - двухступенчатая, причем вторая ступень Centaur выполняет и функции разгонного блока. Первая цифра в номере конфигурации 401 - диаметр головного обтекателя (ГО) в метрах, вторая - количество навесных стартовых твердотопливных ускорителей (СТУ), третья - число двигателей типа RL10 на РБ.
    Atlas V в конфигурации 401 - один из самых 'слабых' вариантов в семействе: его полезная нагрузка на низкой околоземной орбите около Ют. Стартовая масса носителя - 334.5т, высота - 58.25 м.
    Первая ступень, аналогичная для всех вариантов, - единый центральный блок ССВ (Common Core Booster) диаметром 3.81 м и высотой 32.46 м. Это конструкция с жесткими несущими баками, выполненными из фрезерованных вафельных панелей.
    На первой ступени установлен мощный двухкамерный кислородно-керосиновый двигатель РД-180 тягой 390 тс, разработанный и построенный по заказу Lockheed Martin российским НПО 'Энергомаш'.
    Криогенный кислородно-водородный разгонный блок оснащается одним (как в использованной для запуска MAVEN конфигурации 401) или двумя двигателями RL10A-4-2 (разработка фирмы Pratt & Whitney, ныне в составе Aerojet Rocketdyne) тягой 10.1 тс. Ступень имеет диаметр 3.05 м и длину 12.65 м.
    Система инерциальной навигации (Inertial Navigation Unit), расположенная на блоке Centaur, обеспечивает управление и навигацию как всей PH Atlas V, так и систем РБ.
КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ MAVEN

    Расчетные характеристики отлетной орбиты были такими: гиперболический избыток скорости 12.2 км22, небесные координаты асимптоты траектории - прямое восхождение 198.2њ и склонение 12.7њ. Эта траектория обеспечивает перелет к Марсу с расчетной датой прибытия 22 сентября 2014 г.
    Параметры гелиоцентрической орбиты КА по состоянию на 30 ноября составили:

Циклограмма запуска PH Atlas V (401) с АМС MAVEN
Время от старта, мин: сек Событие
-00:02.7
Включение ЖРД РД-180 первой ступени
00:01.1
Контакт подъема
01:30.9
Максимальный скоростной напор
04:02.4
Выключение ЖРД первой ступени
04:08.4
Разделение ступеней
04:18.3
Включение ЖРД RL10A-4-2 второй ступени
04:26.4
Сброс головного обтекателя
13:48.3
Выключение ЖРД второй ступени
41:24.3
Второе включение ЖРД RL10A-4-2 второй ступени
46:53.2
Выключение ЖРД второй ступени
52:42.2
Отделение КА
Циклограмма запуска PH Atlas V (401) с АМС MAVEN


    > наклонение - 2.02њ;
    > расстояние от Солнца в перигелии - 0.967а.е. (144.6 млн км);
    > расстояние от Солнца в афелии -1.453 а.е. (217.3 млн км);
    > период обращения - 486.1 сут.

    Итак, 18 ноября в 14:21 EST (19:21 UTC) прошло отделение, а в 14:32 с борта КА была принята первая телеметрия. Еще через несколько минут были развернуты солнечные батареи и построена штатная ориентация для связи с Землей. Экспедиция к Марсу началась!

Краткая история проекта

    MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile Evolution - Эволюция атмосферы и летучих веществ на Марсе) - вторая и последняя миссия в программе американских малых станций Mars Scout. Первой стал успешно отработавший на Красной планете Phoenix.

КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ MAVEN

    Начало проекта относится к 2003 г., а история его утверждения оказалась очень непростой. На конкурс, объявленный 18 апреля 2006 г., к августу было подано 26 предложений. 8 января 2007 г. для дополнительной проработки концепции были отобраны два проекта со сходными научными задачами - MAVEN и TGE (The Grand Escape). Руководителем MAVEN был и остается профессор Брюс Джакоски (Bruce М. Jakosky) из Лаборатории атмосферной и космической физики Университета Колорадо в Боулдере. Второй проект возглавлял д-р Алан Стерн (S. Alan Stern) из Юго-Западного исследовательского института в Сан-Антонио, который через три месяца стал во главе Директората космической науки NASA и сдал пост руководителя проекта TGE Джеймсу Берчу (James L. Burch).

КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ MAVEN

    В ноябре 2007 г. стало известно, что выбор между MAVEN и TGE не может быть сделан из-за 'организационного конфликта интересов'. И хотя представитель NASA тогда отрицал какое-либо отношение Стерна к этому конфликту, уже в марте 2008 г. Алан объявил о том, что покидает пост руководителя космической науки.
    Окончательный выбор в пользу MAVEN сделал уже его наследник Эдвард Вейлер. 15 сентября 2008 г. агентство объявило решение о запуске этого КА в астрономическое окно 2013 г. Финансирование проекта и надзор за его осуществлением вел Центр космических полетов имени Годдарда. Изготовление КА на базе решений, успешно реализованных на спутниках Mars Odyssey и Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), поручили компании Lockheed Martin. На фирме работами руководил директор программы MAVEN Гай Бейтелшис (Guy Beutelschies).
    Организационная неразбериха стоила MAVEN'y двух лет задержки: на то, чтобы сделать и запустить аппарат осенью 2011 г., как планировалось первоначально, времени уже не хватало. (Если, конечно, использовать американские стандарты проектирования и наземной отработки, а не индийские...)
    В июле 2010 г. состоялась защита предварительного проекта, и 4 октября NASA приняло решение о переходе к этапу детального проектирования, изготовления, испытаний и запуска. Одновременно были одобрены бюджет и детальные планы работ, комплекс научной аппаратуры, а также анализ факторов риска.
    21 октября 2010 г. агентство подписало с компанией United Launch Alliance контракт стоимостью 187 млн $ на запуск аппарата в ноябре 2013 г. с мыса Канаверал на ракете Atlas V. Эти средства были выделены сверх собственного бюджета MAVEN, который оценивался в 438 млн $ при утверждении, был превышен всего на 11% и фактически составил 485 млн $. Общая стоимость проекта (включая затраты на запуск, управление и связь во время основной миссии) примерно 671 млн $.
    11-15 июля 2011г. в Центре Годдарда состоялась критическая защита проекта, открывшая путь к изготовлению КА, а уже 26 сентября было объявлено, что Lockheed Martin изготовила корпус аппарата. К апрелю 2012 г. в нем смонтировали топливный бак и все 20 двигателей малой тяги, а в середине августа 2012 г. двигатели были протестированы.

О названии спутника

    Слово 'maven' (произносится: 'мэйвин') имеет собственный смысл в английском языке. В переводе на русский оно означает 'знаток, дока'. Это слово перешло в английский язык из идиша, и впервые его употребление зафиксировано в 1950 г. в Канаде. В 1960-х годах оно стало популярным также в США. Фактически слово 'мэйвин' пришло в идиш из иврита, в котором широко употребляется и в наше время: оно переводится как 'понимаю, понимающий' (а во фразеологических выражениях - 'знаток'). - Л.Р.
КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ MAVEN

    В сентябре специалисты приступили к окончательной сборке зонда, которая заняла пять месяцев и была завершена в начале февраля 2013 г. Последний научный прибор - спектрометр NGIMS - установили 3 апреля. До и после этого в течение нескольких месяцев аппарат проходил испытания на устойчивость к условиям выведения и полета в космическом пространстве: акустические, вибрационные, термовакуумные, на электромагнитную совместимость и т. п.
    2 августа 2013 г. военно-транспортным самолетом С-17 аппарат был доставлен в Космический центр Кеннеди, где прошла окончательная подготовка его к запуску. Убедившись, что при транспортировке MAVEN не получил повреждений, специалисты произвели установку солнечных батарей и других элементов, транспортируемых отдельно от КА. Затем последовали проверки программного обеспечения и системы развертывания солнечных батарей.
    В октябре из-за бюджетного кризиса была приостановлена работа государственных органов, коснувшаяся и NASA. В результате возник риск срыва запуска MAVEN в намеченный срок и переноса его на 2016 год. Однако было принято решение, согласно которому миссия MAVEN соответствует критериям, допускающим исключение из режима остановки работы госструктур, и подготовка продолжалась по графику. 5 ноября аппарат укрыли створками обтекателя, и 8 ноября головная часть была установлена на носителе.

Конструкция зонда

    Компания Lockheed Martin является разработчиком MAVEN, она же отвечает за его сборку, испытания, предпусковые и полетные операции. Конструкция зонда выполнена на основе аппаратов MRO и Juno, спроектированных и построенных Lockheed Martin и уже испытанных в полете.
    Опыт, полученный при создании MAVEN, будет, в свою очередь, использоваться при разработке межпланетной станции OSIRIS-REx, которая предназначена для доставки образцов грунта с астероида 101955 Бенну (он же 1999 RQ36) и должна быть запущена в 2016 г.
    Подобно MRO, несущая конструкция MAVEN состоит из алюминиевых сотопанелей, укрытых с двух сторон композитными лицевыми листами и скрепленных алюминиевыми зажимами. Две квадратные панели со стороной 2.4 м и толщиной 38 мм образуют передние и задние части зонда, еще пять панелей поддерживают конструкцию. Внутри аппарата расположен центральный опорный цилиндр, внутри которого смонтирован топливный бак емкостью 1700 л. Он наддувается гелием, который содержится в титановом баллоне под давлением 330 атм.
    Специальная алюминиевая конструкция на задней панели зонда служит для размещения шести маршевых гидразиновых двигателей MR-107N номинальной тягой по 170 Н (17.3 кгс) каждый с пределами регулирования от 109 до 296 Н. На КА также установлены шесть двигателей ориентации и стабилизации MR-106E номинальной тягой по 22 Н (2.25 кгс) и восемь малых ЖРД MR-1030 тягой по 1 Н (0.1 кгс), используемых главным образом для сброса момента маховиков. Потеря одного двигателя любого типа не приводит к отказу КА.
    Электропитание аппарата обеспечивают более 2000 ячеек солнечных батарей, объединенных в четыре панели (два 'крыла' по две панели в каждом суммарной площадью 12 м2). Мощность, снимаемая с СБ, изменяется от 1700 Вт, когда Марс находится в перигелии орбиты, до 1135 Вт в афелии. MAVEN также оснащен двумя литий-ионными аккумуляторами, имеющими емкость 55 А-ч.

КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ MAVEN

    Системы зонда рассчитаны на работу при температуре от -15њС до +40њС. Пассивные и активные системы терморегулирования обязаны сохранить температуру в этих пределах. Пассивное терморегулирование обеспечивается специальными материалами, которые либо излучают тепло наравне с радиаторами, либо сохраняют его. Большая часть КА покрыта многослойной теплоизоляцией. Активная система представляет собой нагреватели, которые управляются датчиками или бортовым компьютером. Большинство нагревателей находится под контролем бортового компьютера, однако есть и резервный контур, который контролируется только датчиками и работает даже в случае отказа основной системы управления.
    Бортовым компьютером зонда является одноплатный RAD750. MAVEN оснащен двумя цифровыми звездными датчиками. Получаемые ими изображения обрабатываются с помощью специальных алгоритмов обнаружения звезд и предоставляются навигационной системе зонда. Два специальных солнечных датчика способны помочь направить солнечные батареи MAVEN на Солнце, если аппарат окажется в 'безопасном режиме'. В инерциальной системе навигации используются кольцевые лазерные гироскопы. Исполнительными органами системы ориентации являются четыре маховика, расположенные на основании в форме четырехгранной пирамиды.

ХАРАКТЕРИСТИКИ АМС MAVEN
Параметр Значение
Длина (с раскрытыми солнечными батареями)
11.43 м
Ширина
2.29 м
Высота
3.47 м
Диаметр антенны
2.00 м
Полная масса на старте
2550 кг
Масса заправленного топлива (гидразин)
1640 кг
Сухая масса
903 кг
в т.ч. масса полезной нагрузки
65 кг
масса ретрансляционного комплекса Electra
6.5 кг
ХАРАКТЕРИСТИКИ АМС MAVEN

    Программное обеспечение (ПО) MAVEN разработано на основе 'софта', который в данный момент используется на Juno, он же, в свою очередь, берет свое начало в миссиях MRO, Phoenix и Mars Odyssey. Суммарный 'налет' этого ПО - более 100000 часов, что дает уверенность в его надежности и стабильности.
    MAVEN 'общается' с Землей в Х-диапазоне с помощью антенны HGA с высоким коэффициентом усиления, обеспечивающей передачу данных со скоростью до 550 кбит/с. Две антенны с низким коэффициентом усиления LGA - одна на передней, а другая на задней панели зонда - обеспечивают связь сразу после запуска, а также во время коррекций траектории и в случае ухода аппарата в 'безопасный режим'. Время прохождения сигнала в одну сторону в зависимости от взаимного положения планет составит от 4 до 20 минут.

Задачи миссии и
научная аппаратура

    Основной целью миссии является изучение эволюции атмосферы Марса и выяснение причин и скорости ее потери планетой. Полученная информация даст ученым возможность определить, какую роль эта утрата сыграла в изменении марсианского климата и, таким образом, заглянуть в далекое прошлое Красной планеты.
    Специалисты полагают, что раньше атмосфера Марса была более плотной, чем сегодня, и тогда на поверхности планеты существовала вода и даже текли реки. К настоящему времени, однако, большая ее часть потеряна. Механизм утраты марсианской атмосферы изучается сегодня прибором ASPERA на европейской станции Mars Express, но необходимость в более тщательных исследованиях сохраняется.

    Можно выделить четыре основные научные задачи аппарата MAVEN:
    > Определение влияния потерь компонентов атмосферы на климатические изменения Марса сейчас и в прошлом.
    > Определение текущего состояния верхних слоев атмосферы и ионосферы Марса и взаимодействия их с солнечным ветром.
    > Определение темпов потери атмосферы, а также факторов, влияющих на этот процесс.
    > Определение соотношения стабильных изотопов в атмосфере Марса. Эти данные могут помочь в исследовании истории марсианской атмосферы.

    Для решения этих задач MAVEN будет работать на