Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://kvant.mccme.ru/pdf/1999/06/25.pdf
Дата изменения: Fri Dec 23 19:25:33 2005
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:12:25 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: http astrokuban.info astrokuban
'КВАНТ'

ДЛЯ

МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

25

ние, говорил, что из очей наших исходит некое лучеобразное дыхание. Глаза ночных животных светятся соизмеримо с сиянием ночных светил, а днем их зрение беспомощно. С годами блеск очей ослабевает и не может вступить в надлежащее сочетание с ярким дневным светом. Поэтому старики отодвигают написанное от себя, дабы блеск букв пришел в необходимую соразмерность с блеском их очей'. Странные рассуждения, не правда ли? Для объяснения дальнозоркости привлечены или светящиеся глаза, или летящие 'слепки' с предметов. Ламприй не первый пришел к мысли о несущихся по воздуху образах. За 400 лет до него греческий философ Демокрит (тот самый, которому принадлежит идея об атомном устройстве мира) писал об 'идолах' (образах), летящих к нам от предметов и, подобно тончайшим пленкам, копирующих рельеф и особенности тел. Спустя триста лет после Демокрита (и за сто лет до Ламприя) римский поэт Тит Лукреций Кар в поэме 'О природе вещей', популяризирующей учение философа Эпикура, напишет: 'Видим из этого мы, что причиною зрения служат Образы нам, и без них ничего мы не можем увидеть. Призраки эти вещей, о каких говорю я, несутся Всюду, и мчатся они, разлетаясь, по всем направлениям'. Этой, как видим, довольно распространенной теории, противопоставлялась другая теория зрительных лучей, говорившая, что из глаз людей и животных исходят лучи, которые 'ощупывают' предмет и с помощью которых мы узнаем о его существовании. Гипотезу зрительных лучей принимали такие великие мыслители древнего времени, как Евклид и Птолемей. Может быть, это покажется не столь невероятным, если мы вспомним, как часто нам приходится слышать об 'озорном огоньке в глазах' и о 'потухшем взоре', о 'зловещем блеске' и 'мягком свете глаз'. 'Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты', так описывает Л.Н.Толстой одну из героинь романа 'Война и мир'. Конечно, Лев Николаевич прекрасно знал, что свет из глаз исходить не может, но получилось так живо и
а P б

выразительно, точно бойкая кисть художника солнечными красками набросала портрет. Корни мифа о светоносных глазах, столь близкого нашему сердцу, уходят в глубину тысячелетий, когда сознание первобытного человека смешивало органы зрения и источники света, когда глаза 'лучились', а звезды 'глядели' с высоты на землю. С тех пор минуло не одно тысячелетие, мы уже не думаем так, а светоносные глаза, перекочевав с папируса древних свитков, прочно обосновались на бумажных страницах книг современных. Здесь же нашли свое пристанище и светила, щедрой рукой поэтов наделенные даром зрения. Вспомним волшебные строки Афанасия Фета, рисующие мимолетную летнюю ночь: 'Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Над безбрежной жатвой хлеба Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око'. Солнце око, месяц смотрит Почему эти образы так легко проникают в нашу душу, достигая самых глубин ее? Наверное, древняя 'оптика детей и поэтов' (так назвал оптику древних С.И.Вавилов в своей замечательной книге 'Глаз и солнце') жива в нас и поныне. Воздав должное поэтическим достоинствам гипотезы о световых лучах, поинтересуемся, имелись ли таковые со стороны физической? Как ни странно, и здесь были у нее свои сильные стороны. Несомненным преимуществом зрительных лучей перед летящими образами было то, что с их помощью можно было строить оптические изображения. В трудах Евклида и Птолемея приводятся построения в плоских и сферических зеркалах, не потерявшие силу и по сей день. На основе неправильной теории делались верные выводы ситуация довольно частая в истории физики. Попробуем, став на место античных ученых, ничего не знающих о ходе лучей света, попадающих в глаз, объяснить видимое нами в зеркале. Лучи, идущие от источника света точки Р (рис.1,а), отражаются от зеркала под тем же углом, что и падали (закон отражения света тогда уже был известен). После отражения
в P P

Рис. 1
7 Квант ?6

2

2