Breaking The Waves
Рассекая волны
Норвегия - Франция - Исландия - Нидерланды - Швеция - Дания 1996


4.17
отметить




Мелодрама
Драма

Lars von Trier
Emily Watson
Stellan Skarsgård
Katrin Cartlidge
Jean-Marc Barr
Adrian Rawlins
Jonathan Hackett
Sandra Voe
Udo Kier
Mikkel Gaup
Roef Ragas
Phil McCall
Robert Robertson
Desmond Reilly
Sarah Gudgeon
Finlay Welsh
David Gallacher
Ray Jeffries
Owen Kavanagh
Bob Docherty
David Bateson
Callum Cuthbertson
Gavin Mitchell
Brian Smith
Iain Agnew
Charles Kearney
Steven Leach
Dorte Rømer
Anthony J. O'Donnell
John Wark
Ronnie McKellaig
Peter Bensted
Simon Towler Jorfaid

Сюжет
Бог дает каждому что-то, чтобы он стал лучше. Молодая девушка Бесс из отдаленной общины на северо-западе Шотландии влюбилась в хорошего парня ? Яна, работающего на буровой установке в море. Несмотря на противостояние родственников, они женятся. Бесс просит Бога, чтобы Ян всегда был рядом с ней, и Ян возвращается к ней искалеченным после несчастного случая на буровой. Что может сделать молодая женщина, чтобы ее любимый остался жив? На какую жертву может пойти? [klepa]

Это душераздирающая история любви и преданности, действие которой происходит в глухой, приморской деревушке Северной Шотландии 70-х годов. В центре этой ленты о вере, самопожертвовании и чуде - образ Бесс (впервые на экране Эмили Уотсон), скромной, религиозной девушки, вышедшей замуж за хорошего, лихого, простого парня Яна (Скарсгард), работающего на нефтедобыче в Северном море. Несчастный случай на вахте приковывает его к постели навсегда - так говорят врачи. Он просит Бесс заниматься сексом с другими мужчинами и рассказывать ему об этом. Фильм точно передает атмосферу, в которой живут консервативные, религиозные и строгие жители деревни, и когда они узнают о поведении Бесс... [Макенский]

«Бог дает каждому что-то, чтобы он стал лучше...» Этот фильм независимо от того, нравится Вам или нет, действует на Вас как наркотик, и Вам понадобится долгое время, чтобы прийти в себя после его эмоционального и физического воздействия. Он перевернет Вам душу? [Карягин]

Рецензии
Если кто-то, придя в восторг от триеровской "Европы", приложит немалые усилия для продолжения знакомства с работами режиссера (как, например, я), он испытает вскоре (как, например, снова я) немалое же разочарование. После "Европы" Триер принимал участие в коллективно-анонимных съемках цикла "Догма" и ставил морализаторские мини-сериалы для телевидения. Единственное исключение в этом десятилетии - "Рассекая волны". От чего разочарование не уменьшается. Я не собираюсь судить - лучше это или хуже. Это - иное. Принципиально иное. Это попросту другой режиссер и другое кино. "Виновна" же во всем пресловутая "Догма", чей дух режиссер ревностно лелеет и культивирует. Несколько жителей третьей по благополучию страны мира (согласно одному исследованию, появившемуся в газетах в конце прошлого года) в некотором роде устыдились своего благополучия и сытости, и теперь, как в анекдоте, создают себе трудности, а затем самоотверженно их преодолевают. Не знаю как осуществляются съемки на самом деле, но очень похоже на то, как иногда работал Дерек Джармен - исключительно ручная видокамера, а затем перевод в киноформат, с обязательной потерей качества. Никаких искусственных декораций, никаких постановочных усилий, стилисты, дизайнеры и визажисты - взашей со съемочной территории. Достигается "бедность" видеоряда, а точнее - полная его тождественность с реальностью (или, по аналогии, с модным в 60-х направлением живописи - "гиперреалистичность" - фотография краской, проще говоря). То, что тождественность здесь - главное, подтверждается еще и длительностью работ ("Волны", положим, катятся около 150 минут). Никакой корректуры жизни! Избранный фрагмент биографии персонажа излагается дотошно и скрупулезно - со всей грязью, со всем интимом, с долгими сморканиями, поисками какой-нибудь дребедени в сумке и томительной ездой в автобусе. Никто не имеет права отнять хотя бы мгновение у человеческой жизни! И если достанет терпения досмотреть все это до конца, то невольно хочется встать на вытяжку перед подвигом обыденности и невидимых миру слез. Я уже где-то читал, что после "Рассекая волны" Триера можно назвать "великим религиозным режиссером". Если слова "Не суди и не судим будешь" - критерий религиозности, тогда это так. Интрига сюжета - брак католика и протестантки (судя по всему, кальвинисткого толка) где-то в шотландской глубинке. Но конфликта двух конфессий здесь нет. Нет даже конфликта двух различных мировоззрений. Есть только столкновение двух моделей поведения. Их взаимосвязь и обусловленность той же религией давно истончилась. И наскоки занудливых старейшин тоже вполне эпизодичны и никем всерьез не воспринимаются. Название всего течения - "Догма" - я думаю, неслучайно. Догма, затмевающая простую мысль: "Не человек для субботы?" - и есть предмет разговора. В этом смысле фильм продолжает традицию знаменитого "Декалога" поляка Кеслевского, где вообще нет ни намека на религиозную актуальность. Но каждая часть метафорично иллюстрирует одну из библейских заповедей. Никакой схоластики, подобной бесконечному диспуту из фильма "Имя розы", где спорили - была ли одежда Христа его собственностью или нет. Но спор? впрочем, даже не спор, а положительный практический ответ на вопрос: следует ли исцелять в субботу? (Фильм появился вскоре после смерти Кеслевского. И хотя Триер ни чем не намекал в своей работе на это скорбное событие, я думаю его фильм может служить своеобразной свечей за упокой выдающегося польского режиссера.) [unkindd]

Комментарии
классный фильм. фон Триер на своем уровне. Тяжело, как и обычно. Но стоит того. [mityaz]