Режиссер
Lars von Trier
Жанр
Военный
Драма
Страна-производитель
Дания
Швейцария
Германия
Швеция
Франция
Актеры (все >> )
Просмотров фильма
Рейтинг
Оценки(кол-во)
Моя оценка
Оценить >>
Другие ссылки на фильм
Imdb
Завязка сюжета
В 1945 году из Америки во Франкфурт приезжает молодой немец Леопольд Кесслер, чтобы стать хоть чем-то полезным своей исторической родине в тяжелые времена. Он устраивается помощником проводника спального вагона в железнодорожную компанию "Центропа". С ним знакомится дочь владельца компании, и через некоторое время между ними завязывается роман, завершающийся браком. Брак был необходим молодой женщине, чтобы заставить Леопольда взорвать поезд. Дело в том, что она была членом подпольной организации "Вервульф", объединяющей в своих рядах немцев, оппозиционно настроенных к американцам. Чувство вины или рок, определяемый национальным характером?
[Макенский ]
В 1945 году молодой немец Леопольд Кесслер считал, что война закончилась, и приехал из Америки в оккупированную союзниками Германию с самыми лучшими намерениями. Он устроился работать проводником в железнодорожной компании и думал, что теперь жизнь пойдет как по рельсам?
[klepa ]
Рецензии
Германия, осень 1945 года. Зрелище не для слабонервных. Полное торжество принципа "Горе побежденным". Все в руинах, все, что хоть как-то работает, изымается в счет репараций. На раздолбанную немецкую землю спустились боги в касках и с автоматами - американские солдаты, которые в послевоенной Германии действительно всемогущи. А один ненормальный американец (с немецкими, правда, корнями), Леопольд Кесслер, едет в эту проклятую <огом страну не для того, чтобы водворять здесь порядок победителей. Он хочет здесь жить и работать. Он полагает, что хоть кто-то должен внести свою лепту в "оживление" Германии.
Фильм фон Триера - это почти двухчасовой сеанс гипноза. Он начинается классическим счетом от 1 до 10, и на каждой цифре закадровый голос (он принадлежит Максу фон Сюдову) сообщает вам, какие новые ощущения вы должны испытать на пути к трансу. Для чего все это? Чтобы как раз и перенестись в послевоенную Германию. Он говорит: "Сейчас вы будете слушать мой голос? На счете десять вы окажетесь в Европе". И только когда счет заканчивается, изумленный зритель понимает, что его грубо щелкнули по носу, что гипнотический счет был обращен вовсе не к нему, а к главному герою фильма, который как раз тут же и появляется. Это оказывает действие, подобное контрастному душу. Вы готовы воспринимать дальнейшее непростое зрелище. Оно потребует от вас некоторого умственного и душевного усилия, поэтому время от времени будет вновь возникать голос фон Сюдова, холодной струей бьющий вас в темечко.
Леопольда Кесслера играет Жан-Марк Барр. Лучшего выбора нельзя было сделать. Внешность Барра - превосходная иллюстрация "тормоза", который запаздывает с реакциями не потому, что дефективен от рождения, а потому, что слишком много чувствует и думает. В итоге он оказывается беззащитным перед окружающими, которые это прекрасно чувствуют и обращаются с ним к своей выгоде. Барр - человек, которому на роду написано играть типов "не от мира сего", которые, однако, способны на решительный поступок, меняющий ситуацию на противоположную. Таким был его герой в "Голубой бездне" Люка Бессона. Таков, с некоторыми оговорками, и Кесслер. Роднит их также и то, что они погибают сразу после того, как выполняют эту свою "решительную" функцию.
Сцена, в которой Триер изображает "смерть героя" - это вообще нечто. Если вам не захочется смотреть весь фильм (а такое желание, увы, наверняка возникнет у многих - ни сюжета лихого тут нет, ни прочих облегчающих просмотр обстоятельств, и все движется, как в воде), вы смело можете мотать кассету до конца. Там, перед самыми титрами, остановитесь. Посмотрите последние пять минут. И вы увидите одну из самых могучих сцен смерти в мировом кинематографе. Такое запоминается надолго.
Вообще, фон Триер снимает смерть умеючи. Как полосует себя бритвой, сидя в ванне, старый владелец железнодорожной компании "Центропа"! Это не просто страшно, это физиологически жутко. И при этом художественно оправдано, что делает неуместным возможное зрительское негодование по поводу "дешевого ужаса" (которое можно здесь увидеть, если скользить по поверхности).
"Европу" можно рассматривать с двух точек зрения. Первая - политическая. Нам дают душераздирающую картину униженной Германии. Нам показывают, как в очередной раз победитель наступает на те же грабли, размазывая побежденного по стенке. Это можно расценивать как повод для критического анализа американского "нового мирового порядка", вступившего в действие сразу после окончания Второй мировой войны, и это в фильме - момент существенный.
Вторая точка зрения - эстетическая. Именно ее и хочется иметь в виду. Потому что фон Триер - явно не политик, явно художник. "Европа" - щемяще-тоскливое и визуально безупречное, хронологически рваное и аптекарски выверенное философское повествование о Судьбе, Смерти и Воле, об их взаимосвязи и о том, что в нашей жизни все-таки первично. И смотреть фильм стоит прежде всего тому, кто намерен думать на подобные темы.
[unkindd ]
Комментарии
потрясающий фильм.
конечно не лучший фон Триера но плохих у него вроде не замечено.
[mityaz ]
Фильм сильный и сугубо европейский. Массы гротеска не позволяет его назвать лучшим у фон Триера, но посмотреть стоит ради атмосферы.
[mingitau ]
Добавить сообщение