Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?work=76
Дата изменения: Fri May 5 15:26:12 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:31:07 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п

Научное общество учащихся





Экспрессивные синтаксические
конструкции в лирике
К. К. Додоновой.






Автор: ученица 11в класса,
средней школы
?21, г. Озёрск,
Челябинской
области
Семёнова
Наталья.
Научный
руководитель: Аверина
Марина
Анатольевна, учитель
русского
языка и литературы,
средней школы
? 21, г.Озёрска
Челябинской
области, аспирант
кафедры
русского языка ЧГПУ.













2002

Содержание

Содержание:
стр.:

1. Введение.
1.1.Понятие экспрессивного в синтаксисе _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ 4-7
1.2.Страницы биографии К. К. Додоновой_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _8
2.Основная часть. Экспрессивные синтаксические конструкции в лирических
стихах К. Додоновой / анализ картотеки/.
2.1.Повтор_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ 9-10
2.1.1.Анафора_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ 11-12
2.1.2.Эпанолепсис_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ 13
2.1.3.Анадиплосис_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ 14
2.1.4.Эпифора_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ 15
2.1.5.Рефрен_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ 16
2.1.6. Функции повтора в лирике К. Додоновой_ _ _ _ _ _ _
_ 17- 21
2.2.Умолчание_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ 22 - 23
2.3.Риторические восклицания_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ 24 - 27
2.4.Риторический вопрос_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ 28 - 36
2.5.Полисиндентон /многосоюзие/_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
37 - 38
2.6.Обращение_ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ 39 - 44
2.7.Парцелляция_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _45
2.8.Вставные конструкции_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ 46
2.9.Эллипсис_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ 47 - 48
3.Выводы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_49 - 50
4.Библиография_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
51 - 52
5.Приложение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
53 - 56







Аннотация.




Работа представляет собой исследование экспрессивных
синтак -
сических конструкций в лирических стихах К. К. Додоновой, их частотность,
продуктивность, семантические и грамматические особенности.
























Постановка проблемы.

Цель данной работы - проанализировать фигуры экспрессивного
синтаксиса, используемые К. Додоновой в лирических стихотворениях.
Задачи данного исследования:
1.Выделить экспрессивные синтаксические конструкции, используемые К.
Додоновой.
2. Установить их частотность и продуктивность.
3.Исследовать семантические и грамматические особенности экспрессивных
конструкций.
4.Опредилить их роль и значение в лирической поэзии К.
Додоновой.




















1.Введение.
1.Понятие экспрессивного в синтаксисе.

В философии хх века заслуга привлечения внимания исследователей к
важности экспрессивного элемента в синтаксисе принадлежит Шарлю Балли. Он
показал, что синтаксические средства - их он относил к выразительным
косвенным средствам, в отличие от лексических, которые называл прямыми -
способны придавать речи особый эффективный заряд.
На сегодня существуют два основных подхода к пониманию экспрессивного
в синтаксисе. Первое направление связывает экспрессивное с понятием
субъективной модальности. Модальность рассматривается многими
исследователями как отношение сообщаемого к действительности или
говорящего к сообщаемому. Наиболее ярко экспрессивно-модальные значения
описаны у Н.Ю. Шведовой, изучавшей синтаксическое построение разговорного
синтаксиса по данным художественной литературы. Речь идёт о конструкциях
типу "Ехать так ехать", "Так я и поверил". В АГ-80 подобные построения
описаны как структуры с субъективно-модальным или модально- экспрессивным
значениями. В этом случае под экспрессивностью понимается проявление
эмоционального отношения. В подобном толковании, во-первых, наблюдается
слияние понятий экспрессивного и эмоционального, с включением оценочного,
во-вторых, эти характеристики приписываются к конструкциям устного
синтаксиса.
Разграничение экспрессивного и эмоционального в языке было введено
Е.М.Галкиной-Федорук, которая отмечала, что ".экспрессия проявляется не
только в речи, но и в жесте, мимике, общем поведении. Необходимость
различать экспрессивные и эмоциональные элементы в языке диктуется тем, что
функциональные задачи у них разные, несмотря на их взаимосвязь.
Эмоциональное состоит в одном ряду с интеллектуальным и волевым,
экспрессивность может пронизывать как эмоциональное, так и
интеллектуальное и волевое в их проявлении. Поэтому экспрессивность гораздо
шире эмоциональности в языке.
Экспрессия - усиление выразительности, изобразительности, увеличение
воздействующей силы сказанного .". И, делая вывод о разграничении этих двух
понятий, Е.М.Галкина-Федорук говорит: "Эмоциональные средства языка всегда
экспрессивны, но экспрессивные средства могут и не быть эмоциональными ".
(9, с.124).
Одновременно многие ученые оценивают отношения эмоционального и
экспрессивного как независимые. Эмоциональное значение связывается с
чувственной нерасчлененной функцией, в то время как экспрессивное
связывается с вещественным значением; это усилительные оттенки,
накладывающиеся на основные.
Основное, что разграничивает понятия эмоционального и
экспрессивного, это непроизвольность, непреднамеренность эмоций, так как
они принадлежат сфере чувств, и заданность экспрессии как средства
воздействия говорящего, когда он осознает преднамеренность использования
данных языковых средств.
Разграничение эмоционального и экспрессивного на синтаксическом
уровне довольно трудно. На наш взгляд, сложность заключается в том, что
если понимать под эмоциональностью выражение чувств и настроение без
желания воздействовать, то чисто эмоциональное выражение присутствует
всегда в устной речи, которая менее контролируется говорящим.
Имеются ли специальные конструкции, кроме междометных и некоторых
видов, не членимых предложении для выражения эмоций в устной речи? Ответить
на этот вопрос трудно, так как определённых синтаксических средств для
преднамеренного воздействия на слушающего в устной речи меньше, чем в
письменной. Из этого можно было сделать вывод, что понятия экспрессивного
синтаксиса преимущественно нужно связывать с письменной речью. Но
письменная речь вторична и находится под большим влиянием устной.
Второе направление в разработке понятия синтаксической экспрессии
связано с именем В.В.Виноградова. Ещё в 30-е годы он выдвигает понятие
субъективно-экспрессивных форм синтаксиса как средств экспрессивной
изобразительности. Эти понятия автор более всего связывал с несобственно-
прямой речью ("чужой") в повествовательном стиле. Субъективные формы,
содержащие экспрессивное начало, более всего представлены на уровне
синтагм, под которыми понимаются простейшие синтаксические единицы,
семантически и интонационно ограниченные и обладающие более или менее
замкнутыми формами словосочетания. Таким образом, экспрессивная
изобразительность была понята как определенный художественный приём,
свойственный "новой" прозе (Пушкин, Карамзин) и выраженный на формально-
синтаксическом уровне.
Идеи В.В. Виноградова, трактующего экспрессивное в синтаксисе как
специальный приём письменной речи, сопровождаемый конструктивными
изменениями, были развиты в 60-е годы, когда и появился термин
"экспрессивный синтаксис". Экспрессивные конструкции образуют открытый
ряд. Чаще всего к ним относятся такие явления, как парцелляция,
сегментация, повтор вопросно-ответных конструкций, особые случаи
словорасположения и другие.
Текстовое поведение экспрессивных конструкций проявляется в нескольких
направлениях:
При помощи экспрессивных конструкций достигается особая, чаще всего,
экономная форма передачи информации.
При использовании экспрессивных синтаксических конструкций вместо одного
цельного предложения имеем часто два и более "высказывания", повышающих
коммуникативные и функциональные возможности всей экспрессивной конструкции
по сравнению с её "исходным" синтетическим вариантом.
Экспрессивные конструкции распространяют экспрессию на весь микротекст,
что может быть свойственно и неэкспрессивным предложениям. Это связано,
прежде всего, бытованием экспрессивных конструкций в определённых
функциональных разновидностях письменной формы языка (прежде всего, в
художественной прозе и публицистике), а также с созданием текста.
В своей работе мы придерживаемся точки зрения В.В.Виноградова.
Данная работа посвящена исследованиям экспрессивных синтаксических
конструкций в лирических стихотворениях К. Додоновой.
Методом сплошной выборки выявлено 1319 языковых единиц
экспрессивного синтаксиса.






























1.2. Страницы биографии К. Додоновой.

К.К. Додонова родилась в 1929 году в городе Копейске Челябинской
области. Закончила в 1952 году Московский народный университет им Н.К.
Крупского, режиссерского отделение.
Работала руководителем художественной самодеятельности во Дворцах
культуры Челябинска и Озёрска. Член литературного объединения «Сугомак» и
«Синегорье».
Статьи, рассказы, очерки и стихи публиковались в центральной, областной
и местной печати.
Более 40 лет являлась внештатным корреспондентом городского радио.
Награждена знаком «Отличник Министерства культуры СССР» и 18-ю
Почетными грамотами ВЦСПС.
В настоящее время на пенсии, но принимает активное участие в
общественной жизни города и литобъединение «Синегорье».















2.Основная часть
2.1. Повтор

В лингвистической литературе повторы рассматриваются в различных
аспектах и на различном материале, что связано с его полифункциональностью.
К повторам относится: и положения словоформы с уменьшительными
значениями (тихо-тихо); и определённого типа предложения, построенные по
принципу повтора для выражения дополнительных значений модального типа
(спать, так спать, приказ есть приказ); и повторение предлогов в
атрибутивном словосочетании, свойственная древнерусскому языку и
диалектному синтаксису (у самого рынка); и различные синтаксические фигуры
художественной речи, прежде всего, поэтической, с синтаксическим
параллелизмом, указанные в качестве художественного приёма со времён
античных риторик.
О.С.Ахматова в "Словаре лингвистических терминов" даёт следующее
определение повтора.
Повтор (повторения, репродукция)-
1.Полное или частное повторение корня, основы или целого слова без
изменения их звукового состава (или с частным изменением) как способ
образования слов, синтаксических. Описательных форм и фразеологических
единиц:
1) Слова - близнецы (едва-едва)
2) Звукоподражание: кря-кря
3) Эмфатическое сочетание (еле-еле).
2. Фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов и выражений в
известной последовательности.
1) Звуковой: бурлили бури.
2) Словарный: глупо и глупо.
При глобальном рассмотрении повтора разновидности выделяются либо с
учётом того, что повторяется (к какому языковому уровню принадлежит
единица), либо с учётом того, как повторяется (какое место занимает
повторяющаяся единица в структуре высказывания). Реализация первого подхода
позволяет выделить следующие виды повтора:
1) звуковой;
2) морфемный;
3) лексический;
4) синтаксический.
При реализации второго подхода мы можем выделить следующие
разновидности повтора:
1) простой (непосредственный) повтор - эпанолепсис;
2) анафора;
3) эпифора;
4) анадиплосис;
5) рефрен.
Повтор (лексический)- основная разновидность стилистических фигур
прибавления (по М.Н. Гаспарову).
Повтор насчитывает 159 языковых единиц, что составляет 11,9%
экспрессивных синтаксических конструкций, выявленных в лирических стихах К.
Додоновой.









2.1.1. Анафора

Анафора- это единоначатие. Повтор слова или групп слов в начале
стихотворной строки. Анафорический повтор в нашей картотеке насчитывает 76
языковые единицы, что составляет 47,6% от всего повтора.
В поэтических строках Додоновой преобладает анафорический повтор,
выраженный союзами.
Останется только на минутку,
И, как лесная фея, в шутку,
Как фокусник из котелка,
Вдруг достает дары природы,
Среди капризов непогоды.
«Поход на Егозу»

Повтор сравнительного союза «как» создает атмосферу сказочности,
таинственности.


Резвясь, голубка кинулась одна,


И вдруг попала под колеса.


И распласталась навсегда,


Как лист окрашенный под осень.


Повтором союза «и» автор усиливает быструю смену событий.


Твои глаза - напомнит море,


Твои слова шепнет волна.


«Перед разлукой»

В данном примере повтор местоимения «твой» усиливает авторские
утверждения.
Завистник злой - страшней врага:
Он лестью сладкой лезет в душу.
Он время ждёт, чтоб «на рога»,
Поднять и вывернуть наружу.
«Признание»
Повтор местоимения «он» усиливает указание на личность - «злого
завистника»
Не винись впустую,
Не держи обид.
«Святая ложь»
Повтор частицы «не» усиливает значимость данного совета.
Не узнав огня, нельзя обжечься,
Не страдать, так значит не любить!
«Жизнь рассудит.»
Данным повтором, выраженным частицей «не» автор усиливает отрицание.
Здесь нет чинов, ни почестей, ни славы.
Здесь все равны: нет ни судей, ни палачей,
И сильный слабым не чинит расправы.
«Вещий сон»
Повтор значение «здесь» указывает на место.














2.1.2.Эпанолепсис.

Эпанолепсис - это повтор (А. А.).
В собранной картотеке его 64 языковых единиц, 40,3%.
В моделировании эпанолепсиса участвуют частицы, союзы, глаголы и др.
И не страшны ему ни ветер, ни гроза.
«Гордый орленок»
Через повтор отрицательной частицы «ни» автор утверждает бесстрашие и
стойкость лирического героя.

Белым снегом укроет и леса, и поля.
«Времена года»
Повтором союза «и» автор расширяет пространство в стихотворении.

Здесь красок чудная игра:
Обдаст то холод, то жара!
«На выставке картин Н. Рериха»
Повтор союза «то» усиливает эмоциональное восприятие картин Рериха,
контрастность красок.
Такими бывают иные слова:
Кружится, кружится от них голова!
«Рябина»
Повтор глагола «кружится» подчеркивает психологическое состояние
лирического героя, его взволнованность.





2.1.3. Анадиплосис

Анадиплосис-повтор с обособлением смыслового тождества повторяемых
слов. Анадиплосиса насчитывается 10 языковых единиц, что составляет 6,3%.По
степени участия в моделировании анадиплосиса преобладают глаголы и
существительные.
Я много, много лет тебя ждала,
Ждала, что ты придешь, а не другой.
«Найти и потерять»
Повтором глагола «ждала» автор подчеркивает длительность действия
лирического героя.

Несправедливо - мне тебя найти,
Найти за тем, чтоб снова потерять.
«Найти и потерять»
Повтором глагола «найти» автор усиливает горечь от потери.
На словах их осуждаем,
Но сквозь пальцы смотрим мы,
Вроде в шутку называем
Безобидно - «несуны»,
«Несуны» - наглей, богаче,
И квартиры - что музей!
«О несунах»
Повтором существительного «несуны» К.Додонова выражает отрицательное
отношение к людям, чья цель жизни - обогащение.






2.1.4.Эпифора

Эпифора- это фигура, противоположная анафоре.Повтор слов или групп
слов в конце стихотворной строки. В картотеке она насчитывает 7 языковые
единицы (4,5%).
Каждый день прихожу я,
В тот назначенный час:
Всё свидания жду я.
«У калины»
Повтором местоимения «я» автор акцентирует наше внимание на личность
лирической героини, субъективности его оценки.



















2.1.5 Рефрен.

Рефрен - повторение слов или группы слов в конце стихотворной строки
(2 языковые единицы, 1,3 %).

Храни меня мой талисман.

«Талисман»
К. Додонова использует в качестве рефрена реминисценцию из
стихотворения А.С.Пушкина «Храни меня мой талисман.», что сближает её
мировосприятие с творчеством великого русского поэта.

Прости, любовь моя, прости!

«Прости»
Данный рефрен усиливает эмоциональное состояние лирической героини,
подчеркивает осознательность вины.


















Функции повтора в лирических
стихах К. Додоновой.

Экспрессивно-грамматическая функция.
. Повтор теснее связывает распространённые компоненты и выступает в
качестве расчленяющего фактора.
То бурлит по перекатам,
Через камни - валуны,
То сорвётся водопадом
Белой пеной в буруны!
«Судьба.»

Научись прощать, не вспоминая

Ни греха, ни боли, ни обид.
«Признание»
И этот штурм в закате алом,
И жажда подвига солдат, -
Глаза их в отсвете кровавом
К врагам от ярости горят!
«Мемориал на Сапун - горе»
. Повтор-средство синтаксического распространения пространства.
А где - то тоскует твоя половинка,
Моя где - то ищет меня.
«Жизнь»
. Повтор- это средство выражения условности действия.
То ль зовёт к себе даль голубая?
То ль лазурь морская глаз твоих?
«Песня моря»
То ли в ней тоска,
То ли песнь поет?
«Пурга»
. Повтор - средство выражения продолжительности и интенсивности действия.


Сапун - гора. Поток людей

Течет, течет к Мемориалу.
«Мемориал на Сапун - горе»

В окна снегом бьет

И подземка вьет,
И стучит, стучит ветер снег!
«Как же быть?»
И за горизонтом,
Вот в последний раз,
Вспыхнул луч от солнца,
Вспыхнул и . погас.
«Закат над озером»
. Повтор - средство сравнения, степень качества.
У меня же вокруг,
Словно замкнутый круг,
Словно ров и вода -
Всё беда и беда.
«Наступает весна»
. Повтор выражает продолжительность действия, время.
Я много, много лет тебя ждала.
«Найти и потерять»

Давно, давно уже пора

Смыть грязь, расчистить, подмести,
Порядок в доме навести!
«России»
Огрубели руки от труда,
Праздности не знали никогда.
Сорок лет одна в дому живёт,
Сорок лет она всё мужа ждёт.
«Вдовы»

. Повтор выражает повеление, приказ к действию.
Я отдам своё сердце взамен:
Пусть огонь от него разгорается.
Пусть теплом обогреет тебя.
«В горе»
Ведь «крик души» никто не слышит,
Так пусть стихи расскажут. Пусть.
«Коротышки»
Пусть стаи птиц на зиму улетают,
Но возвращаются к гнездовьям по весне.
Пусть суровым наш Урал считают,
Но не для меня теплей - нет места на Земле!
«Седой Урал»
2. Характерологическая функция.
Это функция, в которой повтор - средство подчеркивания, усиления
субъективно-модального значения, высказывания, например, значения ярости,
гнева, огорчения, удивления, упрёка и пр.
Не боюсь я устать,
Не боюсь я отстать.
Можно всё испытать,

Страшно роботом стать!

«Люди»
И нет тебя милей,
И нет тебя мудрее!
Зовешься ты, Урал, седым недаром.
«Урал»
А третье - чтоб без муки умирали,

Без боли, без страданий и без слез,

А вечным сном спокоцйно засыпали
Под шум желтеющих берез.
«Три желания»

3.Изобразительная (живописующая) функция.
Она связана с конкретизацией художественного образа. Выделение
существенной для данной картины детали внешнего предметного описания
(портрета, пейзажа, интерьера), чаще в этой функции выступает неконтактный
повтор.

И туман ложится инеем

На траву и на цветы.
«Хмурое утро»

То свет, то тень, полутона.

«На выставке.»
Почему стучит в окошко,
Бьет в стекло то дождь, то град?
«Детские глаза»

Таким образом, повтор в стихах А.К.Толстого характеризуется
полифункциональностью. Преобладает анафорический повтор (47,5%), т.к. он
поддерживает ритм стихотворения, усиливает смысловую нагрузку ключевых слов
поэтического текста. На втором месте по частоте употребления - эпанолепсис,
его неконтактная форма (40,2%). Активную роль в моделировании повтора
играет союз (30%), т.к. его основная функция связывающая (однородные члены
предложения и простые предложения в составе сложных), благодаря чему
создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. С
большим отрывом второе место занимают местоимения (16,3%) и существительные
(11%). Проследить степень участия различных частей речи в моделировании
повтора можно по таблице ? 2 (смотри приложение). Основные функции повтора
- экспрессивно - грамматическая, характерологическая, композиционная.






















2.2.Умолчание

Умолчание-это оборот речи, заключающийся в том, что автор не до
конца выражает свою мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому
догадаться, что именно осталось невысказанным. Умолчание раскрывает широкий
простор для подтекста: на месте паузы можно предложить различные
комментарии.
По данным картотеки фигура умолчания насчитывает 468 языковых
единиц, 35,4%.
Формальный признак данного приёма - многоточие.
Умолчание стоит в конце стихотворной строки 429 яз. ед., (91,7%).

Я гляжу в глаза твои лучистые.

«Твои глаза»
А года два спустя, зимою,
Граница линией легла.
«В день рождения города и комбината»

Снега талого и ветра

Тонкий запах уловлю.
«Подснежник»

Умолчание стоит в середине стихотворной строфы 39 яз. ед. (8,3%)
Вспыхнул луч от солнца,
Вспыхнул и . погас.
«Закат над озером»
С помощью умолчания в этом стихотворении, автор показывает резкую
смену событий, их неожиданность.
Вот и всё. Мы снова помирились,
Но дороги. разные у нас!
«Встреча с юностью»

В данном примере умолчание используется с целью создания
эмоционального эффекта.
Награду за труд получила сполна,
Да пенсию. хоть не велика она
Да всё на расходы копейка своя.
«Бабушки»

Вдруг. чувство появляется такое,
Что звучит всё музыкой сейчас!
«У оз. Иртяш»

















2.3.Риторическое восклицание

Риторические восклицания - это предложения, в которых выражение
основного содержания мысли сопровождается выражением чувств говорящего,
связанных с этим содержанием и передаваемых посредством особых слов
(междометий, восклицательных членов) или восклицательной интонации. В
собранной нами картотеке их 352 языковые единицы.
Выделим семантические группы.
Чаще всего К. Додоновой используются риторические восклицания- утверждения.
Нет! Звёздный час наступит для меня!
«Звёздный час»
Но это ж было, это было!
«Мемориал на Сапун - Горе»
Да! Давно пора настала!
Меры строгие нужны!
«О «несунах»»
Риторическое восклицание в стихотворениях К.Додоновой может выражать
мольбу, просьбу.

Помоги сделать мне

Шаг навстречу весне!
«Наступает весна»
Дождь всё хлещет степной,
Я прошу: «Уходи!»
«Дождь идёт»

Весны, чарующие звуки

Продлить Всевышнего молю!
Риторические восклицания выражают сожаления.
И не купи я ту газету,
Он для меня б.. Остался жив!
«Н.А.»

Не хотела я

Обижать тебя:
Сорвалось само
И.ударило!
«Оплошность»
4. Риторические восклицания выражают восхищение.
Красотой восхода опьяненный,
Невозможно это передать!
«Рассвет»
5. Риторические восклицания выражают призыв.
Хранить святой огонь бы нужно,
В сердцах огонь его беречь!
«Раскаяние»
Рассмотрим грамматические особенности риторических восклицаний.
По своей структуре это: простые (75,3%) и сложные (24,7%).
Сложные предложения:
Твоя судьба с моей соприкоснулась,
Отчаянный в душе раздался крик!
«Твоя судьба с моей соприкоснулась.»
Ты прикрывал жестокость лаской,
И никого ты не любил!
«Предательство»
Если дождь до утра
Будет также идти,
Неужель от окна
Ты не можешь уйти!
«Дождь идёт»
Хотя крыло его ещё не зажило,
Орлёнок снова с бурей сразился!
«Гордый орленок»
Из простых предложений преобладают двусоставные (62,2%).
С картин небесных льется свет!
«На выставке»
Передо мной лазурь небес и моря
Чудесной панорамою лежит!
«У моря»
Красоте осенней радуется взгляд!
Из простых односоставных предложений преобладают безличные (15,6%) и
определённо - личные (12%).
Но только здесь легко, тепло и просто мне! (безл.)
«Седой Урал»
То бурлит по перекатам,
Через камни - валуны,
То сорвётся водопадом
Белой пеной в буруны!
«Судьба»
От страсти весь горит в огне!
«Баловень»
За эти сладостные муки
В душе тебя благодарю!
«Как солнце теплыми лучами.»
По наличию второстепенных членов нами найдено (98,5%) распространенных
предложений.
Среди восклицательных предложений мы встречаем и нераспространенные
конструкции(1,5%).

Закрути!

«Что же держит?»

Друзья!

«Себе на памятник»

Грамматические особенности риторических восклицаний можно проследить
по таблице ?2 (смотри приложение).
























2.4. Риторический вопрос.
Риторический вопрос - фигура речи, состоящая в придании утверждения
или отрицания восклицательной формы для того, чтобы привлечь внимание
слушателя (повысить эмоциональный тон).
В собранной картотеке их 119 языковых единиц, что составляет
9,2% от общего числа выявленных экспрессивных синтаксических конструкций.
Риторические вопросы могут быть обращены к любому " внутреннему"
адресату (сам говорящий, другое лицо, окружающий мир и пр.), наиболее
специфично для лирики видимое отсутствие адресата.
Все риторические вопросы (за некоторым исключением) безответны.
Ответ на вопрос отодвигается, т.к. он с позиции говорящего неизвестен.
Ответ либо даётся сразу, либо не даётся совсем.

На быструю ответную реакцию способен только сам говорящий. В
лирике побудительное значение вопроса утрачивается. Когда говорящий сам
отвечает на вопрос, возникает вопросно-ответная композиция, которая
способна воспроизводить динамику эмоционального и мыслительного процесса.
Автор, задавая вопрос, не знает ответа. Вопрос призван сделать читателя
участником события, заинтересованным в ответе. Таким образом, по семантике
риторические вопросы можно разделить на 2 группы:
В зависимости от того, кому адресован риторический вопрос.
По смысловому контексту вопроса.

Типы риторических вопросов в
зависимости от того, кому они адресованы.

В зависимости от того, кому адресованы риторические вопросы, мы
выделили следующие типы:
1.Риторические вопросы, адресованные лирическим героем самому
себе.
2.Риторические вопросы, адресованные читателю.
3.Риторические вопросы, адресованные неопределённому лицу или явлению
(нададресату).
4.Риторические вопросы, адресованные собеседнику или группе собеседников.
Самым распространённым типом риторических вопросов являются конструкции,
адресованные читателю. Данных предложений найдено 72 (60,6%).
То ли в ней тоска,
То ли песнь поет?
«Пурга»
А если жизнь, внезапно оборвётся?
«Под дождём»
То ль зовёт к себе даль голубая?
«Песня моря»
Что такое происходит?
«Что такое происходит?»
Другим распространённым типом риторических вопросов являются
вопросы, адресованные неопределённому лицу или явлению (нададресату).
Подобных предложений нами выделено 22, (18,4%).
Как же быть, скажи, мне теперь?
«Как же быть?»
Что ж ты сделал с молодцом?
«Слабость»
Ведь, если ты не знал СТРАДАНЬЯ,
За что же СЧАСТЬЕМ награжден?
«Отмщение»
Ещё один популярный в лирике Толстого тип риторических вопросов -
вопросы, адресованные собеседнику или группе собеседников. Конструкций с
вопросом определённому лицу найдено 6, (5%).
Родничок мой светлый,
Что ж ты испытал?
«Встреча с родничком»
Судьба моя, что встречу впереди?
«У вагонного окна»
Нами найдено 19, (16%) риторических вопросов, адресованных самому
себе.
А не жизнь ли моя пробежала сейчас?
«Не работает лифт.»
Неужели в этой маленькой крошке
Продолжение жизни моей?..
«Светочке Д.»
Зачем любовь ко мне вернулась
В конце нелегкого пути?
«Н.А.»
Вслед за Н.И.Ковтуновой мы выделили следующие типы риторических
вопросов в зависимости от их значений:
1. Риторический вопрос- сообщение;
2. Риторический вопрос - на который нет ответа;
3. Риторический вопрос- предложение;
4. Альтернативные риторические вопросы;
5.Риторические вопросы, на которые дан ответ.
Наиболее часто в стихах А.К.Толстого встречаются риторические
вопросы - сообщения. Данные вопросительные конструкции сами заключают в
себе различную информацию: сообщение о событиях, описание образов,
характеристики и действия. Вопросительное значение при этом сохраняется.
Таких конструкций найдено 64.
Почему стучит в окошко,
Бьет в стекло то дождь, то град?
«Детские глаза»
Так почему ж порой бывает
Уходят с горечью друзья?
«Раскаяние»
Бабка крутится, как белка,
Как за внуком уследить?
«Внук - проказник»
Как колокольный звон играет,
Природу будит ото сна:
Зима ли в муках умирает?
«Чувство»
Ты - жизни прожитой частица,
Как я смогу тебя забыть?
«Уходишь ты»
Встречаются в лирике А.К.Толстого риторические вопросы, на которые нет
ответа. В них ответ является достоянием внутренней речи, приобретая порой
модальное значение. Большая часть подобных конструкций в лирике Толстого
имеет познавательный характер. Эти вопросы о глубинной сути вещей, о
судьбах и путях, о времени и пространстве (31 конструкция).
Что жизнь ещё преподнесет?
«Безумный мир»
Где найти на всё ответ?
«Детские глаза»
Почему так грустно?
«Грусть»
Чем остудить душевный зной?
«Талисман»

В стихотворениях К. Додоновой нами найдено 16 риторических
вопросов - предположений.
А, может, в муках жизни вернулась вновь?
«Весенний ледоход»
Может этот луч и есть зеленный,
Что приносит счастье на земле?
«Рассвет»
Встречаются в стихах А.К.Толстого альтернативные вопросы, т.е.
вопросы с частицами "ли", "или", которые не предполагают ответа. В них
содержится утверждение. Такие вопросы активизируют деятельность
воображения. Данных конструкций нами выявлено 7.
То ль зовет к себе даль голубая,
То ль лазурь морская глаз твоих?
«Что это за музыка такая?»
Как трудно подводить итог:
Каков мой путь: хорош иль плох?
«Я поняла»
В стихотворениях А. К. Толстого найден ещё один вид риторического
вопроса - это вопрос, на который дан ответ (2 конструкций).
Зачем идут туристы в горы?
Чтоб это самому понять,
Покинув дом, заботы, споры,
Хоть раз, но в жизни испытать.
«Поход на гору Егоза»
Где грань? А нету грани:
Здесь - равнодушье,
Там - сердечность.
Здесь - только шаг,
Там - бесконечность.
«Антиподы»
Риторический вопрос имеет ряд компонентов, служащих для привлечения
внимания читателя, а также для того, чтобы помочь говорящему выразить свои
чувства, эмоции. К этим компонентам относятся: вопросительная интонация,
вопросительное местоимение, вопросительное наречие, вопросительная частица.
Эти компоненты лежат в основе структурной классификации риторических
вопросов.
В лирике А.К. Толстого большинство риторических вопросов - вопросы,
в которых главным средством выражения чувств говорящего является
вопросительное наречие - по частотности использования выявлено 41.
Наиболее часто встречаются вопросительные наречия: «почему», «зачем»,
«как», «где».
Почему тревожно
На душе моей?
«Грусть»
Как избежать кровавых ран?
«Талисман»
Где грань?
«Антиподы»
Зачем ранимая душа
Вселилась в немощное тело?
«Невинная душа»
Предложений, в которых главный компонент - вопросительное местоимение
«кто», «что» нами выявлено 35 конструкций.
Что там дальше за горами?
«Детские глаза»
Кто поможет мне советом?
«Одинокая душа»
Что придется испытать?
«Журавли»

Распространены конструкции, в которых главный компонент -
вопросительная частица (27 яз. единиц). Чаще всего используются частицы:"
ли", " разве"," неужели".
Один вопрос тревожит всех:
На пользу ль людям их успех?
«Человек и прогресс»
То гнев бурлит в ней или отрасть кипит?
«Весенний ледоход»
Подняла волна вопросом
Неужели это смерть?
«Судьба»
В лирике К. Додоновой риторических вопросов, в которых главным
средством выражения чувств автора является вопросительная интонация, нами
выявлено 16 конструкций. Такой вопрос побуждает к действию, сообщает,
предполагает.
Бежать назад?
«Суета - сует»
Трепетное сердце не унять -
Я хочу тебя увидеть, можно?
«Встреча с юностью»
Может это не случайно
Невезучей стала я?
«Невезучая»
Риторический вопрос имеет структуру простого (79,9%) и сложного
(20,1%).
Сложные предложения:
А жизнь «штормит», бушуют страсти,
И снова кто-то «за бортом»!
«Наше время»
Помогаю я любому,
Ну а кто поможет мне?
«Невезучая»
Среди простых предложений преобладают двусоставные (59% ).
Когда же мы смелее будем?
«Наше время»
Когда же Русь жила без лиха?
«Рок»
Среди простых односоставных предложении: безличные (56,4%), назывные
(25,7%) и определенно-личные (17,9%).
1. Безличные:
Почему так страшно и тревожно?
«Встреча с юностью»
Нет в душе огня?
Что ж! Забудь меня.
«Как же быть?»
Почему тревожно
На душе моей?
«Грусть»
2. Назывные:
Жестокий плен или спасенье?
«Весенний ледоход»
В чём моя вина?
«Одинокая душа.»
3. Определенно-личные:
Ну почему не хочешь быть просто другом?
«Зачем по сердцу.»
Зимою, греясь у огня,
Быть может, вспомните меня?
«Все чувства нежные мои.»
Судьба моя, что встречу впереди?
«У вагонного окна»
Результаты исследования систематизированы в таблице ?2.
В результате анализа мы пришли к выводу, что риторические
вопросы в лирических произведениях К.Додоновой выполняют две функции:
информационную и экспрессивно-выделительную. Риторические вопросы в
исследуемом сборнике стихотворений создают иллюзию непосредственного
контакта автора с читателем. Часто К.Додонова, оформляя свою мысль как
вопрос, не ставит цель получить новую информацию, а скорее делится с
читателями своими мыслями о какой-либо проблеме, над которой размышляет в
данный момент.





















2.5.Многосоюзие.

Многосоюзие (полисиндентон) - стилическая фигура, состоящая в
намеренном увеличении количества союзов в предложении с целью логического и
интонационного выделения перечисляемых понятий, обычно для связи
однородных членов (6 языковые единицы, 0,5%).
На склоне лет я поняла
За что природа мне дала
Способность складывать стихи:
Не только за мои грехи,
Но и за то, что есть терпенье,
Идти сквозь боль и испытанья,
Узнать и горечь, и терзанья,
Любить, страдать и ненавидеть,
За десять лет вперед предвидеть
Потерю близких мне людей.
«Я поняла»
В этом стихотворении многосоюзие используется с целью логического и
интонационного выделения перечисляемых состояний лирического героя.
Зима холодная и лето,
Здесь страх и тьма, там лучик света!
Свобода духа и полёт,
Но нищета и тяжкий гнет.
Где разум высший, а где бред,
Загадки, тайны и. ответ!
«Антиподы»
В данном предложении союз «и» выполняет соединительную функцию, с
целью выделения перечисляемых обстоятельств.
Познать и радость, и обман
Любви и нежности нетленной.
«Талисман»
В данном примере полисиндетон используется для перечисления однородных
членов предложения, передающие чувства лирического героя.
Как жизнь и смерть,
Как день и ночь, -
Всё повторяется точь-в-точь.
Как смех и горестный слёзы,
Как тишь безмолвная и грозы!
Как радость встреч и боль разлуки,
Как от веселья шаг до скуки.
«Антиподы»
В данном примере многосоюзие выражено повтором подчинительного союза
«как» и сочинительного союза «и». Цель автора - раскрыть сравнение через
пространство и время.

















2.6. Обращение.


Обращение- слово или словосочетание слов, называющее лицо (реже
предмет), которому адресована речь. Обращениями служат собственные имена
людей, названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по
профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному
признаку, по взаимоотношениям людей и т. д.; названия или клички животных,
названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае
олицетворяемых; географические наименования и т.д. (41 яз. ед., 3,1%)
В ходе исследования мы выделили следующие лексико-семантические группы
обращений, употреблённых в лирике К.Додоновой.
1. По взаимоотношению людей (17 языковые единицы, 41,4%).
Не грусти, подружка,
Что ушла любовь.
«Ушла любовь»
Коль пойдешь, дружок, направо
И с дороги не свернешь,
За зеленою дубравой
Мастерство свое найдешь.
«Три березки»
Где ж ты, милый, сейчас?
«У калины»
Мой друг! Ты сокровенную не тронь!
У каждого есть тайна перед Богом.
«Близки по духу»
Светлому, что я смогла придумать,
Друг мой, я обязана тебе.
«о. Иртяш»
2. Названия предметов неживой природы, как олицетворяемых (14 яз.
ед., 34%)
Как не прогнешься ты, Земля,
Под хамством и беспутством?
«Безумный мир»
Куда несешь меня ты, скорый поезд?
«У вагонного окна»
Что ж ты испытал? Родничок мой светлый,

«Встреча с родничком»
Ты возьми, ветер,
В путь далекий с собой!
«Порыву ветра»

3. Названия географических объектов (4 яз. ед., 9,7%).
Россия! Матушка! Проснись!
«России»
Я люблю тебя,
Иртяш, до боли.
«Иртяш»
Зовешься ты, Урал, седым недаром.
«Урал»
4. Обращения к Богу (3 яз. ед., 7,3%)
О! Боже мой! Позволь к тебе
С сердечною молитвой обратиться!
Не наказать, а рассудить нас с тем,
Кто недругом моим явился.
«Молитва за врага»
Прости нас, Господи, прости.
«России»
Душу нежную убила.
Ты прости, Господь, его.
«Слабость»
5. Название лиц по степени родства (3 языковых единиц, 7,3%).
С природой в спор вступать не торопись, сынок!
«Гордый орлёнок»
Россия! Матушка! Проснись!
«России»
Дом бедой заколоченный,
Опустел ты, родной!
«Осиротевший дом»
В результате можно заметить, что в лирике Толстого преобладают
следующие группы лексико-семантических обращений: названия лиц по
взаимоотношению людей (41,4%) и названия предметов неживой природы, как
олицетворяемых (34%).
















Рассмотрим моделирование обращений в лирике К. Додоновой.


1. Обращения, выраженные именем
существительным 18 языковых единиц (44%).
Спасибо вам, друзья, за горы,
За тонкий нравственный урок -
Увидеть собственный подарок.
«Поход на гору Егоза»
Вы простите, друзья!
«Не работает лифт»
Радостью наполнилась душа,
До чего ж, земля, ты хороша!
«Утро»
2. Выделим сочетание слов:
. Местоимение + существительное (10 языковых единиц, 24,4%).
Прости, любовь моя, прости!
«Прости»
Прощай, мой друг и моя юность!
«Н.А.»
. Существительное + прилагательное (6 яз. ед., 14,6%).
В чем ты провинилась,
Деревенька малая?
«Заброшенная деревенька»
Лишь останется со мной,
Край родной, навсегда!
«Порыву ветра»
. Субстантированное прилагательное (3 языковая единица, 7,3%).
Ты в судьбу поверь,
Ненаглядный!
«Просьба»
Дом бедой заколоченный,
Опустел ты, родной!
«Опустевший дом»
. Словосочетания (4 языковых единиц, 9,7%).
Мой таинственный друг,
Разорви этот круг.
«Наступает весна»
На звёздный океан,
На блеск и высоту
Тебя, мой край родной, не променяю!
«Урал»
Преобладают обращения, выраженные именем существительным (44%),
сочетания местоимений с существительными (24,4% языковых единиц); сочетания
существительных и прилагательных (14,6%) и просто словосочетания слов
(9,7%).

По структуре мы выделяем распространённые и нераспространённые обращения:
22 языковых единиц (53,7%) распространённых обращений;
19 языковые единицы(46,3%) нераспространённые обращения.
1. Распространённые обращения в стихах Додоновой преобладают, т.к.
они отличаются живописностью и дают возможность лучше раскрыть образ героя.
Сколько ты взрастила,
Матушка - деревня!
«Заброшенная деревенька»
Вот и чудо случилось:
Словно птицею я
С дальних мест возвратилась
К вам, родные края!
«Даль голубая»
Родничок мой светлый,
Дай воды испить.
«Родничок»
Мой таинственный друг,
Разорви этот круг.
«Наступает весна»
Чаще всего обращения распространяются именем прилагательным, которое в
контексте стихотворения является эпитетом, выражающем оценочное выражение
к герою. Притяжательные местоимения указывают на близкие
личные отношения.
2. Нераспространённые обращения.
Мой друг, Иртяш! Сегодня ты печален,
И в сизый дымке дальний берег твой.
«У оз. Иртяш»
Друзья! Не поминайте лихом!
«Себе на памятник»
Ты прости меня
За оплошность, друг!
«Оплошность»
Таким образом, обращения в лирике К. Додоновой помогают создать образ
лирического героя и нужное настроение в стихотворении. Преобладают
распространенные обращения, т.к. они определяют конкретность адресата.









2.7. Парцелляция.

Парцелляция (восходит к французскому от латинского " частица")- такое
членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в
одной, а в двух или нескольких интонационно- смысловых речевых единицах,
следующих одна за другой после разделительной паузы (51 языковых единиц,
3,8%).
Гаснет день. В закате
Озеро блестит.
«Закат над озером»
С помощью парцелляции автор рисует пейзаж. Четко отделяет границы дня
и ночи.
Что это? Смерть? Иль возрожденье?
Жестокий плен или спасенье?
«Весенний ледоход»
Парцелляция подчеркивает сомнения лирического героя.
И пусть путем обмана,
Он ради блага своего
Очистит ближнему карманы,
А ум молчит. Зато цветет
Разгул, разврат и пьянство!
«Безумный мир»
С помощью парцелляции автор реализует антитезу: «ум - разуму, разврат
и пьянство»
Как Мир велик! Встают перед глазами
Виденьем сказочным цветущие края.
«Седой Урал»
С помощью парцелляции автор передает восхищение, яркость впечатлений.

2.8. Вставные конструкции.

Вставные конструкции - это слова, словосочетания и предложения,
содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания,
уточнения, поправки, разъясняющие предложение в целом или отдельное слово в
нём, иногда резко выпадающее из синтаксической структуры целого слова. Нами
найдена 8 конструкций, что составляет 0,6%.
Но больше всех нас удивило (.)
То горстку листиков кислицы,
(Такое лишь во сне приснится!)
То стрелки травки - чеснока,
То молодой побег сосенки.
«Поход на гору Егоза»
Вставная конструкция - добавочное замечание в данном примере.
Лишь чувство каждому подскажет,
(Хоть вслух оно не говорит.)
Кому печаль на сердце ляжет,
Кого - то радость одарит!
«Чувство»
Вставная конструкция выступает в форме придаточного - уступительного,
предложение создает добавочные попутные замечания.








2.9. Эллипсис.

"Словарь- справочник лингвистических терминов" Д. Э. Розенталя и
М.А.Теленковой даёт такое определение эллипсиса: " Эллипсис (от греч.
"elips"- опущение, выпадение, недостаток)- пропуск элемента высказывания,
легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Эллипсис
используется как стилистическая фигура для придания высказыванию
динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности".
С помощью эллипсиса передаётся быстрая смена событий, действий,
напряжённое психологическое состояние персонажа и т.д. В нашей картотеке
109 языковая единица, 8,2%.
Друг друга надо нам любить,
Несущих СВЕТ - не так уж много.
И в спорах нечего делить:
У всех у нас одна дорога.
«В день владык»
В данном примере автор пропускает существительное «люди» для
поддержания ритмы стихотворения.
Во мне две женщины в одной.
Живут соперницами в ссоре.
Одна - как лед, в другой - огонь!
Уж много лет друг с другом спорят.

Одной - чуть-чуть бы измениться.
Другой - чуть-чуть бы полюбить!
Не хочет эта покориться,
А та - не в силах ОТСТУПИТЬ!
«Во мне две женщины»
В этом стихотворений автор использует эллипсис с целью избежания
повтора и для поддержания рифмы. С помощью пропуска слова «женщина»
Додонова концентрирует внимание читателя на характеристике этих лирических
героинь.
Рябина роскошная в этом году:
Горит, словно пламя, у всех на виду.
Янтарные ягоды сластью манят,
А только раскусишь - полынью горчат.
«Рябина»
В данном примере пропущено местоимение «они» с целью показа антитезы
«сластью манят - полынью горчат». Эллипсис придает художественную
изобразительность, в то же время поддерживая рифму стихотворения.























3. Выводы

Проведённые исследования позволяют подвести следующие
итоги:

Основную роль в лирике К.К. Додоновой играет умолчание (35,4%), стоящее в
конце стихотворной строки (91,7%), т.к. умолчание раскрывает широкий
простор для подтекста и придает речи эмоциональность.
Важную роль по частоте употребления играют риторические фигуры. Они
составляют 36,5% в сумме (9,2% риторические вопросы и 27,3% риторические
восклицания). Они усиливают напряженность и выразительность речи,
привлекают внимание читателя к тому или иному предмету, явлению,
активизируют его восприятие, являясь средством диалогизации монологической
речи.
Основным средством выражения чувств говорящего в вопросительных
предложениях является вопросительное наречие (34,5%) и вопросительное
местоимение (29,4%). По структуре преобладают простые (79,9%)
распространённые вопросительные предложения (99%). Из простых
односоставных предложении выделяем безличные (18,5% от общего количества).
По структуре восклицательных предложений преобладают также простые (75,3%)
распространенные предложения (95,2%). Из простых односоставных преобладают
безличные (11,6% от общего количества) и определенно - личные (9,1% от
общего количества).
4. Немаловажную роль в лирике Додоновой играет повтор (11,9%), его
разновидность анафора (47,5%), т.к. он поддерживает ритм
стихотворения, усиливает смысловую нагрузку ключевых слов поэтического
текста.
Активную роль в моделировании повтора играет союз (36,5%), выполняя
следующие функции: экспрессивно - грамматическую и композиционно -
изобразительную.
5. Эллипсис в поэзии Клавдии Константиновой стоит на пятом месте (8,9%),
он придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи и
художественную выразительность.
Обращения в поэзии К. Додоновой составляет 3,1%. Основными лексико-
семантическими группами обращения являются названия лиц по их
взаимоотношениям (41,4%) и названия предметов неживой природы (34%).
Преобладают обращения выраженные именем существительным (44%), а также
некоторые сочетания: местоимение и существительное (24,4%), прилагательное
и существительное (14,5%). По структуре преобладают распространенные
обращения (53,7%). Обращения помогают автору создать нужный образ, шире
раскрыть идею в стихотворении.



















4. Библиография.

1. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного языка - М., 1990
2. Ахматова О.С. Словарь лингвистических терминов - М., 1996
3. Ш.Балли Французская стилистика М., 1964
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет.-М.,
1975
6. Береговая Э.М. Экспрессивный синтаксис. - Смоленск, 1984-
Виноградов В.В., Стилистика. Теория поэтической речи.-М.,1978

7. Власенков А.И. Русская словесность.- М. 1998
8. Гаспаров М.Л.Цицерон и античная риторика - Вкн.: Цицерон М.Т. Три
трактата об ораторском искусстве-М.., 1972
9. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке "
Сборник статей по языкознанию".
10. Гинзбург Л Я О лирике.- М.,1964
11. Григорьев В.П. Поэтика слова.- М.,1979
12. Калинина А.А. Риторический вопрос среди различных типов предложений. "
Русский язык в школе."- 1989,?4
13. Ковтунова И.И. Порядок слов и актуальное членение предложения.- М.,
1987
14. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис.- М.: Наука, 1986
15. Ладыженская Т.А. Риторика: 8 класс. Учебное пособие для
общеобразовательной школы в 2-х частях. - М.,1998
16. Ларин Б.А. Эстетика слова и языка писателя.-1974
17. Лингвистический энциклопедический словарь. Главный редактор В.Н.
Ярцева.-, 1990
18. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.,1876
19. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.,1956
20. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М.,1976
21. Розенталь Д.Э., Теленкова М.Н. Словарь- справочник лингвистических
терминов М.,1972
22. Русская грамматика.Т.2- М.,1980
23. Русский язык: Энциклопедия- М.: Советская энциклопедия, 1997
24. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису современного русского языка М.,
1986
25. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции
современного русского языка - Томск, 1981
26. Шведова Н.Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе.-
М.,1986
















Приложение.
Таблица ?1
Виды повтора
| Конструкции с лексическим повтором 100% |
| | Эпанолепсис |Неконтактный 84% |
|Типы повтора по|40,2% | |
|месту | | |
| | |Контактный 16% |
| |Анафора |
| |47,5% |
| |Анадиплосис |
| |6,9% |
| |Эпифора |
| |4,4% |
| |Рефрен |
| |1,2% |
|Виды повтора по|Парный |
|месту |90,2% |
|повторении | |
| |Многократный |
| |9,8% |




Таблица ?2
Степень участия различных частей речи в моделировании единиц лексического
повтора
|Вид | Части речи |Частота |
| | |использования |
|Знаменательные|Местоимение |16 |
| | | |
| | | |
| |Глагол |15 |
| |Имя существительное |8 |
| |Наречие |8 |
|Служебные |Союз |58 |
| |Частицы |31 |
| |Предлоги |14 |
| |Числительное |7 |
| |Словосочетания |2 |













Восклицательные предложения.
Таблица ?3
Структура восклицательных предложений
| |Частота |% |% |
|Виды восклицательных предложении по структуре |Использова|От |От |
| |ния |числа|общег|
| | |прост|о |
| | |. |числа|
| | |предл| |
| | |. | |
| Простое | |Двусоставное |165 |62,2%|47% |
|предложение |Распространенн| | | | |
|(75,3%) |ое (95,2%) | | | | |
| | | |Безличное |41 |15,6%|11,6%|
| | |Однососта| | | | |
| | |вное | | | | |
| | | |Определённо-л|32 |12% |9,1% |
| | | |ичное | | | |
| | | | | | | |
| |Нераспростране| | | | | |
| |нное (4,8%) | | | | | |
| | | |Назывное |19 |7,2% |5,4% |
| | | |Неопределённо|8 |3% |2,2% |
| | | |-личное | | | |
|Сложное предложение |87 |24,7%|

Таблица?4
Риторические вопросительные конструкции
| Средства выражения чувств говорящего |Частота | % |
| |использов| |
| |ания | |
|Неморфологическое |Интонация |16 |13,4 |
| |Наречие |41 |34,5 |
|Морфологическое | | | |
| |Местоимение |35 |29,4 |
| |Частица |27 |22,7 |

Таблица ?5
Структура вопросительных предложении
| Виды вопросительных предложений |Частот|% От |% От |
| |а |числа |общег|
| | |пр. |о |
| | |пред. |числа|
|Простое | | Двусоставное |56 |58,9% |47,1%|
|предложение |Распростра| | | | |
|(79,9%) |нённое | | | | |
| |(99%) | | | | |
| | | |Безличное |22 |23,2% |18,5%|
| | | | | | | |
| | |Односоставн| | | | |
| | |ое | | | | |
| | | |Назывное |10 |10,5% |8,4% |
| | | | | | | |
| |Нераспрост| | | | | |
| |ранённое(1| | | | | |
| |%) | | | | | |
| | | |Определённо-личное|7 |7,4% |5,9% |
|Сложное предложение | |24 |20,1%|


Таблица ?6
Лексико - семантические группы обращения
|Лексико-семантические группы |Частота |% |
| |употреблен| |
| |ия | |
|По взаимоотношению людей |17 |41,4 |
|Названия предметов неживой природы |14 |34 |
|Названия географических объектов |4 |9,7 |
|Обращения к Богу |3 |7,3 |
|Названия лиц по степени родства |3 |7,3 |

Таблица ?7
Степень участия различных частей речи в моделировании обращения
|Части речи |% |
|Имя существительное |44 |
|Местоимение + Существительное |24,4 |
|Прилагательное + Существительное |14,6 |
|Словосочетание |9,7 |
|Субстантированное прилагательное |7,3 |


Таблица ?8
Структура обращения


















Таблица ?9
Место умолчания в структуре предложения.








Таблица ?10
|Экспрессивные синтаксические |Частота |% |
|Конструкции |употребления | |
| Умолчание |468 |35,4% |
| Восклицательные предложения |352 |27,3% |
| Повтор |159 |11,9% |
| Риторический вопрос |119 |9,2% |
| Эллипсис |109 |8,2% |
| Парцелляция |51 |3,8% |
| Обращение |41 |3,1% |
| Вставные конструкции |8 |0,6% |
| Полисиндетон |6 |0,5% |
| Всего |1313 |100% |

-----------------------
Умолчание

Середина (8,3%)

Конец (91,7%)

Распространённое (53,7%)

Обращение
(100%)

Нераспространенное (46,3%)