Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?work=131
Дата изменения: Fri May 5 15:25:38 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:32:25 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п


Связь личностных особенностей старшеклассников


с их отношением к будущему



Автор: Позднякова Екатерина, 11 класс, Муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя школа ?1 с углубленным изучением
иностранных языков, город Челябинск. E-mail: zaivv@mail.ru


Научный руководитель: Пискунова Ольга Викторовна, ст. преподаватель
каф. психологии Южно-Уральского Государственного Университета



Введение

Никто не будет спорить с идеей, что самым важным и ответственным
произведением, которое создает любой человек за свою жизнь, является сама
жизнь. Насыщая свою жизнь тем или иным образом, мы формируем сами себя,
свою личность. «Поскольку каждый строит свою жизнь сам, стратегия жизни
является индивидуальным достоянием, индивидуальным открытием каждого»
(К.А.Абульханова - Славская).
В современных условиях, когда социальная ситуация в нашей стране не
способствует формированию у подрастающего поколения оптимистического
отношения к будущему и уверенности в завтрашнем дне - очень важна работа,
направленная на развитие конструктивного отношения к будущему, развитие
навыков целеполагания, умение самому стать хозяином жизни, своего
будущего. Старший подростковый и ранний юношеский возраст - периоды, когда
в развитии личности начинают доминировать мотивы и цели, связанные с
отдаленным будущим.
Обращение в будущее составляет тот «аффективный центр» внутреннего
мира подростка и юноши, определяющий конкретные поступки и выборы: человек
начинает строить свою перспективу будущего, формирует для себя жизненные
планы, определяет ближние и дальние цели. Избавить себя от случайности,
принимая важные решения, можно только хорошо осознавая «Чего я хочу?»,
«что я умею?» или «чему могу научиться?» и «какие есть объективные
возможности?», иначе говоря, ставя цели, планируя свое будущее.
Актуальность исследования процессов отношения к будущему обусловлена
потребностью и запросами реальной жизни и практики. Знакомство с
литературой вызвало у нас интерес к исследованию связи личностных
особенностей старшеклассников и их отношения к будущему. Мы заканчиваем
школу, стоим перед выбором своего пути во взрослой жизни и от того
насколько мы умеем планировать свое будущее зависит наше самоопределение.
Цель для своего исследования мы определили следующую: рассмотреть
связь личностных особенностей старшеклассников с их отношением к будущему.
Задачи исследования:
. исследовать личностные особенности старшеклассников;
. исследовать отношение старшеклассников к будущему;
. выявить связь личностных особенностей старшеклассников с их отношением к
будущему.
На пороге взрослой жизни мы все чаще задумываемся о будущем, и нам
интересно, что думают об этом наши сверстники. Работа по выбранной теме
поможет нам разобраться в этом.


1.Некоторые аспекты личностного самоопределения

"В молодости все силы души направлены на будущее, и будущее
это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные
формы под влиянием надежды, основанной не на опытности
прошедшего, а на воображаемой возможности счастия, что одни
понятые и разделенные мечты о будущем счастии и составляют уже
истинное счастие этого возраста»
(Лев Толстой.
«Отрочество»).


Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе
онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с
резкой сменой внутренней позиции, заключающийся в том, что устремленность в
будущее становится основной направленностью личности. Проблема выбора
профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания
интересов, планов старшеклассников.
Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого
человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире,
т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и
назначения в жизни.
Практически стало общепринятым рассматривать личностное
самоопределение как основное психологическое новообразование раннего
юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то
самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни
старшеклассников, в требованиях к каждому из них.
Термин «самоопределение» употребляется в самых различных значениях.
Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном,
профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. Методические основы
психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены
С.Л.Рубинштейном. Понятие самоопределения для С.Л.Рубинштейна «заключается
в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе,
неодностороннего подчинения внешнему».
Подход, намеченный С.Л.Рубинштейном, развивает в своих работах
К.А.Абульханова - Славская, для которой центральным моментом
самоопределения является также собственная активность, осознанное
стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой-Славской,
самоопределение - это осознание личностью своей позиции.
Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в
обществе была предпринята В.Ф.Сафиным и Г.П.Никовым. Они исходят из
характеристики «самоопределяющейся личности», которая для авторов является
синонимом «социально созревшей» личности. В психологическом плане
самоопределяющаяся личность это «субъект, осознавший, что он хочет (цели,
жизненный планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности,
дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от
него хочет или ждет коллектив, общество. Сущность самоопределения
заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни,
готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих
желаний, личностных качеств. В.Ф.Сафин и Г.П.Ников считают движущей силой
самоопределения личности противоречие между «хочу» - «могу» - «есть» - «ты
обязан», которые трансформируются в «я обязан, иначе не могу». Исходя из
этого авторы утверждают, что соотнесение данных элементов, т.е. самооценка
является важным механизмом для самоопределения личности, без которого
невозможна персонификация.
В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и
полно была рассмотрена Л.И.Божович. Характеризуя социальную ситуацию
развития старших школьников, она указывает, что выбор дальнейшего
жизненного пути, самоопределение представляет собой аффективный центр их
жизненной ситуации. Подчеркивая важность самоопределения, Л.И.Божович не
дает его однозначного определения; это «выбор будущего пути, потребность
нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни», « поиск целей и
смысла своего существования; «потребность найти свое место в общем потоке
жизни».
В одной из работ Л.И.Божович характеризует самоопределение как
личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с
формированием внутренней позиции взрослого человека с сознанием себя как
члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.
Работы Л.И.Божович многое дают для понимания психологической
природы самоопределения. Во-первых, она показывает, что потребность в
самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже
старшего подростка и раннего юношеского возраста, и обосновывает
необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и
социального развития подростка. Во-вторых, потребность в самоопределении
рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой
системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом. Формирование
этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле
своего собственного существования. В-третьих, самоопределение неразрывно
связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и
раннего юношеского возраста, как устремленность в будущее. И, в-четвертых,
самоопределение подразумевает выбор профессии.
Взросление, как процесс социального самоопределения многомерно и
многогранно. Противоречия и трудности подросткового возраста проявляются в
формировании жизненной перспективы. Социальное самоопределение и поиск себя
неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Мировоззрение - это
взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах
бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Но
мировоззрение не столько логическая система знаний, сколько система
убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные
ориентации. Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что
именно в это время созревают и когнитивные, и его эмоционально-личностные
предпосылки. Мировоззренческий пояс включает в себя социальную ориентацию
личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности,
выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Наряду с ролевым развитием, в мировоззрении индивида формируется его
Я идеальное. Это совершенное представление о себе самом, вместилище
качеств, которые личность намеревается реализовать в жизни. Это тот эталон,
обобщающий образ, с которым она сверяет свои поступки.
Для самоопределения важным являются личностные качества. Их
осознание происходит после долгого взаимодействия индивида и среды, в ходе
которого человек отмечает, что в нем присутствует определенный
характерологический строй, более благоприятный в одних и менее
благоприятный в других обстоятельствах. Этот фактор способствует тому, что
личность начинает искать среду взаимодействия и сферу деятельности.
Личностные качества являются выражением Образа Я. Применительно к
личностному самоопределению подросток выступает в роли режиссера,
пытающемуся найти себе подходящую пьесу в жизни. Обычно такой поиск
сопровождается чередой неудач и ошибок, пока, наконец, не будет найдена та
среда, которая раскроет индивида полностью.
В эту среду входит выбор профессии - наиболее важное решение, которое
нужно принять в подростковом возрасте. Существует ряд психологических
причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек
нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет
одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого - выбрать
такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы
ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией
позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению.
Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является
следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства
собственного достоинства
«Человек - существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели;
он живет нормально и естественно когда сориентирована определенная цель.
Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной
жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно
чувствует себя сравнительно счастливым» (М.Мольц).
Все выше изложенное ставит перед практической психологией задачу
изучения связи личностных особенностей старшеклассников с их отношением к
будущему.




2.Программа исследования

Согласно целям и задачам исследования, опираясь на сведения, полученные в
литературе по данной теме, нами были выдвинуты следующие гипотезы:
1.Старшеклассники с высоким и средним уровнем самоактуализации свое будущее
детализируют в большей степени, чем старшеклассники с низким уровнем
самоактуализации.
2.Старшеклассники с высоким и средним уровнем самоактуализации в будущем
направлены на других людей.
3.Самооценка старшеклассников влияет на эмоциональное отношение к будущему.
Предмет исследования: связь личностных особенностей старшеклассников и их
отношения к будущему.
Объект исследования: группа старшеклассников 16-17 лет в количестве 30
человек (20 девушек, 10 юношей) из разных школ города Челябинска.
Методы исследования:
1. Диагностика личностных особенностей по тесту самоактуализации.
2. Диагностика самооценки (Дембо-Рубинштейн)
3. Анкетирование (авторская анкета) была разработана нами для выявления:
o Отношения старшеклассника к будущему;
o Уровня детализации своего будущего;
o Направленности старшеклассника в будущем на себя или других.
4. Анализ, обобщение, статистическая обработка полученных данных.


3. Анализ и обобщение данных исследования

3.1. Анализ данных диагностики по тесту САТ
Для исследования личностных особенностей старшеклассников нами был
использован тест самоактуалиаци. Были проанализированы следующие шкалы:
«ориентация во времени», «поддержка», «ценностные ориентации»,
«самопринятие», «познавательные потребности». Первые две шкалы являются
базовыми, а остальные три представляют интерес для нашей темы. Результаты
диагностики представлены в таблице ?1 .

Данные диагностики по САТ Таблица
?1


| | |ПОКАЗАТЕЛИ (кол-во |
|? |ШКАЛЫ |подростков в %) |
| | |Высокий |Средний,|Низкий |
| | |(56-65 | |(35-44 |
| | |баллов) |(45-55 |баллов) |
| | | |баллов) | |
|1 |Ориентация во времени |3,4 |70 |26,6 |
|2 |Шкала поддержки |13,4 |66,6 |20 |
|3 |Ценностная ориентация |6,7 |73,3 |20 |
|4 |Самопринятие |13,3 |73,4 |13,3 |
|5 |Познавательные потребности | |53,4 |23,3 |
| | |23,3 | | |

Анализ результатов диагностики по тесту самоактуализациини.
1.Шкала. Ориентация во времени
3,4% (1 чел) способны жить «настоящим», переживать настоящие моменты своей
жизни во всей её полноте. Именно такое мироощущение говорит о высоком
уровне самоактуализации личности. 26,6%(8 чел) ориентированы лишь на один
из отрезков времени (настоящее или будущее) и имеют дискретное восприятие
своего жизненного пути. Они постоянно мучаются по поводу своих поступков,
воспоминаний о своих обидах или живут неоправданными надеждами и
опасениями. 70% (21 чел) имеют средний показатель, что свидетельствует о
том, что данные старшеклассники могут жить как настоящим, так отдельно в
прошлом и будущем.
2. Шкала. Поддержка.
13,4 (4 чел) опираются на самого себя, что может помочь им реализоваться в
изменчивом мире. 20% (6 чел) зависят только от окружающих и внешних
обстоятельств. Они действуют не согласно своим принципам и желаниям, а так
как диктуют им обстоятельства. 66,6% (20 чел) в разные моменты своей жизни
действуют по-разному.
3. Шкала. Ценностная ориентация.
6,7%(2 чел) руководствуются ценностями самоактулизирующей личности. 20%(6
чел) интересуют ценности более низкого уровня. 73,3 % (22 чел)
руководствуются как ценностями высокого уровня, так и ценностями низкого.
4. Шкала. Самопринятие.
13,3%(4чел) принимают себя, знают свои достоинства и недостатки. 13,3% (4
чел) не принимают себя. 73,4% старшеклассников относятся к себе в разные
моменты жизни по разному.
5. Шкала. Познавательные потребности.
23,3%(7 чел) имеют высокий показатель, что говорит о высоком уровне
развития их познавательных потребностей, этим старшеклассникам жизненно
необходимо получать в большом количестве информацию об окружающем мире.
23,3%(7 чел) имеют низкий показатель, это говорит о нежелании узнать
окружающий мир или об их узкой специализации.
Обобщенные данные по всем шкалам САТ:

53,4 % (16 человек) имеют средний показатель по рассматриваемым шкалам
САТ. 6,6% (2 человека) имеют высокий уровень самоактуализации, что говорит
о том, что эти старшеклассники способны жить «настоящим», переживать
настоящие моменты своей жизни во всей ее полноте; они опираются на самих
себя; руководствуются ценностями самоактуализирующейся личности; принимают
себя в любой момент жизни; у них развиты познавательные потребности. 40%
(12 человек) имеют низкий уровень самоактуализации, они ориентированы лишь
на один из отрезков времени (настоящее или будущее), зависимы от других, их
ценности более низкого порядка
3.2. Анализ данных диагностики по методике «Самооценка»
83,3% (25 человек) имеют адекватную самооценку, что говорит о том, что
они реально оценивают себя, свою деятельность, свое положение в коллективе,
свое отношение к другим, что помогает им реально оценить свое будущее.
13,3% (4 человека) имеют завышенную самооценку, переоценивают свои
возможности. 3,4% (1 человек) имеют заниженную самооценку, они не верят в
свои силы, не стремятся к саморазвитию.
3.3. Обработка данных авторской анкеты
[pic] Анализируя данные авторской анкеты, мы получили: 53,3% (16 человек)
детализируют свое будущее («Поступить в ВУЗ, найти работу, которая бы мне
нравилась, создать семью»), 46,7% (14 человек) не детализируют свое будущее
(«В будущем я всего достигну»). 50% (15 человек) позитивно относятся к
будущему («В будущем меня ждет много хорошего», «В будущем меня ждет
успех»), 3,3% (1 человек) негативно относятся к будущему («От будущего не
жду ничего хорошего»), 46,7% (14 человек) нейтрально относятся к будущему
(«Я не задумывался о будущем»). Качественный анализ ответов позволил
выяснить направленность подростков в будущем на себя или других: 26,7% (8
человек) направлены на других («Хочу быть врачом, чтобы помогать другим
людям»), 73,3% (22 человека) направлены в будущем на себя («Хочу достичь
пика славы»).



3.4 Обобщение полученных данных
Связь личностных особенностей старшеклассников с их отношением к будущему

Таблица 2
| |Уровень самоактуализации (%) |
| |Высокий |Средний |Низкий |
| |6,6% (2 чел) |53,4% (16чел)|40% (12 чел) |
|Детализируют будущее |50 (1 чел) |56,3 (9 чел) | 50 (6 чел) |
|Не детализируют будущее|50 (1 чел.) |43,7 (7 чел) | 50 (6 чел) |
|Направленность на |50 (1 чел) | 6,3 (1 чел)|41,6 (5 чел) |
|других | | | |
|Направленность на себя |50 (1 чел) |93,7 (15 чел)|58,4 (7 чел) |


53,4% (16 чел) имеют средний уровень самоактуализации, при этом они
по-разному представляют свое будущее: 56,3% (9 чел) детализируют свое
будущее, т.е. при описании будущего старшеклассники конкретизируют,
выделяют отдельные компоненты своей жизни; 43,7% (7 чел) не детализируют
его. 6,3% (1 чел) в своей деятельности ориентированы на других людей, 93,7%
(15 чел) ориентированы в будущем на себя. Старшеклассники с низким и
высоким уровнем самоактуализации в равной степени детализируют и не
детализируют будущее. Старшеклассники с высоким уровнем самоактуализации не
отличаются друг от друга по критерию направленности, а из старшеклассников
с низким уровнем самоактуализации: 41,6% (5 чел) направлены на других,
58,4% (7 чел) - на себя.
Таблица3.
| |Уровень самооценки ( % ) |
| |Адекватная |Завышенная |Заниженная |
| |83,3% (25 чел) |13,3% (4 чел) |3,4% (3,4) |
|Позитивное | | | |
|отношение к |44 (11 чел) |75 (3 чел) |100(1 чел) |
|будущему | | | |
|Негативное |4 (1 чел) |- |- |
|отношение | | | |
|Нейтральное |52 (13 чел) |25 (1 чел) |- |
|отношение | | | |

44% (11 чел) с адекватной самооценкой, 75% (3 чел) с завышенной
самооценкой, 100% (1 чел) с заниженной самооценкой позитивно смотрят в
будущее, будущее им представляется светлым и счастливым. 52% (13 чел) с
адекватной самооценкой, 25% (1 чел) с завышенной самооценкой - свое
отношение к будущему еще не определили.



Выводы и заключение:


Анализируя данные диагностики группы старшеклассников по тесту
самоактуализации, самооценки и анкетным данным, нами были сделаны следующие
выводы:
1. Детализация будущего не зависит от уровня развития самоактуализации.
2. Старшеклассники со средним уровнем самоактуализации в будущем
направлены на себя.
3. Эмоциональное отношение к будущему не зависит от уровня самооценки.
4. Старшеклассники с низким уровнем самоактуализации и те, кто
детализирует
будущее, направлены на других; а те, кто не детализирует будущее направлены
на себя.
Полученные в результате исследования данные были доказаны
статистически с помощью критерия Фишера.
Таким образом, выдвинутые нами гипотезы не подтвердились, но
полученные данные показали, что связь между личностными особенностями
старшеклассников и их отношением к будущему существует.
Данные диагностики были использованы нами для консультаций и
рекомендаций старшеклассникам: им предложено участие - в тренингах
«целеполагания», «уверенного поведения», «партнерского общения»; в
коллективных творческих делах; интеллектуальных конкурсах, играх.


Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -
М.:Просвещение, 1968, ГЛ.4
3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - С-П.: Речь, 2000.
4. Журнал «Вопросы психологии». 1999-2001 .
5. Кон И.С. В поисках себя. - М.: Просвещение, 1984.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
7. Кривцова С.В. Думая о будущем: проблемы целеполагания и построения
жизненной перспективы у подростков. Подросток на перекрестке эпох. - М.:
Генезис, 1997.
8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - С-П.: Евразия, 1999.
9. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного
поведения. - М.: Наука, 1998.
10. Петровский А.В. Психология. Словарь. М.: Политлитература, 1990.
11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. С-П.: Питер,
2000.
12. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Российское
психологическое общество, 1998.
13. Рордуэлл Майк. Психология от А до Я. Словарь - справочник. М.: Гранд,
1999.
14. Толстых Н.Н. Программа развития временной перспективы и способности к
целеполаганию для учащихся 15-17 лет. Руководство практического
психолога. - М.: Академия, 1995.