Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?thesises=199
Дата изменения: Fri May 5 15:25:14 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:34:28 2012
Кодировка: koi8-r

Казанский опыт информатизации и некоторые проблемы развития образовательных
технологий в регионе

И.Р.Галиахметов, начальник Управления образования г.Казани Министерства
образования РТ; М.К.Каюмов, директор Городского информационно-
диагностического центра Управления образования, г. Казань, kam18@yandex.ru

Казанский опыт информатизации показывает, что для реализации задачи
развития информационно-коммуникативных образовательных технологий в регионе
необходимо принять ряд управленческих решений, как минимум, на уровне
Кабинета Министров по информатизации среднего образования, с ожидаемым
мультипликативным эффектом (увеличивающим вложения многократно). Таковыми и
основными, на наш взгляд, являются следующие: построение образовательных
сетевых коммуникаций; массовое обучение всех учителей - предметников;
развитие национально-региональной образовательной информационной среды. Все
это и является основными направлениями нашего инициативного открытого
школьного проекта «Прыжок Барса» («Школы Татарстана в Интернете»).

Тезисы:
С момента своего создания в декабре 1999 г., Городской информационно-
диагностический центр (ГИДЦ) Управления образования г. Казани МО РТ
последовательно реализует стратегию развития «электронных» технологий в
образовании, все больше используя в своей деятельности компьютеры,
электронную почту и Интернет. Поэтому этот опыт информатизации среднего
образования в столице РТ возможно будет интересен и для представителей
других регионов.
Один уважаемый депутат Госсовета РТ в центральной республиканской
газете в статье «Почему Татарстан позади планеты всей в сфере
информационных технологий» написал, что «пока татарстанский вектор развития
информационных технологий. не адекватен вызовам времени» (1). И это про
республику, которая первым из российских регионов поставила компьютерные
классы во все школы? Из статьи также неясно куда же должен быть направлен
«татарстанский вектор развития информационных технологий»? На наш взгляд,
этот вектор, в первую очередь, должен быть направлен на развитие
региональной информационно - образовательной сети и среды Республики
Татарстан, на воспитание нового компьютерно грамотного поколения детей и
учителей. И вектор этот, как нам представляется, должен быть направлен из
города в сельскую школу и библиотеку.
Посмотрим для сравнения, что делается в Европе в этом направлении. Тем
более, сам Президент РТ М.Ш.Шаймиев считает, что «наша задача - превратить
Татарстан в регион европейского уровня» (2).
Члены Европейского союза, в который входят 29 стран, в рамках
Болоньской Декларации об едином европейском пространстве образования
недавно приняли ряд обязательств в направлении информатизации образования:
1) «Все школы до конца 2001 г. должны быть подключены к сети Интернет».
2) «Школьникам и учителям обеспечивается гарантированный открытый доступ к
компьютерам».
3) «Соответственно, все учителя должны до конца 2002 г. иметь квалификацию
по использованию компьютерной техники и работе в Интернете».
4) «В этой связи возникают новые педагогические методики, связанные с
поиском и отбором информации посредством телекоммуникационных
технологий, последующим ее анализом с целью превращения в знания» (3,
53).
Нас, как участников информатизации городского образования и авторов
«Программы развития образования в г. Казани на период с 2000 г. по 2005
г.», созданной нами в развитии идей модернизации системы образования и
принятой 19 октября 2000 г. Казанским Советом народных депутатов, примерно
за полгода до начало получения компьютеров в РТ, поразило сходство задач,
совпадение «мероприятий» и сроков.
Дело в том, что в разделе вышеуказанной «Программы» (3.1.5.)
Информатизация системы образования были намечены почти аналогичные задачи:
(1) 1. «Подсоединение к 2005 г. каждой казанской школы к глобальной сети
Интернет по программе «Прыжок Барса»».
2. «Создание городской общедоступной электронной библиотеки «Тысячелетняя
Казань - Врата Востока»».
3. «Создание единого городского информационно-образовательного
пространства и его интеграция с общим татарстанским, российским и
мировым информационным, культурным и образовательным пространством».
4. «Вхождение в международное информационное и телекоммуникационное
пространство, в том числе за счет распространения технологий
дистанционного обучения».
5. «Воспитание компьютерно грамотного и интеллектуально развитого
поколения казанцев на уровне наиболее развитых стран».
(3) В городской Программе также ставится задача (3.1.5.1.1): «Создание сети
компьютерных курсов на базе районных УПК и «продвинутых» школ для массового
обучения преподавателей-предметников компьютерной грамоте и работе в сети
Интернет» (4).
(2)А по принятому также в 2000 г. Управлением образования г. Казани
«Положению о компьютерном классе» всем школьникам и учителям-предметникам
обеспечивается гарантированный открытый доступ в компьютерные классы в
казанских школах.
О чем все это нам говорит? Видимо, такова логика мирового развития, и у
нас, действительно, нет иной альтернативы. И, что истина везде одна и в
Болоньи и Казани, если она, конечно, истина.
К сожалению, на этом все сходства заканчиваются и начинаются
национально-региональные особенности интернетизации нашего образования. В
то время, когда в европейских странах, например, в Германии «Дойче Телеком»
предоставляет для школьного Интернета бесплатные каналы связи (8, 88), а в
США «многие кабельные и телефонные компании. уже пообещали бесплатное (или
по льготному тарифу) подключение школ и библиотек к сетям в зоне своего
действия» (9, 40), у нас сегодня ОАО «Казанская ГТС» просто препятствует
подключению казанских школ.
Наш казанский опыт информатизации показывает, что для реализации этих
задач необходимо принять ряд управленческих решений, как минимум, на
уровне Кабинета Министров по информатизации образования с ожидаемым
мультипликативным эффектом (увеличивающим вложения многократно). Таковыми и
основными, на наш взгляд, являются следующие:
1) построение образовательных сетевых коммуникаций;
2) массовое обучение всех учителей- предметников;
3) развитие национально-региональной образовательной информационной среды
(т.е. содержания или контента).
Это и есть основные направления нашего инициативного школьного проекта
«Прыжок Барса» («Школы Татарстана в Интернете»). Итак, по порядку:

1. Построение компьютерных сетей и вхождение в глобальные сети

Для обучения Интернет-технологиям и их использования в образовании
нужны мощные и надежные каналы связи. Построение компьютерных сетей и
вхождение в глобальные сети, по мнению экспертов, подобно строительству
дорог, имеет колоссальный мультипликативный эффект, т.е. когда вложенные
деньги многократно умножаются и возвращаются в бюджеты всех уровней.
Скажем сразу, мы говорим здесь не о простом подключении к сети Интернет, мы
призываем к созданию и подсоединению к единой региональной образовательной
сети и среды РТ (РОСТ), которая интегрируется с российскими и мировыми
образовательными ресурсами и пространством.
В настоящее время в ГИДЦ организован доступ по цифровому выделенному
xDSL каналу связи (1,5 Мб/сек). Нами создан информационно-образовательный
портал «Казанская региональная образовательная сеть», зарегистрирован домен
портала KROS. RU. Создан и постоянно развивается сайт Управления
образования и ГИДЦ www. kros. ru, объемом более 3000 файлов, содержащих
учебно-методическую информацию, электронные учебники, обучающие программы.
Началось подключение казанских школ по выделенным цифровым каналам
xDSL (128 Kb/sec) к этому образовательному порталу и к сети Интернет. Для
этих школ уже стало актуальным преподавание Интернет ориентированной
информатики.
Создается общедоступная педагогическая библиотека «Врата Востока» и
«Виртуальная татарская гимназия». Но, к сожалению, все, что связано с
информатизацией и развитием телекоммуникаций в системе образования, не
предусмотрены ни одним Типовым положением и штатным расписанием. До сих пор
остается открытым вопрос: как обслуживать и поддерживать в рабочем
состоянии компьютеры, high tech - высокие информационные технологии XXI
века - зарплатами и тарифными ставками учителей информатики и инженеров
вычислительной техники, утвержденными во второй половине прошлого века,
когда персональных компьютеров и самого термина «информатизация» еще не
существовало. Несмотря на это, мы не можем стоять на месте. Мы находимся в
развитии и испытываем постоянную потребность в высококвалифицированных
кадрах не только преподавателей и методистов по информатике, но и в
тьюторах, инженерно-техническом персонале: программистах, электронщиках,
системных аналитиках и координаторах, Веб-дизайнерах, администраторах сети
.
Образовательная сеть для нас - это также средство автоматизации
процессов управления и обучения, отвечающее реалиям современного
информационного общества. Ведь наличие хороших сетей позволяет
организовывать, при необходимости, дистанционный доступ для всех участников
образовательного процесса. Это особенно актуально для сельской школы при ее
значительной удаленности от крупных образовательных и научных центров и
библиотек. Российские сетевые образовательные ресурсы сегодня развиваются
лавинообразно. Здесь имеется множество общедоступных электронных (on -
line) библиотек, электронных учебников и методических пособий,
энциклопедий, дистанционных школ, курсов и обучающих программ. Для этого
только необходимо организовать удаленный доступ для сельской школы и у нас
сегодня есть техническое и организационное решение этого вопроса и для
села. Компьютеры в образовательной сети, новые мультимедийные технологии и
Интернет могут дать отдаленным школам доступ к образовательным ресурсам
единого для всей страны качества, а значит, обеспечить всем гражданам
республики равный доступ к знанию, национальным образовательным ресурсам.
Это также актуально для более миллиона детей из татарской диаспоры, которые
находятся вне национального образования РТ и не могут изучать родной язык
своих родителей.
Недавно, министр образования РФ В.Филиппов на встрече с главными
редакторами региональных газет отмечал: «Большая проблема - подсоединение
сельских школ к Интернету. В Сеть можно выйти тремя путями. Первый - с
помощью оптико-волоконного провода. Это очень дорогостоящий процесс. Второй
- подключиться через модем. Это тоже практически невозможно, потому что на
всю сельскую школу, как правило, приходится один телефон. Третий путь
вообще нереальный - с помощью спутникового телефона, который работает и в
тайге, и в пустыне и стоит, естественно, безумных денег. Но надо принимать
какое-то решение. Президент В.В.Путин одобрил нашу идею - это трансляция в
одну сторону со спутника сигналов на компьютерные тарелки-приставки. Таким
образом, мы будем транслировать в каждую сельскую школу электронные
образовательные программы» (10).
Но есть и четвертый путь, которую, к сожалению, не видят как еще одну
возможность и не рассматривают как альтернативу даже в Москве. Между тем в
Казани по этой технологии подключены школы двух административных районов
города.
В связи с этим необходимо отметить, что появление в г. Казани
совместного инициативного проекта оператора республиканской образовательной
сети ИФК «БанКорп» и ГИДЦ Управления образования г. Казани «Прыжок Барса»
(«Школы Татарстана в Интернете») в рамках реализации «Программы развития
образования в г.Казани с 2000 по 2005 гг.» - это одна из удачных попыток
привлечения внимания предпринимательских структур к насущным проблемам
народного образования республики и, пожалуй, пока единичный пример
целенаправленного и масштабного инвестирования среднего бизнеса в развитие
образования в регионе. Если в целом в РФ менее 2% образовательных
учреждений имеет в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и
лишь 1,5% образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть, то по
данному проекту предполагается подключение всех школ РТ к сети Интернет за
короткое время, по конкурентноспособным и вполне доступным ценам... Даже в
столице Татарстана лишь 6% школ имеет больше одного телефона и до этого у
нас не было возможности широкомасштабного подключения всех школ без решения
вопроса с телефонными линиями связи. Однако, изящное техническое решение,
которое было предложено казанским провайдером ИФК «БанКорп», позволило
подключать школы к Интернет по одному проводу, одновременно передавая голос
и данные, сохраняя при этом работающий телефон. У нас есть все основания
считать, что этот проект - есть одно из реальных проявлений понимания того,
что развитие региона возможно только через развитие системы образования.
Этот проект сопоставим для нашего региона и по своим масштабам с другими
известными международными проектами. Если Intel по программе «Обучение для
будущего» инвестирует в регион 45000 $ для организации регионального центра
обучения учителей, то ИФК «БанКорп» представляет телекоммуникационное
оборудование для реализации проекта республиканской образовательной сети
«Прыжок Барса» («Школы Татарстана в Интернете») на сумму более 100000 $.

2. «Массовое обучение всех учителей- предметников.»

В результате беспрецедентного не только в истории образования
Татарстана, но очень значительного и в масштабах всей России целевого
вложения финансовых средств в республиканское школьное образование, мы
оказались перед новой реальностью, к которой по разным причинам не могли
заранее подготовиться. В короткие сроки мы в Казани получили более 2000
компьютеров (150 компьютерных классов) из более 11000, которые почти
единовременно получили школы РТ. Конечно же, то, что Татарстан первой в
России обеспечил все школы компьютерными классами ценно уже само по себе.
Но, в тоже время, мы вполне отдаем себе отчет в том, что компьютеры сами по
себе ничего еще не решают, без компетентных, творческих людей -
специалистов высокого класса, способных вдохнуть жизнь в эти машины,
организовать активный процесс жизне-и-мыследеятельности вокруг этой
техники. Надежда, что компьютеры и Интернет решат все наши проблемы - это
технократическая иллюзия, которую мы не разделяем. Истину, что «кадры
решают все», никто не отменял, независимо от того, кто эту истину впервые
высказал. Только увлеченный своим предметом, творческий педагог может
развить вкус и способности к научному творчеству учащихся.
Поэтому важнейшей задачей после насыщения школ компьютерами, как нам
представляется, является компьютерное обучение учителей, подготовка и
переподготовка кадров. Мы предполагаем, что подобные трудности в
организации компьютерной учебы учителей-предметников испытывают не только
городские школы, но и сельские, где, если верить прессе, сегодня «школы
лучше оснащены компьютерами, чем городские» (В среднем по РТ: На 1
компьютер приходится 43 ученика, есть сельские школы, где 1 компьютер на 20
учеников, а в столице РТ на 1компьютер 35 учеников). И при этом учителей
информатики как всегда не хватает (5).
Все вышесказанное предполагает массовую ликвидацию компьютерной
безграмотности учителей - предметников в очень сжатые сроки. Только это
может ускорить приход в школу новых информационных и телекоммуникационных
технологий, поможет преодолеть разрывы в области информации знаний и
информационное неравенство между странами, между городом и деревней.
Поэтому нам необходимо в короткие сроки организовать обучение более 11000
работников образования только в г. Казани, а по РТ их более 52000
человек.
Одним, без создания мощных обучающих центров, наподобие центров
Федерации «Интернет-образования» с такой задачей, пожалуй, трудно
справиться.Тем более, к нашему горькому сожалению, наши региональные элиты,
в лице «Татнефти» и «ICL-КПО ВС», пока равнодушны и, похоже, еще не
способны к подобным масштабным, социально значимым и заслуживающим
всеобщего уважения образовательным проектам, которые реализуют фирмы «ЮКОС»
и Intel, даже в собственной республики. Поэтому необходимо создавать в
каждом районе Татарстана, компьютерные центры, как в Казани, Бугульме и
Актаныше, которые, видимо, и должны стать основными центрами обучения и
переподготовки специалистов среднего образования.
Мы еще с некоторой надеждой смотрели на вновь созданный отдел ДПО МО
РТ, который мог бы своевременно помочь республиканскому образованию, в
этом очень необходимым для всех и востребованном деле массового
компьютерного обучения учителей, в организации быстрой ликвидации
функциональной безграмотности работников образования.
«Образование - лучшее вложение денег» - утверждает Билл Гейтс (9, 39).
Сегодня, учитывая, что всеми, как на федеральном, так и на татарстанском
уровне, признается приоритетность развития образования и что, как
утверждает М.Ш.Шаймиев, «расходы на образование - это инвестиции в будущее
республики» (6, 6), видимо, логично начинать эту работу именно с кадрами
образования, на которых можно было бы отработать все элементы будущей общей
системы подготовки кадров в рамках «Программы развития дополнительного
профессионального образования РТ на 2002-2005 гг.». В условиях
ограниченности и напряженности бюджетов, финансирование было бы возможно
произвести за счет использования предусмотренных в бюджетах сумм на
курсовую подготовку учителей по другим учебным предметам (например, часы на
переподготовку по предмету «История» для компьютерного обучения учителей
истории и т.п.). Учитывая, особенную актуальность и злободневность вопроса
массового компьютерного обучения, и то, что основные средства в
материальную базу уже вложены и существует сильная мотивация учителей, на
наш взгляд, все это необходимо сделать безотлагательно и целенаправленно.
Интернет-образование - это самый простой и самый надежный способ
регулярно переобучать человека, обеспечивать быструю переквалификацию и
самый дешевый способ обеспечить очень мобильную занятость населения. Это
особенно актуально сейчас, когда традиционная образовательная система
России претерпевает сущностные изменения в условиях надвигающегося
демографического спада, сокращения числа учащихся и соответственно
преподавателей. Армия невостребованных преподавателей сама будет вынуждена
переучиваться и осваивать новые профессии.

3. «Развитие национально-региональной образовательной информационной
среды».

Говоря об образовании в РТ, мы, видимо, должны, прежде всего, говорить
о развитии национального образования. Многое из того, что мы делаем
сегодня, делается впервые, по крайней мере, в татарском его исполнении...
Интернет без национального и регионального наполнения и содержания, на наш
взгляд, - это мощнейший фактор невилировки и унификации всех национальных
культур. Поэтому было бы логично перейти к нашим проектам общедоступной
электронной педагогической библиотеки «Врата Востока» и «Виртуальной
татарской гимназии» . Не имея возможности более подробно рассказать об этих
проектах в рамках этой статьи, мы отсылаем желающих познакомиться на наш
сайт в Интернете (www. kros. ru).
Постепенно «актуальность настигает сегодня всех» и «отсидеться ни у
кого не получится», так как «в виртуальные миры перемещается вся
цивилизация» (7). Поэтому необходимо сознательно входить в это виртуальное
пространство и просто «осваивать» его, т.е. делать «своим». В России
сегодня это понимают и на реализацию федеральной целевой программы
"Развитие единой образовательной среды" предусматривается затратить 56
миллиардов рублей. Хотелось бы знать, какой ответ готовит наше
республиканское руководство на этот вызов времени и какие средства
планирует для развития национально-региональной образовательной среды и
сетевых ресурсов?..
Создание новой национальной информационно-образовательной среды,
техническая поддержка телекоммуникаций - все это требует новых кадров,
дополнительных ресурсов и бюджетного финансирования, которого пока, к
сожалению, нет. И все это у нас даже не предусмотрено никакими
нормативными документами.
Таким образом, если мы сегодня не используем правильно, (а под этим,
как было сказано выше, мы понимаем: грамотные сетевые решения; хорошее
программное обеспечение компьютеров; наличие обучающих программ и
информационно-образовательной среды; подготовка и переподготовка
кадров; обновление содержания предмета «Информатика» и т.п.) эту
создавшуюся новую социокультурную и познавательную ситуацию, и
самообразовательную мотивацию в преподавании вообще, то эффективность
беспрецедентных вложений в республиканское образование намного понизится, и
на «выходе» ожидаемого результата в повышении информационной и
коммуникативной компетентности учителей и учеников не будет. На вопрос об
эффективности использования вложенных средств нам рано или поздно придется
отвечать, хотя бы перед собой. Не хотелось бы повторять печальный опыт
информатизации образования в Казахстане и Якутии, где по разным причинам
(нехватка кадров, отсутствие программного и учебно-методического
обеспечения) компьютеры безнадежно устарели, так и не дойдя до своих
потребителей.
Только при выполнении вышеуказанных условий мы сможем адекватно
ответить на вызов времени, и как показывает наш опыт, школьное образование
в республике, действительно, сможет получить новый импульс в своем
развитии, который будет вызван использованием новых информационных и
сетевых образовательных технологий. Иначе, не будет у нас, никаких
перспектив, а будут одни нерешенные проблемы.


Литература:

1. Якубов Ю. Почему Татарстан позади планеты всей в сфере
информационных технологий//Республика Татарстан, 27.04.2002.
2. Российская Федерация сегодня. М., 2001.
3. Официальные документы в образовании. М., 2/2002, 53.
4. Программа развития образования в г. Казани на период с 2000 по
2005 гг. Казань, 2000.
5. Сельские школы лучше оснащены компьютерами, чем городские//
Республика Татарстан , 8.02.02).
6. Шаймиев М.Ш. Современное информационное образование в
человеческом измерении//Информационно-коммуникационные
технологии в образовании Республики Татарстан. Казань, 2001.
7. Дугин А. Континент в мировой паутине//Евразийское вторжение.
2000.
8. Ястребцева Е.Н. Особенности образовательного Интернета в
зарубежных странах и в России//Педагогика, ?9, 2000,88.
9. Гейтс Б. Образование - лучшее вложение денег//Народное
образование, 2/2001.
10. Республика Татарстан , 26.09.02.