Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?thesises=64
Дата изменения: Fri May 5 15:24:56 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:58:22 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п


В разделе «Кинематика» курса «Физика - 9» изучается прямолинейное
движение тела. При этом ученикам приходится выполнять лабораторные
работы, связанные с измерениями временных интервалов, а учителю - проводить
на уроке демонстрационные опыты, также связанные с измерением времени
движения тела. При этом экспериментаторы обычно пользуются либо
часами, либо секундомером, либо метрономом. Наиболее точное измерение
времени, безусловно, достигается при использовании секундомера. Но и в этом
случае возникают большие погрешности в измерениях временных интервалов,
так как человек, управляя хронометром, не может точно зафиксировать
начальные и конечные моменты времени движения тела. В то же время глубокое
понимание сущности процессов равномерного, а тем более неравномерного
движения невозможно без анализа количественных показателей движения. Даже
достаточно опытный и внимательный экспериментатор часто получает настолько
неточные результаты, что подтвердить ими теоретические положения кинематики
тела невозможно. Поэтому и учитель, и ученики должны обладать устройством
для точного отсчета длительности временных интервалов движения тела.
Насколько известно авторам работы, отечественная промышленность ни ранее,
ни сейчас не выпускает приборов или устройств, позволяющих
автоматизировать хронометраж кинематических процессов с достаточным для
практических целей уровнем точности. Цель настоящей работы заключается в
создании такого устройства, которое очень малые (измеряемые сотыми долями
секунды)может автоматически измерять интервалы времени движения тела и
представлять информацию в цифровом виде, более удобном для восприятия.
Устройство должно быть безопасно при использовании его учениками. Кроме
того, конструкция устройства и его отдельные элементы должны быть
достаточно просты и доступны в приобретении, чтобы его можно было
изготовить и растиражировать в условиях средней школы и силами учеников

Необходимость измерения очень малых временных интервалов объясняется
тем ,что прибор предполагается использовать на уроках физики в 9 классах
при изучении равноускоренного движения. При этом важно иметь возможность
измерять мгновенную скорость движения тела.
В качестве хронометров (приборов для измерения длительности временных
интервалов) могут быть использованы либо механические, либо электрические
устройства. Из этих двух видов хронометров было решено применить
электрический, так как он обеспечивает большую точность. К тому же, в
кабинете физики оказался в наличии электронный комбинированный прибор для
отсчета времени или количества электрических импульсов, поступивших на его
вход - "Счетчик импульсов лабораторный". Прибор заводского изготовления,
имеет не стрелочную, а цифровую индикацию, что очень удобно.
Главная проблема исследований состояла в разработке схемы и
конструкции устройства, подборе элементов схемы, в определении и
согласовании их основных характеристик. Наиболее применяемый метод
исследования - физический эксперимент в условиях школьного кабинета физики
по выявлению электрических, электромагнитных и фотометрических параметров
элементов устройства.