Для доставки на ОПС 'Алмаз'
экипажа и запасов в ОКБ-52 разрабатывался
транспортный корабль снабжения (ТКС),
состоявший из функционально-грузового
блока (ФГБ) и ВА и рассчитанный на запуск
ракетой УР500К. Дополнительной задачей ТКС
являлось использование его ДУ и системы
электропитания в длительном совместном
полете со станцией. Система управления
корабля должна была оставаться в резерве
и включится в управление полетом связки
ОПС-ТКС в случае необходимости.
Отличительной чертой ВА было
наличие переходного люка в теплозащите
днища - самом теплонапряженном месте
аппарата.
В отличие от КК 'Союз', где
спускаемый аппарат располагался под
бытовым отсеком, возвращаемый аппарат
ТКС занимал верхнее место, чем
обеспечивалось его надежное спасение в
аварийной ситуации. Такая компоновка
потребовала наличия люка в днище ВА для
перехода экипажа в ФГБ. Это решение
поначалу вызывало (да и сейчас вызывает)
сомнения у многих специалистов, однако
последующие натурные пуски ВА
подтвердили надежность конструкции при
спуске с орбиты.
Следует отметить, что
конфигурацию ВА унаследовал от своих
предшественников, разработанных в рамках
программ ЛК1 и ЛК700. Сейчас одним из самых
серьезных требований, предъявляемых к
аппарату, стала возможность его
многоразового использования. Для этого
специалисты ЦКБМ разработали
теплозащиту особого состава, не
разрушающуюся при спуске с орбиты.
Стыковочный агрегат ТКС
располагался на заднем торце ФГБ в зоне
увеличенного диаметра, в которой
предполагалось размещать капсулы для
сброса информации с ОПС 'Алмаз',
Космонавты в скафандрах при сближении со
станцией должны были располагаться
непосредственно у стыковочного агрегата
и наблюдать ва операциями через
иллюминаторы. Это упрощало процедуру
стыковки, расширяло обзор и позволяло
уйти от системы перископов и телекамер,
как на КК 'Союз'. В случае возникновения
при стыковке ударных нагрузок быстрой
разгерметизации корпуса ТКС произойти не
могло из-за большого внутреннего объема
корабля. Стыковочный агрегат ТКС имел
конструкцию, принципиально отличающуюся
от узла стыковки КК 'Союз', кроме того,
следует добавить, что агрегат сразу же
разрабатывался с внутренним люком-лазом,
в то время как эта идея была применена для
корабля 'Союз' значительно позже.
Агрегаты ДУ, баки с топливом,
микродвигатели ориентации, а также
солнечные батареи располагались вокруг
корпуса ТКС, снаружи зоны малого диаметра,
и закрывались при выведении обтекателями.
Для испытаний ВА при входе в
атмосферу в ОКБ-52 был создан специальный
летный блок - упрощенный аналог ТКС,
состоящий из цилиндрической проставки и
двух возвращаемых аппаратов, один из
которых крепится сверху проставки, а
второй - внутри нее, днищем вверх. После
выведения на орбиту ВА разделялись и
совершали индивидуальный вход в
атмосферу и посадку. На верхнем ВА была
установлена пороховая АДУ, которая на
штатных образцах корабля служила для
увода ВА с космонавтами от РН в случае
аварии последней. Для приземления
применялась парашютная система из трех
парашютов и двигателей мягкой посадки.
Первое удачное испытание
аппарата-аналога состоялось 15 декабря 1976
г., когда РН УР500К выведана орбиту два ИСЗ -
'Космос-881 и -882', Выполнив одновитковый
полет, ВА успешно приземлились в заданном
районе Советского Союза.
Второй запуск летного блока
состоялся 30 марта 1978 г. После
одновиткового полета ВА, получившие
название 'Космос-997 и -998', возвратились
на Землю.
Третья попытка запуска аналога,
предпринятая 5 января 1979 г., была
неудачной из-за аварии носителя; САС
успешно возвратила на Землю верхний ВА.
Последний полет летного блока,
запущенного 23 мая 1979 г. под обозначением
'Космос-1100 и -1101' напоминал предыдущие
полеты за исключением того что верхний ВА
совершил два оборота по орбите. Аппараты
выполнили раздельный вход в атмосферу с
промежутком 90 мин друг от друга.
Первый запуск полностью
укомплектованного ТКС для испытания
конструкции и систем состоялся 17 июля 1977
г. под обозначением 'Космос-929'. Через
месяц ВА корабля совершил успешный спуск
и приземление в заданном районе СССР.
Автономный полет ФГБ продолжался до 3
февраля 1978 г.
Второй ТКС запущенный 25 апреля
1981 г. под обозначением 'Космос-1267',
состыковался со станцией 'Салют-6' 19
июня 1981 г. Для совместимости стыковочных
агрегатов корабля и станции последним ее
экипажем (В. В. Коваленок и В. П. Савиных)
перед возвращением на Землю в конусе
стыковочного узла станции была оставлена
проставка, обеспечивающая стыковку ТКС
без закрытия замков агрегата. В таком
режиме ТКС совершал полет более 400 дней,
корректировал орбиту ДОС и 29 июля 1982 г.,
после выдачи своей ДУ тормозного
импульса, вошел вместе со станцией в
плотные слои атмосферы и прекратил
существование. До этого 24 мая 1981 г. с ТКС
был спущен ВА.
Третий ТКС, запущенный 2 марта
1983 г. под обозначением 'Космос-1443', 10
марта состыковался со станцией 'Салют-7'.
В этом полете стыковочные агрегаты обоих
аппаратов были модифицированы, что
позволило экипажу станции в составе В. А.
Ляхова и А.П. Александрова, работая во
внутренних отсеках ТКС, разгрузить его. 14
августа 1983 г. была произведена отстыковка
ТКС от станции 'Салют-7', а 23 августа -
спуск ВА с результатами исследований.
Полет ФГБ 'Космоса-1443' продолжался до 19
сентября 1983 г.
Хотя РН УР500К 'Протон' еще во
время выполнения программы Л1 'Зонд'
получила сертификат на возможность
применения в пилотируемых полетах,
наличие в ее баках большого количества
токсичных компонентов топлива вызывало
сомнение в использовании ее для запуска
пилотируемых вариантов ТКС. Из-за затяжки
в разработке корабля снабжения и в связи
с широким развертыванием работ по
системе 'Энергия'- 'Буран' программа
ТКС была закрыта. Оставшийся задел был
использован в программе создания модулей
снабжения и научно-технических модулей
станций 'Салют-7' и 'Мир'.