|
Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.astronaut.ru/bookcase/books/spaceage/text/18.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 13:05:23 2013 Дата индексирования: Fri Feb 28 19:57:25 2014 Кодировка: Windows-1251 |
III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Коммерция в космосе
Уитон Э.П. (Elmer P. Wheaton)

Фиг.1. Стоимость химического ракетного топлива.
Требуемые скорости: А - низкая околоземная орбита; Б - синхронная орбита; В - полет на Луну (в одну сторону); Г - полет на Луну и обратно. Цифры возле каждой кривой соответствуют числу ступеней.

Фиг.2. Эксплуатационные расходы при многократном использовании ракет.
Стоимость без повторного использования 663 долл. на 1 кг полезного груза; стоимость топлива 2,2 долл. на 1 кг веса, выведенного на орбиту; ресурс ракеты 1000 полетов.
I - современные предположения относительно ракет многократного использования; II - уровень, достигнутый воздушным транспортом.

Фиг.3. Эксплуатационные расходы воздушного транспорта.
СТС - сверхзвуковые транспортные самолеты.
Таблица 1
Эксплуатационные расходы ракетного транспорта
| Факторы, определяющие стоимость |
Цель
полета |
|||||
| низкая околоземная орбита | синхронная
орбита |
на
Луну и обратно |
||||
| Класс
ракеты |
Современные | Ракеты будущего | Ракеты
будущего |
Ракеты будущего | ||
| Количество ступеней | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
| Продолжительность полета,
час |
6 | 24 | 24 | 24 | 24 | 240 |
| Стоимость топлива,
приходящаяся на 1 кг полезного груза,
долл/кг |
2,4 | 2,4 | 1,10 | 12,1 | 6,40 | 18,5 |
| Отношение веса конструкции к
весу полезного груза |
5,9 | 5,9 | 1,1 | 13,7 | 7,5 | 20,6 |
| Собственно эксплуатационные
расходы, без стоимости топлива, долл/кг |
0,44 | 1,76 | 0,44 | 3,75 | 2,2 | 56,8 |
| Суммарные эксплуатационные
расходы, долл/кг |
2,84 | 4,16 | 1,54 | 15,85 | 8,60 | 75,3 |

Фиг.4. Цены на некоторые товары.
Таблица 2
Стоимость содержания отеля на околоземной орбите и пребывания в нем
| Структура стоимости | Высокая начальная стоимость | Низкая начальная стоимость | Низкая начальная стоимость1) |
| Стоимость первичного оборудования, долл/кг | 1100 | 220 | 220 |
| Начальные капиталовложения в расчете на одного человека, долл. | 5000000 | 1000000 | 1000000 |
| Стоимость односуточного пребывания одного человека, долл. | 685 | 157 | 235 |
| С учетом систем жизнеобеспечения, долл. | 705 | 177 | 255 |
| Стоимость транспортировки одного человека, долл. | 600 | 600 | 600 |
| Суммарная стоимость: | |||
| двухсуточное пребывание, долл. | 2010 | 954 | 1110 |
| двухнедельное пребывание, долл. | 10300 | 3078 | 4160 |
1) С выплатой начального 6%-ного займа.
Допущения. Вес первичного оборудования 4,54 т на I чел.; вес системы жизнеобеспечения 4,54 кг в сутки на 1 чел.; обслуживающийперсонал, багаж, транспорт 135 кг на 1 чел.; суммарные эксплуатационные расходы по доставке полезного груза или пассажиров на орбиту 4,4 долл/кг.

Фиг.5. Варианты транспортных операций на трассе Земля - Луна.
1 - вывод на околоземную орбиту; 2 - приращение скорости от первой до второй космической; 3 - посадка на Луну; 4 - взлет с Луны.
Таблица 3
Стоимость перевозок космическим транспортом будущего при использовании лунного топлива
| Место производства топлива | Вид полета | ||||
| Земля - Луна и обратно | Земля-Луна | Земля - Луна с обменом грузами | Луна - Земля | ||
| Земля | |||||
| Скорость, км/сек | 17,7 | 15,0 | 15,0 | 9,15 | |
| Количество ступеней | 3 | 3 | 3 | 2 | |
| Продолжительность полета, час | 240 | 120 | 120 | 24 | |
| Собственно эксплуатационные расходы, долл/кг | 75,1 | 15,4 | 15,4 | 1,5 | |
| Луна | |||||
| Скорость, км/сек | 2,68 | 8,55 | 5,37 | ||
| Количество ступеней | 1 | 2 | 1 | ||
| Продолжительность полета, час | 120 | 240 | 24 | ||
| Собственно эксплуатационные расходы, долл/кг | 1,3 | 6,2 | 0,7 | ||
| Суммарные эксплуатационные расходы, долл/кг | 75,1 | 16,7 | 15,4 | 7,7 | 0,7 |
Таблица 4
Параметры небесных тел, входящих в солнечную систему
| Небесное тело | Радиус (в долях радиуса Земли) |
Площадь поверхности (в долях площади поверхности Земли) | Площадь поверхности (в долях площади Нового Света) |
| Планеты | |||
| Земля | 1,00 | 1,00 | |
| Плутон | 1,1? | 1,21? | 15,00? |
| Венера | 0,97 | 0,940 | 11,65 |
| Марс | 0,53 | 0,280 | 3,46 |
| Меркурий | 0,38 | 0,144 | 1,78 |
| Спутники планет | |||
| Ганимед (Юпитер) | 0,39 | 0,152 | 1,88 |
| Титан (Сатурн) | 0,39 | 0,152 | 1,88 |
| Каллисто (Юпитер) | 0,37 | 0,137 | 1,70 |
| Тритон (Нептун) | 0,31 | 0,096 | 1,19 |
| Луна (Земля) | 0,272 | 0,074 | 0,916 |
| Ио (Юпитер) | 0,26 | 0,068 | 0,84 |
| Европа (Юпитер) | 0,23 | 0,053 | 0,66 |
Площадь земной
суши составляет 29,2% площади всей
поверхности земного шара; площадь Нового
Света (Северная, Центральная и Южная
Америка) составляет 8,08% площади поверхности
земного шара.

Фиг.6. Стоимость ядерного ракетного горючего.
Средняя продолжительность полета (с учетом торможения). А - к Марсу в среднем 100 суток; к Венере в среднем 53 суток; В - к спутнику Юпитера Ио в среднем 100 суток; к Марсу в среднем 45 суток.
1 - усовершенствованный ракетный транспорт многократного использования; 2 -нулевой пассивный вес.