Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/stan_mir/text/02.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 13:07:49 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 07:03:51 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
КАК ВСЕ ЭТО НАЧИНАЛОСЬ И КТО НАЧИНАЛ

'Станция 'Мир' - это не только воплощение мощи России, но и память таланта человека.
Это уникальный полигон в области фундаментальных и прикладных наук,
а также в области совершенствования военно-космической техники'.

Александр Калери, летчик-космонавт России,
бортинженер последней экспедиции на ОК 'Мир'

КАК ВСЕ ЭТО НАЧИНАЛОСЬ И КТО НАЧИНАЛ

Работы по созданию ОК 'Мир' были начаты в Советском Союзе в 1976 г. Для ракетно-космической отрасли страны эта разработка стала приоритетной, так как позволяла, в определенной степени, восстановить паритет с Соединенными Штатами.
К тому времени американцы уже отправили человека на Луну и были близки к созданию кораблей многоразового использования. Но, несмотря на грандиозность этих проектов, это были лишь эпизодические проникновения человека в космос. В то время, как ОК 'Мир' позволял сделать это присутствие сначала длительным, а потом и постоянным.
Головным разработчиком ОК 'Мир' стало одно из старейших предприятий космической отрасли - Научно-производственное объединение (НПО) 'Энергия' (ныне ОАО 'Ракетно-космическая корпорация (РКК) 'Энергия' имени С.П.Королева'). В начале 1976 г. было выпущено Техническое предложение по созданию усовершенствованных долговременных орбитальных станций (ДОС) ?? 7 и 8. Основами для них должны были стать базовые блоки (ББ) 17КС ? 127-01 и 17КС ? 128-01. Эскизный проект по созданию первого из них был выпущен в августе 1978 г.
В феврале 1979 г. было принято постановление Совета Министров СССР о развертывании работ по созданию станций нового направления. В этом документе определялась кооперация по разработке и изготовлению базового блока, бортового и наземного оборудования. Среди многих предприятий, принимавших участие в работах по созданию ОК 'Мир' и наземной инфраструктуры, а также по обеспечению его эксплуатации, в первую очередь следует назвать Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.В.Хруничева, Государственный научно-производственный ракетно-космический центр (ГНПРКЦ) 'ЦСКБ-Прогресс', Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИМАШ), Конструкторское бюро общего машиностроения (КБ ОМ) имени В.П. Бармина, Радиотехнический научно-исследовательский институт космического приборостроения (РНИИ КП), Научно-исследовательский институт точного приборостроения (НИИ ТП), Московский научно-исследовательский институт радиосвязи (МНИИ РС), Научно-исследовательский институт химического машиностроения (НИИхиммаш), Российский Государственный научно-исследовательский институт Центра подготовки космонавтов (РГНИИ ЦПК) имени Ю.А.Гагарина, Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК), Институт медико-биологических проблем (ИМБП), Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения (ВНИИТ), КБ 'Мотор', Российскую академию наук (РАН). А всего более 100 организаций из 20 министерств и ведомств.
В процессе работ проект космического комплекса непрерывно видоизменялся и уточнялся, а к началу 1984 г. обстановка в космической отрасли сложилась таким образом, что работы по созданию ДОС практически были остановлены из-за недостаточного финансирования программы. Все ресурсы были задействованы на программу 'Буран'.
Однако весной 1984 г. Министерством общего машиностроения (МОМ) была поставлена задача: завершить работы по подготовке базового блока ОК 'Мир' к XXVII съезду КПСС. В НПО 'Энергия' и КБ 'Салют' (разработчик и изготовитель конструкции и ряда систем, обеспечивающих автономный полет модулей ОК 'Мир') активизировались работы по подготовке штатного изделия.
Все это стоило огромных денег. Только прямые затраты на разработку программы и создание основного базового блока составили около 3 млрд. руб. (4,2 млрд. долл. по официальному курсу) * . Запуск же базового блока 'Мира' обошелся в 1,6 млрд.
долл.
Не меньших затрат потребовала и эксплуатация комплекса::
- 1986 г. - 357 млн. долл.;
- 1987 г. - 393 млн. долл.;
- 1988 г. - 461 млн. долл.;
- 1989 г. - 595 млн. долл.;
- 1990 г. - 24 млн. долл.;
- 1991 г. - 6,1 млн. долл.;
- 1992 г. - 8,7 млн. долл.;
- 1993 г. - 22 млн. долл.
Из приведенных цифр видно, что с началом перестройки бюджетные деньги на программу 'Мир' практически перестали поступать.
Согласно первоначальному плану, дооснащение комплекса специализированными модулями предполагалось завершить к 1993 г.. Сделать это не удалось по ряду причин, основная из которых - отсутствие средств. В какой-то момент даже стоял вопрос о прекращении эксплуатации комплекса и его консервации 'до лучших времен'.
Ситуацию удалось изменить в 1993 г., когда между Россией и США было подписано 'Совместное соглашение о сотрудничестве в космосе по совместной эксплуатации ОК 'Мир'. Этот документ в средствах массовой информации часто называют 'соглашение Черномырдина-Гора' по именам 'подписантов': председателя правительства РФ Виктора Черномырдина и вице-президента США Альберта Гора. Финансовая поддержка, оказанная в тот период американцами, позволила не только сохранить уникальное творение технической мысли ХХ века, но и завершить строительство комплекса в задуманной конфигурации. Так, в 1993 г. США вложили в ОК 'Мир' 73 млн. долл. (в т.ч. 22 млн. долл. из бюджета правительства США), в 1994 г. - 131 (81) млн. долл., в 1995 г. - 150 (96) млн. долл., в 1996 г. - 211 (151) млн. долл.
Финансовую поддержку оказывали и другие страны, представители которых участвовали в совместных полетах на борт станции. Так, лишь один полет на ОК 'Мир' словацкого космонавта принес около 16 млн. долл.
Однако, очень скоро потенциальные инвесторы потеряли интерес к российскому комплексу - набирал обороты проект Международной космической станции (МКС), где ведущую роль играла не Россия. Для ОК 'Мир' вновь наступили тяжелые дни. В 1998 г. финансирование работ оказалось в критической ситуации. Согласно договорам, подписанным на правительственном уровне, Россия была обязана выделять средства по программе МКС. Иначе нашу долю в ней (всего-то 7 %) просто забрали бы за долги. В результате ресурсы, способные поддержать наш ОК 'Мир', стали уходить на МКС.
Но все это будет потом. А в ныне далеком 1985 г. на космодроме Байконур полным ходом шли работы по подготовке рабочих мест испытаний базового блока ОК 'Мир'. Началу подготовки базового блока 17КС ? 127-01 на технической позиции ТП-2Т (площадка ? 2 - знаменитая 'двойка') космодрома предшествовал напряженный период работ по подготовке сооружений и помещений для размещения оборудования, монтажа и пуско-наладочным работам различных комплектов наземного технологического оборудования для испытаний бортовых систем, входящих в состав базового блока, так и новых космических кораблей, которым предстояло в дальнейшем совершать полеты к ОК 'Мир'. В сжатые сроки в полном соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации в сооружениях МИК-1, МИК-1А, МИККО-2Б, БЭК 'ЭХО-3' для обеспечения и проведения работ по программе ОК 'Мир' было смонтировано и введено в эксплуатацию более 50 комплектов наземного технологического оборудования. На ряде других комплектах оборудования были проведены доработки.
Базовый блок 17КС ? 127-01 ОК 'Мир', после завершения работ по сборке на заводе, был направлен на Байконур в апреле 1985 г. Впервые, в отличие от ранее поставляемых ДОС, это было сделано без проведения штатного цикла проверок на контрольно-испытательной станции Завода экспериментального машиностроения (КИС ЗЭМ). В вопросах укомплектованности бортовых систем были определенные трудности.
В частности, не в полной степени было готово и отработано математическое обеспечение для бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК) на базе вычислительной машины (ВМ) 'Салют-5Б', которая должна была стоять на борту базового блока.
Необходимо отметить, что в отличие от предшествующей ОС 'Салют-7', в контуре управления которой использовался БЦВК на базе ВМ 'Аргон-20', в базовом блоке новой станции предполагалось использовать двухмашинный БЦВК на базе ВМ 'Аргон-16' (разработка НИИ ЦЭВТ) и 'Салют-5Б' (разработка НП 'Элас'). Так как это оборудование еще не было доведено до летной кондиции, было принято следующее решение: подготовку на технической позиции и в начальный период полета осуществлять с использованием для управления контура БЦВК 'Аргон-16', а затем, по готовности математического обеспечения, доставить на борт БЦВК 'Салют-5Б'.
Эшелон с базовым блоком прибыл на техническую позицию ТП-2Т космодрома Байконур 6 мая 1985 г. Но работы по подготовке начались только через шесть дней, 12 мая, т.к. зал сооружения МИККО-2Б, в котором размещался стенд для проведения испытаний базового блока, не удовлетворял требованиям по чистоте (содержание пыли превышало норму). Это замечание в короткий срок было устранено.
Специалистам предстояло провести большой объем доработок, как наземных комплектов наземного технологического оборудования, так и кабельной продукции в сооружениях ТП-2Т: МИК-1, МИК-1А, МИККО-2Б, БЭК 'ЭХО-3' для обеспечения и проведения работ по программе ОК 'Мир' (было доработано 1100 кабелей из общего количества 2500).
Работы по подготовке комплектов наземного технологического оборудования и испытаний бортовой аппаратуры космических средств по программе 'Мир' в то время проводились силами военных специалистов 1-го Научного испытательного управления (войсковая часть (в/ч) 44275) и подчиненных ему в/ч: 25741 (пл. ? 2) и 33797 (пл. ? 31) при участии представителей НПО 'Энергия' и смежных организаций - разработчиков и изготовителей бортового и наземного оборудования технических комплексов, стартовых комплексов и заправочно-нейтрализационной станции 11Г12 пл. ? 31.
Следует отметить, что работы по вводу новых рабочих мест подготовки бортовой аппаратуры и комплектов наземного технологического оборудования для обеспечения испытаний космических аппаратов продолжались и после прибытия базового блока 17КС ? 127-01 на ТП-2Т, а также и после его запуска, и в процессе эксплуатации ОК 'Мир'. Это было обусловлено тем, что бортовая аппаратура космических аппаратов в процессе эксплуатации ОК 'Мир' совершенствовалась, а поэтому ее отработка и испытания на технических комплексах подготовки космических средств необходимо было проводить с помощью новых образцов наземного оборудования.
Руководил 1-м НИУ в период проведения работ по созданию рабочих мест подготовки и испытаний космических средств на ТП-2Т и пл. ? 31 (1985-1989 гг.) Герой Социалистического Труда, генерал-майор Алексей Александрович Шумилин. Да-да, тот самый Шумилин, который 26 сентября 1983 г., всего за мгновение до взрыва горящей ракеты-носителя 'Союз-У' (11А511У), вместе с техническим руководителем по ракете Александром Михайловичем Солдатенковым, выдал своевременно команду операторам (А.Мочалову и М.Шевченко) измерительного пункта 'Сатурн-МС' (пл. ? 23), расположенного в 20 км от стартового комплекса, на включение системы аварийного спасения (САС) ТПК 'Союз Т-10-1', сохранив тем самым, жизни космонавтам В.Г. Титову и Г.М. Стрекалову.
Грамотный специалист, досконально знающий принципы подготовки и испытаний космических средств различного назначения, А.А. Шумилин, после окончания Ленинградской Военно-воздушной инженерной академии имени А.Ф.Можайского в 1959 г., прибыл для прохождения службы на космодром Байконур. За 38 лет службы А.А. Шумилин прошел все ступени испытателя космической техники от инженера по испытаниям до начальника космодрома. За время службы на космодроме он воспитал большую плеяду инженеров-испытателей, которые с честью выполнили и выполняют ответственные задачи по подготовки космических средств. В настоящее время А.А. Шумилин работает в РКК 'Энергия имени С.П.Королева и является одним из руководителей по программе 'Морской старт'.
По каждому направлению подготовки бортовых и наземных систем были созданы комплексные группы по профилю испытательных отделов 1-го НИУ. О состоянии работ докладывалось на оперативных совещаниях, которые проводились ежедневно. Общее руководство по созданию рабочего места подготовки базового блока на техническом комплексе было возложено на начальника комплексного отдела ? 1 В.И Петушкова.
Следует отметить, что на долю испытателей 1-го НИУ в 1980-е годы выпали сложнейшие задачи по выполнению программы 'Интеркосмос', новых космических аппаратов специального назначения, космических телескопов 'Астрон', Гамма', 'Гранат', аппаратов 'Вега', 'Фобос', 'Ресурс-01'. Все задачи были выполнены своевременно и с высоким качеством. В этом заслуга каждого сотрудника большого коллектива, каким было в то время 1-е НИУ: от солдата до генерала включительно.
В дальнейшем 1-м НИУ (с 1992 г. - 1274-й Центр испытаний и применения космических средств, ЦИП КС) руководили полковники: Юрий Иванович Зорин (1989-1992 гг.), Евгений Алексеевич Черный (1992-1997 гг.), Владимир Ромуальдович Томчук (1997-1998 гг.).
Благодаря грамотной и хорошо спланированной организаторской работе этих руководителей, удалось на протяжении длительного периода эксплуатации ОК 'Мир' с высоким качеством обеспечивать подготовку и запуски космических средств как по пилотируемым программам, так и по специальным программам. При этом интенсивность проводимых работ по подготовке космических средств была очень высокая.
Большой вклад в процесс создания и обеспечения эксплуатации космических средств по программе ОК 'Мир' внес Генеральный директор, Генеральный конструктор РКК 'Энергия' имени С.П.Королева (в 1989-2005 гг.), академик РАН, Герой Социалистического Труда Юрий Павлович Семенов. Особенно его роль проявилось в период снижения финансирования программы 'Мир', когда, по сути дела, решался вопрос: 'Быть или не быть российской пилотируемой программе'.
Общее руководство на ТП по подготовке ББ ОК 'Мир' и модуля 'Квант', а также на заключительных этапах подготовки ТПК 'Союз Т', 'Союз ТМ', ТГК 'Прогресс', 'Прогресс М', 'Прогресс М 1' осуществлял заместитель Главного конструктора НПО 'Энергия' Николай Иванович Зеленщиков (впоследствии - первый заместитель Генерального конструктора РКК 'Энергия' имени С.П.Королева). Именно от его умелого руководства в процессе подготовки космических средств на технических позициях космодрома многие проблемные вопросы, а их было не мало в процессе испытаний, решались оперативно, без суеты, в плановые сроки. Доскональное знание технологии подготовки и особенностей построения бортовой аппаратуры помогали Н.И. Зеленщикову в принятии решений в нештатных ситуациях.
При проведении электрических испытаний космических средств по программе ОК 'Мир' заметную роль сыграли заместители технического руководителя А.В. Васильковский, А.Д. Марков, А.А. Капустин, Г.К. Кошкин, А.И. Беликов, Б.И. Зеленщиков, А.К. Кудряков, А.М. Чеботарев С.И. Желудков и руководители испытаний А.И. Антонов, В.А. Наумов, А.И. Палицын, Б.И. Зуйков, В.В. Егоров, С.С. Пронкевич, А.В. Домбровский, Е.Н. Дубенский, Р.Н. Агапов, А.Н. Кадулин, О.Н. Бураков. Весомый вклад в процесс подготовки космических средств по программе ОК 'Мир' внесли ведущие конструкторы изделий на ТК: В.И. Яин, Е.П. Вяткин, Г.К. Володко, В.П. Гузенко, Ю.А. Кувыркин, В.И. Вишняков, А.С. Шведов, В.П. Гладков, В.Н. Сафронов.
Нельзя не вспомнить и тех, кто осуществлял подготовку, создавал и эксплуатировал технические комплексы, обеспечивавшие процесс испытаний КА на космодроме. Этим занимались руководители структурных подразделений Головного конструкторского бюро (ГКБ) РКК 'Энергия': В.А. Соловьев, В.С. Сыромятников, В.Е. Вешнеков, В.П. Хорунов, А.П. Собко, В.Н. Бранец, В.Е. Дроботун, В.В. Кудрявцев, В.Г. Хаспеков, М.В. Лихачев, Е.Н. Четвериков, С.Л. Николаев, Н.А. Брюханов, А.С. Зернов, Е.А. Микрин, В.И. Гаврилов, М.П. Кашицын, В.А. Лагутин, С.Ю. Романов, С.Л. Николаев, И.И. Хамиц.
Много добрых слов благодарности за качественную подготовку и компетентность, проявленную в процессе испытаний космических средств по программе ОК 'Мир', на ТК космодрома Байконур, хотелось бы сказать и в адрес специалистов ГКБ РКК 'Энергия', ПЗ1382, КИС-416 и ЗАО 'ЗЭМ': В.П. Кочки, П.Н. Лазько, В.П. Наумкина, Ю.А. Румянцева, В.В. Лебедева. В.С. Шило, И.М. Галинкиной, А.Н. Позднякова, М.С. Хмаро, Р.С. Родимова, А.О. Меркулова, С.И. Борисова, С.К. Дубинина, Н.Г. Бабичева, Г.С. Рябцева, М.Н. Богомякова, В.И. Трофимова, Л.Н. Уставщикова, А.П. Перегонцева, Э.В. Захаржевской, А.М. Домнина, М.В. Кручонка, П.Н. Крутых, В.Е. Крупенского, В.В. Курбакова, С.И. Шабунина, О.А. Гудкова, М.М. Тюлькина, Ф.М. Лебедева, А.В. Чубукова, В.И. Кузнецова, Ю.А. Бекшанова, И.М. Совалкова, В.М. Цихотцкого, Г.Д. Вачнадзе, А.А. Шостака, Б.А. Покровского, Т.Б. Мальцевой,. П.К. Маслова, О.В. Белова, Н.П. Чинцова, И.И. Унгвицкого, М.И. Андрюшкова, Р.Ф. Муртазина, Г.А. Толстого, Т.Н. Жарковой, Л.Г. Шевченко, А.И. Шелухо, А.Б. Веселова, В.И. Карабанова, В.Н. Коломиец, И.Д. Понимасова, С.М. Симонова, А.И. Антонова, Р.А. Ботвиной, В.А. Степанова, Ю.А. Степанова, Э.М. Мишуровского, С.М. Майорова, Н.А. Пшенновой, Б.Т. Корнеева, В.Н. Корнева, С.В. Капитанова, Г.Н. Жуковского, В.В. Чаматы, А.К. Селиверстова, А.В. Медведева, М.А. Купцова, Е.Н. Широкова, Р.С. Сметской, А.Д. Шарипова, В.А. Носова, И.О. Лебедевой, Е.В. Чертова, Б.И. Зимина, Ю.В. Майорова, Д.Я. Коновалова, С.Е. Дмитриева, И.И. Абдиралина, В.В. Левченко.Специалистов смежных организаций: Я.И. Лебедева (МНИИ РС), Е.В. Байзера, Г.М. Глазова, В.А. Масленникова, А.А. Елисеева, Н.К. Непотенко, И.Г. Жатько, Д.В. Бодрянкина, А.В. Алексеева (НПП 'Звезда'), Б.К. Старцева, Б.И.Рябцева, В.Н.Горбачева, Л.С.Костенковой (СКТБ 'Биофизприбор'), В.Ф. Хохлова, О.В. Ежкова (ГНПЦ 'Квант'), В.А. Кулькова, А.Т. Кулакова (КБ ТХМ), И.С. Зотова (ОАО 'ИРЗ').
Напряженный период подготовки космических средств по программе ОК 'Мир' не сказывался на отношении испытателей к делу. Всегда царил настрой высокой ответственности и стремление во всем разбираться подробнейшим образом, так как каждый знал значимость выполняемых работ.
Подготовка наземного технологического оборудования и испытания бортовых систем космических средств по программе 'Мир' как пилотируемых так и грузовых транспортных кораблей проводилась расчетами войсковых частей 25741, 33797 при непосредственном участии и под контролем испытателей отделов 1-го НИУ, которые отдали программе ОК 'Мир' многие годы напряженной работы на космодроме Байконур.
Большой опыт работы по отработке и испытаниям бортовой аппаратуры и эксплуатации наземного оборудования, позволил в сжатые сроки освоить и успешно проводить испытания новейших бортовых систем космических средств специалистам 1-го НИУ и подчиненных войсковых частей. В этом, несомненно, заслуга инженеров-испытателей отделов:
Отдел ? 1 (с 1988 г. - ? 8) - отдел комплексных испытаний бортовых систем пилотируемых космических средств. Начальники отдела: В.И. Петушков, В.П. Паршин, П.Н. Андрейко, А.Н. Табачков. В процессе обучения расчетов, подготовке комплектов наземного технологического оборудования, отработке и испытаний различных типов космических средств с лучшей стороны зарекомендовали себя испытатели: Б.Е. Некряч, А.Е. Солдатов, А.И. Горбунов (ответственный за подготовку рабочего места проведения испытаний базового блока), В.Т. Доманов, А.Н. Фоменко, А.М. Лопатин, С.В. Петров, Е.Б. Вассараудзе, М.В. Бородин, С.В. Мичков, В.Б. Чижик, Ю.В. Редькин, И.А. Кекин, М.Г. Сивожелезов, М.В. Доценко, В.Т. Линник, А.В. Коврижных, В.А. Ботнаренко, В.П. Роженко, М.И. Булдаков, Г.И. Булдаков, А.Н. Новиков, В.Б. Мусийко, В.Н. Пономарев, В.Н. Варава.
Отдел ? 4 (с 1988 г. - ? 3) - отдел подготовки систем ракет-носителей и бортовых источников питания. Начальники отдела: Н.Н. Дмитриев, В.Д. Инголенко, А.В. Иванов, В.А. Брагин. Грамотными специалистами и воспитателями молодых испытателей этого отдела были: Н.С. Бурлуцкий, Д.Г. Тульчинский, В.П. Коломиец, А.И. Юрченко, В.Т. Береснев, Е.Н. Корнилов, А.Н. Федоренко, В.М. Шарковкин, В.Н. Миляев, Ю.В. Халаев, В.И. Титов, Л.П. Домбровский, А.И. Юрченко, В.П. Колтышев, А.А. Морозов, А.П. Губарев, Е.С. Казанжев, В.П. Белокуров.
Отдел ? 5 (с 1988 г. - ? 6) - отдел оборудования стартовых комплексов и заправки аппаратов компонентами ракетного топлива. Начальники отдела: А.Н. Осадчий, А.Ф. Рудаков, В.Р. Томчук, С.А. Карасев. В сложных климатических условиях при работах на стартовых комплексах и на заправочной станции знания и умение проявили: В.В. Ткаченко, Ю.А. Мальцев, А.П. Стреж, С.Н. Климачев, М.М. Лыгин, Б.И. Забоев, С.В. Томилов, И.Н. Чижик,Б.Н. Годунов, В.Ф. Камаев, Л.И. Сундин, Н.Ф. Пилипец, И.И. Марченко, В.Э. Пехан, Н.П. Кока, А.В. Гришин, Е.Н. Дудченко, Н.А. Мысник, В.Ю. Гусенцов, А.К. Золотаревич, В.Н. Казаков. Большой объем работ выполнили специалисты этого отдела по ремонтно-восстановительным работам СК (ПУ-5) пл. ? 1 после аварии РКН 'Союз-У' в 1983 г. и своевременной подготовке его по обеспечению запусков космических аппаратов, как военного назначения, так и по программе ОК 'Мир'. Сотрудник отдела майор А.А. Гришин при подготовке РКН 'Союз' на СК пл. ? 1 в 1988 г. в процессе заправки предотвратил катастрофу - потушил возникший пожар, тем самым были сохранены жизни многих испытателей.
Отдел ? 6 (с 1988 г. - ? 4) - отдел телеметрических систем космических аппаратов. Начальники отдела: Э.В. Уласевич, С.М. Болдырев, В.П. Ильюков, А.Ф. Гаврилов. На высоком уровне проводили оценку и анализ работоспособности бортовых систем 'вредные' телеметристы: В.Г. Ярошенко, Н.Г. Игнатенко, В.В. Буцык, П.Н. Рыбалов, П.И. Габалов, С.Д. Марков, Г.И. Токарев, В.М. Половнев, Ф.К. Мухамедов, Н.И. Шаталов, А.Е. Харчевка, П.П. Никитин, Е.П. Кирпатовский, В.Ф. Шараев, А.А. Нестулий, В.Н. Севастьянов, А.К. Селиверстов, В.А. Хоружий, П.Ф. Маслюженко, С.А. Подкопаев.
Отдел ? 7 (с 1988 г. - ? 5) - отдел радиотехнических, телевизионных и специальных систем космических средств. Начальники отдела: Л.В. Дронников, А.В. Ларкин, В.С. Кочкин. На долю этого отдела при реализации программы 'Мир' выпало много работы по вводу нового испытательного оборудования в сооружениях ТП-2Т МИККО-2Б, МИК-1А, 'ЭХО-3' для систем радиосвязи 'Рассвет', 'Восход', систем сближения космических средств 'Мера', 'Курс-А', 'Курс-П', системы телевидения 'Клест', командной системы ретрансляции 'Антарес' и др. Умелыми организаторами и грамотными испытателями этого отдела при выполнении программы 'Мир' зарекомендовали: А.С. Хапров, В.Ф. Назаркин, В.Д. Душко, Л.М. Матвеев, М.А. Гребенщиков, В.П. Гулевский, А.Н. Маленко, В.А. Пахомов, В.А. Румелев, И.А. Дисман, А.Н. Забалуев, А.Г. Сыров, Е.О. Прасолов, В.А. Гапонов, В.С. Сиченко, Б.М. Безбородый, Л.И. Коржановский.
Отдел ? 8 (с 1988 г. - ? 7) - отдел монтажно-транспортного оборудования и пневмо-испытаний космических средств. Начальники отдела: Н.Т. Оврамец, Ю.И. Зорин, А.Н. Качан. Успешно проводили работы по профилю отдела: Ф.П. Ковалев, В.В. Морозов, В.А. Васильев, Г.В. Балыбердин, А.П. Федюнин, М.П. Корзун, Е.И. Шарапов, В.Н. Меламуд, В.И. Щукин, Г.К. Шопик, В.Н. Шутько, Б.В. Ключников, В.Н. Макарихин.
Отдел ? 9 (в 1988 г. расформирован; сотрудники отдела ? 9 были распределены в отделы ?? 1 и 8) - отдел специальных систем космических средств (системы аварийного спасения, системы приземления, системы стыковки и внутреннего перехода, системы электропитания и пр.). Начальники отдела В.К. Андронов, Ю.И. Иванов. При создании рабочих мест подготовки и испытаний систем базового блока ОК 'Мир' с лучшей стороны проявили себя испытатели: С.П. Шпинев, В.А. Степанов, М.И. Яновский, В.Л. Сабинин, Ю.Н. Григоров, В.И. Черненков, Г.А. Касаткин, В.Н. Ильин.
Некоторые испытатели, перечисленные выше, принимали участие в процессе подготовки наземного оборудования и космических средств по программе ОК 'Мир' только на начальном этапе. Но можно с уверенностью сказать, что именно они подготовили себе достойную смену - когорту молодых испытателей, на долю которых выпало проведение испытаний бортовых систем различных космических средств и осуществление подготовки наземного технологического оборудования по выполнению программы работ с орбитальным комплексом.
Большой объем работ по обеспечению и подготовке рабочих мест испытаний космических средств на технических позициях выполнили расчеты испытательных в/ч 25741 (пл. ? 2) и в/ч 33797 (пл. ? 31). Командирами войсковых частей в период подготовки и проведения работ по программе ОК 'Мир' были: Ю.И. Лукъянов, Е.А. Черный, В.А. Тихомиров, А.К. Лисуков (в/ч 25741), В.Г. Потемкин, В.М. Моргулев, В.И. Королев, В.П. Шишкалов, М.Ю. Варданян (в/ч 33797).
Несомненно, огромную работу по обеспечению запусков космических средств с помощью РКН 'Протон' и функционированию ОК 'Мир' проводили специалисты 2-го НИУ (пл. ? 95) и измерительного комплекса космодрома Байконур, но об этом написано уже не мало, поэтому повторяться не будем.
Подготовка и испытания космических средств проходили в обстановке, требующей от испытателей максимального напряжения сил, собранности и внимания. Большинство систем, которые были установлены на борту ББ ОК 'Мир', являлись новыми разработками промышленности. Поэтому от испытателей требовалось их изучение 'с листа' и грамотная отработка и эксплуатация, с чем они успешно справились.
Многие предложения испытателей по усовершенствованию методик испытаний нашли реализацию в этот период и при дальнейшей подготовке космических средств.
Некоторые этапы в подготовке и отработке бортовых систем космических средств были применены впервые. Так, в процессе подготовки базового блока 17КС ? 127-01 на ТП-2Т впервые была использована система связи 'ТК-ЦОИ' (Центр обработки информации) через спутник-ретранслятор (СР) 'Альтаир'. Для проверки этого кана