Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1174656/chapter6-22.html
Дата изменения: Thu Feb 7 17:49:45 2002
Дата индексирования: Thu Dec 27 18:29:45 2007
Кодировка: Windows-1251
Астронет > Галактика и звездные системы
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 61. Галактика и звездные системы.

Сведения о Галактике и местной системе галактик очень существенны и дают основу для представления о бесконечности вселенной. Изложение надо начать с рассмотрения распределения звезд на небе относительно млечного Пути и привести табличные данные, показывающие концентрацию слабых звезд к плоскости Млечного Пути. Эта таблица даст возможность показать учащимся существование закономерности в распределении звезд в пространстве. Когда этот факт установлен, можно перейти к предположению, что закономерность эта обусловлена общей формой галактики, подобной форме сильно сплюснутого шара. Пояснение правильности такого воззрения учитель может сделать, изобразив на доске эллипсоид в разрезе и проведя из точки внутри него (но не из центра) пучок прямых по разным направлениям. Из этого чертежа учащиеся убеждаются, что если даже плотность распределения звезд всюду одинакова, то длины отрезков, проведенных внутри эллипсоида, соответствуют получаемой из наблюдений видимой плотности звезд. Таким образом, устанавливается понятие о пространственной форме нашей звездной системы, в которой Млечный Путь определяет экваториальную плоскость. Полезно это пояснить наглядно при помощи двух часовых стекол, сложенных краями.

Если учитель не имеет в своем распоряжении таких стекол, то можно сделать модель формы Галактики из глины или проволочного каркаса, обернутого ватой1.

Когда учащиеся восприняли представление о Млечном Пути как об экваториальном сечении Галактики, можно перейти к разбору строения Галактики. Надо прежде всего установить, что небесные объекты, концентрирующиеся к плоскости Млечного Пути, должны принадлежать к нашей звездной системе, а не концентрирующиеся - находятся вне ее. Во избежание путаницы в терминологии следует установить и объяснить два термина - "Галактика" как звездная система, и "галактический экватор" как средняя линия Млечного Пути.

Показав на картинах и кратко описав основные образования, видимые на звездном небе - светлые и темные туманности, звездные скопления, спиральные туманности (о других внегалактических объектах лучше не говорить, чтобы не загромождать память учащихся), - учитель уже может выделить из них принадлежащие и не принадлежащие Галактике.

Затем, показав разветвления Млечного Пути на картинках и спиральные туманности в различных ракурсах, можно рассказать, что дало основания астрономам считать нашу Галактику спиральной туманностью, указав ее размеры, положение в ней Солнца и наличие поглощения света. В этой части изложения значительную помощь восприятию учащихся окажет демонстрирование описанной выше модели Галактики. Полезно также заготовить чертеж или диапозитив Галактики по работе Б.В. Кукаркина. В заключение следует упомянуть о действии закона тяготения в Галактике и о вычислении орбиты Солнца в ней, которое П.П. Паренаго провел иным путем, чем это делается в солнечной системе (так как каждая звезда тяготеет не только к центру, но и ко всей массе звезд системы). Следует также сказать о диффузной материи, рассеянной в Галактике, и о ее возможном происхождении по работам Б.А. Воронцова-Вельяминова и других астрономов. Все это приблизит изложение к современным представлениям о Галактике.

Краткое описание скоплений галактик и расстояний до них дает учащимся представление о том, до каких пределов нам известна вселенная в настоящее время. Именно эту оговорку "в настоящее время" и следует подчеркнуть в изложении и дать понять, что успехи в строительстве новых более мощных телескопов все время дают возможность наблюдать все новые и новые светила, так что "конца" вселенной не обнаруживается, да и не может быть.

При описании звездных систем надо напомнить, что наша Галактика по исследованиям не является однородной, а состоит из взаимно проникающих сферической и плоской составляющих. При этом составляющие разнятся между собой природой их звездного состава. Другие звездные системы далеко не все похожи на нашу. Есть совершенно неправильные, есть эллиптические, есть подобные нашей - спиральные, состоящие из сферической и плоской составляющих. Эти описания надо дать, использовав таблицы по астрономии, показав на них или же на диапозитивах основные типы. При этом следует дополнить показывание картин указанием, что внутри каждого типа имеются различия как в степени сплюснутости (эллиптические), так и в развитии ветвей (спиральные). Указания на это разнообразие важно в том отношении, что дает представление учащимся о возможной, пока еще исследуемой, эволюции звездных систем.

В настоящее время происходит пересмотр и уточнение расстояний, определяемых по светимостям цефеид. По исследованиям П.П. Паренаго, расстояние до туманности (звездной системы) Андромеды надо считать не 680 000 светолет, а 1 000 000. Следовательно, и расстояния до других галактик надо увеличить в том же отношении (I, 47).

Полезно показать модель ближайшей части вселенной.


1 Подобная модель снята в кинофильме "Вселенная", научным консультантом которого был С.В. Орлов.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.2 [голосов: 19]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования