Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/makswork.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 01:59:06 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: фхнбоопуфш бодтпнедщ |
Первоначально МАКС создавался по
тактико-техническому заданию (ТТЗ)
Военно-воздушных сил Министерства обороны
СССР. Военно-воздушные силы рассматривали МАКС как первоочередную замену
дальним стратегическим разведчикам Ту-95МР.
Согласно ТТЗ и секретному постановлению Правительства в
НПО Молния" с
участием кооперации предприятий в 1983-89 годах были разработаны технические
предложения и эскизный проект МАКС (тема "Гонг").
|
По понятным причинам мы не будем подробно останавливаться на военных аспектах
применения МАКС - скажем только, что на всех этапах истории МАКСа у него был
только один заказчик - Министерство обороны. Первоначальные целевые задачи его
использования прямо вытекали из таких его качеств, как быстрое время
реагирования системы (минимальное время подготовки к пуску), мобильное
базирование и большой боковой маневр при спуске с орбиты. Ну и конечно,
многоразовость основных элементов системы, которая не только снижает стоимость
применения, но и, выражаясь военным языком, "позволяет решать целевые задачи
меньшим нарядом оперативных средств". Вспомним знаменитую триаду
военных целей в космосе, сформулированную генералом Каманиным еще в середине
1960-х годов: разведка, перехват и удар. Правда, Каманин подразумевал
ВОС "Спираль", но по сути МАКС - "это
"Спираль" наших дней". Предельно четко
выражены задачи МАКСа в интервью командующего 37-й
Воздушной армией Верховного Главнокомандования стратегического назначения
генерал-лейтенанта Михаила Опарина, возглавшего Дальнюю авиацию РФ, данным им
"Российской газете" 11 марта 1999 года. На вопрос: "Какие задачи может
решать МАКС в обеспечении безопасности России?", - он ответил:
"Во-первых, вести оперативно-стратегическую разведку <...> "Концепция
национальной безопасности Российской Федерации" здесь предельно конкретна:
"Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
имеют своевременное обнаружение угроз и определение их источников". А это
значит, что страна нуждается в технике, которая обеспечивает быстрое получение
важных для безопасности страны в тот или иной момент данных, независимо от
времени суток, года или погодных условий. Заменяя собой десятки
самолетов-разведчиков, МАКС способен быстро прозондировать практически любой
район Земли на интересующий нас предмет и приземлиться буквально рядом с центром
обработки полученной информации. Это выгодно отличает систему от спутников.
<...> мало иметь стратегическую авиацию и высокоточные ракеты, способные "влетать
в футбольные ворота" с расстояния в несколько тысяч километров, надо еще точно
знать, где эти "ворота" находятся. МАКС дает нам такую способность, позволяет
вести разведку в реальном масштабе времени. А это, безусловно, ведет к повышению
боевого потенциала Вооруженных Сил РФ в целом.
<...>Во-вторых, МАКС способен делать то, чего не может сделать ни один самолет -
инспектировать космические аппараты на орбите, обслуживать орбитальные станции и
с наименьшими затратами выводить в космос спутники. И если после старта с
Байконура космическому аппарату еще приходится долго маневрировать в космосе,
корректируя орбиту, то космолет стартует с летающего "космодрома", который может
прибыть в самый удобный для пуска район Земли. С дозаправкой в воздухе
"воздушный старт" способен лететь несколько тысяч километров.
МАКС может действовать в широком диапазоне космических высот. В специальном
варианте с разгонным блоком эта система достигает и наивысших, геостационарных
орбит. Такая техника позволит вести действительно воздушно-космические действия
и борьбу за ближний космос, преодолевая нынешний разрыв между самолетами и
космическими аппаратами. МАКС способен быть еще и "космическим истребителем",
способным уничтожить космический эшелон возможного противника.
В-третьих, МАКС способен успешно решать задачи нанесения ударов высокоточным
оружием по сильно защищенным объектам на Земле. Например, по корабельным
группировкам, в том числе и по авианосным соединениям и группам, по главным
центрам управления агрессора. При этом МАКСы смогут взаимодействовать с
самолетами Дальней и морской ракетоносной авиации. МАКС способен выполнять
важнейшие задачи обеспечения такого совместного удара - целеуказания,
радиоэлектронного подавления противника, разведки результатов удара.
Прибавьте к этому то, что МАКС может быть системой двойного базирования. То есть
космический самолет способен базироваться не только на земном аэродроме, но и
длительное время может летать на орбите, пристыковавшись к околоземной станции.
В этом случае оперативность действий многоразовой системы сильно возрастает".
Добавим, что МАКС может быстро перебазирован на другой аэродром старта, что
значительно повышает выживаемость системы в угрожающий период и во время
военного конфликта.
Но
за время разработки МАКСа поменялись политические, а главное, экономические
реалии - нет больше СССР, а вместе с ним исчезло и
открытое противостояние глобальных военных блоков. В космосе на смену
военно-политическому соперничеству двух сверхдержав пришло широкое международное
сотрудничество. Практическое освоение космического пространства поставило новые
задачи, решить которые, в силу своих уникальных транспортных и оперативных
возможностей, наилучшим образом может именно МАКС, который изначально
рассматривался как система двойного применения.
Наиболее полно (с наибольшей экономической эффективностью) возможности
многоцелевой авиационно-космической системы в качестве многоразового
транспортного средства, обслуживающего грузопоток по маршруту "Земля-орбита
ИСЗ-Земля", могут быть реализованы при его использовании в составе орбитального
технологического комплекса по промышленному производству полупроводниковых
материалов в условиях космического полета.
Слева представлен один из вариантов внешнего
облика орбитального завода, проработанный в рамках НИР "Эффективность".
Основой технологического комплекса являются четыре дискообразных
молекулярных экрана, движущихся перпендикулярно вектору скорости. Учитывая, что
комплекс движется на высоте 400 км в сильно разреженной среде (10-6
мм.рт.ст), за экраном образуется устойчивая "теневая" зона сверхвысокого вакуума
до 10-14 мм.рт.ст, в которой размещаются производственные установки,
производящие методом молекулярно-лучевой эпитаксии наиболее перспективные
многослойные полупроводниковые наноструктуры.
Повышенная производительность орбитального технологического комплекса при
значительно более высоком качестве продукции обусловлена сверхнизким уровнем
микрогравитации (менее 10-6g), что позволяет
путем орбитальной кристаллизации полученного в наземных условиях поликристалла
получить выход продукции
необходимого для микроэлектроники качества до 80% (для
сравнения - в земных условиях при производстве арсенида галлия и сверхбольших
интегральных схем выход готового продукта всего несколько процентов). Поэтому в
орбитальных условиях возможно промышленное производство
гетероэпитаксиальных структур соединений
GaAr, CdTe, CdZnTe, GeSi/Si и др., позволяющих создать
полупроводниковые приборы, имеющие в 5...6 раз более высокое быстродействие и
превосходящие в более чем 100 раз по радиационной стойкости (при меньшем
электропотреблении и способности работать при более высоких температурах)
традиционные приборы на кремниевой основе.
Расчетная годовая производительность каждой установки - до 8000 пластин
диаметром 76...400 мм (для сравнения: производительность аналогичной установки в
земных условиях - 1500 пластин диаметром 25...150 мм) обеспечивает экономический
эффект (годовую прибыль с учетом затрат на амортизацию, стоимость исходных
материалов и семи полетов МАКСа) до $260 млн. (при
стоимости одной готовой пластины с гетероэпитаксиальной структурой диаметром 400
мм в пределах $13000...18000).
Посмотреть во всех деталях работу орбитального технологического комплекса, периодически обслуживаемого орбитальным самолетом МАКС, можно, установив на свой компьютер наш скринсейвер.
Страница на реконструкции
Переход на: |
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2007
E-mail: buran@buran.ru