Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/str144.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 23:21:00 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: российская космическая программа |
Репортер (Самара)
15 апреля 2005, N014
У Халида Джумана есть тяжелая проблема, от которой он не может
избавиться: космический корабль весом 70 тонн. Построенный в СССР для изучения
небес, корабль брошен на произвол судьбы здесь, в Бахрейне. "Я хочу, чтобы он
исчез из моей жизни", - говорит 39-летний бизнесмен, указывая на громоздкое
судно на песчаной площадке, откуда открывается вид на Персидский залив.
Корабль, сконструированный так, чтобы выдерживать возвращение в атмосферу Земли,
трещит под весом очень земных проблем - неоплаченных счетов. Бродячие собаки
находят приют под его крыльями, его корпус покрывают граффити. Внутри полно
мусора, и он остро нуждается в покраске. Корабль, оказавшийся в Бахрейне в
результате битвы между построившей его московской компанией и сингапурским
концерном, который утверждает, что купил его, покинул Россию пять лет назад и
отправился в мировое турне, казавшееся очень заманчивым. Он не мог летать и
путешествовал морем.
Сначала он отправился в Австралию, где одна из тамошних компаний взяла его
напрокат для выставки, приуроченной к Олимпиаде 2000 года в Сиднее. Выставка
провалилась, а компания обанкротилась. Затем корабль длиной 119 футов перевезли
в Бахрейн, на другую выставку. Но и она не была успешной. Потом начались
судебные тяжбы, в основном между российским НПО "Молния", построившим
космический корабль многоразового использования, и сингапурской фирмой, которая
называет себя спонсором "крупнейшей космической выставки на планете Земля".
Каждая из сторон утверждает, что именно ей принадлежит то, что в годы холодной
войны было гордостью России и ее ответом американским шаттлам.
"Я попал между ними и хочу выбраться", - говорит Джуман, получивший образование
в Техасе, который организовал демонстрацию шаттла в Бахрейне в 2002 году. Теперь
потенциальные владельцы ссорятся, а корабль находится на его попечении.
Предполагалось, что шаттл, который называется "Буран", пробудет в Бахрейне два
месяца. Прошло три года, состоялось больше дюжины судебных разбирательств, а он
все еще выгорает на солнце пустыни. Джумана не волнует, кому достанется корабль,
лишь бы шаттл забрали и возместили ему расходы по хранению.
Подобно многим российским активам, "Буран" когда-то принадлежал государству,
тратившему миллиарды долларов на соревнование с американской программой шаттлов.
Для разработки российской версии Москва создала "Молнию", тогда сверхсекретное
конструкторское бюро.
Отставая от США, несмотря на первые триумфы, включая отправку первого человека в
космос, СССР никогда не имел пилотируемых шаттлов и устроил единственный
беспилотный полет "Бурана" в 1988 году. Он дважды облетел вокруг Земли, через
три часа совершил безупречную посадку и больше никогда не поднимался в воздух.
Советский лидер Михаил Горбачев назвал его "крупным успехом советской науки и
техники" и сократил финансирование, так как СССР распадался. Впоследствии Россия
отказалась от программы, сохранив старые, но надежные "Союзы", которые стали
единственным средством доставки людей в космос после катастрофы шаттла
"Колумбия" в 2003 году.
В 1990-е годы НПО "Молния" пошло по пути других государственных российских
компаний. Оно стало акционерным обществом и начало заключать капиталистические
сделки. Но, в отличие от нефтяных месторождений и алюминиевых плавилен, теневая
приватизация которых принесла огромные состояния, продать старый космический
корабль оказалось гораздо труднее.
НПО "Молния" пыталось продать "Буран" в Америке, на аукционе, организованном
одной из радиостанций Лос-Анджелеса. Русские объявили стартовую цену в 6 млн
долларов. Никто не откликнулся, и шаттл остался дома, на разрушающемся складе в
окрестностях Москвы.
Всего в СССР было построено больше дюжины шаттлов, в основном - испытательных
моделей. Один превратился в аттракцион и сейчас находится в московском парке
имени Горького, еще один демонтировали. Остальные застряли в бывшей советской
республике Казахстане, который в 1991 году стал независимым и унаследовал
главный советский космодром. Единственный "Буран", действительно побывавший в
космосе, столкнулся с катастрофой на Земле. Крыша ангара обвалилась в 2002 году,
убив восемь человек, и разрушила космический корабль.
Шаттл, находящийся в Бахрейне и известный как BTS-002, совершил несколько
полетов, однако никогда не покидал атмосферу Земли. Но он знал лучшие времена
благодаря компании, которую возглавлял австралийский ученый, летавший в космос
на борту американского шаттла Challenger в 1984 году. Компания Buran Space
Corporation Ltd. арендовала корабль у НПО " Молния" и в 2000 году отвезла его в
Сидней.
Проект лопнул. Стоявшая за ним компания погибла.
Когда австралийский клиент находился в процессе ликвидации, НПО "Молния" стало
искать другого клиента. В 2002 году оно связалось с недавно созданным
предприятием Space Shuttle World Tour, учрежденным сингапурской компанией Events
HQ International. Русские согласились продать, а не сдать в аренду свой корабль.
Из банковских документов явствует, что сингапурцам повезло с ценой: она
составила всего 180 тыс. долларов. "Молния" и Space Shuttle World Tour
отказались назвать сумму.
Хотя шаттлу не удалось привлечь большие толпы в Сиднее, это не остановило Совет
по экономическому развитию, государственную структуру Бахрейна. Он решил, что
хочет выставить российский космический корабль у себя. Совет пригласил компанию
Джумана PICO International (Bahrain) к участию в организации летнего фестиваля и
поручил ему вести переговоры об аренде корабля. Сингапурская компания
согласилась привезти "Буран" в Бахрейн, а потом забрать его за 1,3 млн долларов.
Джуман также нашел несколько моделей НЛО и американское космическое
оборудование. Но "Буран" был главным аттракционом. Посетителей везли к нему на
специальном автобусе, декорированном таким образом, чтобы они казались себе
космонавтами, едущими на космодром. Джуман начал читать о советской космической
программе и грустил из-за того, что в России настали такие тяжелые времена. "Я
влюбился в "Буран", - говорит он.
Восторг быстро прошел. Летний фестиваль в Бахрейне, как и выставка в Австралии,
привлек меньше посетителей, чем ожидалось. Когда фестиваль кончился, НЛО и
другие экспонаты запаковали и отправили обратно. А "Буран" остался. Власти
требовали, чтобы его убрали с дорогого участка. Джуман арендовал участок
недалеко от порта и нанял баржи, чтобы доставить туда "Буран".
Русские тем временем начали говорить, что их обманули, обвинять сингапурцев в
невыполнении платежных обязательств. Они наняли в Бахрейне адвоката Сухайлу
Турани, которая быстро добилась судебного решения, запрещающего сингапурцам
вывозить шаттл за пределы страны. "Я появилась, как Супермен, чтобы не дать им
его увезти, - вспоминает она. - Мне было жаль русских. У них все хорошо
получается в космосе, но они очень наивны в бизнесе".
Она представила суду письмо российского банка, из которого следовало, что
сингапурцы более чем на год задержали платежи НПО "Молния", 60 % которого
принадлежит государству, и деньги были им возвращены. Сделка аннулирована,
говорит она, и русские хотят получить свой космический корабль назад. Теперь они
собираются продать его музею в Германии.
Кевин Тан из Singapore's Space Shuttle World Tour говорит, что его компания
расплатилась с русскими. Он точно не помнит, когда и сколько было уплачено, но
утверждает: "Шаттл принадлежит нам".
Эндрю ХИГГИНС, The Wall Street Journal
Эхо планеты (Москва)
29 апреля 2005, N018-019
У Халида Джумана большая проблема - он просто
не может избавиться от брошенного 70-тонного космического корабля. Построенный
Советским Союзом для исследования космоса, этот аппарат застрял здесь, в
королевстве Бахрейн. О горестной судьбе нашего "Бурана" рассказывает
американская газета "Уолл-стрит джорнэл".
"Я просто хочу избавиться от этой вещи", говорит 39-летний предприниматель,
указывая на массивный корпус корабля, зарывшегося в песок на берегу Персидского
залива.
Космический корабль, спроектированный для безопасного вхождения в атмосферу
Земли, сейчас медленно покрывается коррозией от воздействия иного рода - самой
что ни на есть земной борьбы из-за неоплаченных счетов. Бродячие собаки находят
себе прибежище под его крыльями, а корпус разрисован граффити. В салоне полно
мусора, и он очень нуждается в покраске. Осевший в Бахрейне из-за конфликта
между московской компанией, создавшей его, и сингапурским концерном,
утверждающим, что он его купил, этот космический корабль покинул Россию пять лет
назад, чтобы совершить, как ожидалось, прибыльный тур по миру. Поскольку он был
не способен летать, так как русские изъяли из него электронную аппаратуру и
заменили его защитное покрытие пластиком, его пришлось перевозить по морю.
Сначала он прибыл в Австралию, где некая компания арендовала его для экспозиции
на выставке, приуроченной к Олимпиаде в Сиднее в 2000 году. Выставка потерпела
провал, а компания обанкротилась. Затем космический корабль длиной 119 футов
перевезли в Бахрейн для участия в другом шоу. Оно также провалилось. После этого
возникла куча судебных исков, главным образом в связи с конфликтом между
российской компанией НПО "Молния", построившей корабль многоразового
использования, и сингапурской компанией, которая представляет себя как спонсора
турне под названием "Самое большое космическое путешествие на планете Земля".
Каждая из сторон утверждает, что является владельцем того, что в разгар холодной
войны составляло гордость России, будучи ответом на американский космический
челнок.
"Я оказался в трудном положении и хочу выбраться из него", - говорит Джуман,
учившийся в Техасе бизнесмен, который организовал перевозку корабля в Бахрейн в
2002 году и теперь вынужден быть его охранником. И конфликт между претендентами
на него тем временем еще больше затягивает эту ситуацию.
Планировалось, что челночный корабль, названный "Буран", пробудет всего два
месяца в Бахрейне, небольшом королевстве Персидского залива. Прошло три года, и
состоялось более десятка судебных слушаний, но он все еще стоит здесь,
поблескивая под жарким солнцем.
Как и большая часть имущества России, "Буран" принадлежал государству,
тратившему миллиарды долларов на гонку с Америкой по программе создания
челночных кораблей. Для строительства собственного шаттла Москва учредила
предприятие НПО "Молния", тогда представлявшее собой сверхзасекреченное
конструкторское бюро.
Отставая от США, несмотря на свои былые триумфы, включая первый полет человека в
космос, Советы так и не попытались осуществить полет космического челнока с
человеком на борту и ограничились лишь автоматическим полетом "Бурана" в 1988
году. Он дважды облетел Землю, благополучно приземлился после трех часов полета
и больше так и не взлетал. Михаил Горбачев, тогдашний советский руководитель,
провозгласил это "крупным успехом советской науки и техники".
Позднее Россия отказалась от этой программы, однако сохранила свои старые, но
надежные корабли "Союз", которые стали единственным средством доставки человека
в космос после катастрофы космического корабля "Колумбия" в 2003 году.
В 90-х годах НПО "Молния" пошло тем же путем, что и другие российские компании,
которыми владело государство: оно стало государственной корпорацией и начало
заключать сделки в капиталистическом духе. Но в отличие от нефтяных
месторождений и алюминевых заводов, сомнительная приватизация которых породила
огромные личные состояния, старый космический корабль оказалось гораздо труднее
продать.
НПО "Молния" попыталось сбыть "Буран" в Америке на аукционе, организованном
одной радиостанцией Лос-Анджелеса. Русские установили стартовую цену в 6
миллионов долларов. Покупателей не нашлось, и шаттл остался дома в ветшавшем
ангаре в пригороде Москвы.
Всего Советы построили около десятка шаттлов, большинство из которых были
опытными образцами. Один из них стал туристической достопримечательностью и
сейчас стоит в Парке Горького в Москве, еще один демонтирован. Другие так и
остались в бывшей советской республике Казахстан, которая унаследовала главный
космодром Советского Союза. Тот "Буран", единственный, совершивший космический
полет, стал жертвой катастрофы на Земле: в 2002 году рухнула крыша ангара, в
результате чего погибло восемь человек, а космический корабль был разрушен.
Шаттл, который сейчас находится в Бахрейне, стал известен как крупный
коммерческий проект благодаря компании, возглавлявшейся австралийским ученым,
совершившим полет в космос на борту американского челнока "Челленджер" в 1984
году. Эта компания, "Буран спейс корпорейшн", арендовала шаттл у НПО "Молния" и
переправила его в Сидней в 2002. Этот проект потерпел крах, оставив после себя
лишь "обломки". Стоявшая за ним компания разорилась.
Поскольку австралийский клиент находился в стадии ликвидации, НПО "Молния"
начало искать другого партнера. В 2002 году эта корпорация вступила в контакт с
вновь созданным коммерческим предприятием под названием "Спейс шаттл уорлд тур",
учрежденным сингапурской компанией. Русские согласились продать, а не просто
сдать в аренду свой космический корабль. Банковские документы, относящиеся к
этой сделке, дают основания предполагать, что сингапурцы заключили выгодную
сделку по цене всего 180 000 долларов.
Несмотря на то, что "Бурану" не удалось привлечь много посетителей на выставке в
Сиднее, Совет экономического развития, правительственное ведомство в Бахрейне,
решил заполучить российский челнок для своего шоу. Совет нанял маркетинговую
компанию Джумана "ПИКО интернэшнл" (Бахрейн) для оказания помощи в организации
летнего фестиваля и поручил Джуману договориться об аренде космического корабля.
Сингапурцы согласились передать "Буран" Бахрейну, а затем забрать обратно - - за
1, 3 миллиона долларов.
Джуман также арендовал несколько муляжей НЛО и американских космических
устройств. Но звездой был "Буран". Посетителей везли к челночному кораблю на
специально оборудованном автобусе, чтобы у них создалось впечатление, будто они
астронавты, направляющиеся на пусковую площадку. Джуман рассказывает, что он
стал читать о советской космической программе и был удручен тем, что русским
пришлось переживать столь трудные времена. "Я влюбился в "Буран", - говорит он.
Этот восторг быстро испарился. Летний фестиваль в Бахрейне, как до этого и
выставка в Австралии, привлек меньше людей, чем ожидалось. По окончании
фестиваля муляжи НЛО и другие экспонаты были упакованы и отправлены туда, откуда
они прибыли. Но "Буран" остался. В связи с требованием властей убрать его с
важнейшего объекта Джуман арендовал участок земли близ порта Бахрейн и
договорился о баржах, чтобы перевезти туда шаттл на хранение.
Тем временем русские начали утверждать, что их обманули, обвиняя сингапурцев в
несоблюдении условий оплаты. Настаивая на своих претензиях, они наняли Сухаилу
Турани, юриста в Бахрейне, которая быстро добилась судебного постановления,
запрещающего сингапурцам увозить шаттл за границу. "Я ворвалась как супермен,
чтобы не позволить им забрать его, - вспоминает она. - Я сочувствую русским. Они
так здорово проявили себя в космосе... но они были столь наивны в бизнесе".
Русские хотят вернуть себе свой космический корабль, теперь они намереваются
продать его музею в Германии.
Кевин Тан из сингапурской компании "Спейс шаттл уорлд тур" утверждает, что его
компания все полностью выплатила русским. Он говорит, что "не может вспомнить",
когда и сколько, но настаивает: "Мы владеем этим шаттлом".
Переход на:
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru