Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.buran.ru/htm/str160.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 23:25:19 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: российская космическая программа |
Российская газета (Москва)
12 мая 2006 года,
N099
Ситуация
Стремление государства реанимировать авиационно-космическую отрасль порой наталкивается на весьма неожиданные препятствия. Казалось бы, чего проще: оценить масштабы бедствия на предприятиях, составить план вывода их из кризиса и - за работу. Благо, деньги в казне появились. Однако, не всем нужен этот выход из кризиса. тем более не нужно и даже опасно изучение обстановки - то есть, ревизия. Видимо, есть серьезные опасения, что бедственное положение отдельно взятого завода не удастся списать только лишь на всеобщую разруху, царившую совсем недавно в российской экономике.
Есть в подмосковном Жуковском федеральное государственное унитарное предприятие "Экспериментальный машиностроительный завод им. Мясищева". Это здесь сделали знаменитый космический корабль "Буран", превосходящий американские челноки.
Хозяйствующие субъекты
Не вина заводского коллектива, что корпус аппарата реформаторы превратили в
развлекательный комплекс. А вот почему на этом заводе теперь практически
невозможно сконструировать ничего, способного долететь до орбиты? Почему
колыбель "Бурана" превратилась в производственную пустыню?
Это и попыталось выяснить Федеральное агентство по промышленности (Роспром) -
структура, в ведении которой и находится завод им. Мясищева. Ведь именно Роспром
- один из главных участников амбициозного президентского проекта - создания
Единой национальной авиастроительной корпорации.
Комиссия Роспрома в октябре 2004 года увидела следующую картину. Завод почти весь был сдан в аренду - 26 тысяч квадратных метров, в основном обрабатывающие цеха оказались заполненными тюками со стекловатой или автомобилями "Тойота", находящимися, со слов нового гендиректора предприятия, в ангарах, ставших филиалом домодедовской таможни.
Станки и другое уникальное оборудование - все было демонтировано. Однако аренда не спасла предприятие от разорения: полтора года назад задолженность составляла 170 миллионов рублей, а сейчас, по оценкам нового гендиректора и экспертов Роспрома, - полмиллиарда. Только сумма просроченной пени набежала на 70 миллионов рублей. А немногие оставшиеся на заводе сотрудники получают зарплату около трех тысяч рублей.
Какой вывод сделали члены комиссии? "Считаем целесообразным отстранить действующее руководство от занимаемых должностей и провести реструктуризацию предприятия. Целесообразно провести оценку компетентными органами законности отчуждения или утраты основных фондов и возможности их возврата государству".
Однако руководство Роспрома не стало сразу махать шашкой и еще раз попыталось
вникнуть в проблему. На завод была отправлена очередная комиссия, чтобы изучить
финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Но эту комиссию, по данным СМИ,
дальше проходной теперь уже не пустили - возглавлявший завод господин Новиков
предложил проверяющим огласить интересующие их вопросы. Мол, мы подберем для вас
нужные документы. А самим вам ходить по секретному объекту незачем.
А дальше стали происходить удивительные вещи. По сообщениям СМИ, 18 апреля этого
года руководство Роспрома издало приказ об очередной проверке предприятия.
Комиссия прибыла к заводской проходной 24 апреля. Предъявила приказ, свои
полномочия. И получила на этом приказе резолюцию Новикова: считаю проверку
избыточной.
Намек был понят - 28 апреля появились приказы руководства Роспрома N 99 и 100 к-р, которыми Новиков был уволен с поста руководителя и был назначен новый генеральный директор завода.
Но приказ главы агентства никто выполнять не спешит. В итоге спецмилиция, охраняющая предприятие, не пустила нового гендиректора дальше заводского двора. Поэтому некому было вручить приказ - под роспись. А раз прежний руководитель не расписался в получении приказа, то и свое кресло освобождать не обязан. А как он распишется, если к нему не пускают? Вот такой замкнутый круг.
Главная тайна
Спецмилиция охраняет особо важные и секретные объекты - некоторые государственные учреждения, министерства, АЭС, секретные лаборатории и предприятия. Завод им. Мясищева считается секретным объектом и препоручен заботам спецмилиции. Уточним: спецмилиция должна защитить завод от террористов, шпионов, уголовников. Но почему она защищает предприятие от собственного генерального директора? Какие секреты могут быть от него?
Новые руководители завода, по их словам, пытались попасть на предприятие два дня - 3 и 4 мая. Подписанный руководством агентства приказ о назначении нового гендиректора завода им. Мясищева начальнику местного отделения спецмилиции Дунаеву показался не убедительным документом. Даже сопровождавший нового гендиректора один из руководителей Жуковского УФСБ оказался персоной нон грата - его тоже не пустили на объект, в обеспечении безопасности которого он участвует. Это, кстати, иллюстрирует уровень организации взаимодействия между различными спецслужбами и силовыми структурами.
Не особенно впечатлило милиционеров и указание прокуратуры - обеспечить встречу нового и старого руководства. А когда у милиции все аргументы оказались исчерпаны, на заводе вдруг сыграли "боевую тревогу": внезапно поступила информация, что террористы вот-вот взорвут здесь бомбу. Всех пришлось срочно эвакуировать. Взрывное устройство старательно искали, но - увы, тревога оказалась ложной. Но небезуспешной - новое руководство на предприятие так и не попало.
Какую же страшную тайну здесь так стойко обороняют? Ведь очевидно, что государственных секретов, способных заинтересовать агентов ЦРУ, на заводе им. Мясищева уже давным-давно нет. Выходит, спор хозяйствующих субъектов - это спор Роспрома и охраняющих завод структур?
Вместо послесловия
Новый гендиректор предприятия обратился к руководству МВД, ФСБ, Генпрокуратуры и
Контрольное управление президента с просьбой вмешаться в ситуацию. Он полагает,
что еще есть возможность вывести завод из "штопора". Пусть не в один день, но
восстановить научно-производственную базу, поддержать материально сотрудников,
получить госзаказ.
Но для этого надо как минимум попасть на свой завод.
Михаил Фалалеев
Примечание
web-мастера:
Сложно комментировать ситуацию,
сложившуюся вокруг ЭМЗ им.Мясищева, не зная реальной ситуации на предприятии
и истинной подоплеки всех происходящих событий. Но при ознакомлении со всеми
публикациями бросается некая предвзятость, если хотите, "заказанность"
данной статьи. Вся статья - сплошное передергивание! Ставить в вину руководству ЭМЗ демонтирование станков и
другого "уникального оборудования" может только не разобравшийся в сути
профан - еще два года назад была выпущена директива Росавиакосмоса об
утилизации всего задела (включая неиспользуемое технологическое
оборудование) по программе "Энергия-Буран". |
По этой теме смотри также статьи:
- "Гроза над "Бураном" Олега Долгих в газете "Труд" от 24
мая 2006 года;
- "Одного из разработчиков "Бурана" отдали под склад"
Даниила Шабашова в RBC daily от 26 апреля 2006 года;
- "Космический туризм отменяется?"
Валентина Прохорова в "Российской газете от 26 декабря 2006 года.
Переход на:
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2007
E-mail: buran@buran.ru