Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-15.html
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sat Feb 2 22:23:59 2013 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: туманность андромеды |
'Транспортный корабль снабжения' | |
---|---|
экипаж | 0?3 чел. |
длительность автономного полета | ?4 сут |
> в составе ОПС | ?90 сут |
стартовая масса | 21,62 т; |
> на орбите | 17,57 т; |
объем внутренних отсеков | 49,88 м?; |
длина в стартовом положении | 17,51 м; |
> на орбите | 13,2 м; |
масса ПН с ВА | ?12,6 т; |
> доставляемой на ОПС | ?5,2 т; |
емкость топливных отсеков: | ?3,822 т; |
солнечные батареи | 2?17 м?, 1?6 м? |
общая мощность СБ: | 3,5 кВт |
ракета-носитель | 'Протон' |
запуски | 8 |
места запуска | Байконур |
первый запуск | 15.12.1976 |
последний запуск | 27.09.1985 |
успешных запусков | 8 |
неудачных запусков | нет |
'Транспортный корабль снабжения' - многофункциональный космический корабль СССР, разработанный ОКБ-52 Челомея для доставки экипажа и грузов на орбитальную пилотируемую станцию военного назначения 'Алмаз' и имеет возвращаемый на землю модуль. Кроме этого, ТКС стыковался к гражданским орбитальным станциям типа 'Салют', а в модифицированном виде, как научные модули, - к орбитальным станциям 'Мир' и 'МКС'.
ТКС состоит из двух частей: возвращаемого аппарата и функционально-грузового блока, каждый из которых способен осуществлять автономный полет.
ФГБ состоит из секций различного диаметра. Спереди, на зоне малого диаметра на него устанавливался возвращаемый аппарат, сзади отсек имел расширение, образованное двумя коническими проставками максимальным диаметром 4,1 м. В хвостовой части ТКС располагался активный стыковочный агрегат, специально приспособленный для стыковки объектов массой по 20 т. В передней части блока находятся два двигателя коррекции тягой по 447 кгс. Двигатели могли включаться до 100 раз; их ресурс составлял 2600 с. Для корабля столь большой массы оказалось более выгодным использовать двигательную установку с турбонасосной системой подачи, а не с вытеснительной как на 'Союзе'. Все топливо размещалось в восьми цилиндрических баках на внешней поверхности ФГБ. Там же установлены основные агрегаты двигательной установки, двигатели ориентации и стабилизации, антенны и датчики, радиаторы системы терморегулирования.
По конфигурации ВА напоминает спускаемые аппараты КА 'Джемини' и КА 'Аполлон', обладает высоким аэродинамическим качеством, что позволяет выполнять управляемый спуск в атмосфере с небольшими тепловыми нагрузками. Основные характеристики:
Масса на старте: | около 7,3 т; |
Максимальная длина: | 10,3 м; |
Максимальный диаметр: | 2,79 м; |
Масса на орбите: | более 4,8 т, при спуске - около 3,8 м; |
Жилой объем ВА: | 3,5 м?; |
Масса возвращаемого груза: | до 50 кг, без экипажа - 500 кг; |
Время автономного полета ВА по орбите: | 3 часа; |
Максимальное время нахождения экипажа в ВА: | 31 час; |
Теплозащита ВА состоит из донного полусферического сегмента, боковой теплозащиты, сегмента носового отсека. Теплозащитное покрытие выполнено из кремнеземной ткани, пропитанной фенолформальдегидной смолой. При нагреве смола испаряется и газообразные продукты пиролиза блокируют приток тепла. После возвращения теплозащиту можно восстановить и использовать снова. На днище ВА сделан люк диаметром 550 мм для доступа экипажа в ФГБ. Несмотря на то, что этот участок теплозащиты подвергается наиболее интенсивному нагреву, такая схема продемонстрировала высокую надежность в эксплуатации.
На днище ВА был закреплен навесной отсек с системой жизнеобеспечения. В верхней части кабины установлен носовой отсек с реактивной системой управления спуском, парашютной и некоторыми другими системами. НО оканчивался пороховой ТДУ с четырьмя соплами, направленными назад, вдоль образующей конуса. Над ТДУ на коротком переходнике закреплялась длинная цилиндрическая АДУ, сопла которой также были направлены вдоль образующей конуса ВА. ТДУ обеспечивала тормозной импульс скорости для схода ВА с орбиты. Управление ориентацией аппарата на орбите и при спуске в атмосфере - посредством РСУ.
История проекта неразрывно связана с историей разработки орбитальной пилотируемой станции 'Алмаз'. ОПС должна была стать военным форпостом на орбите, на ней предполагалось разместить уникальное фотографическое оборудование для наблюдения за Землей. Для поддержания станции в обитаемом состоянии, доставки грузов, расходуемых материалов для оборудования и возвращения отснятых пленок требовался транспортный корабль. В 1966 году состоялась защита эскизного проекта ОПС с транспортным кораблем 7К-ТК 'Союзного' семейства. В силу малой размерности корабля масса доставляемого груза была минимальной, а возвращаемого - практически нулевой. Поэтому Челомей поручил своим проектантам разработать собственный корабль. Уже в 1969 году был выпущен новый эскизный проект, обозначивший контуры будущего ТКС, состоящего из многоразового возвращаемого аппарата и функционально-грузового блока. ВА корабля ТКС стал первым, имеющим люки в днище с теплозащитой и реализовавшим на практике возможность повторного использования.