Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-331.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Thu Feb 27 21:12:54 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: туманность андромеды
Аполлон-7 / Космический портал "Космопорт"

Аполлон-7

Экипаж
  • Командир - Уолтер Ширра
  • Пилот командного модуля - Донн Эйсел
  • Пилот лунного модуля - Уолтер Каннингэм

Ширра был опытным астронавтом. Данный полет был для него третьим, при этом Ширра был первым, кто выполнил три полета за карьеру. Эйсел и Каннингэм были новичками, причем данный полет оказался для них и последним в карьере.

Общие сведения

  • Корабль включал в себя командный модуль и не включал лунный модуль.
  • Масса корабля 14,7 т.
  • Для запуска использовалась ракета 'Сатурн IB'.
  • Цель полета - комплексные испытания командного модуля на геоцентрической орбите, а также испытания командно-измерительного комплекса.

Задачи полета

Предусматривали в частности:

  • ориентацию второй ступени ракеты-носителя с пристыкованным к ней кораблем при помощи двигателей системы ориентации ступени, управляемых командами астронавтов. При этом должна имитироваться ориентация ступени с кораблем для обеспечения перехода на траекторию полета к Луне.
  • причаливание корабля ко второй ступени ракеты-носителя до расстояния 1-2 метра. При этом должно имитироваться причаливание командного модуля к лунному модулю при перестроении отсеков.
  • визуальные наблюдения, фотографирование и навигацию с использованием звезд и наземных ориентиров с геоцентрической орбиты.
  • испытания оборудования корабля.
  • телевизионные передачи с борта - впервые в практике американских пилотируемых полетов.
  • испытания четырнадцати наземных и трех корабельных станций слежения.

Большинство основных задач было запланировано на первые трое суток одиннадцатисуточного полета, так что даже в случае аварийного прекращения полета после трех суток, он по заявлению руководителей NASA, все равно считался бы успешным, при условии, что все задачи, намеченные на эти трое суток, были выполнены.

Программа полета была полностью выполнена.

Предстартовая подготовка и старт

Старт корабля 'Аполлон-7'

Предстартовая подготовка в основном проходила в соответствии с графиком. Примерно за два часа до расчетного времени старта астронавты заняли свои места в корабле, и был задраен люк. За тридцать три минуты до расчетного времени старта сломался и застрял на высоте 66 метров аварийный подъемник на башне обслуживания. Несмотря на это предстартовую подготовку решили продолжить.
За семь минут до расчетного времени старта подготовка была прервана в связи с тем, что поступил сигнал о незавершенности охлаждения одного из двигателей второй ступени ракеты-носителя. Выяснилось, что сигнал был ложным.
Корабль 'Аполлон-7' стартовал 11 октября 1968, 15:02:45 GMT в соответствии с расчетным временем.
Ракета-носитель вывела корабль на геоцентрическую орбиту с начальным периодом обращения 89,7 минут.

Первые сутки полета

Примерно через полтора часа после старта остатки топлива второй ступени ракеты-носителя были почти полностью стравлены, в результате чего ступень с кораблем получила приращение скорости. Затем астронавты с помощью ручной системы корабля включили вспомогательные двигатели ступени и осуществили несколько поворотов системы 'ступень-корабль' по трем осям.
В конце третьего часа полета астронавты включили систему разделения ступени и корабля, а затем четыре вспомогательных двигателя корабля. В результате корабль отдалился от ступени примерно на 15 метров.

Вторая ступень ракеты-носителя с переходником, сфотографированная астронавтами корабля 'Аполлон-7'

Ширра развернул корабль на 180 градусов по тангажу и на 60 градусов по рысканию, чтобы астронавты могли осуществить причаливание корабля к ступени и фотографирование ступени и оставшегося на ней переходника. Во время группового полета, который продолжался 15 минут, Ширра подводил корабль к ступени на расстояние до 1,2 метра.
Четыре панели, составляющие верхнюю часть переходника, должны были раскрыться на угол 45 градусов. Три панели раскрылись на расчетный угол, а четвертая только на 30 градусов. Руководители полета посчитали эту неполадку несущественной, поскольку при всех будущих полетах панели должны были полностью отделяться.
По окончании группового полета были включены вспомогательные двигатели, и корабль перешел на орбиту, несколько отличную от орбиты ступени. На четвертом часу полета орбита корабля была скорректирована с помощью вспомогательных двигателей, чтобы на следующие сутки корабль смог начать эксперимент по сближению со ступенью с исходного расстояния примерно 150 километров.
На пятнадцатом часу полета на основании траекторных измерений было определено, что возмущение орбиты ступени, обусловленное аэродинамическим торможением, отличается от расчетного, и для проведения эксперимента по сближению орбиту корабля снова скорректировали.

Вторые сутки полета

Через двадцать шесть часов после начала полета начался эксперимент по сближению корабля с обращающейся по орбите второй ступенью ракеты-носителя. Корабль подошел к ступени примерно на двадцать метров и в течение двадцати минут совершал групповой полет со ступенью. Затем корабль с помощью вспомогательных двигателей перешел на другую орбиту с высотой перигея 226 километров и высотой апогея примерно 300 километров. Астронавты вели наблюдение за ступенью с помощью секстанта на расстоянии свыше 550 километров.
Эксперименту по сближению должен был предшествовать первый за полет сеанс телевизионной передачи с борта. Однако, по просьбе Ширры, сеанс был отменен, поскольку он отвлекал от подготовки к эксперименту.
На сорок пятом часу полета все астронавты сняли скафандры и надели легкие комбинезоны.

Третьи-десятые сутки полета

13 октября астронавты производили различные эксперименты и наблюдения, предусмотренные программой полета. Начиная с этого дня, установился суточный цикл из 16 часов работы и 8 часов отдыха. Ширра и Каннингэм отдыхали одновременно. Эйсел в этот период дежурил, а сам отдыхал после заступления на дежурство первых двух астронавтов.
Во время четвертых суток полета был проведен первый сеанс телевизионной передачи с борта. Он, как и последующие сеансы, длился около 10 минут. Изображение с помощью коммерческой спутниковой системы связи передавалось в Европу.
В этот день отключилась электрическая шина, обеспечивающая питание переменным током. Каннингэм с помощью ручного переключателя быстро включил ее и этим предотвратил выход из строя преобразователя постоянного тока в переменный. Опасаясь повторного отключения шины, руководители полета приняли решение немедленно перевести корабль на орбиту с достаточно низким перигеем, чтобы тормозной импульс для схода с орбиты мог быть обеспечен вспомогательными двигателями. Корабль с помощью основного двигателя, проработавшего 9 секунд, был переведен на орбиту с высотой перигея 167 километров и высотой апогея 295 километров.
15 октября был проведен второй сеанс телевизионной передачи. Появились симптомы простуды у астронавтов. Астронавтами отмечалось загрязнение иллюминаторов, которое мешало нормальным наблюдениям. Было произведено включение основного двигателя, в результате высота апогея понизилась до 290 километров. При этом включении имитировалась коррекция траектории на трассе 'Земля-Луна'.
Во время шестых и седьмых суток полета производились сеансы телевизионной передачи с борта корабля. Астронавты наблюдали ураган 'Глэдис'.
18 октября было произведено включение основного двигателя, одной из целей которого являлось опробование ручной системы управления вектором тяги, которая используется в случае отказа автоматической системы. Двигатель проработал 66 секунд, а высота апогея орбиты корабля повысилась примерно до 450 километров. Первые 36 секунд вектор тяги контролировался автоматически, затем Ширра начал регулировать вектор тяги вручную.
19 октября был проведен пятый сеанс телевизионной передачи. Отмечалось, что астронавты стали раздражительными, поскольку они выполнили почти все задачи полета и были мало заняты. Астронавтам предложили увеличить продолжительность сна.
20 октября было произведено включение основного двигателя, в результате высота апогея понизилась до 435 километров. При этом включении имитировалась коррекция траектории на трассе 'Луна-Земля'. Проведен сеанс телевизионной передачи. Астронавтам было предложено провести ряд дополнительных экспериментов, не предусматривавшихся программой. Ширра от некоторых дополнительных экспериментов отказался, заявив, что они недостаточно продуманы руководителями полета.
21 октября было произведено включение основного двигателя для обеспечения посадки в заданном районе. Произведен последний сеанс телевизионной передачи с борта. В ходе семи сеансов общей продолжительностью примерно 90 минут, астронавты показывали внутреннее устройство корабля, пульт управления, направляли камеру на себя, а также через иллюминаторы корабля производили съемку отдельных областей Земли. Астронавты демонстрировали перемещение в состоянии невесомости, 'плавающие' по отсеку объекты, процесс приготовления пищи и ряд операций по управлению кораблем. Некоторые сеансы, по определению руководителей полета, превращались в 'клоунаду'. Впоследствии астронавтам было приказано относится к телевизионным сеансом более серьезно.

Одиннадцатые сутки полета и возвращение на Землю

22 октября корабль, в соответствии с программой, был возвращен на Землю. У астронавтов, вследствие насморка были заложены дыхательные пути, и они опасались, что при резком повышении давления в период возвращения на землю может возникнуть острая боль в ушах и даже лопнуть барабанные перепонки. В связи с этим астронавты просили руководителей полета разрешить им в период возвращения на землю не надевать скафандров и шлемов, чтобы при резком повышении давления в отсеке астронавты могли заткнуть нос и сделать глотательное движение. Астронавтам разрешили оставаться без шлемов, но скафандры обязали надеть. Чтобы избежать травм, астронавты обложили головы комбинезонами.
Существовали опасения, что в основном районе приводнения может пройти ураган 'Глэдис' и условия посадки будут неблагоприятными, однако ураган прошел стороной.
На 164-м витке был включен основной двигатель для обеспечения схода с орбиты, и астронавты начали цикл операций по отделению отсека экипажа от двигательного отсека.
Отсек экипажа вошел в атмосферу на высоте примерно 120 километров над штатом Техас. Приводнение отсека произошло 22 октября 1968, 11:11:48 GMT. Ошибка относительно расчетной точки приводнения составила по дальности 5 километров и по боку 4,3 километра. Отсек приводнился в 12 километрах от авианосца 'Эссекс'.
Волны и не сразу отделившиеся парашюты перевернули отсек днищем вверх. Антенны радиомаяка, работающего в диапазоне метровых волн, оказались под водой, в результате чего с отсеком в течение 15 минут не могли установить связь. С помощью трех надувных баллонов отсек был перевернут в расчетное положение и связь с ним восстановилась. Вертолет визуально обнаружил отсек через 22 минуты после приводнения. Через 25 минут после приводнения, сброшенные с вертолета легкие водолазы подвели под отсек понтон. Экипаж подняли на борт вертолета и доставили на авианосец через 56 минут после приводнения. Отсек экипажа был поднят на борт авианосца через час. Телевизионный репортаж об операциях по спасению астронавтов передавался в прямом эфире через спутник в США и Европу. На следующие сутки астронавты были доставлены самолетом на Мыс Канаверал, где в течение трех дней отчитывались о полете. Отсек экипажа был доставлен на завод-изготовитель, где в дальнейшем использовался для испытаний.

Некоторые итоги полета

Были проведены успешные испытания основного блока, который, после этого полета сочли достаточно отработанным для полета к Луне. Были получены медико-биологические данные, которые в сочетании с данными полученными при полетах кораблей серии 'Джемини' послужили основой при планировании лунных экспедиций.
Руководители NASA высказали надежду, что успешным полетом корабля они восстановили доверия общественного мнения к космической программе и улучшили отношения с Конгрессом.
В результате полета программа 'Аполлон' снова вошла в график, предусматривавший высадку астронавтов на Луну до 1970 года.

Источник

Программа 'Аполлон'. Часть II. Обзор по материалам открытой иностранной печати.
Составитель: Гольдовский Д. Ю. ГОНТИ-1. Июль 1971. Тираж 650 экз. Экз.? 0016