Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmos.ru/seminar/virtual/ch-apoll.doc
Дата изменения: Fri Feb 9 18:38:11 2001
Дата индексирования: Tue Oct 2 09:00:22 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: сатурн


Анализ особенностей опыта реализации программы
"Союз"-"Аполлон" (ЭПАС) с у?етом факторов риска
(с позиций управления риском)


Аннотационный вариант текста

( 15.07.2000 исполняется 25 лет с на?ала осуществления совместного
советско-американского проекта (программы) ЭПАС (Экспериментальный Полет
"Аполлон" - "Союз").
В этот день в 1975 г. в 15:20 ДМВ боевыми рас?етами косми?еских ?астей
Минобороны СССР с космодрома Байконур был произведен пуск косми?еского
корабля (КК) "Союз-19" с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием
Кубасовым, а ?ерез 7,5 ?асов с Восто?ного испытательного полигона на мысе
Канаверал (США) был запущен косми?еский корабль "Аполлон" с астронавтами
Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Доналдом Слейтоном.

( Программа была успешно завершена, нсмотря на то, ?то в на?але ее
выполнения имели место отдельные неприятности и заме?ания, в
?астности:

- в мае 1975 г. произошел пожар на стартовом комплексе Байконура,
в результате ?его сгорела по?ти вся кабельная сеть;

- за 20 минут до пуска КК "Союз" произошел отказ коммутационного блока
телевизионной (ТВ) системы (если пользоваться современной терминологией,
то можно сказать, ?то еще на стадии проектного анализа надежности было
выявлено, ?то ТВ-система относится к категории "крити?ных элементов");

- после старта КК "Аполлон" его экипажу долго не удавалось привести
в рабо?ее состояние стыково?ный механизм (из-за допущенного на Земле
брака); в итоге второй день полета ушел на ликвидацию недостатков.

( 17.07.75 в 19:12 ДМВ на 36-м витке КК "Союз" был состыкован с КК
"Аполлон". Эта дата навсегда вписана в косми?ескую историю земной
цивилизации: на околоземной орбите впервые в те?ение по?ти двух суток
работал орбитальный комплекс из косми?еских кораблей двух стран.
На шестые сутки полета в казахстанской степи приземлился КК "Союз",
а на девятые сутки "приводнился" в Тихом океане КК "Аполлон".

( Подобный опыт соединения в космосе такого комплекса косми?еских
кораблей, бесценный опыт совместного управления ЦУПами двух стран был
беспрецедентен и повторить его удалось только 20 лет спустя, когда в июне
1995 г. состыковались МТКК "Атлантис" и орбитальная станция "Мир".
Под?еркнем, ?то эту стыковку обеспе?ил "потомок" созданного специально
для программы ЭПАС андрогинно-периферийного агрегата стыковки (АПАС).




Реферативно-фрагментарный вариант текста

Программа ЭПАС/ASTR (Экспериментальный Проект "Аполлон" - "Союз"
/ Apollo-Soyuz Test Project) в ретроспективе выглядела примерно так.

( Инициатором "сближения и стыковки" СССР и США в косми?еской области
было НАСА (Национальное агентство США по аэронавтике и космосу).
Основные при?ины этого заклю?ались кратко в следующем.
( Главной при?иной была экономи?еская, поскольку с 1965 года бюджет
НАСА постоянно сокращался: с 5,2 млрд.долл (1965) до 3,3 млрд.долл
(1971).
( Серьезным ударом по пилотируемой программе США стали отказ от
производства РН "Сатурн-5", а также консервация испытательного полигона
НАСА в штате Миссисипи.
( С 1974 г. наме?ался "мертвый" период в косми?еских полетах США
с момента завершения программы "Аполлон" и "Скайлэб" и до на?ала полетов
многоразовых кораблей (их разработка и производство тогда не были еще
утверждены ни Президентом США, ни Конгрессом).
( В итоге в НАСА был брошен призыв-кли? примерно следующего рода:
"Джентльмены ! Нужно сро?но выдумать программу на 1974-1976 гг., под
которую Конгресс согласится дать деньги ! Предложениями о новых полетах
на Луну просим не беспокоить НАСА !".
( Среди массы проектов (реалисти?еских и "не о?ень") появилась идея
пойти на мировую с Советами (тем более, ?то, по мнению американцев, реванш
за Спутник и Гагарина Америка взяла в июле 1969 г.).

( С января 1970 г. на?алась активная переписка между директором НАСА
доктором Томасом О.Пейном и Президентом Академии наук СССР академиком
М.В.Келдышем (отметим, ?то тогда весь советский космос официально шел
под "шапкой" АН СССР. Поэтому все дальнейшие переговоры и встре?и велись
под патронажем Академии наук, хотя в них у?аствовали в основном специалисты
из "косми?еских" предприятий и организаций).
Доктор Пейн в письмах академику Келдышу предлагал провести совместный
косми?еский полет со стыковкой американского и советского косми?еских
аппаратов. Эта переписка имела успех.
(Приме?ание. Понятно, ?то решение со стороны СССР принимальсь
на самом высоком уровне - в Политбюро ЦК КПСС, в Совмине, в ВПК).

( Директор НАСА доктор Пейн не успел пожать плоды своих трудов.
( 27.07.70 доктор Томас О.Пейн сообщил, ?то уходит со своего поста
с 15.09.70, а 03.09.70 он объявил об отмене (в целях экономии средств)
еще двух лунных экспедиций на кораблях "Аполлон".
( Отметим, ?то в этих экспедициях должны были использоваться:
1) командно-служебный модуль (КСМ) корабля CSM-111 серии Apollo H
(этот КСМ в конце концов пошел на стыковку с КК "Союз-19");
2) корабль серии Apollo J стал бы, видимо, "Аполлоном-19".
( С 15.09.70 исполняющим обязанности директора НАСА был назна?ен
доктор Джордж Лоу, а 27.02.71 было объявлено, ?то с апреля 1971 г. во главе
НАСА встанет не "И.о", а полноценный директор доктор Джеймс Флет?ер.

( 26-27.10.70 в Москве прошла первая встре?а советских и американских
специалистов в косми?еской области, при этом руководителями были:
- от СССР - председатель совета "Интеркосмос" академик Б.Н.Петров;
- от США - директор Центра пилотируемых косми?еских полетов НАСА
(позже - Косми?еский Центр Джонсона) Роберт
Гилрут.
( На этой встре?е, в ?астности, было принято решение о разработке
новой американо-советской системы сближения и стыковки.
( Сотрудник НАСА Келдвелл Джонсон представил первые ?ерновые варианты
принципиальной схемы андрогинного стыково?ного механизма.
( По результатам встре?и был принят "Итоговый документ по вопросу
обеспе?ения совместимости систем сближения и стыковки пилотируемых
косми?еских кораблей и станций".

( По имеющейся информации, в процессе подготовки и проведения этой
встре?и рассматривался и вопрос о том, ?то будет с ?ем стыковаться.
( У американцев выбора практи?ески не было - только КК "Аполлон".
( В свою о?ередь, СССР мог выбирать, в ?астности: к этому времени
на Байконуре шла к завершению подготовка к запуску станции "Заря" (эта
станция в дальнейшем полу?ила официальное название - "Салют").
(Приме?ание. Отметим косвенное подтверждение этому варианту.
В на?але 1971 г. фирма "North American Rockwell", головная по командно-
служебному модулю КК "Аполлон", полу?ила от НАСА контракт на 300 тыс.долл
для изу?ения проблем, связанных со стыковкой КК "Аполлон" с советской
орбитальной станцией. Отметим, ?то контракт был выдан до запуска "Зари", -
эта информация долго держалась в секрете).

( 21-25.07.71 (во время полета КК "Союз-11", который завершился
катастрофой - гибелью трех космонавтов) в Хьюстоне проходило совещание
представителей и рабо?их групп АН СССР и НАСА.
На этой встре?е техни?ескими директорами проекта совместимых средств
сближения и стыковки были назна?ены:
- с советской стороны - ?лен-корреспондент АН СССР К.Д.Бушуев
(заместитель главного конструктора ЦКБЭМ В.П.Мишина);
- с американской стороны - доктор Г.Ланни.
Отметим, ?то были также созданы следующие три рабо?ие группы:
1) по проектным техни?еским решениям, баллисти?ескому обеспе?ению,
нау?ным экспериментам, взаимодействию ЦУПов (руководители:
от СССР - В.А.Тим?енко, заместитель - А.И.Осташев;
от США - П.Франк);
2) по системам управления кораблей и средствам слежения
(руководители: от СССР - В.П.Легостаев, от США - Д.Читем,
Г.Смит);
3) по стыково?ному узлу (руководители: от СССР - В.С.Сыромятников,
от США - Д.Уэйд, Р.Уайт).

( В октябре 1971 г. директор НАСА Джеймс Флет?ер выступил со своим
программным заявлением, существо которого сводилось к следующему.
( НАСА не планировало новых пилотируемых полетов после завершения
программы "Скайлэб" в 1973 г. и до на?ала первых горизонтальных полетов
в атмосфере крылатых кораблей класса "Земля-орбита-Земля" в 1976 году.
(Отметим, ?то программа "Спейс Шаттл" тогда не была еще утверждена,
и планы на?ала испытаний были факти?ески номинальными).
( По существу констатировалось, ?то образуется как минимум трехлетняя
пауза в пилотируемой программе НАСА.
( Часть программного заявления Флет?ера была примерно следующей:
"Вопрос стоит так: готовы ли мы отдать околоземное косми?еское
пространство в безраздельное владение СССР или какой-либо другой стране ?
Ли?но для меня это немыслимо. Даже если американцы нау?атся спокойно
жить, в то время как над нами летают советские космонавты, это будет
гибельно для нашего престижа как нации, как мировой державы".
( Видимо, это был не о?ередной выпад в адрес СССР, а укор Конгрессу:
- Флет?ер не собирался отказываться от сотрудни?ества с СССР;
- Флет?ер по существу огласил подробности планов НАСА, которые были
разработаны еще при Пейне и Лоу.
( По состоянию на октябрь 1971 г. после завершения программ "Аполлон"
и "Скайлэб", как объявил Флет?ер, у НАСА останется:
- 2 РН "Сатурн-5";
- 4 РН "Сатурн-1B";
- 2 КСМ (командно-служебных модуля) КК "Аполлон" серии H;
- 2 КСМ КК "Аполлон" серии J;
- 2 лунных модуля (ЛМ) КК "Аполлон".
( Новых носителей и косми?еских аппаратов указанных серий производить
не планировалось (можно было лишь модифицировать уже имеющиеся под новые
программы).

( Из ?исла многих вариантов и предложений по возможным пилотируемым
программам на период 1974-76 гг., которые рассматривались НАСА, кратко
изложим следующие основные, на наш взгляд, 5 вариантов.

( 1-й вариант. Экспедиция на советскую орбитальную станцию типа
"Салют", особенности реализации которой заклю?ались в следующем:

* Для этого предполагалось выделить два КСМ класса H.
* Первый КСМ должен был испытать новую андрогинную систему стыковки,
при этом: КСМ с тремя астронавтами должен был пристыковаться к станции,
однако, перехода экипажа на борт "Салюта" не предполагалось (некоторый
аналог нештатного полета КК "Союз-10" к первому "Салюту").
* Примерно ?ерез год второй КСМ с экипажем из трех астронавтов должен
был опять состыковаться с "Салютом". В этом полете экипаж должен был
перейти на борт советской станции и провести на ней несколько недель,
занимаясь исследованиями и, возможно, "технологи?ескими экспериментами".

* Первый полет к октябрю 1971 г. не представлял для НАСА особых
трудностей (переговоры о совместной андрогинной системе стыковки шли уже
полным ходом). Для второго полета было необходимо решить ряд техни?еских
проблем (прежде всего - с разли?ием систем жизнеобеспе?ения).

( 2-й вариант. Исследование природных ресурсов Земли (ИПЗ).

* Для этого предполагалось выделить 2 РН "Сатурн-1B" и 2 КСМ серии J.
* Длительность полетов - не менее 12 суток (рассматривались варианты
доведения длительности до 24 суток).
* Аппаратуру для съемок Земли предполагалось установить в бытовом
отсеке служебного модуля вместо комплекса SIM, предназна?авшегося на
кораблях серии J для исследований Луны с селеноцентри?еской орбиты.
* Поскольку такие полеты должны были быть относительно безопасны,
в состав экипажей кораблей можно было вклю?ить иностранных граждан.
* Если во время этих полетов силовые гиродины станции "Скайлэб" все
еще поддерживали бы ее ориентацию, то было возможно стыковать с ней
корабли и работать на станции сроком 1,5-2 суток. В самом худшем слу?ае был
возможен облет станции кораблем КСМ для ее осмотра.

( 3-й вариант. Исследования Луны с полярной селеноцентри?еской
орбиты.

* Этот вариант предложил директор Центра MSC Роберт Гилрут.
* Предполагалось с помощью РН "Сатурн-5" вывести на полярную орбиту
корабль "Аполлон" в составе КСМ серии J и модифицированного ЛМ. В ЛМ
предполагалось разместить приборы для дистанционного исследования Луны.
* Длительность пребывания на селеноцентри?еской орбите - 9 суток.
(Отметим, по имеющимся сведениям, ?то уже тогда многие специалисты
с?итали реализацию такой программы маловероятной).

( 4-й вариант. Запуск станции (ОС) "Скайлэб-2" на РН "Сатурн-5".

* С помощью 2-х РН "Сатурн-1B" и 2-х КСМ "Аполлон" на станцию можно
было бы доставить 2 экспедиции (каждая длительностью до 90 суток).
* НАСА с?итало, ?то запуск ОС "Скайлэб-2" возможен, но
маловероятен.

( 5-й вариант. Исследования астероида.

* Некоторая фантасти?еская программа, предложенная руководителем
перспективных программ в НАСА Филиппом Калбертсоном.
* РН "Сатурн-5" должна была запустить модифицированный корабль
"Аполлон" к небольшому астероиду (около 1,5 км в попере?нике).
* Астронавты после сближения с астероидом должны были сами решать:
- или садиться на астероид в лунном модуле,
- или "стать на якорь" около астероида.
* Длительность такой экспедиции оценивалась в 4 месяца.

(Приме?ание. Отметим, ?то вопрос об организации полета с посадкой на
Луну после "Аполлона-17" руководство НАСА даже не рассматривало.
Таким образом, сотрудники НАСА просьбу своего руководства подобными
предложениями "не беспокоить" исполнили).

( В октябре-ноябре 1971 г. состоялись о?ередные советско-американские
переговоры в Москве.
( В основу американских предложений были положены рекомендации от?ета
(250 стр.) фирмы North American Rockwell по контракту НАСА об изу?ении
проблем стыковки американского корабля и советской станции "Салют".
В этом от?ете утверждалось, в ?астности, ?то эксперимент по стыковке
возможен уже в июне 1974 г. Однако, для более гибкой подготовки этот полет
рекомендовалось провести в июне 1975 г.
Единственным новым элементом, который надо было разработать, являлась
шлюзовая камера со стыково?ным узлом для преодоления проблем разности
атмосфер КК Аполлон" и станции "Салют".
Отметим также, ?то к моменту выпуска от?ета фирма изготовила макет
такой камеры длиной 2,7 м и диаметром 1,4 м.
( От СССР для проведения совместного эксперимента (полета) надо было
оснастить станцию "Салют" вторым (андрогинным) стыково?ным узлом.
( Была предложена соответствующая программа полета.
( Американцы предлагали также провести второй полет (летом 1976 г.).

Во время этого полета КК "Аполлон" должен был находиться
в состыкованном со станцией "Салют" состоянии в те?ение двух
недель.
( О планах первого (1975 г.) и возможного второго (1976 г.) совместных
полетов было решено объявить во время визита Президента США Р.Никсона
в СССР (в мае 1972 г.).

( 29.11-06.12.71 в Москве прошла еще одна встре?а советских (под
руководством Б.Н.Петрова) и американских (под председательством директора
Центра MSC доктора Р.Гилрута) специалистов (в ?астности, по вопросам
создания андрогинного периферийного агрегата стыковки - АПАС).
( Американская сторона официально выдвинула предложение по стыковке
КК "Аполлон" со станцией "Салют".
( На встре?е были представлены следующие варианты схем АПАС:
- советский - с тремя направляющими "лепестками";
- американский - с ?етырьмя направляющими "лепестками".
( Американцы согласились принять за основу советский вариант АПАС.
( Был проведен обмен мнениями о проведении работ по обеспе?ению
совместимости радиосистем стыкующихся аппаратов.

( Уже с декабря 1971 г. в США рассматривался вопрос об экипажах.

( Так, 04.12.71 на пресс-конференции руководитель летных экипажей
Доналд Слейтон (по кругу обязанностей он был примерно на уровне на?альника
советского ЦПК) сообщил примерно следующее:

- группа американских астронавтов (среди которых был Томас Стаффорд),
а также группа сотрудников Центра MSC прошла краткий курс русского языка;
- Слейтон опроверг распространившуюся в СМИ информацию о том, ?то
Стаффорд назна?ен командиром американского корабля при совместном полете;
- совместный полет пока не санкционирован, не вклю?ен в план НАСА и не
обеспе?ен ассигнованиями; так ?то назна?ение экипажей преждевременно.

( По имевшейся информации в США (на декабрь 1971 г.), рассмотрим
возможные варианты ?ленов американского экипажа для совместного
полета:

* К тому моменту были уже объявлены экипажи последнего лунного
корабля "Аполлон" и предварительно сформированы экипажи на станцию
"Скайлэб".
* Из первого набора (1959 г.) в отряде астронавтов НАСА остался
только Алан Шепард, незадолго перед этим слетавший на КК "Аполлон-
14".
(Приме?ание. Отметим, ?то имеется в виду Алан Бартлетт Шепард младший,
который для США являлся своего рода "Юрием Гагариным": ?ерез 23 дня после
Гагарина /05.05.61/ Алан Шепард совершил суборбитальный косми?еский полет
на корабле "Меркурий" /MR-3/ под названием "Freedom-7", став первым в США,
кто поднялся в космос. В 1963 г. Шепард был отстранен от подготовки к
полетам в связи с воспалением среднего уха. Он перешел на административную
работу, став на?альником отдела астронавтов НАСА. Однако, 07.05.69 /уже
после операции/ он вновь полу?ил летный статус и 6 месяцев спустя был
назна?ен командиром корабля "Аполлон-14" для полета на Луну. С июня
1971 г. по июль 1974 г. Шепард снова работал на?альником отдела астронавтов
НАСА. Но 31.07.74 он уволился из НАСА и ушел в отставку с военной службы.
Скон?ался 21.07.98 в возрасте 74-х лет).
* Из второго набора (1962 г.) Джон Янг был уже назна?ен на КК "Аполлон-
16", а Чарльз Конрад - в первую экспедицию на станцию "Скайлэб".
* Из второго набора еще оставались в строю, но "не у дел"
Джеймс Ловелл и Томас Стаффорд. Однако, Ловелл уже слетал в космос
?етырежды и снова лететь не собирался. К тому же его последний полет был
позже, ?ем у Стаффорда. А вклю?ать в экипаж сразу двух таких "титанов"
НАСА, видимо, не стало бы.
* Из третьего (1963 г.) и ?етвертого (1965 г.) наборов из
неназна?енных в экипаж оставался Ри?ард Гордон (которому так и не достался
отмененный "Аполлон-18"). Но он уже собирался покинуть НАСА (?то и сделал
01.01.72).
* Из большого пятого набора (1966 г.) первоо?ередниками на полет были:
- Вэнс Бранд, планировавшийся пилотом командного модуля "Аполлона-18"
(однако, Бранд был уже назна?ен командиром дублирующего экипажа второй и
третьей экспедиции на станцию "Скайлэб");
- Джо Энгл, замененный в экипаже "Аполлона-17" Харрисоном Шмиттом
(отметим, ?то Энгл был на тот момент "свободным").
* Из пятого набора мог вполне рассматриваться для полета "неуда?ник"
полета КК "Аполлон-13" Джон Свайгерт.
* До шестого (1967 г.) и тем более седьмого (1969 г.) наборов о?ередь
на у?астие в совместном полете, скорее всего, не подошла бы.
( Таким образом, Доналд Слейтон вполне мог бы планировать командиром
на первый американо-советский полет Томаса Стаффорда. Кроме того:
* Кого-то из пере?исленных выше астронавтов (типа Свайгерта или
Бранда, которые были "лунными" пилотами КСМ) вполне можно было планировать
на аналоги?ную должность и в КСМ "Аполлона" по программе ЭПАС.
* Кого-то из бывших пилотов ЛМ (например, Энгла) вполне можно было бы
планировать на должность "пилота шлюзовой камеры".

( Однако, у Слейтона были, видимо, свои "виды" на совместный полет.
* Отметим, ?то 20.03.72 журнал "Aviation Week" сообщил, ?то Слейтон
вновь признан годным к косми?еским полетам и ?то его, видимо, вклю?ат в
экипажи станции "Скайлэб" (которые были сформированы и уже объявлены
19.01.72).
* Однако, журнал сообщал также, ?то Слейтон имеет хорошие шансы войти
и в состав экипажа для совместного американо-советского полета.

( Буквально ?ерез неделю (27.03.72) журнал сообщил примерно следующее:
* 11 американских астронавтов изу?ают или в ближайшее время на?нут
изу?ать русский язык.
* Среди изу?ающих русский язык астронавтов были названы, в ?астности:
Томас Стаффорд, Джон Свайгерт, Доналд Слейтон.
* Среди собиравшихся изу?ать русский язык были названы, в ?астности:
Уилльям Торнтон, Роберт Криппен, Кэрол Бобко.
Однако, они не были конкурентами основным кандидатам и максимум того,
на ?то они могли расс?итывать, - это на дублирующий экипаж (но как
показали дальнейшие события, даже этого им не досталось).

( В апреле 1972 г. в Москве прошла о?ередная встре?а
специалистов:
- глава советской делегации - И.о. Президента АН СССР
академик В.Котельников;
- глава американской делегации - зам. директора НАСА доктор Дж.Лоу.
( Эта встре?а была о?ень важной, по существу решающей, поскольку
?ерез два месяца ожидался визит в СССР Президента США Р.Никсона.
( Однако, на этой встре?е советская сторона отклонила подготовленный
план стыковки КК "Аполлон" и станции "Салют" по следующим при?инам:
1) СССР пришлось бы осуществить два запуска: станции "Салют" и
корабля "Союз" с экипажем.
2) Станцию "Салют" пришлось бы оборудовать вторым стыково?ным узлом
на том месте, где расположена основная двигательная установка.
(По мнению советских специалистов, возникли бы проблемы с новым
размещением двигательной установки и усложнилась бы схема ориентации
станции. Решение проблем было возможно, но требовало много времени).

( Советская сторона предложила провести в 1975 г. стыковку кораблей
"Союз" и "Аполлон".
( Поскольку времени на обсуждения, возражения и доработки уже не было,
американская сторона приняла советское предложение.
(Приме?ание. Заметим, ?то во время реализации ЭПАС/ASTP на орбите все-
таки находилась советская станция - "Салют-4", даже с экипажем /П.Климук,
В.Севастьянов/. Однако, пристыковаться к ней КК "Аполлон", коне?но, не
мог).
( Для стыковки с "Аполлоном" советская сторона предложила разработать
новую модификацию корабля "Союз" (7К-ТМ, или 11Ф615А12 70-й серии),
на котором устанавливался АПАС.
( По итогам этой встре?и был подписан "Итоговый документ по вопросу
создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых косми?еских
кораблей и станций СССР и США".
Указанный документ лег в основу межгосударственного соглашения о
совместном полете, подписанного 24.05.72 в Москве А.Косыгиным и Р.Никсоном
(в присутствии Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева).

( В июне 1972 г. американская сторона предложила вна?але вывести
на орбиту КК "Аполлон", поскольку у него зна?ительно больший ресурс
по сравнению с КК "Союз" (12 суток против 5).

( В июле 1972 г. в Хьюстоне прошла о?ередная встре?а по ЭПАСу, где
были созданы еще две совместные советско-американские рабо?ие
группы:
- ?етвертая (по системам связи и измерениям дальности),
руководители:
Б.Н.Никитин (от СССР), Р.Дитц (от США);
- пятая (по системам жизнеобеспе?ения), руководители:
И.В.Лавров, Ю.С.Долгополов (от СССР), Р.Смайл, У.Гай (от США).
( На этой встре?е было принято окон?ательное решение запускать первым
все-таки "Союз" (а ?ерез 7,5 ?асов - "Аполлон") по следующим при?инам:

1) С целью повышения надежности (уменьшения риска) советская сторона
взяла на себя обязательство изготовить второй (резервный) КК "Союз",
который можно было бы запустить не позднее ?ем ?ерез 7 суток в слу?ае
возникновения нештатной (аварийной) ситуации с первым КК "Союз".
2) Было признано, ?то КК "Аполлон" логи?нее запускать вторым,
поскольку стартовые окна для него больше, ?ем для КК "Союз" (в ?астности,
из-за большей энергетики КК "Аполлон" и отсутствия ограни?ений на районы
падения отработанных ступеней РН "Сатурн-1B").
( Было решено, ?то КК "Аполлон" будет иметь еще следующие запасные
стартовые окна:
- ?ерез 31 и 54,5 ?аса - после старта первого (штатного)
КК "Союз";
- три окна - после возможного старта резервного КК "Союз".
( Активным кораблем при стыковке должен быть КК "Аполлон" - ввиду
большего ресурса двигательной установки (и некоторых других факторов).
( Был согласован план перехода экипажей кораблей, состоящий из 6-ти
переходов - по три перехода в каждом направлении.
( Стороны согласились проработать возможность изменения давления
атмосферы на своих кораблях, в ?астности:
- снизить давление в КК "Союз" с 1,0 до 0,7 атм;
- увели?ить давление в КК "Аполлон" на 15-20%.

( 09-19.10.72 в Москве прошла о?ередная встре?а по ЭПАСу.
( Была утверждена дата на?ала совместного полета - 15.07.75.
(Это был первый слу?ай для советской космонавтики, когда дата старта
косми?еского корабля объявлялась заранее, да еще за три года до него).
( Было решено, ?то вместо трех стартовых окон для КК "Аполлон" будет
пять: еще на 4-е и 5-е сутки полета КК "Союз". Однако, при запуске в 4-е
или 5-е окно программа совместного полета вместо 44 ?асов урезалась до 21,5
и 7,5.
( Было принято решение о снижении давления атмосферы в КК "Союз" после
стыковки с КК "Аполлон" - с 1,0 до 0,7 атм.
Такое решение позволяло снизить время десатурации при переходе из
КК "Союз" в КК "Аполлон" - с 2-х ?асов до 25 минут.
( Было решено оставить давление в КК "Аполлон" прежним (0,35
атм).
( Было решено отказаться от возвращения ?ленов экипажа в свой корабль
?ерез открытый космос - в слу?ае отказа стыково?ного модуля.
В этой ситуации ?лены экипажа должны были возвращаться на Землю
в том корабле, где они были на момент нештатной (аварийной)
ситуации.
( Американская сторона согласилась с тем, ?то КК "Аполлон" будет
обеспе?ивать ориентацию солне?ных батарей КК "Союз" на Солнце во время
полета в состыкованном положении.

( 07-15.12.72 в Институте косми?еских исследований (ИКИ) АН СССР
(Москва) прошла о?ередная встре?а третьей группы ЭПАС по андрогинному
стыково?ному узлу. На этой встре?е прошли первые испытания советской и
американской моделей АПАС масштабом 1:2,5.
Первая "стыковка" прошла успешно.

( В декабре 1972 г. советская сторона передала американской стороне
полный от?ет о результатах вскрытия погибших ?ленов экипажа КК "Союз-11".
Американская сторона положительно оценила этот шаг.
После ознакомления с при?инами гибели трех космонавтов и с принятыми
после этого техни?ескими мерами американцы могли не опасаться за жизни
своих астронавтов во время работы на КК "Союз".

( 30.01.73 НАСА объявило свои экипажи по программе ЭПАС/ASTR:
( Основной экипаж: Томас Стаффорд, Вэнс Бранд, Доналд Слейтон.
( Дублирующий экипаж: Алан Бин, Роналд Эванс, Джек Лусма.
( Экипаж поддержки: Кэрол Бобко, Роберт Криппен, Роберт Овермайер.
( Указанные экипажи (особенно основной) были предсказуемы, но тем не
менее с?итаем целесообразным сделать следующие комментарии:
* Вэнс Бранд в это время был уже объявлен в ка?естве командира
дублирующего экипажа 2-й и 3-й экспедиции на станцию "Скайлэб".

(Приме?ание. Из-за этого назна?ения Вэнс ?уть было не отправился в
космос досро?но. Существо этой особенности, которая являлась, на наш
взгляд, о?ень любопытной с позиций управления риском, заклю?алось в
следующем.
В августе 1973 г. /уже после первых совместных с советскими
космонавтами тренировок в Центре имени Джонсона/ у американского КСМ ?117,
который доставил на "Скайлэб" 2-ю экспедицию, потекли 2 из 4-х блоков
двигателей ориентации. Оба блока были отклю?ены, а НАСА объявило, ?то если
будет отклю?ен еще хотя бы один блок, то использование КСМ ?117 для
возвращения на Землю астронавтов станет невозможным.
В Центре имени Кеннеди стали сро?но готовить к запуску корабль-
спасатель с пятью креслами. НАСА объявило, ?то в спасательную экспедицию
планируются командир Вэнс Бранд и пилот командного модуля Дон Линд. Старт
"Аполлона" должен был состояться примерно за неделю до рас?етного срока
возвращения 2-й экспедиции (примерно 15.09.73). Однако, оставшиеся блоки
двигателей КСМ ?117 сохранили работоспособность, и спасательная
экспедиция не понадобилась.
Рассмотренная особенность лишний раз подтвердила необходимость создания
"косми?еской системы спасения", хотя к реализации программы ЭПАС/ASTR она
непосредственного отношения не имела. Правда, все-таки интересно, остался
бы Вэнс Бранд в составе экипажа корабля "Аполлон-ASTR" или нет, если бы он
слетал на корабле "Аполлон"-спасатель).

* Алан Бин и Джек Лусма в момент объявления экипажей ASTR как раз
готовились (а затем летали) в той самой 2-й экспедиции на "Скайлэб".

Поэтому они факти?ески не могли принять у?астие в первых тренировках
совместных американо-российских экипажей летом 1973 г.
( Отметим, ?то вклю?ение в новые экипажи уже готовящихся в других
экипажах Бранда, Бина и Лусмы было вторым подобным слу?аем за всю историю
НАСА, а именно:
- первым, кто создал такой "прецедент" был Томас Стаффорд, уже
готовившийся в основном экипаже "Джемини-6", когда он был объявлен 08.11.65
в ка?естве командира дублирующего экипажа "Джемини-9";
- Криппен (а затем и Трули) до объявления экипажей ASTR уже входили
в экипаж поддержки всех трех экспедиций на "Скайлэб".
( Любопытно, ?то после объявления своих экипажей для ASTR американцы
стали торопить СССР с аналоги?ным шагом. При этом американские СМИ
публиковали свои прогнозы о возможных составах советских экипажей.


( В марте 1973 г. состоялась о?ередная встре?а по ЭПАСу.
( По просьбе советской стороны стыковка кораблей была перенесена на
сутки (с 14-го на 30-й виток КК "Аполлон"). Это было сделано, ?тобы у
советских космонавтов оставалось время для проверок КК "Союз".
( Был также согласован график тренировок экипажей:
- первая тренировка - в июле 1973 г. в Центре Джонсона;
- вторая тренировка - в октябре 1973 г. в Звездном городке;
- затем (один раз в 5-6 месяцев) тренировки длитльностью до месяца
должны проходить поо?ередно в американском и советском Центрах.
( Была утверждена схема связи между ЦУПами, было решено обменяться
во время полета группами управленцев.

(Приме?ание. Хотя официально график тренировок экипажей был утвержден
лишь в марте 1973 г., взаимный обмен опытом на?ался уже в
1971 году.
Так, в октябре 1971 г. Стаффорд и Слейтон впервые посетили Звездный
городок /советский ЦПК/. Стаффорд работал в тренажере корабля "Союз"
вместе с Андрияном Николаевым и под руководством Владимира Шаталова.
В ?астности, Стаффорду удалось состыковать "Союз" с условной станцией
"Салют". Стаффорд высказал мнение, ?то принципы управления "Союзом"
примерно те же, ?то и управление "Аполлоном", однако, в советском корабле
больший упор делается на автоматику и управление с Земли, а в американском
гораздо большая инициатива принадлежит экипажу).

( 25.05.73 ?ерез АН СССР были объявлены советские экипажи для
программы ЭПАС, которые выглядели следующим образом:
первый: Алексей Леонов, Валерий Кубасов;
второй: Анатолий Филип?енко, Николай Рукавишников;
третий: Владимир Джанибеков, Борис Андреев;
?етвертый: Юрий Романенко, Александр Иван?енков.
Отметим, ?то это был первый в советской космонавтике слу?ай, когда
экипажи были объявлены заранее, более ?ем за 2 года до полета.
Впервые были названы и еще нелетавшие космонавты.


( Можно сделать следующее небольшое дополнение:

( Три года - срок для осуществления сложнейшей международной программы
(при?ем - впервые) следует с?итать о?ень жестким. Тем не менее, на
Байконуре был в крат?айшие сроки возведен и сдан в эксплуатацию новый
монтажно-испытательный корпус (МИК - "пристройка" к существовавшему).

( После того, как было решено использовать систему сближения КК
"Аполлон" (в роли активного корабля), было принято совместное решение:
- установить на КК "Союз" ее пассивную ?асть - приемопередат?ик;
- обеспе?ить специальные требования к светотехни?еским характеристикам
корабля "Союз" и его видимости при сближении с КК "Аполлон".

( К пуску 15.07.75 были подготовлены одновременно два корабля
"Союз":
1) 11Ф615А12 ? 75 (основной); 2) 11Ф615А12 ? 76 (дублирующий).
Основная цель этого состояла в том, ?то в слу?ае возникновения
нештатной ситуации с основным кораблем, резервный мог стартовать с другой
площадки.
Наземные испытания обоих этих кораблей прошли успешно.


Исполнитель:
Вед. нау?. сотрудник отдела 3337 В.А.Чалый-
Прилуцкий

28.06.2000