Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cplire.ru/rus/casr/os/3_0/index.htm
Дата изменения: Tue Feb 1 13:34:08 2005
Дата индексирования: Tue Oct 2 13:38:14 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р
Открытые системы. Терминология.

Центр Открытых Систем

Персоналии

История

Проекты

Партнеры

Новости

Контакты

Открытые системы

Т Е Р М И Н О Л О Г И Я



Открытые
системы:

терминология

концепции

фундаменталь-
ные аспекты

области
применения

организационно-
правовое
обеспечение

базовые
стандарты

профили

защита
информации

методы и
средства
создания
открытых
систем

тестирование и
сертификация

подготовка
кадров

организации по
стандартизации

публикации

поставщики

В данном разделе приведен список основных терминов, используемых в области открытых систем. Большинство терминов и определений включены из основополагающего документа ИСО/МЭК - 14252.

Аккредитованная организация-разработчик стандартов (accredited standards development organization): организация, признанная в качестве организации-разработчика стандартов международным органом по стандартизации (например, ИСО, МЭК или МСЭ-Т) или одним из полномочных членов данных организаций (например, национальным органом по стандартизации, таким как Госстандарт РФ). (ИСО/МЭК 14252)

Базовый стандарт (base standard): принятый международный стандарт, технический отчет, рекомендация МСЭ-Т или национальный стандарт. (ИСО/МЭК 14252).

Внешняя среда (external environment): набор объектов, внешних по отношению к прикладной платформе, которая обеспечивает для них услуги.
Внешние объекты включают персонал, сменные носители, которые не установлены на платформе, линии связи и другие платформы. (ИСО/МЭК 14252).

Гармонизация (harmonization): процесс обеспечения того, чтобы стандарты (включая профили) не перекрывались друг с другом или не противоречили друг другу. (ИСО/МЭК 14252).

Интерфейс (interface): общая граница между двумя функциональными объектами. Стандарт определяет службы в терминах функциональных характеристик и поведения, наблюдаемого на интерфейсе. Стандарт является договором в том смысле, что он документирует взаимное обязательство между пользователем и поставщиком служб, а также гарантирует стабильное, документально оформленное, четкое выполнение данного обязательства. (ИСО/МЭК 14252).

Интерфейс с внешней средой (ИВС) (external environment interface (EEI)): интерфейс между прикладной платформой и внешней средой, с помощью которого обеспечиваются необходимые услуги. ИВС определяется, прежде всего, для обеспечения функциональной совместимости приложений с системами. В первую очередь ИВС предоставляет следующие услуги:
- интерфейс человек-компьютер (ИЧК);
- информационный обмен с внешней средой;
- телекоммуникации.

(ИСО/МЭК 14252)

Интерфейс коммуникационной службы (ИКУ) (communications services interface (CSI)): граница, через которую обеспечивается доступ к службам при взаимодействии между внутренними объектами прикладного программного средства и внешними объектами прикладной платформы. (ИСО/МЭК 14252).

Интерфейс с прикладной программой (ИПП) (application program interface (API)): интерфейс между прикладными программными средствами и прикладной платформой, через который обеспечивается доступ ко всем необходимым службам. (ИСО/МЭК 14252)

Интерфейс человек-компьютер (ИЧК) (human/computer interface (HCI)): граница, через которую реализуется физическое взаимодействие между человеческим бытием и прикладной платформой. (ИСО/МЭК 14252).

Интерфейс POSIX: Интерфейс операционных систем, обеспечивающий переносимость прикладных программ. Семейство стандартов, определяющее стандартный интерфейс приложения с операционной системой вместе со средой, обеспечивающей переносимость приложения в исходных кодах.

Информационный (informative): только для информации (ИСО/МЭК 14252).

Ключевой показатель эффективности (КПЭ) (key performance indicator (KPI)): показатель эффективности конкретной производственной, технологической и т.п. системы, выраженный в терминах целей и задач предприятия.

Коэффициент критичности успеха (ККУ) (critical success factor (CSF)): мера эффективности деятельности предприятия, которая в совокупности с другими ККУ формирует ключевой показатель эффективности (КПЭ).

Масштабируемость (scalability): способность обеспечивать функциональные возможности вверх и вниз по упорядоченному ряду прикладных платформ, отличающихся по быстродействию и ресурсам. (ИСО/МЭК 14252).

Местный (locale(s)): определение той части окружающей среды пользователя, которая зависит от языка и культурных обычаев. (ИСО/МЭК 14252).

Модель службы информационной технологии (ИТ) (information technology (IT) service model): текстовое и графическое представление службы ИТ, которое определяет все низкоуровневые компоненты и интерфейсы службы.

Модель технологического компонента (technology component model): выбранные службы ИТ, необходимые для реализации одной или нескольких служб ИС, обеспечивающих реализацию ТБС.

Направление деятельности (НД) [домен] (business area (BA) [domain]): логическое выделение изо всей деятельности предприятия сходные направления, например, финансовая деятельность, деятельность по продажам, исследованию рынка и т.п.

Нормативный (normative): обязательный набор инструкций или ссылок.

Общедоступные технические требования (спецификации ) (ОТТ) (publiclyavailablespecifications (PAS)): спецификации, являющиеся доступными без ограничения любому субъекту для применения, сублицензирования и распространения (продажи) конкретной реализации. (ИСО/МЭК 14252).

Открытая система (open system): система, реализующая достаточно открытые спецификации или стандарты для интерфейсов, служб и форматов, с тем чтобы облегчить должным образом созданному прикладному программному средству:
перенос с минимальными изменениями в широком диапазоне систем, полученных от одного или нескольких поставщиков;
взаимодействие с другими приложениями, расположенными на местных или удаленных системах;
взаимодействие с людьми в стиле, облегчающем переносимость пользователя. (ИСО/МЭК 14252).

Открытые технические требования (спецификации) (open specifications): технические требования (спецификации), утверждаемые организацией, использующей процесс открытого публичного согласования для внедрения новых технологий и требований пользователя. (ИСО/МЭК 14252).

Переносимость (прикладного программного средства) (portability (applicationsoftware)): степень легкости, с которой прикладные программные средства и данные могут быть перенесены с одной прикладной платформы на другую. (ИСО/МЭК 14252).

Пользователь (user): источник деловых инициатив, которым должен соответствовать профиль OSE организации-пользователя, и реализацию которых данный профиль должен обеспечивать. В контексте настоящего документа пользователь и организация-пользователья взаимозаменяемы.

Предложенное решение (point solution): Предложенная архитектура системы, конкретизированная в степени достаточной для определения возможности удовлетворения требований и стоимости их реализации. (ИСО/МЭК 14252).

Прикладная платформа (application platform): набор ресурсов, включая технические и программные средства, который обеспечивает услуги для работы прикладного программного средства. (ИСО/МЭК 14252)
Прикладная платформа предоставляет услуги на своих интерфейсах, обеспечивая максимально возможную "прозрачность" конкретных характеристик платформы для прикладного программного средства.

Прикладное программное средство (application software): программное средство, предназначенное для приложения и состоящее из программ, данных, и документации. (ИСО/МЭК 14252)

Программное средство (software): программы, процедуры, правила и любая соответствующая им документация, имеющие отношение к эксплуатации системы обработки информации. (ИСО/МЭК 14252).

Протокол (protocol): Набор семантических и синтаксических правил, определяющий поведение взаимодействующих объектов. (ИСО/МЭК 14252).

Профиль (profile): набор из одного или нескольких базовых стандартов с указанием, при необходимости, выбранных классов, подмножеств, опций базовых стандартов, которые являются необходимыми для выполнения конкретной функции. См. также профиль прикладной среды (3.2.1.2), функциональный стандарт POSIX (3.2.1.37) и профиль OSE системы организации-пользователя (3.2.1.53). (ИСО/МЭК 14252).

Профиль компонента (component profile): профиль, образуемый путем формального определения подмножества единственного стандарта. (ИСО/МЭК 14252).

Профиль прикладной среды (application environment profile): комбинация профилей, построенных с использованием нескольких или одного базовых стандартов, которая определяет различные типы функциональных возможностей, необходимых для конкретной среды. (ИСО/МЭК 14252).

Профиль среды открытой системы (OSE) (open system environment (OSE) profile): отобранный набор стандартов и их опций, определяющий поведение интерфейсов для конкретного класса или области приложений в терминах функциональных вызовов, протоколов, форматов данных, и т.д. (ИСО/МЭК14252).

Профиль OSE организации-пользователя (user organization OSE profile): профиль, документально оформленный в терминах стандартов открытой системы (3.2.1.31), функциональных стандартов POSIX (3.2.1.37), функциональных стандартов (3.2.1.49), и (или) промежуточных технологий или изделий, которые необходимы в качестве основы инфраструктуры при принятии решений по удовлетворению потребностей предприятия. (ИСО/МЭК 14252).

Путеводитель (road map): общая схема процесса.

Служба (service): отличающаяся от других функциональная возможность, которая предоставляется объектом на одной стороне интерфейса объекту на другой стороне интерфейса. (ИСО/МЭК 14252).

Служба информационной технологии (ИТ) (information technology (IT) service): самый мелкий элемент в структуре технологии. Группа служб ИТ взаимодействуют для обеспечения служб ИС, поддерживающих ТБС. Службы ИТ описываются в терминах протоколов, интерфейсов прикладных программ (ИПП) и компонентов служб.

Служба информационных систем (ИС) (information systems (IS) service): высокоуровневое описание служб, используемых для поддержки ТБС. Службы ИС дают перекрестные ссылки на ТБС, которые они обеспечивают, службы ИТ, которые их (ИС) обеспечивают, и технологические компоненты, вмещающие данные службы.

Соединители (sockets): интерфейс для транспортного протокола. (IEEE. P1003.1g).

Создаваемый стандарт (emerging standard): технические требования (спецификация), находящиеся на рассмотрении в аккредитованной организации, разрабатывающей стандарты, но еще не получившие одобрения от соответствующего органа.
Создаваемые стандарты часто подвергаются существенным изменениям до своего принятия.

Среда открытой системы (OSE) (open system environment (OSE)): исчерпывающий набор интерфейсов, служб и форматов в сочетании с пользовательскими аспектами, необходимый для обеспечения функциональной совместимости или переносимости приложений, данных, или персонала, в соответствии со стандартами ИТ и профилями. (ИСО/МЭК 14252).

Стандарт (standard): документ, согласованный и принятый аккредитованной организацией, разрабатывающей стандарты, который содержит общепринятые и многократно используемые правила, руководства или характеристики для работ или их результатов, предназначенный для достижения оптимальной степени упорядочения и согласованности в заданном контексте. (ИСО/МЭК 14252).

Технические средства (hardware): физическое оборудование, используемое при обработке данных, в противоположность программам, процедурам, правилам, и соответствующей документации. (ИСО/МЭК 14252).

Технические требования (спецификация) (specification): документ, устанавливающий законченным, точным, поддающимся проверке способом требования к системе или компоненту системы. (ИСО/МЭК 14252).

Технология (technology): Научные знания, используемые для достижения практической цели.

Требование к службам (ТБС) (business system requirement (BSR)): устанавливаемое предприятием требование, то есть, набор процессов, процедур и документации, обеспеченных соответствующей технологией, реализация которого приводит к достижению предприятием своих целей и показателей, выраженных на языке коэффициента критичности успеха (ККУ) или ключевого показателя эффективности (КПЭ)

Фактический стандарт (de facto standard): стандарт, разработанный неофициально, когда один или несколько субъектов создают продукцию или технологию, которые имеют спрос и копируются, становясь при этом так широко используемыми, что отклонение от них вызывает проблемы с совместимостью и/или ограничивает конкурентоспособность. (ИСО/МЭК 14252).

Функциональная совместимость (interoperability): способность двух или более систем обмениваться информацией и использовать эту информацию. (ИСО/МЭК 14252).

Функциональное качество (ФК) (functional quality (FQ)): мера уровня услуги и исполнения, которые считаются необходимыми для достижения ТБС, с помощью предложенного технологического решения. Показатели ФК можно использовать в качестве критериев оценки эффективности и для тестирования на соответствие, а также для выбора стандартов при реализации проекта на физическом уровне и изделий при переходе с физического на эксплуатационный уровень проектирования.

Функциональный стандарт (standardized profile): прошедший процедуру голосования, официальный, гармонизированный документ, определяющий профиль. (ИСО/МЭК 14252).

Функциональный стандарт POSIX (POSIX ФС) (POSIX standardized profile (POSIXSP)): функциональный стандарт, специфицирующий применение определенных базовых стандартов POSIX для обеспечения класса приложений и полностью соответствующий эталонной модели, зафиксированной в ИСО/МЭК 14252. (ИСО/МЭК 14252).

Целевая функция (business function): набор процессов, обеспечивающих достижение конкретной цели деятельности.

Эталонная модель (reference model): структурированный комплект взаимосвязанных представлений о предмете, охватывающий предмет в целом, упрощающий разбиение связей по тематике, который может быть представлен посредством обычного описания. (ИСО/МЭК14252).

 

 

counter
с июня 2001 г.