Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.cplire.ru/rus/casr/os/3_12/8/sp4.htm
Дата изменения: Fri Jun 23 11:53:57 2000 Дата индексирования: Sat Dec 22 11:46:36 2007 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п |
ПРОФИЛЬ
ВИРТУАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА: СТАНДАРТЫ СРЕДЫ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Е.Н. Филинов, А.В. Бойченко
Институт системного программирования РАН,
Москва
Введение
Что такое виртуальный университет? В литературе существует двоякое понимание, базирующееся на различных подходах к обучению и его содержанию.
- университет как учебное заведение с дистанционным доступом к учебным курсам;
Общее: 1) Дистанционный доступ; 2) Необходимость реализации свойств открытых ИС: Разбиение ИС на приложения и среду. Клиент-серверная архитектура; 3) База -
WEB-технологии, Интернет.Различия: для учебных центров фирм задача ставится как повышение квалификации специалистов по определенным продуктам этих фирм, и в этом случае формирование учебных материалов проще, чем для университетов.
В настоящем докладе рассматривается построение ИС дистанционного обучения для университета как учебного заведения.
Функциональная структура виртуального университета
В общем виде функциональная структура виртуального университета может быть представлена в виде, изображенном на рис. 1
.Анализируя функции информационной системы виртуального университета, можно определить целый ряд специфических требований:
- необходимость развертывания
базовым вузом в региональном
представительстве виртуального
представительства;
- необходимость создания прикладного
программного обеспечения виртуального
представительства и прикладного
программного обеспечения регионального
представительства как типового;
- масштабируемость регионального ПО;
- необходимость создания мобильного ПО;
- значительную динамику средств,
обеспечивающих учебные процессы (библиотек
и др.);
- сложность и разнородность
телекоммуникаций (локальные сети базового
вуза и региональных представительств,
взаимодействующих через глобальные сети);
- необходимость репликаций баз данных и
других материалов базового вуза на
серверах регионального представительства (для
снижения графика), а также отображение
части сайта базового вуза на сайте
регионального представительства;
- компонентный подход к проектированию ИС;
- необходимость унифицированного
представления и доступа к однотипным
информационным ресурсам, используемым для
дистанционного обучения различными вузами.
Эти особенности виртуального университета предопределяют необходимость подхода к проектированию ИС виртуального университета с точки зрения методологии открытых систем. Применение методологии открытых систем базируется на применении при проектировании системы стандартизованных решений и фиксация этих решений в виде профиля системы и профилей ее компонентов. Профили представляют собой совокупность выбранных стандартов и спецификаций, описывающих как систему в целом, так и ее компоненты. В свою очередь, построение профиля базируется на конкретизации референсной модели 08Е/КМ, структурирующую систему на компоненты, к которым будут применены стандарты и спецификации (прежде всего к интерфейсам и протоколам взаимодействия). Эта конкретизация референсной модели проводится на основе функциональной и системотехнической структуры системы и выбранной парадигмы взаимодействия компонентов - объектной или процедурной,
Функции и системотехническая структура ИС виртуального университета
Преподаватели базового вуза
создают курсы и учебные материалы (АРМ
преподавателей в локальной сети базового
вуза и серверы, репозиторий учебных
материалов, доступ к электронной
библиотеке вуза, доступ в Интернет).
Тьюторы, ведущие процесс дистанционного
обучения с использованием методик обучения
- регламенты подачи материалов,
промежуточного и финального тестирования
учащихся (АРМ тьюторов, серверы
коммуникаций, доступ в Интернет,
электронная почта).
Контроль знаний, экзамены, выдача
документов об образовании (АРМ
руководителей, АРМ администраторов
дистанционного образования, АРМ
администраторов учебного процесса).
Обеспечение лабораторно-практической
работы.
Электронная библиотека базового вуза.
Администрирование дистанционного обучения.
(Серверы приложений и БД).
Администрирование учебного процесса. (Серверы
приложений и БД).
Возможный вариант системотехнической
структуры базового вуза приведен на рис.
Стандарты среды ИС виртуального университета
Предлагаемая номенклатура стандартов основана на выборе общих стандартов, принятых для Интернет и на общем функционале дистанционного обучения. Дополнительно должны быть определены стандарты при конкретизации референсной модели
OSE/RМ для выбранного варианта реализации ИС виртуального университета.1. Стандарты
WEB-технологий: НТМL, НТТР, ТСР/IР плюс стеки передачи данных в зависимости от доступных каналов связи. Кроме того, перспективным представляется ориентация на стандарт расширенного языка разметки ХМL.2. Стандарты выбранных услуг сети Интернет.
3. Стандарты услуг электронной библиотеки: форматы электронных каталогов МАКС, протокол 239.50.
4. Стандарты форматов представления учебных материалов.
5. Стандарты среды функционирования приложений, включая инструментальные педагогические средства.
Заключение
Разработанный на стадии проектирования системы профиль должен в дальнейшем использоваться на всех этапах жизненного цикла системы (тестирования, разработки требований и сертификации покупных компонентов, сопровождения системы, ее модернизации и развитии).
Рис.2. Системотехническая структура ИС ДО (уровень базового вуза)