После теоретического обоснования К.Э. Циолковским возможности
преодоления силы земного притяжения и проникновения в космическое
пространство мечты людей о полетах на другие планеты Солнечной
системы перешли из области фантазии в область практической
деятельности. Мощнейшим толчком в этом направлении послужило
бурное развитие ракетной и космической техники во второй
половине XX века.
Проектные работы по осуществлению полета человека к планете
Марс, имеющую из всех планет Солнечной системы наиболее
близкие к земным природные условия, начались в РКК "Энергия"
практически с самого зарождения пилотируемой космонавтики.
Уже в 1959 году группа энтузиастов начала проработки тяжелого
межпланетного корабля (ТМК) для полета человека к планетам
Солнечной системы. Постепенно работа обретала форму проекта,
и он стал основой для выбора характеристик перспективной
ракеты-носителя
Н1. Вместе с разгонным блоком ТМК должен был выводиться
на околоземную орбиту ракетой-носителем Н1. Затем разгонный
блок переводил бы его на пролетную траекторию мимо Марса,
где под воздействием его гравитационного поля корабль должен
был изменить свою траекторию таким образом, чтобы вернуться
к Земле. При подлете к Земле спускаемый аппарат с экипажем
должен был отделиться от межпланетного корабля и совершить
посадку на Землю.
ТМК имел массу 75 т, длину 12 м, диаметр гермоотсека 6 м,
экипаж три человека, общее время полета 2-3 года. Был предусмотрен
приборный отсек (он же радиационное убежище для экипажа
во время солнечных вспышек), а для обеспечения экипажа пищей
- реактор для выращивания хлорелы. ТМК должен был осуществлять
вращение вокруг своей оси для создания искусственной силы
тяжести.
С тех пор концепция марсианской экспедиции в процессе работ
неоднократно изменялась и уточнялась.
|
|