Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.energia.ru/ru/history/gagarin/develop.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 05:34:59 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р р р р р р р р р р р р р
РКК "Энергия" - История
English

Развитие отечественных программ
пилотируемых полетов


Первые программы - "Восток" и "Восход" (1960 - 1968)


Сроки полета Событие
12 апреля 1961 г. первый в мире полет человека в космос на корабле "Восток" (Ю.А. Гагарин).
6-7 августа 1961 г. первый в мире суточный полет человека в космос ("Восток-2", Г.С. Титов).
12-15 августа 1962 г. первый в мире групповой полет ("Восток-3", старт 11 августа, А.Г. Николаев, и "Восток-4", П.Р. Попович).
16-19 июня 1963 г. первый в мире полет в космос женщины-космонавта ("Восток-6", В.В. Терешкова).
12-13 октября 1964 г. суточный полет на трехместном корабле ("Восход" 3КВ, В.М. Комаров, К.П. Феоктистов, Б.Б. Егоров)
18 марта 1965 г. Впервые в мире человек (А.А. Леонов) вышел в открытый космос ("Восход-2", П.И. Беляев, А.А. Леонов).
22 февраля -
16 марта 1968 г.
22-суточный полет животных ("Восход"/"Космос-110", собаки Ветерок и Уголек).

Главный конструктор В.П. Мишин среди космонавтов, разработчиков и испытателей космической техники


Космонавты-исследователи - специалисты предприятия

Дальнейшее освоение космического пространства и совершенствование пилотируемых космических комплексов, по мнению С.П. Королева, невозможны без участия в космических полетах разработчиков космической техники и ученых различных специальностей. Все документы о создании в ОКБ-1 отряда космонавтов готовились при его личном участии. В 1964 г. был создан летно-испытательный отдел, а в 1966 г. - в его составе первый отряд космонавтов-испытателей из инженеров предприятия для полетов в качестве бортинженеров и исследователей. Полученный ими опыт с успехом использовался в дальнейших работах и позволил непосредственно контролировать работу техники на борту в условиях космического полета и наметить пути ее совершенствования и развития.

Космонавты предприятия


Полеты кораблей "Союз" (1966 - н. вр.)

Разработка кораблей "Союз" была начата в 1960 г. В ОКБ-1 одновременно с созданием автоматических аппаратов и подготовкой кораблей "Восток" рассматривались варианты различных пилотируемых космических средств, в том числе для полетов к Луне и Марсу. Эти разработки послужили основой для создания последующих пилотируемых кораблей типа "Союз", грузовых кораблей типа "Прогресс" и орбитальных станций "Салют", "Мир", Международной космической станции.
Всего осуществлено 20 автономных полетов кораблей "Союз", в том числе четыре беспилотных.


Сроки полетов Событие
28-30 ноября 1966 г. первый беспилотный автономный полет ("Космос-133").
23-24 апреля 1967 г. первый пилотируемый автономный полет (В.М. Комаров).
30 октября 1967 г. первая в мире автоматическая стыковка двух беспилотных кораблей "Космос-186", "Космос-188".
26-30 октября 1968 г. первый пилотируемый автономный полет корабля "Союз-3" после доработок (Г.Т. Береговой).

Система транспортно-технического обслуживания орбитальных станций "Салют", "Мир", МКС с использованием кораблей "Союз" и "Прогресс" (1971 - н.вр.)


Сроки полетов Событие
1971-1981 Корабли "Союз". 23-25 апреля 1971 г. - первый пилотируемый полет на "Салют" ("Союз-10", В.А. Шаталов, А.С. Елисеев, Н.Н. Рукавишников).
1978-1990 Корабли "Прогресс". 20 января - 8 февраля 1978 г. - первый полет на "Салют-6".
1979-1986 Корабли "Союз Т". 16 декабря 1979 г. - 26 марта 1980 г. - первый беспилотный полет на "Салют-6".
1986-2002 Корабли "Союз ТМ ". 21-30 мая 1986 г. - первый беспилотный полет на "Мир"; 6 февраля - 30 июля 1987 г. - первый пилотируемый полет ("Союз ТМ-2", Ю.В. Романенко, А.И. Лавейкин/А.С. Викторенко, А.И. Лавейкин, М. Фарис).
1989-2009 Корабли "Прогресс М". 23 августа - 1 декабря 1989 г. - первый полет на "Мир".
1990-1994 Баллистическая возвращаемая капсула "Радуга". 28 ноября 1990 г. - первое использование.
2000-2004 Корабли "Прогресс М1". 1 февраля - 26 апреля 2000 г. - первый полет на "Мир".
2002-н.вр. Корабли "Союз ТМА ". 30 октября 2002 г. - 4 мая 2003 г. - первый пилотируемый полет на МКС ("Союз ТМА-1", С.В. Залетин, Франк Де Винне, Ю.В. Лончаков/Н.М. Бударин, К. Бауэрсокс, Д. Петтит).
2008-н.вр. Корабли "Прогресс М-М". 26 ноября 2008 г. - 8 февраля 2009 г. - первый полет на МКС.
2010-н.вр. Корабли "Союз ТМА -М". 8 октября 2010 г. - 16 марта 2011 г. - первый пилотируемый полет на МКС ("Союз ТМА-М", А.Ю. Калери, О.И. Скрипочка, С. Келли).

Орбитальные станции (1971 - н.вр.)


Сроки полетов Название
19 апреля - 11 октября 1971 г. "Салют", первая в мире долговременная станция.
3 апреля - 28 мая 1973 г. "Салют-2" ("Алмаз-1"), потеряна.
25 июня 1974 г. - 24 января 1975 г. "Салют-3" ("Алмаз-2"), обслуживалась кораблями "Союз-14", "Союз-15".
26 декабря 1974 г. - 3 февраля 1977 г. "Салют-4", станция второго поколения.
22 июня 1976 г. - 8 августа 1977 г. "Салют-5" ("Алмаз-3"), обслуживалась кораблями "Союз-21", "Союз-23", "Союз-24".
29 сентября 1977 г. - 29 июля 1982 г. "Салют-6", станция третьего поколения.
19 апреля 1982 г. - 7 февраля 1991 г. станция "Салют-7".
20 февраля 1986 г. - 23 марта 2001 г. "Мир", многофункциональный многомодульный комплекс, станция четвертого поколения.
20 ноября 1998 г. - н.вр. Российский сегмент МКС.

Генеральный конструктор В.П. Глушко и космонавты предприятия у макета станции "Салют-7"


Многоразовая космическая система "Энергия-Буран" (1974-1992)

Многоразовая космическая система "Энергия-Буран"

Был создан отечественный многоразовый ракетно-космический комплекс, в состав которого входили ракета-носитель "Энергия" сверхтяжелого класса и многоразовый орбитальный корабль "Буран". Корабль объединил опыт ракетно-космической и авиационной техники. Стартовая масса корабля - до 105 т, масса полезного груза - до 30 т (при возвращении с орбиты на Землю до 20 т). Численность экипажа до 10 чел. Отсек полезного груза позволял размещать груз длиной до 17 м и диаметром до 4,5 м. Штатная продолжительность полета корабля - 7-30 сут. "Буран" был рассчитан на 100 полетов как в пилотируемом, так и в беспилотном (автоматическом) варианте. Головным разработчиком системы в целом, ракеты-носителя и корабля являлось НПО "Энергия", которое координировало и направляло работы более 1200 организаций страны.
15 ноября 1988 г. состоялся единственный космический полет корабля "Буран", выполненный в беспилотном режиме. Все системы в полете работали нормально. Полет продемонстрировал высочайший уровень развития отечественной космонавтики. Была создана система, по многим параметрам превосходящая систему "Спейс Шаттл". Впервые в мировой практике была осуществлена полностью автоматическая посадка космического аппарата такого класса.
Проект опередил потребности времени. Программа была прекращена в 1992 г. в условиях политико-экономических преобразований страны.


Генеральный конструктор Ю.П. Семенов среди разработчиков и создателей космической техники

Программы международных пилотируемых полетов


ЭПАС (1972 - 1975)

Экспериментальный полет "Союз" - "Аполлон" (ЭПАС) стал первой международной космической пилотируемой программой, реализованной нашей страной и США.

"Интеркосмос", "Евромир", "Арагац" - "Кассиопея", "Полет М", "Инспектор", "Аустромир", "Джюно" и др. (1978 - 1999)

На станциях "Салют-6", "Салют-7". "Мир" проведены совместные исследования с участием космонавтов 19 стран мира.

"Мир-Шаттл", "Мир-НАСА" (1995 - 1998)

Осуществлено девять стыковок корабля "Шаттл" с комплексом "Мир". Было доставлено около 14,5 т оборудования, приборов, агрегатов и продуктов питания, около 5,5 т воды. Возвращено на Землю около 3 т российского оборудования с целью повторного использования для кораблей "Союз" и "Прогресс", восполнения оборудования на "Мире". В процессе совместной работы выполнена большая программа научных исследований особенно в области медико-биологических экспериментов.
Выполнено около 100 научных проектов, в которых участвовали около 150 ведущих исследователей. Помимо медико-биологических исследований на комплексе проводились исследования по технологии материалов, микрогравитации, фундаментальной биологии и т.д. Особенно ценны эксперименты, проведенные в интересах проекта Международной космической станции. Они позволили усовершенствовать технические решения по конструкции будущей станции, планированию и выполнению операций на ней.


Международная космическая станция (1998 - н.вр.)

Работы по программе начались в 1993 г., развертывание станции - в 1998 г.
В создании станции, кроме России и США, участвуют Канада, Япония и страны Европейского содружества.
Головной организацией по созданию российского сегмента станции и его интеграции с американским сегментом является РКК "Энергия", по американскому сегменту - компания "Боинг".


Международная космическая станция

Основные достижения
пилотируемой космонавтики за 50 лет

  • Продолжительность непрерывного полета человека в космосе - 438 сут (В.В. Поляков).
  • Эксплуатация в постоянном пилотируемом режиме Международной космической станции в течение десяти лет.
  • Выполнено почти 300 пилотируемых полетов, включая суборбитальные.
  • Эксплуатировалось девять орбитальных станций, в н.вр. эксплуатируется десятая - МКС.
  • Полеты по космическим орбитам совершили более 500 человек - граждан 37 стран мира, суммарное время их полетов около 100 лет.
  • Работа в открытом космосе В открытом космосе работали более 195 человек, выполнив более 650 человеко-выходов при суммарном времени около полугода.
  • Максимальная суммарная продолжительность работы человека вне гермоотсеков около 79 ч (А.Я. Соловьев за 16 выходов).
  • Общее время пребывания людей на Луне составило около 333 часов (12 человек), доставлен грунт с поверхности Луны.
  • Суммарное время работы людей на лунной поверхности - около 80 часов.
  • По программам орбитальных станций и автономных полетов пилотируемых и грузовых кораблей выполнены сотни тысяч сеансов и работ для нескольких тысяч научных и прикладных исследований и экспериментов по направлениям: космическая технология и материаловедение, геофизические исследования, медико-биологические проблемы, исследования Земли и экологический мониторинг, изучение планет и малых тел Солнечной системы, космическая биотехнология, технические исследования и эксперименты, внеатмосферная астрономия, комплексный анализ и формирование программ, космические энергосистемы и двигательные установки, исследования космических лучей, космическое образование и т.д.

Цели и задачи пилотируемой
космонавтики в текущем столетии

Глобальная цель:

безопасность и выживаемость земной цивилизации (в условиях возможных природных и техногенных катастроф земного и космического происхождения); освоение Солнечной системы; более высокий уровень развития цивилизации и благосостояния землян.

Задачи:

  • Перспективный пилотируемый корабль постоянный и беспрепятственный доступ в космос;
  • обеспечение безопасности человечества при возникновении угроз из космоса;
  • обеспечение безопасности деятельности в космосе;
  • расширение использования космического пространства в обеспечение территориальных и ресурсных интересов человечества;
  • развитие космических технологий, включая создание и поддержание орбитальных и межпланетных космических инфраструктур на основе оптимального сочетания возможностей человека и робототехники, использования научных открытий и передовых достижений в различных областях науки, техники, медицины и биологии;
  • генерация новых знаний, в том числе о Земле, Солнечной системе и Вселенной;
  • подготовка и развитие потенциала высокоинтеллектуальных научно-технических кадров.

В.А. Лопота, Н.И. Зеленщиков с основным и дублирующим экипажами корабля "Союз ТМА-М"

Президент, генеральный конструктор РКК "Энергия" В.А. Лопота (в центре) и первый вице-президент, первый заместитель генерального конструктора Н.И. Зеленщиков (крайний справа) с основным и дублирующим экипажами корабля "Союз ТМА-М"

 

Архив новостей

Апрель  2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30