Боевые ракетные комплексы
Ракета Р-1
Основные характеристики |
Максимальная дальность стрельбы, км
Начальная масса ракеты, кг
Масса головной части, кг
Масса компонентов ракетного топлива
(жидкий кислород, этиловый спирт,
перекись водорода, газ), кг
Тяга ДУ на земле, кгс
|
270
13430
1075
9400
27200
|
14 апреля 1948 года было принято Постановление правительства о создании первой ракеты из отечественных материалов на
базе немецкой ракеты А-4 (ФАУ-2). Эту ракету, совместно с комплексом ее наземного оборудования, назвали Р-1.
Недостатки ракеты А-4, выявленные в процессе ее летных испытаний, а также почти полное отсутствие теоретических материалов
с обоснованием принятых технических решений потребовали при создании ракеты Р-1 такого объема работ, который обычно
необходим при разработке новой конструкции. Особенно трудоемкими оказались материаловедческие задачи.
Материаловедам нельзя было ограничиваться формальным подбором отечественных материалов, от них требовался критический анализ
принятых немцами технических решений. Необходимо было отобрать 86 марок стали, 56 марок цветных металлов, 159 неметаллических
материалов и т.п. Требовалось также позаботиться о повышении надежности ракеты.
Несмотря на формальную возможность ограничиться копированием ракеты А-4 для первой серии ракеты Р-1, конструкторы стремились
сразу же внедрить новые технические решения, насколько это позволяли сделать весьма сжатые сроки: были существенно переработаны
конструкция хвостового и приборного отсеков с целью их усиления, повышена расчетная дальность полета ракеты с 250 до 270 км.
При разработке двигателя ракеты Р-1 первой серии использовались двигатели ракеты А-4 без каких-либо конструктивных изменений,
за исключением замены большей части материалов на отечественные.
Для первой серии ракеты Р-1 была использована без изменений и электрическая схема системы управления ракеты А-4, однако
конструкция и технические характеристики многих приборов претерпели изменения.
Одновременно с ракетой создавался комплекс наземного оборудования для пусков ракеты с предварительно подготовленной в инженерном
отношении площадки (бетонирование, закладка фундаментной плиты под пусковой стол, создание укрытий для передвижных дизельных
электростанций и других агрегатов, а также выполнение работ по прокладке наземной кабельной сети).
Технологический процесс работы агрегатов при подготовке ракеты Р-1 к пуску, а также конструкция агрегатов мало чем отличались
от ракеты А-4. Главным конструктором наземного комплекса ракеты Р-1 был В.П. Бармин. Созданное впоследствии под его руководством
ГСКБ "Спецмаш" стало головной организацией в стране по наземным комплексам.
Первый пуск ракеты Р-1 состоялся 17 сентября 1948 года под руководством Государственной комиссии, председателем которой
был С.И. Ветошкин, техническим руководителем С.П. Королев.
На первом этапе летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) было испытано 9 ракет Р-1, из которых только одна достигла цели
(10 октября 1948 года). Причины аварий были, в основном, из-за низкого качества изготовления агрегатов и систем ракеты, недостаточного
объема проверок узлов и приборов, неотработанности некоторых систем.
Для второй серии ракет в целях повышения их надежности пришлось внести много изменений в бортовые приборы системы управления.
Было подготовлено 20 ракет (10 пристрелочных и 10 зачетных), из которых 17 выполнили свою задачу. Потребовались дополнительные
экспериментальные работы, чтобы обеспечить безаварийные пуски ракеты Р-1.
25 ноября 1950 года ракету Р-1 с комплексом наземного оборудования приняли на вооружение.
Для совершенствования массовых и эксплутационных характеристик ракеты Р-1 разработчики предложили использовать несущий
бак горючего и применить отделяющуюся от ракеты в конце активного участка головную часть (ГЧ). В этом случае для
носителя расчетным оставался только участок активного полета, значительно более благоприятный по механическим и тепловым
нагрузкам, чем атмосферный участок нисходящей ветви траектории полета. Для экспериментальной проверки этих новых идей,
главным образом для изучения особенностей отделения головной части в конце активного участка траектории, и была создана ракета Р-1А.
Однако, в связи с тем, что многие организации заинтересовались возможностью использовать новую ракету для своих целей,
программа экспериментов вышла далеко за рамки первоначального замысла.
Ракета Р-1А стала первой ракетой, поднявшей научную аппаратуру в спасаемых контейнерах в верхние слои атмосферы (контейнеры
располагались в районе стабилизаторов ракеты). Отделение ГЧ оказалось настолько удачным решением, что использовалось
во всех последующих конструкциях отечественных ракет.
Геофизические ракеты Р-1Б, Р-1В, Р-1Д и Р-1Е
Уже на ракете Р-1А для физических измерений параметров верхней разряженной атмосферы установили приборы системы,
условно названной ФИАН-1. Это были первые геофизические эксперименты. Полученные данные послужили базой для подготовки
широкой программы научных исследований по геофизике в интересах Академии наук СССР и разработки модификаций ракеты Р-1,
специально предназначенных для этой цели (Р-1Б, Р-1В, Р-1Д и Р-1Е).
Все четыре пуска ракеты Р-1Б в июле - августе 1951 года были вертикальными, из которых один оказался неудачным.
На борту ракеты находились подопытные животные в специальном герметичном отсеке, исследовалось их поведение в условиях
невесомости. 22 июля 1951 года впервые на ракете Р-1В успешно летали собаки Дезик и Цыган.
Ракета Р-1В отличалась от ракеты Р-1Б только тем, что вместо аппаратуры ФИАН-1 монтировалась парашютная система спасения
корпуса ракеты. Всего было проведено два пуска в июле - августе 1951 года.
На ракете Р-1Д в отличие от ракет Р-1Б и Р-1В, где подопытные животные спасались вместе с герметичным отсеком на парашюте,
каждая из двух собак катапультировалась в скафандре, смонтированном на специальной тележке, имеющей парашютную систему и систему
жизнеобеспечения. Кроме того, на ракете Р1-Д вместо отсека с аппаратурой ФИАН-1 была установлена аппаратура для исследования
распределения по высоте плотности ионизации в ионосфере и изучения распространения сверхдлинных волн в атмосфере
и космическом пространстве. Три пуска ракет Р-1Д проводились в июне - июле 1951 года, и все были удачными.
При пусках ракеты Р1-Е была сделана еще одна попытка найти конструктивное решение, обеспечивающее спасение корпуса
ракеты. Для этой цели на головной части установили три пороховых ускорителя, сообщавшие ей скорость отделения около 12 м/с.
Однако этого оказалось недостаточно. Новый конструктивный вариант системы спасения корпуса ракеты заключался в использовании
пиропушки, которая должна была не только вводить в действие вытяжные купола парашютов, но и одновременно освобождать
парашютные пакеты, в которые были уложены основные купола парашютов. Всего провели шесть пусков с января 1955 по апрель
1956 года, четыре из которых были удачными.