|
КРИКАЛЕВ
Сергей Константинович
Бортинженер, космонавт-испытатель
ракетно-космической корпорации "Энергия"
им. С.П. Королева, Россия
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: 27 августа 1958 года в городе Ленинграде
(ныне г. Санкт-Петербург).
ОБРАЗОВАНИЕ: В 1981 году окончил с отличием Ленинградский
механический институт (ЛМИ) (Военмех), машиностроительный
факультет, специальность - "проектирование и производство
летательных аппаратов", получил диплом инженера-механика.
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат.
Жена - Терехина Елена Юрьевна, 1956 года рождения, инженер РКК "Энергия".
Дочь - Крикалева Ольга Сергеевна, 1990 года рождения, школьница.
НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ: Герой Советского Союза, Герой Российской
федерации, Летчик-космонавт СССР. Награды: медаль "Золотая
Звезда" Героя Советского Союза, орден Ленина, медаль "Золотая
Звезда" Героя Российской Федерации, орден Дружбы народов.
Награды зарубежных государств: офицер ордена Почетного
Легиона (Франция), медали НАСА "За космический полет" (1994,
1998, 2001), медаль НАСА "За особые заслуги".
Награды научных и общественных организаций: орден Орла
1-й степени (Ассоциация промышленников России).
УВЛЕЧЕНИЯ: Высший пилотаж, плавание, подводное плавание,
горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (Х75М1К).
ОПЫТ РАБОТЫ: С 1981года - инженер ГКБ НПО "Энергия".
Занимался разработкой инструкций для космонавтов, разработкой
предложений по отображению информации оператора на пультах
и дисплеях орбитального комплекса "Мир", корректировал
бортовую документацию космической станции "Салют-7".
В январе 1984 года по результатам экзаменов отобран кандидатом в отряд космонавтов
НПО "Энергия".
2 сентября 1985 года, решением Государственной межведомственной комиссии зачислен
в отряд космонавтов НПО "Энергия". 10 ноября 1985 года приказом Министра
общего машиностроения назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели
отряда космонавтов НПО "Энергия".
11 февраля 1987 года назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов
НПО "Энергия".
С 7 апреля 1992 года инструктор-космонавт-испытатель, заместитель начальника
отдела НПО "Энергия".
Работал в Центре Управления Полетами сначала в должности разработчика радиограмм,
а затем, на протяжении нескольких долговременных экспедиций, в должности 'Методист
по действиям экипажа и бортовой документации'. После потери связи со станцией "Салют-7" в
феврале 1985 года работал в группе создававшей и отрабатывавшей методику полета
на неуправляемую станцию. До начала тренировок основного экипажа (Джанибеков-Савиных)
отрабатывал различные варианты методик в составе "технологического экипажа" (Викторенко-Крикалев).
В процессе работы в отделе принимал участие в подготовке космонавтов в ЦПК
и на Байконуре. После зачисления в отряд космонавтов продолжал работу в том
же отделе начальником группы, а затем заместителем начальника отдела.
В 1985-1986 годах прошел курс общекосмической подготовки в ЦПК им. Ю.А. Гагарина.
В 1986 году решением Межведомственной квалификационной комиссии ему присвоена
квалификация "космонавт-испытатель".
В 1986 - 1988 годах проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе "Буран",
а затем, в составе экипажа (4 экипаж со Щукиным) 22 марта 1988 года заменил
в основном экипаже корабля "Союз-ТМ-7" А. Калери, отстраненного от
подготовки по состоянию здоровья.
С 22 марта 1988 года по 11 ноября 1988 года проходил подготовку в качестве
бортинженера основного экипажа корабля "Союз ТМ-7" по программе ЭО-4/Арагац
на ОК "Мир" вместе с А. Волковым и Ж.-Л. Кретъеном (Франция).
Прошел подготовку в качестве основного испытателя для первого испытания средства
передвижения космонавта (СПК).
Вместе в А. Волковым готовились к приему и началу эксплуатации нового модуля "Квант
2". В соответствии с программой полета прошли подготовку к выходам в открытый
космос.
Первый космический полет совершил с
26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года в качестве
бортинженера КК "Союз-ТМ-7" и ОК "Мир" по
программе ЭО-4/Арагац. Продолжительность полета: 151
сут 11 час 08 мин 24 сек.
В 1990 году проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа
корабля "Союз ТМ-11" по программе ЭО-8 и совместного Советско-Японского
полета на ОК "Мир" вместе с А. Арцебарским и Р. Кикути (Япония).
С декабря 1990 года по апрель 1991 года проходил подготовку в качестве бортинженера
основного экипажа корабля "Союз ТМ-12" по программе ЭО-9 на ОК "Мир" вместе
с А. Арцебарским и X. Шарман (Великобритания).
Второй космический полет выполнил с
18 мая 1991 года по 25 марта 1992 года в качестве бортинженера
КК "Союз ТМ-12" и ОК "Мир" по программам
ЭО-9 и ЭО-10. В ходе полета выполнил 7 выходов в открытый
космос общей продолжительностью 36 час 29 мин. Продолжительность
полета: 311 сут 20 час 00 мин 54 сек.
С 1 ноября 1992 года по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им. Л.
Джонсона (НАСА) в качестве специалиста полета-4 экипажа корабля "Дискавери" по
программе STS-60. Прошел полную подготовку и был сертифицирован для работы
с манипулятором шаттла (для захвата свободно летящего спутника, включая работу
со спутником, потерявшим ориентацию).
Третий космический полет совершил с
3 по 11 февраля 1994 года в составе экипажа STS -60 на
бору космического корабля "Дискавери" в качестве
специалиста полета-4. Продолжительность полета: 8 сут
07 час 09 мин 22 сек.
С апреля 1994 года по январь 1995 года проходил подготовку в Центре им. Л.
Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 экипажа корабля "Дискавери" по
программе STS-63. Одновременно с тренировками по дублированию STS-63, совместно
с отрядом астронавтов НАСА, начал работу по новой международной станции. После
изучения и сдачи зачетов по американскому скафандру для выхода в космос работал
в нем в гидролаборатории для отработки процедур сборки будущей станции в космосе.
Перед полетом работал в Центре управления полетом в Хьюстоне (ЦУП-Х), оказывая
помощь во взаимодействии между двумя ЦУП.
3 февраля 1995 года был дублером специалиста полета-4 космического корабля "Дискавери" STS-63.
Во время полета был назначен руководителем 1-ой консультативной группы (группы
экспертов из московского центра управления для работы в центре управления в
Хьюстоне). На наиболее ответственных участках полета работал в главном зале,
помогая организовывать связь между 2-мя ЦУП и двумя экипажами. Далее аналогичная
работа во время полетов STS-71, 74, 76. Как представитель группы управления
принимал участие в переговорах между РКА и НАСА о распределении работ.
С января 1996 года назначен бортинженером основного экипажа первой экспедиции
на Международную космическую станцию (МКС-1). Запуск планировался на май 1998
года.
С октября 1996 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа
МКС-1 вместе с Ю. Гидзенко и У. Шепардом (США).
С 30 июля 1998 года назначен в экипаж КК "Индевор" по программе STS-88.
С 17 сентября по ноябрь 1998 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона
(США) в составе экипажа STS-88.
Четвертый космический полет выполнил
со 2 по 14 декабря 1998 года в качестве специалиста полета-4
на космическом корабле "Индевор" по программе
STS-88. Это был первый пилотируемый полет по программе
сборки Международной космической станции. В ходе полета
к Функциональному грузовому блоку "Заря" был
пристыкован американский узловой модуль NODE 1 Unity.
Вместе с командиром шаттла Р. Кабаной впервые открыл
люк в МКС. Участвовал в работах на борту МКС. Продолжительность
полета: 11 сут 19 час 17 мин 55 сек.
С 1999 года продолжил подготовку в качестве бортинженера
основного экипажа МКС-1 вместе с Ю. Гидзенко и У. Шепардом
(США).
СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ: 1 разряд по плаванью, кандидат
в мастера спорта по многоборью (на первенстве Ленинграда
в 1979 году).
С 1977 года занимался самолетным спортом. В 1980-1981 годах - входил в состав
сборной Ленинграда по высшему пилотажу. В 1981г. - получил звание "Мастер
спорта СССР" по высшему пилотажу.
С 1982 года - занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова
в Москве.
В 1982 году выступал на Чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и был
кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту.
1983 год - стал абсолютным чемпионом города Москвы по высшему пилотажу.
В финале Спартакиады народов СССР и чемпионате СССР выступал за сборную РСФСР,
где занял 3-е место в командном зачете и 8-е место в личном.
1985 год - Выступления на Первенстве социалистических стран по высшему пилотажу
в составе 2-й сборной СССР и был членом сборной России по высшему пилотажу на
планерах. Стал серебряным призером чемпионата мира по планеризму в одном из упражнений.
В 1986 году - стал чемпионом СССР и чемпионом Европы в командном зачете, а также
чемпионом по упражнению. Получил звание "Мастер Спорта международного класса".
1997 год - Чемпион Мира и 1-х Воздушных Игр в командном зачете, а также серебряный
призер в личном зачете.
Освоил пилотирование самолетов Як-18А, -50, -52, -55, -55М, Су-26, -29, Л-39.
Совершил ознакомительные полеты с инструктором на МИГ-21, -25, и Ту-134. Получил
лицензию 2-го пилота самолета Т-38 (США) и налетал на нем более 140 часов.
Фотоархив
|
|