Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/web/2014/students/arutyunova.doc
Дата изменения: Fri Nov 7 19:22:40 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 06:06:21 2016
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: внп

Арутюнова А. Д., гр. 509
В 2005г., согласно Плану выполнения решений Всемирного саммита по
устойчивому развитию в Йоханнесбурге, предполагается начать переход
мирового сообщества к устойчивому развитию. Между тем, пока недостаточно
понятно, что представляет собой будущая модель (форма) цивилизационного
развития, чем она отличается от современной формы (модели).

Основное отличие будущей модели устойчивого развития от нынешней модели
неустойчивого заключается в том, что новая модель ориентирована на
выживание человечества и сохранение биосферы, тогда как нынешняя грозит
дальнейшим обострением глобальных проблем и планетарной
антропоэкологической катастрофой.

Переход от модели неустойчивого развития как рыночно-
экономоцентрической формы развития может быть представлен как процесс
введения с помощью управления (в том числе и на глобальном уровне)
определённых ограничений на стихийный цивилизационный процесс. Эти
ограничения прежде всего носят экологический (биосферный) характер,
ориентируя экономику на реализацию принципов экологической безопасности и
устойчивого природопользования (в первую очередь на замену невозобновляемых
природных ресурсов на возобновляемые). Однако устойчивое развитие мыслится
не только как баланс экономики и экологии, но и более широко, предполагая
учёт широкого спектра социальных императивов, и, прежде всего социальной
справедливости. Социальная справедливость требует наряду с равным
распределением базовых благ (например, экологических) реализации в обществе
с помощью государства соответствия вклада деятельности каждого человека
получаемым им благам.

С точки зрения перехода к устойчивому развитию должны произойти и
существенные изменения в экономике, которая должна перейти на путь более
полной и многосторонней интенсификации, когда рост экономической
эффективности будет обеспечиваться в основном за счёт качественных факторов
при минимизации количественных параметров. Указанные выше ограничения по
мере их введения будут обеспечивать переход вначале к «слабой», а затем и к
«сильной» устойчивости, причём эти управленческие импульсы можно
рассматривать как рационализацию социально-экономического процесса,
превращение его из экономоцентрического в системнокоэволюционный процесс,
обеспечивающий дальнейшее существование всего мирового сообщества.
Предлагается под устойчивым развитием понимать управляемое социоприродное
развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее
дальнейшее безопасное неопределённо долгое развитие цивилизации.

В разговоре об устойчивом развитии на первое место выдвигается вопрос о
том, что же такое устойчивое развитие, насколько необходимо следовать
устойчивому развитию, какие преимущества даёт следование устойчивому
развитию. Ответив на эти вопросы, можно попытаться ответить на вопрос, как
же должна действовать Россия в вопросе устойчивого развития.

Интернет-сайт «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru) даёт следующее
определение устойчивого развития: «(англ. sustainable development -
поддерживаемое развитие) - такое развитие общества, при котором улучшаются
условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остается в
пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная
основа функционирования человечества. При устойчивом развитии
удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих
поколений. В англоязычной литературе под словом sustainable понимается
очень мягкое поддерживающее управление. В соответствие с этим концепция
устойчивое развитие подразумевает развитие региона через самоорганизацию
при рамочной внешней поддержке, предупреждающей возможность его перехода в
состояние необратимой деградации среды. Для человечества в целом эта
концепция подразумевает частичное, целенаправленное, поддерживающее
перемещение финансовых ресурсов из богатых регионов в бедные при широком
обмене экологическими знаниями и информацией. Термин содержит в себе
противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, подчеркивает
необходимость постоянного развития (в т. ч. материального), а с другой,
предполагает ограничение этого развития. С позиции эволюционного учения
спорно также само сочетание терминов устойчивость и развитие».

Современное отечественное образование для устойчивого развития (ОУР)
выросло из экологии

(http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/development/material_05.php),
поэтому зачастую под «устойчивым развитием» подразумевается «экологичное
развитие».

Одно из определений, приводившихся Ю.Л. Мазуровым в рамках настоящего
курса, звучит как «Устойчивое развитие - это процесс модернизации социума
на основе синтеза традиций и экологически приемлемых инноваций».

В работе Н.С. Касимова и Ю.Л. Мазурова «Концепция устойчивого развития
и её производные: студенческий дискурс», даётся следующее определение:
«Устойчивое развитие - процесс, при котором естественная динамика
социальных систем не затрагивает их структурных и качественных
особенностей».

Как видим, определения УР имеют порой различный контекст. Это вполне
логично, согласно работе В.А. Садовничева и Н.С. Касимова об ОУР
(http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/development/material_05.php), где
указывается на необходимость перехода в ОУР от фиксированного знания к
изменяющемуся знанию.

В то же время, уже в определении УР заложено противоречие, кроме того,
что некоторые определения не согласуются друг с другом, даже в одном и том
же определении можно усмотреть противоречия. В частности вызывает сомнения
сочетание тезисов о «улучшении условий жизни человека» и «неизменности
структурных и качественных особенностей социальных систем».

На современном этапе развития общества, при сохранении или росте
численности населения эти пункты вступают конфликт. В сегодняшней экономике
(когда экстенсивная модель развития более не применима из-за исчерпания
ресурсов Земли, и мир живёт по интенсивной модели развития) улучшение
условий жизни человека возможно при увеличении ВВП на душу населения. В то
же время сам ВВП (за вычетом тех конечных продуктов, которые «проедаются»
без остатка) - это показатель, характеризующий прирост национального
богатства. Следовательно, рост ВВП - это вторая производная от
национального богатства, т.е. ускорение изменения национального богатства.
Таким образом, в современной экономике улучшение условий жизни человека
возможно при постоянно и всё более меняющейся среде жизни.

Этот эффект можно наблюдать по всё убыстряющемуся внедрению инноваций
во всех сферах жизни. Сам факт ускоренного внедрения инноваций не столь
сильно (не критически) противоречит концепции устойчивого развития, однако,
как показывает практика, в настоящее время ему сопутствует ещё один эффект:
удорожание инноваций, которое идёт параллельно ускорению разработки и
внедрения инноваций. Таким образом, в случае сохранения тенденции на
улучшение условий жизни человека (и при сохранении структурных и
качественных особенностей социальных систем) мир неизбежно столкнётся с
огромной стоимостью инноваций, так что будут отсутствовать внутренние
ресурсы для их разработки и внедрения. Как показывает мировая история,
подобная ситуация не уникальна: например, аналогичные проблемы испытывала
Римская Империя в период своего упадка (и что более важно с точки зрения
современной ситуации - ещё перед собственно упадком).

Сама необходимость ускоренного внедрения инноваций также несколько
(хотя и не критически, как было отмечено выше) противоречит
поступательности развития. Постоянное внедрение инноваций означает, что
люди должны постоянно менять свою жизнь, самосовершенствоваться, в том
числе в способах получения своих доходов. На практике, это малореализуемо,
особенно для людей в возрасте.

Ю.Л. Мазуров указывает, что УР - это развитие на основе сочетания
традиций инноваций. На практике так зачастую и происходит: традиции
закрепляют существующее положение вещей, в то время как ресурс для
инноваций постепенно накапливается, в какой-то момент происходит накопление
критической массы и внедрение инновации. Но развитие при этом идёт не
плавно, как хотелось бы, а скачкообразно, через кризис «застаивания»
традиций, болезненный для носителей инновационной составляющей, и кризис
необоснованно резкого внедрения инноваций для носителей традиций. Плавное
внедрение инноваций зачастую невозможно т.к. до тех пор, пока не существует
критической массы для внедрения инноваций, носители традиций не готовы
расстаться со своим доминирующим положением, а после того, как критическая
инновационная масса набралась, существует мало оснований для сохранения
традиций - как минимум более позднее внедрение инноваций ведёт к отставанию
от конкурентов, причём после каждого цикла смен традиций на инновации
данное отставание будет всё сильнее увеличиваться, о какой бы сфере жизни
мы не говорили.

Таким образом, осуществлять «плавное», «бескризисное» внедрение
инноваций без отставания от конкурентов возможно только в условиях
отсутствия конкурентов - т.е. При всеобщей договорённости о чуть более
консервативном поведении. Но данный сценарий противоречит необходимости
улучшения жизни человека - при излишне консервативном поведении не будет
происходить необходимых для поддержания роста условий жизни человека
инноваций.

Выход из данного тупика взаимодействия традиций и инноваций возможен в
случае повсеместной готовности (с точки зрения любых акторов, в том числе
обычных людей) на постоянную замену устаревших моделей действия на более
новые - тогда развитие может идти плавно (если ему не мешают другие
проблемы, например, описанные выше), но это также требует изменения
структурных и качественных особенностей социальных систем.

В целом, рассматривая идею устойчивого развития можно видеть высокую
степень её утопичности. Несколько перефразируя её можно сказать так, УР -
это сохранение статус-кво при постоянном его улучшении. Ни сохранение
своего уютного мира, ни его улучшение, равно как и стремление к этому, ни в
коей мере не является чем-то плохим. Напротив, это весьма благородная цель
для человечества. Однако современное положение дел в мире говорит о том,
что вероятность реализации подобного сценария крайне низка. Более того,
возможно именно поэтому, из-за осознания большой величины вероятности
крушения существующего миропорядка и появилась на свет концепция
устойчивого развития, как оппозиционная существующим естественным
тенденциям.

Как показывает история, подобные мировоззренческие концепции редко
реализуются современниками, зато охотно используются последующими
поколениям - так что, по моему мнению, реализация концепции УР возможна, но
не на текущем этапе развития человечества. Может быть она станет основой
для следующего этапа в истории цивилизации, но между этим «завтра» и
«сегодня», скорее всего, должен произойти большой цивилизационный кризис.

Что касается России, то с моей точки зрения, наша страна должна
участвовать в мировом движении к УР осознано, не пренебрегая своими
интересами. Так, в частности, в ходе прочитанного курса имел место пример
об идее голландцев о «справедливом» распределении мировых ресурсов: мировые
ресурсы должны быть распределены в соответствие с численностью населения -
чтобы на каждого человека в реальности приходилось одинаковое количество
ресурсов.

Данная идея противоречит национальным интересам России, обладающей
богатыми природными ресурсами, но не богатой численностью населения.
Казалось бы, национальные интересы могут отойти на второй план, когда речь
идёт о справедливом общемировом соглашении. Проблема заключается в том, что
а) меняя данные по условиям соглашения «на входе» можно добиться изменения
данных (т.е. в т.ч. собственной выгоды) «на выходе», б) не существует
единого понятия справедливости. Рассмотрим чуть подробнее:

а) Привязка ресурсов к численности населения чревата стремлением
увеличить численность населения в своей стране, и уменьшить её у соседей, в
том числе силовыми методами. Для подобного рода соглашений неприемлемы
легко изменяемые величины, особенно в аспекте жизни и благополучия людей;

б) Как минимум существует обратная возможность: квотировать численность
населения в зависимости от наличия ресурсов. Кроме того, понятие
«справедливость» вообще очень многозначно. Например, можно говорить о
справедливости, когда всем достаётся равная часть чего-то. Аналогично
«справедливо» выглядят распределение «по потребностям», «по труду», «тем,
кто способен себя сам обеспечить - равные доли, кто не способен - чуть
большие» и т.п. При этом часто занимается позиция, которая наиболее выгодна
для себя. Занятее же позиции, не выгодной для себя чревато ущемлением своих
собственных интересов. Поиск интегральной итоговой «справедливости» как
правило осуществляется через переговоры, торг, поиск компромисса.

Россия в данной ситуации обладает лучшими исходными позициями и нет
смысла добровольно от них отказываться: нашей стране принадлежат огромные
природные богатства. Данный ресурс надо пытаться использовать в
национальных интересах - мы должны отстаивать позицию, согласно которой нам
должны платить за доступ и пользование нашими ресурсами (вплоть до питьевой
воды и «лёгких земли»), а не мы должны раздавать всем наши ресурсы и
считаться виноватыми в случае отказа.

Ещё одно замечание о идеях, подобных голландской, состоит в том, что
они фактически противоречат концепции УР. Согласно концепции, благоприятные
условия живущих поколений не должны создаваться путём отнятия права на
благоприятные условия жизни для будущих поколений. Между тем,
перераспределение ресурсов в соответствие с населением фактически
противоречит этому принципу, и это противоречие должно быть тем более
понятно для людей, знакомых со знаменитой «уравниловкой» - невозможно
инвестировать в будущее, если независимо от качества действий (труда)
эффект (зарплата) получается одинаковым. Аналогично и в нашем примере: в то
время как в одних частях земного шара идёт разрушение среды во благо
живущих без заботы о будущем, в других местах сохраняется наследие для
будущих поколений, путём отнятия у настоящих. Отнятие этого сохранённого
наследия в пользу тех мест, где необдуманно проживали текущий момент, вряд
ли можно назвать оправданным.

Процесс перехода к устойчивому развитию является глобальным, и отдельно
взятая страна не может перейти на этот путь, пока другие страны будут
оставаться в рамках старой модели развития. Вот почему важно использовать
стихийно начавшийся процесс глобализации и направить прежде всего его
экономическую, экологическую и социальную составляющие на реализацию целей
устойчивого развития.

Широко признанная мировым сообществом концепция устойчивого развития,
представленная Комиссией Брундтланд в 1987 году - это западный аналог
исторически предшествующей ей российской концепции рационального
природопользования, успешного разрабатывавшейся В.И. Вернадским. Идея
Вернадского стостояла в том, что технический прогресс возможен и при
сохранении природных богатств. Отечественная концепция рационального
природопользования оказалась одной из наиболее востребованных в практике
государственного управления как в советский, так и в постсоветский период.
Отдельные её положения нашли отражение в двух последних конституциях,
законах и подзаконных актах страны.

Активное распространение идей устойчивого развития в России, как и в
других странах мира, началось после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992
г.

Основной вывод, который был сделан на конференции ООН, может быть
сформулирован так: «в настоящее время доминируют процессы экономического
роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи
богатого меньшинства. Одновременно они ведут к рискам и дисбалансам, в
одинаковой степени угрожающим и богатым, и бедным. Такая модель развития не
является устойчивой для богатых и не может быть повторена бедными.
Следование по этому пути может привести нашу цивилизацию к краху».

Главами всех государств была одобрена Декларация, в основу которой
положен ряд принципов:

1) Ориентация процесса развития только на традиционные экономические
показатели далее неприемлема. Для достижения устойчивого развития защита
окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и
не может рассматриваться в отрыве от него;

2) Все государства и все народы должны сотрудничать в решении важнейшей
задачи искоренения бедности - необходимого условия для обеспечения
устойчивого развития - в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более
эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира;

3) Право на развитие должно быть реализовано так, чтобы справедливо
удовлетворить потребности развития как нынешнего, так и будущих поколений.

Основной вывод, который вытекает из этих принципов: «устойчивое
развитие страны невозможно без широкого внедрения ресурсосберегающих
технологий и реализации концепции инновационного производства».

К основной Декларации в Рио-де-Жанейро были разработаны дополнительные
соглашения, определяющие научное и научно-практическое сотрудничество.
Специалисты сформулировали задачи, которые предстоит решить для достижения
этой цели.Важнейшими из них являются следующие:

. разработка и внедрение перспективных технологий в области воспроизводства
сырьевой базы и производства промышленной продукции;

. рациональное использование сырьевого потенциала и получение экологически
чистой продукции;

. минимизация негативных воздействий на окружающую среду;

. отказ от затратного потребления первичных природных ресурсов.

Для реализации перечисленных задач необходима целенаправленная и
сознательная работа людей, поэтому конечной целью перехода на модель
устойчивого развития должно быть формироавание нового состояния общества, в
котором основным признаком национального богатства станут духовно-
нравственные ценности и знания людей, живущих в гармонии с окружающей
природой.

В переходе к устойчивому развитию Россия имеет ряд особенностей:
высокий интеллектуальный потенциал и наличие мало затронутых хозяйственной
деятельностью территорий, составляющих более 60 % всей территории страны, -
благодаря которым она может сыграть роль лидера в переходе к новой
цивилизационной модели развития. В настоящее время важно выйти из
системного кризиса, обрести относительно стабильное и безопасное состояние,
из которого можно наименее болезненно начать переход на траекторию
устойчивого развития.

Специфика перехода России к устойчивому развитию помимо необходимости
его ноосферной ориентации связана с тем, что этот переход по историческим
масштабам времени совпадает с переходом к рыночным отношениям и демократии.
Важно, чтобы дальнейшие реформы и государственные решения ориентировались
именно на стратегию устойчивого развития страны, а не на модернизационные
советы сторонников движения по модели неустойчивого развития.

Сегодня очевидно, что стратегически России выгодна именно национальная
концепция устойчивого развития. Концепция, отстаивающая интересы России и
объединяющая общество для реализации этой великой и гуманной идеи.
Концепция, в русле которой будет разработана стратегия устойчивого развития
России и реформировано законодательство.

Принципиальное значение приобрела разработка в соответствии с
рекомендациями Конференции Рио-92 Концепции перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 1 апреля 1996 г. ? 440. В соответствии с этим же Указом Президента
Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от
8 мая 1996 г. ? 559 осуществлена подготовка проекта Государственной
стратегии устойчивого развития Российской Федерации. В 1999 г. указанный
проект Государственной стратегии был в основном одобрен Правительством
Российской Федерации. Однако стратегия устойчивого развития России
правительством РФ до сих пор нигде не была обнародована. Известен только
"принятый за основу" проект Государственной стратегии устойчивого развития
РФ на 1997-2000 гг. Впоследствии, из-за чехарды со сменой правительств о
нем благополучно забыли, и информации о подобных работах пока нет.

К тому же эти документы имеют весьма общий характер и не отражают всей
важности обозначенной проблемы.

Государственная Дума создала Комиссию по проблемам устойчивого развития
и разработала некоторые рекомендации "О формировании стратегии устойчивого
развития России".

В стране создан ряд некоммерческих, общественных, учебных и других
организаций, так или иначе занимающихся вопросами устойчивого развития, но
комплексного системного подхода, объединяющего усилия этих организаций,
пока нет.

Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен
только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее
регионов. В некоторых регионах страны уже начаты разработки региональных
моделей устойчивого развития. Примерами могут служить такие регионы России,
как Красноярский край и Волгоградская область.

Очень интересна точка зрения В.М.Платонова, считающего, что
«предложенная Западом концепция устойчивого развития скрывает в себе важный
операционный смысл. Формирование и реализация концепции по западному
сценарию обуславливает претворение в жизнь идеи монополярного мира, с
четким ранжированием роли каждой из стран. Устойчивый Мир по-американски
оставляет России и многим другим странам место эколого-сырьевого придатка».
По мнению В.М.Платонова «есть серьезные основания предполагать, что если
сегодня не разработать свой собственный сценарий 2(стратегию) развития
нашей страны, то мы будем жить по чужому сценарию». (В.М.Платонов, 2001).

Очевидно, что в устойчивой стране должен быть устойчивый
государственный аппарат. Основой для успешных действий может являться
фундаментальный подход к процессам жизнедеятельности, как к целостным,
неравновесным процессам.

Россия, в силу своего всё ещё значительного природного и экологического
потенциала, в состоянии развиваться устойчиво, «следуя императивам
концепции устойчивого развития» (Касимов Н.С., Мазуров Ю.Л., 2007).

Переход к устойчивому развитию - процесс весьма длительный, так как
требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и
экологических задач. Поэтому реализация принципов устойчивого развития
должна рассматриваться поэтапно. Начальный этап перехода России к
устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых
экономических и социальных проблем.

На следующем этапе должны осуществляться основные структурные
преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная
экологизация процесса социально-экономического развития. На этом этапе
экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за
счет рационализации использования богатого природного потенциала России и
снижения его относительных затрат на душу населения.

В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации
взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю
которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть
в этом процессе одну из ключевых ролей. Движение человечества к устойчивому
развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной
В.И.Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и
индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека,
живущего в гармонии с окружающей средой.

Подводя итог, можно сказать, что в России есть предпосылки для перехода
к устойчивому развитию, но, во-первых, этот процесс очень долгий и требует
детального, на мой взгляд, выполнения поставленных задач, а во-вторых,
переход к устойчивому развитию невозможен, если его осуществят только лишь
отдельные субъекты федерации. Наша страна имеет огромную территорию,
которой тяжело управлять, но устойчивое развитие - это необходимое
требование для дальнейшего процветания, иначе наша страна вновь окажется к
глубоком кризисе. С другой стороны, переход к этому более высокому уровню
организации общества невозможен без прохождения индустриального,
промышленного этапа развития страны. Нельзя «перескочить» к устойчивому
развитию, не имея для этого необходимый базис. Но можно постараться хотя бы
направить развитие государства в правильное русло и попытаться сохранить те
природные, исторические и «человеческие» богатства, что ещё остались.
Наконец, пока не изменится наше расточительное отношение к природным
ресурсам, пока все поколения не начнут уважать достижения наших предков,
пока не возникнет у населения стремления сохранить окружающую среду, пока
люди не станут добрее друг к другу и к природе, вряд ли получится
осуществить переход к устойчивому развитию или хотя бы наметить путь к
нему.

Представления о взаимодействии природы и человека со временем постоянно
менялись. Существовали прямо противоположные точки зрения.

На определенных этапах развития превалировала доктрина о том, что
человек, вооруженный знаниями и техникой, может господствовать над природой
и изменять ее. Считалось, что техника и природа антагонистичны и гармония
между ними невозможна.

Между тем появление на Земле человека и формирование человеческого
общества - это закономерные явления в процессе эволюции нашей планеты.
Столь же закономерно и появление техники как продукта ума и деятельности
человека, поэтому в настоящее время общепризнанным является тезис о том,
что техника и природа могут развиваться согласованно и гармонично. Такое
развитие возможно в результате нахождения научно-обоснованного компромисса
между объектами природы и социальной и трудовой деятельностью человека на
базе научно-обоснованных данных, на изучении и понимании законов
существования и развития человеческого общества.

Между тем оформилась и стратегия выживания человечества (как составная
часть концепции устойчивого развития), основные её элементы следующие:

1) Производить больше, используя при этом меньше сырьевых ресурсов и
энергии на единицу продукции посредством повышения эффективности
производства, сохранения возобновимых ресурсов, технологических
нововведений, утилизации отходов. (Как пример можно привести Японию,
которая сейчас производит на 81% больше продукции, чем в 1973 году при
таком же количестве используемой энергии).

2) Постепенно сокращать, а затем и остановить рост численности
населения (не более 2,0 - 2,1 ребенка в семье).

3) В слоях общества имеющих высокие доходы, преимущественно в развитых
странах, сокращать потребление. Херман Дейли (США), один из лидеров нового
направления - экологической экономики - предлагает согласиться с введением
предельного минимального и максимального дохода. Минимум, должен обеспечить
разумные потребности в питании, одежде, медицине и образовании, а максимум
не должен превышать минимум более, чем в 20 раз.

4) Обеспечить перераспределение жизненных благ (включая экологические
услуги), между теми, кто потребляет слишком мало, и теми, кто получает
слишком много. (В мире существует 358 миллиардеров, совокупное богатство
которых равно всему имуществу наиболее бедных 2,5 млрд. людей).

5) От современной стратегии экономики, когда достижения оцениваются по
показателям количественного роста (например, по величине ВНП) прейти к
стратегии развития по показателям, характеризующим изменения качества жизни
людей.

Но каждый из пунктов не соответствует установившемуся порядку вещей.
Потребуются значительные усилия для осуществления столь глубоких перемен.

Очевидно, что стратегия устойчивого развития несовершенна, но в то же
время, это наиболее реалистичное из того, чем располагает мир, и потому
может рассматриваться на этом этапе как основа стратегии выживания.

Необходимо достичь разумной сбалансированности социально-экономического
развития человечества и сохранения окружающей среды путем как
технологического прогресса, так и рационализации потребления.



















































Список литературы

http://www.ecoculture.ru

Касимов Н.С, Мазуров Ю.Л. Концепция устойчивого развития и её
производные:

студенческий дискурс - М. - Смоленск: Универсум, 2007.

Платонов В.М. Актуальные проблемы устойчивого развития России. //
Вестник

Российского университета дружбы народов. - Cерия: Политология. - 2001.
- ? 3.