Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/web/2014/students/voytenko.doc
Дата изменения: Fri Nov 7 19:04:56 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 06:02:15 2016
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: золотая рыба

Войтенко Юлия, гр. 517

География - наука, изучающая географическую оболочку Земли, ее
структуру и динамику, взаимодействие и распределение в пространстве ее
отдельных компонентов. Основные цели - географическое исследовательско-
научное обоснование путей рациональной территориальной организации общества
и природопользования, создание основ стратегии экологически безопасного
развития общества. Важнейший предмет географического изучения - процессы
взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и
взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на
локальном, региональном, национальном (государственном), континентальном,
океаническом, глобальном уровнях. Сложность объекта исследования обусловила
дифференциацию единой географии на ряд специализированных научных
дисциплин, что дает основание рассматривать современную географию как
систему наук, в которой выделяются естественные, или физико-географические,
и общественные географические науки.

Объединение общественных и естественных географических дисциплин в
пределах одной системы наук во многом определяется очень тесной
взаимосвязью между объектами, изучаемыми ими и общностью научной задачи,
которая состоит в комплексном исследовании населения, природы и хозяйства в
целях самого эффективного применения природных ресурсов, размещения
производства в рациональных параметрах и создания самой благоприятной среды
для проживания населения.

В системе "География" выделяются:

- естественные науки, к которым принято относить физическую географию в
полном смысле этого слова (включая ландшафтоведение, общее землеведение и
палеогеографию), климатология, геоморфология, гидрология суши, гляциология,
океанология, геокриология, а также география почв и биогеография,

- общественные географические науки - это региональная и общая
экономическая география, география сельского хозяйства, география отраслей
хозяйства (география транспорта и география промышленности), политическая
география и география населения,

- картография - это техническая наука, которая входит в систему
современных географических наук благодаря историческим причинам и общности
главных задач с другими географическими науками.

- страноведение.

В географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом
сочетается c научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую
в равной степени интересовали бы вода и суша, рельеф Земли и атмосферные
процессы, живая природа и территориальная организация жизни и деятельности
людей. Синтез этих знаний характеризует современную географию. Проблемы
взаимодействия природы и общества, выражающиеся в поисках путей
рационального природопользования, интенсификации производства требуют
комплексного подхода, единого взгляда на окружающий нас мир.

Достижения современной географии позволяют ей выработать такой взгляд
через овладение знаний, составляющих основу миропонимания, мировоззрения,
дающих представление о современной географической картине мира как о части
общей научной картины мира.

Вопрос о географической культуре, географической образованности
молодого поколения, а, следовательно, и всего народа продолжает оставаться
весьма актуальным, уровень этой образованности недостаточно высок. Об этом
свидетельствуют широко известные многочисленные примеры географического
невежества при осуществлении ряда социально-экономических мероприятий.
Пример, как пишет еженедельник «География», содержание плакатов с
предвыборной агитацией, появившихся в московском метро в феврале 2004 года.
На них изображены очертания России. без Курильских островов и без
Калининградской области. Изображение сопровождается издевательски
выглядящей в этом сочетании цитатой из Конституции о том, что президент
должен выступать гарантом территориальной целостности страны. Страшен не
сам факт появления в Москве карты территории России без земель, за которые
наши отцы и деды кровью заплатили в Великую Отечественную войну. Более
страшно то, что миллионы наших людей спокойно проходят мимо кощунственной
карты, содержащей прямое оскорбление нашего национального достоинства.

Попробуйте сказать американцу, что в его стране только 48 штатов.
Попробуйте забыть на карте США, за целостность которых отвечает местный
президент, Аляску и Гавайи. Каждый американец знает свою территорию.
Американская школа при всех недостатках вкладывает в умы и души своих детей
национально значимую и национально ценную информацию о государственной
территории.

Невозможно представить себе, чтобы во Франции была вывешена перед
президентскими выборами карта страны без Корсики. Французы настояли, чтобы
на карте Европы, помещенной на банкнотах евро, были означены все их
заморские департаменты. Цели школьного географического образования, поворот
научных знаний к нуждам человека, к практическому их применению - основа
формирования географической культуры в обществе, умение грамотно
ориентироваться в природе и обществе.

Сегодняшнее человечество является продуктом своих вчерашних действий по
использованию, приспособлению и изменению природы Земли сначала в интересах
своего выживания, а затем развития. Таким образом, роль географии в
подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве
огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры
как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в
школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.

Культура - это высшее проявление человеческой образованности и
профессиональной компетентности. Географическая культура включает четыре
основных компонента: географическое мышление, географическую картину мира,
язык географии, методы географии.

Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание
образованной, культурной личности, владеющей основными элементами
политической, художественно-эстетической, физической культуры, культуры
труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений. Фундаментом общей
культуры служит все содержание образования: комплекс знаний, идей,
ценностных представлений, способов познания, мышления, практической
деятельности, без овладения которыми невозможно взаимоотношение и
взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.

География интегрирует естественные, общественные и технические элементы
научного знания. Современная география изучает пространственно-временные
взаимосвязи и взаимодействия в географическом пространстве, которое
представляет собой целую систему человек-природа - хозяйство-окружающая
среда.

Географическое образование является основой для становления
географической культуры. Формирование географической культуры человека -
это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный
на сохранение нашей планеты, с помощью социально-экономической деятельности
общества, на понимание взаимодействия трех главных компонентов: человека,
природы и общества.

Таким образом, роль географии в подготовке учащихся к жизни, к
поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение
географических знаний и географической культуры как составной части общей
культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого
вопроса трудно переоценить.

В то же время в системе географического образования просматривается
противоречие между содержательным потенциалом науки географии,
общеобразовательными и методическими возможностями школьного курса
географии и уровнем его освоения в рамках учебного процесса. Иными словами,
наметился концептуальный разрыв между географической культурой и условиями
освоения духовного, ценностного, экологического, социально-экономического и
творческого ее богатства. Это несоответствие связано с ориентацией на
технократическую модель географического образования. Эта модель в ХХ в.
обусловила активизацию экологических и духовно-нравственных проблем
современной цивилизации; в ней сохраняется прежняя цель - освоение
географических знаний, равно как и ориентация на традиционные принципы
функционирования, поддерживающие характер, предметная сущность,
репродуктивное воспроизводство знаний, крайняя социализация в ущерб
развитию и самореализации личности, творческой, природоохранной и инженерно-
хозяйственной деятельности.

В настоящее время методика обучения географии развивается в
гуманистической, культурной среде и предусматривает интеграцию личности в
систему мировой и национальной культуры (Закон РФ «Об образовании»).

География интегрирует естественные, общественные и технические элементы
научного знания. Современная география изучает пространственно-временные
взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности,
представляющей собой целостную систему «человек-природа-хозяйство-
окружающая среда», развивает географическое мышление; формирует культурный,
ценностный смысл природы и природосберегающей деятельности.

Важным фактором устойчивого развития является экологическая культура
населения, ее понимание сохранения окружающей среды понимания ее процессов
и взаимозависимости здоровья человека и природы. Очень важно развивать
экологическую культуру населения для сохранения окружающей среды, так как
именно образование позволяет апеллировать к сознанию человека и ожидать от
него ответственного отношения к природе и минимизации вредного влияния на
среду в ходе своей жизнедеятельности. В формировании экологической культуры
основную роль на себя должна взять система образования. Без образования и
формирования культуры населения тяжело будет сохранить окружающую среду.
Законодательные акты, запретительные и даже карательные меры без
формирования культуры населения будут малоэффективны в сохранении
окружающей среды.

Экологическая культура не может быть воспитана отдельно, она является
составной часть общей культуры человека, как образ и правила жизни играют
важную роль в бережном отношении к природе. Основное содержание
экологической культуры составляют экологические знания, умения и навыки,
приобретенные в процессе экологического образования и воспитания.

Формирование экологической культуры должно вестись в двух направлениях:
экологическое образование и экологическое воспитание. Если экологическое
образование подразумевает получение конкретных знаний об окружающей среде и
ее процессах, то экологическое воспитание это осознанное понимание и
принятие данных процессов и ее значимости.

Для воспитания экологической культуры делается многое, в том числе и на
международном уровне, на совещании Комитета по экологической культуре
Европейской экономической комиссии в Вильнюсе в 2005 г. была принята
«Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития».

Разработка концепции устойчивого развития в течение последних 20 лет
означало переход на высшем международном уровне от «пожарной деятельности»
по снижению негативных последствий допущенных ошибок в управлении обществом
и природопользовании к профилактическим мероприятиям по упреждению
возможных катаклизмов, так и в области природопользования, вплоть до
сложнейших вопросов глобальной устойчивости биосферы. Если полвека тому
назад приходилось в срочном порядке разрабатывать международные договоры о
прекращении испытания ядерного оружия, сокращении загрязнения Мирового
океана, ограничении хищнического лова рыбы, защите китов от полного
истребления, т.е. решать неотложные проблемы экологической безопасности и
охраны природы. Но постепенно на первый план стали выходить вопросы менее
острые, направленные на своевременное предотвращение нежелательных
последствий антропогенной деятельности.

По мере накопления позитивного опыта в среде международного
сотрудничества, все яснее проявляется нарастающий разрыв между глобальным
перспективным восприятием действительности, формирующимся в среде избранной
интеллектуальной элиты, и традиционным народным восприятием жизни через
призму проблем сегодняшнего дня. Ситуация усугубляется еще и тем, что
развитие мирового сообщества все время ускоряется, как результат нарастания
скорости научно-технического прогресса, а общество в массе своей
оказывается не готовым к предстоящим перестройкам, к пониманию жизненной
необходимости своевременного изменения системы приоритетов в своем
поведении. Это ярче всего проявляется в двух областях: в экологической
ответственности и в социальных конфликтах.

Острее всех процесс ускоренного развития вынуждены будут ощущать
отсталые народности и государства, которые по численности намного
превосходят страны «золотого миллиарда». Экономическая, технологическая и
информационная диспропорция между развитыми и развивающимися странами
создает опасные предпосылки, как для злоупотребления возможностями богатых
партнеров, так и для неадекватно агрессивной реакции бедных партнеров на
объективный вызов времени, требующего изменения устаревших форм
хозяйственных и социальных отношений.

Образование призвано способствовать безболезненной интеграции стран с
различными религиозными, этическими, хозяйственными и культурными
традициями в единый согласованный организм. Образование выступает одной из
предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом
эффективного управления и развития демократии. Для этого предлагается
ввести в учебный процесс целый ряд нетрадиционных тем, а так же усилить
междисциплинарность обучения для того, чтобы научится ставить и решать
комплексные социальные и экологические проблемы. Очевидно, что такая
амбициозная задача с трудом укладывается в рамки и формы традиционного
образования.

Опыт развития экологического образования за последние 20 лет, позволяет
в общем виде дать ответ на этот вопрос - поэтапное обучение по темам и
формам, отвечающее запросам различных возрастных групп населения.

Закладка элементов ответственного отношения к природе в форме ухода за
растениями и животными - одна из важнейших задач экологического образования
на этапе начальной школы. Почему - то этот важный практический прием
воспитания ответственности остается необязательным в системе дошкольного
образования.

На уровне основной школы в рамках дисциплин «Биология», «География»,
«Химия» можно добиваться становления экологической культуры как культуры
разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической
деятельности на основе понимания хрупкости природной среды.

В высшей школе экологическое образование получает развитие в двух
основных направлениях:

1. как общеобразовательная модель устойчивого развития, согласно
которой каждый профессионал, вне зависимости от специфики выбранной
профессии должен в полной мере обладать качествами: социальной
ответственности, инициативности, прогнозирования развития ситуаций,
способностью формулировать проблемы и искать пути их решения.

2. как профессиональная сфера знаний и навыков, соответствующая
выбранному профилю специализации.

Дополнительному образованию принадлежит особая роль в экологическом
образовании и воспитании, так как оно обладает высокой адаптацией к
происходящим в обществе изменениям, может быстро реагировать на запросы
любых возрастных категорий, а главное, предлагает свободу выбора программ и
направлений обучения.

Образование для устойчивого развития фактически нацелено на общее
повышение интеллектуального уровня населения, осваивающего все более
сложные разновидности знаний, форм мышления и продуманных действий.

Экологическое образование на наших глазах претерпело впечатляющую
эволюцию. Оно начиналось со стремления воспитать у людей любовь к природе и
бережное отношение к ее богатствам. Вскоре экологическое образование
вобрало в себя еще несколько направлений, связанных с предотвращением
загрязнения окружающей среды, утверждением здорового образа жизни и др.
Затем все больше внимания стали уделять экологической культуре, как системе
высоких жизненных приоритетов. Наконец, в соответствии с внутренней логикой
развития, экологическое образование переросло рамки экологической культуры
и породило область, которую можно было бы назвать социальной культурой XXI
века, необходимой для успешной интеграции человечества, предотвращения
социальных и экологических катаклизмов.

Современному образованию важно достойно принять вызов времени,
требующий глубинного объединения естественных и гуманитарных знаний, для
того, чтобы воспитать человека, способного заботится о будущем
человечества, оставаясь на твердой почве достоверных знаний объективных
законов существования природы и общества.

Сегодняшнее человечество является продуктом своих вчерашних действий по
использованию, приспособлению и изменению природы Земли сначала в интересах
своего выживания, а затем и развития. И сегодня люди во всем мире
продолжают задаваться извечным вопросом: Как обустроить свой земной дом для
себя и будущих поколений?

Географическая культура позволяет рассматривать географическую среду
через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе,
социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности. В
этом случае изучаемые природные и социально-экономические объекты
раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека.

Формирование географической культуры - это способ гармонизации
отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей
планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на
понимание бытия трех самоценных начал: природы, человека, общества.