Излагаются разработанные авторами способы автоматического управления сближением и стыковкой объектов космического базирования.
Рассмотрены задачи управления объектом, начиная с момента его существования на 'опорной' орбите и до момента контакта с целью или зависания в непосредственной близости от нее.
Предлагаемые алгоритмы представляют собой сочетание способа трехимпульсного перелета, реализующего простую аналитическую схему определения управляющих воздействий, и 'гибкого' терминального управления для коррекции текущей траектории движения.
В качестве исполнительных органов рассматриваются импульсные реактивные двигатели малой тяги. Как измерительное устройство используется оптический датчик, ориентирующийся в направлении на световые реперы, закрепленные на 'пассивном' объекте. Вне зоны видимости реперов используется стандартный набор бортовых навигационных средств.
Показано, что предложенные способы управления математически не формализуются, и каждая конкретная задача требует своего набора алгоритмов управления, но все они основаны на применении некоторых общих принципов.
Показано, что предложенные способы довольно просты в реализации и в то же время обеспечивают высокую устойчивость динамического процесса и точность выполнения поставленных задач.
Представлены экспериментальные результаты работы действующей модели системы автоматического управления. Модель представляет собой аппарат, работающий в водной среде и реализующий сближение и посадку на подводную мишень в автоматическом режиме.
|