Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.laspace.ru/projects/planets/luna-9/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:55:58 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: юпитер
Автоматическая межпланетная станция "Луна-9"

Автоматическая межпланетная станция "Луна-9"

  • Обзор проекта

  • Основные задачи

  • Описание миссии

  • Научная аппаратура

  • Значимость миссии

  • Галерея

Космический аппарат был предназначен для осуществления мягкой посадки на поверхность Луны с целью получения телепанорамы лунной поверхности и проведения научных исследований.
  1. Назначение планетные исследования
  2. Статус выведен из эксплуатации,
  3. Объект исследований Луна
  4. Дата запуска 31 января 1966
  5. Космодром Байконур
  6. Средства выведения Ракета-носитель "Молния-М" с разгонным блоком "Л"
  7. Масса аппарата 1583,7 кг
Космический аппарат был предназначен для осуществления мягкой посадки на поверхность Луны с целью получения телепанорамы лунной поверхности и проведения научных исследований.

Первые автоматические станции для посадки на Луну были разработаны в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева. В ходе 11 пусков (4 января 1963 года - 3 декабря 1965 года.) были отработаны бортовые системы станции, однако главная цель - мягкая посадка на поверхность Луны - достигнута не была.

Автоматическая станция состояла из корректирующе-тормозной двигательной установки ( тяга основной камеры двигателя до 4,6 тонны ) и сферического блока баков, герметичного отсека системы управления, двух сбрасываемых навесных отсеков системы астроориентации "Юпитер" и радиовысотомера больших высот, а также главной полезной нагрузки - автоматической лунной станции

Автоматическая лунная станция (АЛС) представляла собой герметичный контейнер сферической формы. Внутри приборного контейнера размещены приборы радиокомплекса метрового диапазона КРС, угломерной системы дециметрового диапазона "Маяк-6", телеметрической системы, программно-временное устройство, блоки автоматики и терморегулирования, химическая батарея и научные приборы. На вершине АЛС с внешней стороны установлены оптико-механическая телекамера и счетчики радиации прибора КС-17М. Верхняя полусфера АЛС на перелете закрыта четырьмя лепестковыми антеннами, которые после посадки раскрываются.

В ходе перелета в составе космического аппарата лунная станция со всех сторон была закрыта амортизаторами посадочного устройства из эластичного материала. Посадочное устройство АЛС было выполнено в виде двух надувных баллонов-амортизаторов. Они смягчали удар станции о лунную поверхность.

Высота АЛС на поверхности Луны со штыревыми антеннами - 112 см, а диаметр с раскрытыми лепестками - 160 см.

На Машиностроительном заводе имени С.А. Лавочкина, куда в 1965 году были преданы все работы по созданию автоматических межпланетных и лунных станций, по результатам предыдущих полетов в конструкцию и логику работы были внесены некоторые изменения:

  • усилена прочность оболочки амортизаторов;
  • наддув амортизаторов начинался после включения КТДУ на торможение.

  • гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, характеризующего тип лунных пород;
  • КС-17М - прибор для регистрации корпускулярного излучения, как на трассе перелета, так и после посадки на лунную поверхность.

Основным научным прибором автоматической лунной станции была оптико-механическая телевизионная камера с цилиндрическим иллюминатором. Угол зрения телекамеры составлял 360њ по горизонтали и 36њ по вертикали, число строк по кадру - 6000, число элементов в строке - 500. Скорость передачи изображения - 1 строка в секунду. Время передачи одной панорамы - 100 минут.

Главным результатом полета "Луны-9" стала первая в мире мягкая посадка космического аппарата на поверхность Луны и передача на Землю первых телепанорам лунной поверхности. Кроме того, в ходе полета "Луны-9" были проведены следующие наблюдения и измерения:

  • уточнено расположение внешнего радиационного пояса вокруг Земли;
  • установлено отсутствие заметного магнитного поля Луны и лунных радиационных поясов;
  • по полученным снимкам определены особенности микрорельефа поверхности Луны и, в частности, не обнаружено пыльного слоя значительной толщины.

По результатам полета "Луны-9" Международная авиационная федерация (FAI) зарегистрировала приоритетные научно-технические достижения станции:

  • мягкая посадка автоматической станции на поверхность Луны;
  • передача первой в мире круговой фотопанорамы лунной поверхности в районе посадки станции;
  • проведение научных исследований и измерений с помощью автоматического космического аппарата непосредственно на поверхности Луны.

Станцией "Луна-9" были установлены рекорды, зарегистрированные и подтвержденные дипломами FAI:

  • мировой рекорд наибольшей массы, доставленной на поверхность Луны автоматической станцией, в классе "С";
  • мировой рекорд продолжительности активного существования на лунной поверхности в классе "С".

Возврат к списку